Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 23:11, шпаргалка
Мировоззрение и его исторические типы.
Мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения.
Самым широким понятием в дух. жизни человечества является “мировоззрение”. Оно охватывает всю сумму знания, наполненную человечеством. В сущности, мировоззрение – представление человека о мире в целом и о своем месте в нем.
Когда-то мировоззрение понимали просто как сумму знаний людей о мире (с античности). Однако в этой трактовке не хватает человека (главного элемента).
- диалектическая : мир развивается, совершенствуется; источником развития явл. взаимодействия, борьба противоп. внутр. сил.; развитие идет спиралеобразно, возникают принципиально новые вещи, но они повторяют элементы старого; признание всеобщей связи вещей.
- гносеологическая ( познавательная): философия как система знаний дает определенную сумму сведений о мире, философия вырабатывает методы познания вещей, процессов.
- критическая – критика природы и общества. Философия настолько выполняет свои функции, на сколько она критична.
- прогностическая. Известны примеры соц. проектов, составленные философами. Платон- проект идеального общества, гос-ва. Соц. утопии Томаса Гора, религиозные утопии. Маркс- проект коммунистич. общества, апология- защита, оправдание.
3. Диалогичность философии.
Диалогичность философии.
Ф. в отличие от конкретных наук развивается в диалоге, в борьбе разных школ, направлений и течений. В ф. практически на каждый вопрос имеется два решения. В ф. есть основной вопрос, звучит у разных авторов по-разному. В традиции европейской ф. основной вопрос формулируется так, как сознание, мышление, дух относятся к природе, к материи, к бытию.
Вопрос имеет 2 стороны:
1) что первично сознание или материя?
2) познаваемый мир, можно ли вещи познать?(может ли человек познать вещь)
Решая этот вопрос философы разделились на 2 партии:
- мир, вещи, предметы природы существуют сами по себе, их никто не создавал (материалисты), сознание вторично
- первичным является сознание, вещь вторична (это идеалисты).
Идеалисты неоднородны:
1) Объективные (независящий от сознания). Вечно существуют идеи. Платон “вечна идея вещи, понятие”
Гегель “в основе всего сущего абсолютная идея, весь мир производный от нее”, “творец всего сущего - Бог”.
2) Субъективные. Творец всего предметного мира является сам индивид. Основной тезис: “Без субъекта нет объекта”. Каждый предмет есть комплекс ощущений субъекта (Давид Юм, И.Кант).
Гностики (гносис-знание)-философы, утверждающие, что вещи познаваемы, а человек способен познать вещи (материалисты и идеалисты). Агностицизм – течение ф. мысли, отрицающее познаваемость вещей человеком.
В ф. лит-ре есть и др. варианты формулировок основного вопроса ф.:
- почему есть нечто, а ничто?
Альберт Камю в работе “Будущий человек” основной вопрос ф., стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой? (экзистенциализм).
Развитие философии исторически протекало в борьбе материализма и идеализма, и нет оснований считать, что она подошла к концу. Это как 2 крыла. Диалогичность ф. складывается и по др. вопросам. В результате ф. существуют сенсуалисты и рационалисты.
Сенсуализм - течение ф. мысли, представители которого утверждали, что решающее значение в познании вещей имеют его чувства. Вещи таковы, какими нам их показывают наши чувства.
Рационализм – течение ф. мысли, по которому “решающее значение в познании человеком вещей имеет разум”. Кант (рационализм, иррационализм).
4. Типы философствования: общее и особенное.
Типы философствования.
Это определенный способ воспроизведения действительности в головах людей, результатом которой является некоторая картина мира.
Типы:
1.натуроцентризм (природоцентризм) – такой тип философствования, в котором утверждается, что решающей силой мироздания является природа, которая определяет судьбу человечества любого общества и каждого индивида.
З.Фрейд – основатель психоаналитической философии “человек является природным существом, его биологические инстинкты детерминируют поведение, судьбу каждого индивида и общества. Сексуальный инстинкт определяет поведение человека”. Представители географического детерминизма: “решающей силой в общественной жизни являются природные факторы: наличие полезных ископаемых, водные ресурсы, ландшафт, размер территории, климат и т.д.”. Мораль людей, законодательство зависят от этих условий.
Ш.Л.Монтескье: “в жарком климате женщины зависят от мужчин, в холодном наоборот. В горной местности люди бесстрашные”. З.Фрейд всю структуру общества объясняет через природу инстинктов.
2. теоцентризм (теос-Бог) – тип философствования, в основе которого признание Бога в качестве творца всего сущего, который определяет судьбу каждого человека. (религиозная философия)
3. социоцентризм – тип философствования, в котором утверждается, что общество есть венец развития природы ( мироздания), общество определяет судьбу каждого человека. Советская философия.
4. антропоцентризм - тип философствония, в котором утверждается, что центральной фигурой мироздания является человек, он волен распоряжаться миром по своему усмотрению.
Духовная картина мира: в сегодняшней России теоцентристское направление начинает набирать обороты. В зависимости от типа философствования зависит определение права:
- теоцентризм: право творит Бог
- социоц-м: право творят люди
- антропоцентризм: каждый человек имеет право
Юр. Учебники восприняли все (эклектика).
5. Родовая сущность человека. Родовая сущность человека.
Человек оказался весьма сложным объектом для научного познания. Сегодня человека изучают десятки конкретных наук: изучают тело, психику, речь, сознание, результаты деятельности человека. Но ни одна из этих наук не задает вопрос, что есть человек и в чем его сущность: как соотносятся сущность человека и его существование.
Варианты ответов на эти вопросы:
- в новое время в период буржуазного развития естествознания было замечено, что человек не отличается от животных физиологически. Единственное отличие – мочка уха.
- Бенжамин Франклин: человек – животное, изготавливающее орудия – поддержка естествоиспытателей и философов. Родовой признак человека – трудовая деятельность с помощью созданных орудий труда. Философия материализма.
- человек – символичное животное. Работа с символами – развитие речи и сознания.
- сущность человека – воля к жизни (Шопенгауэр), к власти (Фридрих Ницше) – есть сущность всего живого.
- человек – мыслящее существо. Египтяне: “человек- мыслящий тростник”, отличительный признак – сознание.
- инстинкты, Фрейд. Особенный инстинкт размножения.
- теологи: стремление к Богу, она дарована человеку Богом.
Отеч.: животные, которые в процессе трудовой деятельности изменяют себя и окружающий мир.
Запад.: человек – существо, изготавливающее орудия, материальные и символические признаки.
Маркс: сущность человека – совокупность, ансамбль всех общественных отношений – интерпретируют по-разному.
- не видел
биологического начала, преувеличивал
значимость социального, но он
характеризует не вообще
- французский
философ – экзистенциалист
Сущность людей – совокупность их взаимоотношений: добро и зло, вежливость, совесть, честь, терпимость – характеризуют индивида, но они возникают в результате общественных отношений.
У
каждого человека своя
Черты, которые выделяют человека из животного мира:
Родовая сущность – комплекс свойств человека:
- потребности:
человек таков, каковы его потребности.
Главная человеческая
- способности. Вопрос о природе способностей: поэтом рождаются, учатся или воспитываются.
- сознание – умение мыслить.
- профессиональные
качества. Человек – гибкое существо,
но возвышения его на новый
уровень дается с большим
Жизнь – трудная штука (Фрейд), человек – заботившееся существо.
Соответствует ли жизнь человека сущности человека как родовому феномену?
Классики: общее правило: существование должно соответствовать сущности, внешние условия должны обеспечить удовлетворение потребностей и их возвышение, внешняя среда должна обеспечивать развитие всех потенциальных возможностей индивида. Общественное богатство – всесторонне развитые способности человека. Если внешняя среда не удовлетворяет требования, люди имеют право протестовать, изменить ее.
6. Соотношение биологического и социального в человеке.
Кризис традиционных представлений о человеке.
1. “Уникальное
существо на планете Земля”. Бердяев:
“Человек – принципиальная
Переоценка человека.
Сегодня человечество более демократично, на Земле каждый вид растений является уникальным.
Принцип барьера между человеком и животным нет. Все животные существа живут по одним принципам.
2. Человек – венец природы (Карл Линей и др.)
Основу этой оценки заложили греки: тело человека уникально.
Сегодня обратили внимание, что человек как природное существо является слабым, беспомощным, он оголен перед силами природы.
Человек крайне неудачно устроен с точки зрения приспособительных возможностей, как природное существо он выжить не в состоянии. Человек вынужден переходить к самоуничтожению.
Августин Аврелий: разум – сомнительное образование, одно из неопределенных свойств человека. Тайна человеческого сознания не поддается раскрытию. Человеческий мозг используется на 8-13% . Кто создал мозг человека: Бог или природа? Эволюция: мозг увеличивается. Экологический кризис свидетельствует о том, что разум – эффективное приспособление.
Биологическое или социальное существо человека. Их соотношение в человеке.
Проблема является традиционной для философии. Исторически сложилось 3 ответа на этот вопрос.
1.человек - биологическое существо.
2.человек – социальное
3. человек – биосоциальное существо.
Как человек наполняет эти составляющие?
Человек – биологическое существо.
Позиция авторов этой теории биологизация. Фейербах – материалист, человек у него биологическое существо. “Моя сущность есть мое тело, мое тело есть мое я”.
Маркс критикует точку зрения Фейербаха “Сущность человека не есть абстракт, присущий ему, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений”.
Советские философы потеряли интерес к человеческому телу, тело не изучалось. В первое время о теле писали периферийные философы.
Основатель биологической школы Арнольд Герен, к этому числу относится и теория З.Фрейда, который считал, что главной силой, определяющей поведение человека, является его инстинкты, которые передаются биологическим путем. Набор инстинктов разнообразный.
Прежде всего действует первичное влечение (половой, агрессия, связанная с защитой жизни пространства, вещевой). Теория подвергалась большой критике.
В 20 веке ярким представителем стал Гелен: человечество биологически едино. Люди как биологическое существо целостны, одинаковы. Различия имеют социальную природу. Он заявил, что в человеке нет дуализма души и тела. Человек – деятельное существо, и как действующее существо человек не завершен биологически человек не совершенен. Главная сила – его инстинкты, характер инстинктов оценивается по-другому: прежде всего это инстинкт действия, инстинкт общения – коллектив орг-я труда.
Будущее за социализмом.
В 20 веке сложилось социобиологическое направление (больше всего в Америке). В человеке органически сочетается биологическое и социальное при ведущей роли биологического начала.
Социально-биологическую политику проводили и советские философы с 70-х гг. (Фролов “Перспективы человека”).
Многие философы выступают против, так как нет такой формы движения ( к человеку нельзя подходить механически). Человеческая жизнь уходит к биологическим корням. В современном варианте акцент на социальное. В американском варианте акцент на биосоциальное.