Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:45, шпаргалка
1. Понятие мировоззрения и его типы. Роль М. в соврем. Обществ. жизни.
М–это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. М–это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом.
2. западники: не отрицали специфической миссии России в истории; не отрицали специфического русского пути, русской души. Но русский путь неотделим от исторического развития других народов, от опыта человечества.
3. подход считал: 1-ый подход – воскрешение славянофильства, 2-ой – западничества X1X в.; следует подняться над этими крайностями; учесть приобретенный исторический опыт и характер новой эпохи, принесший дифференциацию и интеграцию.
Рассмотрим основные линии спора:
1 спор. патриотизм и критика России совместимы ли?
Лосев: Любящий любит не потому, что любимое велико и огромно, а потому что все родное.
Понимание патриотизма у всех было с критическим подходом к российской действительности.
Розанов: Болит душа за Россию. Болит за ее нигилизм.
Ильин: Любить народ значит видеть его слабости, несовершенства, пороки. Тщеславие есть принятие своего народа за полное совершенство. Национальная гордость не должна внушать народу манию величия.
2 спор. Самобытность русского пути? Миссианизм и мессианизм.
Спор о самобытности России и ее историческом пути, шедший в начале XX в., связан с влиянием идей Соловьева.
3 спор. Что плодотворнее
для России – попытки
На протяжении XXв. внутр. революции, гражд.война, репрессии, две мировые войны, локальные войны. Эти войны были развязаны в Европе, велись в Европе, принесли бедствия нашему народу. Это дало в руки изоляционизма козырь в том, что:
Европейская цивилизация разрушительна и милитаристская; возникла концепция “Закат Европы”; цивилизационная отсталость России не недостаток, а черта, которую нужно сохранить; сохранить равнодушие к мат .благам, любовь к богу.
Особенно бурными споры о русской идее стали в годы 1 мировой войны. Время славянофильствовало. Возникла идея послевоенного наступления новой эпохи, отмеченной первенством России. Пробудился патриотизм, новый мессионизм.
Главное в истории России – объединение европейских и азиатских начал (в этом тезисе евразийцы противоречат себе).
В национальных культурах нет общечеловеческих элементов. Борьба за национальную самобытность русского народа.
Критика евразийцев: Подлинная суть евразийцев – отмежеваться. Бердяев отмечает положительные моменты у евразийцев:
Вскрыли опасность европоцентризма; Европа перестала быть монополистом культуры; народы Азии вновь войдут в мировую историю. Бердяев отмечает отрицательные моменты: не понимают, что окончание новой эпохи есть возникновение универсалистской эпохи; национализм первой мировой войны есть порождение новой истории; кончаются времена замкнутых национальных существований; нац. организмы ввергнуты в мировую ширь; взаимопроникновение культурных типов Востока и Запада.
2. Россия представляет собой “особый мир”. Она не европа и не Азия, а Евразия. Ее развитие есть итог, путь специфического исторического и культурного синтеза, породившего “серединную”, т.е. именно евразийскую культуру.
В истории становления и развития многонационального российского государства проблема славянских народов, их отношение к Европе решалось в единстве с проблемой взаимодействия славянских народов с народами восточными. Евразийский мир не вымысел, а реальная история. Евразийцы отмечали негативное отношение, которое сложилось к татаро-монгольскому игу, т.к. россияне много заимствовали от татар (н-р, создание принудительного госуд. центра; умение становиться могущ. ордой; умение противопоставлять западноевропейскому ощущению моря монгольское ощущение континента; проникновение в истинно русское благочестие, которого не было до татарщины).
3. евразийцы приковали
внимание к географическим
Хозяйственно-географический аспект;
для России с различными природными условиями
предпосылками хозяйствования не походит
капитализм (развивает анонимный тип личности),
не подходит социализм (нет места личностному
началу хозяина). Подходит для России новый
тип личности и хозяйствования – хозяйнодержавие,
у которого задача утвердить личность
в хозяйстве небезымянную, активную и
воспринявшую связь с абсолютом. Хозяйнодержавие
– система особого рода хозяйственной
соборности.
45. Ранняя греческая Ф и особенности ее категорий (Милетская школа, элеаты, Гераклит, Пифагор, Эмпедокл, Анаксагор)
Древнегреческая (античная, ионийская) философия возникла в ионийских городах западного побережья малой Азии, основана греками. Античная философия складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города астрономии, математических знаний; в результате обработки древней мифологии; в результате освобождения мировоззренческих представлений о природе и человеке от мифологии. Античная философия – совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н.э. и в древнеримском рабовладельческом обществе со 2 в. до н.э. до 6 в. н.э. В 6 в. до н.э. философия и знания о природе не были отделены друг от друга:
Характерны еще отсутствие поляризации на материализм и идеализм.
Античная философия развивалась на протяжении XII - XIII веков, с VII века до н. э. по VI век н. э. В историческом плане античную философию можно разделить на пять периодов:
1) натуралистический период,
где основное внимание
2) гуманистический период с его вниманием к проблемам человека, прежде всего к этическим проблемам (Сократ, софисты)
3) классический период
с его грандиозными
4) период эллинистических школ (стоики, эпикурейцы, скептики), занятых моральным обустройством людей
5) неоплатонизм, с его универсальным синтезом, доведенном до представления о Едином – Благе
К наиболее ранним философским школам Древней Греции относятся: милетская школа, школа пифогорейцев, школа Гераклита Эфесского, элейская школа, атомисты.
Первые учения - г. Милет VII - VI в. д.н.э. - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Так, Милетская материалистическая философская школа в Греции – характеризуется поиском первооснования субстанции мироздания и размышлением о человеке, его бытии и назначении. Представители данной школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен считали воду, воздух, т.е. нечто вещественное, телесное, единством, лежащим в основе явлений. Основателем Милетской школы считается Фалес.
Гераклит: космологические идеи тесно связаны с именем философа, материалиста, диалектика Гераклита, который считал, что первовещество природы - огонь, т.к. он наиболее подвижен. Все вещи возникают из огня согласно необходимости. В процессе движения всякое свойство переходит в свою противоположность: холодное становится теплым и т.д. Возникновение понятия “движение” – начало всего, оно источник всевозможных превращений, оно вечно в виде огня.
Основные элементы диалектики Гераклита: все сущее не только противоречиво, но взаимосвязано; единство противоположностей, которые предполагают друг друга; в борьбе противоположностей обнаруживается их тождество.
Эмпедокл: древнегреческий философ, материалист, в поэме “О природе ” свел все многообразие вещей к четырем корням: воде, воздуху, земле, огню. Это учение о четырех элементах удержалось много веков в античной и средневековой философии. Соединение и разделение элементов Эмпедокл объяснял действием противоположных сил притяжения и отталкивания (дружбы и вражды). Единое и многое переходит друг в друга попеременно по циклу, в котором 4 фазы: 1). 4 стихии перемешаны и не существуют – побеждает любовь; 2). Равновесие любви и ненависти; 3). господствует ненависть – элементы отделяются друг от друга; 4). равновесие ненависти и любви: появляются конкретные вещи. Смена фаз происходит вечно.
Анаксагор. Плюралист, древнегреческий философ, материалист: признавал качественное многообразие бесконечно делимых первичных элементов материи (семена вещей), из которых образуются все существующие вещи. Движущая сила, которая обуславливает соединение и разделение частиц – “нус” – “ум” – легчайшее вещество – творец.
Космогония Анаксагора: небесные тела возникли из беспорядочного смешения частиц вещества, в результате их вихреобразного вращения. Семена вещей иначе называют гомеомериями. Они вечно делимы, каждый их вид сохраняет все качества по принципу: все во всем или во всем есть часть всего.
Пифагор и ранние пифагорейцы. Пифагор из Самоса 580-500 г. д. н. э. Выдвинул реакционерное учение о порядке. В общественной жизни порядок - власть аристократов.Последователи Пифагора объединились в союз. Боролись с демократией. Отвергали материализм милетцев. Основа мира не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок - прообразующий общий порядок. Познать мир - значит познать управляющие им числа.
Все вещи состоят из противоположностей – чет - нечет, предел - беспредельное, единство - множество, правое - левое, мужское - женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличие от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспредельное - воздух (пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимодействия огня и воздуха.
Элеаты: представители философской
элейской школы, существовавшей в VI - V
вв. до.н.э.в древнегреческом полисеЭлея
на территории современной Италии. Наиболее
известными философами этой школы являлись
Парменид, Зенон Элейский. Парменид.
Составил законы для Элеи, которые даже
там долго действовали. Мир - вещественный
шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно
возможности движения (все заполнено).
Всякая мысль - есть мысль о существующем.
Поэтому не существуя никак нельзя мыслить
как несуществующе, откуда следует, что
несуществующего нет. Отсюда невозможно
возникновение и уничтожение. Из абсолютной
заполненности следует, что мир не имеет
частей. Он един. Множество - обман чувств.
Отсюда же следует вывод о невозможности
движения, возникновения, уничтожения.
Представления о движении - лишь мнение,
повседневные представления, от которых
следует отличать философию, как учение
об истине, недоступной восприятием. Учение
Парменида полно ненаучных, мифологических
представлений. В центре мира - богиня-правительница
(или правда, или необходимость). Она держит
жребий и правит всеми небесными движениями.
46. Объективный идеализм Платона. Учение об идеях и диалектики Платона.
Платон - великий мыслитель. Он был влюблен в философию: все философствование этого мыслителя является выражением его жизни, а его жизнь - выражением его философии. Он не только философ, но и блестящий мастер художественного слова. Платон – основатель объективного идеализма. Идея – умозрительная сущность бытия, совпадающая с образом мышления. Идея - центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея — это идея абсолютного добра — она своего рода «Солнце в царстве идей». Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой, которое как бы «вибрирует» в наших душах. Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов. Платон считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка. По Платону, распространение «нечестивых воззрений» пагубно влияет на граждан, особенно на молодежь, является источником смут и произвола, приводит к попранию правовых и нравственных норм. Греческая мысль до Платона не знала понятия «идеальное» в собственном смысле этого слова. Платон же выделил этот феномен как нечто самосущее. Он приписал идеям изначально отдельное от чувственного мира самостоятельное бытие. А это, в сущности, является удвоением бытия, что составляет суть объективного идеализма.
Идея души. Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». Здесь Платон имел в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделяющая.
О познании и диалектике. В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. В общем диалектика — это искусство «поисково думать», при этом думать строго логично, распутывая всевозможные противоречия в столкновении разных мнений, суждений, убеждений. Особенно подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Для философии природы Платона характерна ее связь с математикой. Платон анализировал диалектику понятий. Это имело огромное значение для последующего развития логики.
Этические взгляды. Ф Платона почти вся пронизана этическими проблемами. Идеал абсолютной объективной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противополагается приятному. Вера в конечную гармонию добродетели и счастья остается, но идеал абсолютной правды, абсолютного добра приводит Платона к признанию иного, сверхчувственного мира, полностью обнаженного от плоти, где эта правда живет и раскрывается во всей своей истинной полноте. По мысли Платона, высшее благо (идея блага, а она превыше всего) пребывает вне мира; Стало быть, и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Ведь душа, как уже говорилось, Получила свое начало не в земном, а в высшем мире. И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого рода зол, страданий. По Платону, чувственный мир несовершенен — он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым («Теэтет»); в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным («Федон»). Именно таким путем душа может восстать из своего падения в пучину чувственного мира и вернуться к исходному, обнаженному состоянию».
Этой тенденцией не исчерпывается этическое учение Платона; наряду с ней излагается примиряющая эвдемоническая позиция, которая позднее все более сказывается в его диалогах (например, «Филеб» и «Законы»), хотя она проявляется и раньше: в самой чувственности Платон высвечивает эрос, стремление к идеалу в высшей красоте и вечной полноте бытия.