Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 23:11, шпаргалка
Мировоззрение и его исторические типы.
Мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения.
Самым широким понятием в дух. жизни человечества является “мировоззрение”. Оно охватывает всю сумму знания, наполненную человечеством. В сущности, мировоззрение – представление человека о мире в целом и о своем месте в нем.
Когда-то мировоззрение понимали просто как сумму знаний людей о мире (с античности). Однако в этой трактовке не хватает человека (главного элемента).
30. Понятие научного познания и его уровни.
Понятие научного познания и его уровни.
Научное познание – специальная деятельность по получению знаний относительно природы, общества и самого человека. Научное познание выполняет ряд функций: надо различать гносеологическую функцию науки и социальную функцию науки.
Длительное время вели речь только о гносеологической функции науки (3 гносеологические функции): 1) описание предмета 2) объяснение 3) прогнозирование его будущего состояния.
Описание сводится к констатации чувственно воспринятых свойств, качеств. Описание – важная стадия, но в практике научной работы недооценивается.
Объяснение: объяснить – выявить причинные связи изучаемого предмета, вскрыть сущность этого предмета, для чего надо изучаемое явление подвести под некоторые законы (некоторые: объяснение – выявление причинно-следственной связи; другие: объяснение – выявить законы).
Показать сущность предмета – 3-я черта. В наших знаниях есть такое, что через органы чувств не проходит.
Прогнозирование – важно предвидеть состояние исследуемых предметов, и важно при этом, что мы можем сделать с предметом для удовлетворения наших интересов.
Функция описания – малозначительна. Это неправильно, т. к. описывая объект, мы получаем новые сведения, факты, которые нередко противоречат устоявшимся стереотипам, идеологии.
В советский период за сущностное познание выдавали идеологию партии.
Социальные функции: вопрос поставлен недавно, разнообразие точек зрения.
Сегодня на 1-м месте – функция производительная сила общества (идея высказана Марксом). 2 года назад заявили: наука стала производной силой, т. е. сегодня техника создается на основе научных исследований. Промышленную революцию осуществили «самородки», самоучки.
Технология производства создается на основе исследований, а не методом проб и ошибок. На производство приходят люди со специальными научными знаниями. Социальная сила: более широкая характеристика социальной функции.
Наука преобразует не только производство, но и всю структуру общества. «Если правительство не хочет кормить своих солдат, оно будет кормить чужих солдат».
Воспитательная функция, прогностическая.
Научное познание осуществляется на 2-х уровнях:
Эмпирическое и теоретическое познание.
Важно эмпирическое познание не смешивать с обыденным познанием, т. к. оно тоже научное. Эмпирическое и теоретическое познание отличается особенностями предмета исследования.
Эмпирическое познание концентрирует внимание на количественной характеристике предмета (внешних свойствах явления, предмета).
Теоретическое познание вскрывает сущность предмета, закономерности его существования (сущность предмета).
Они различаются методами и качеством полученного знания. Эмпирическое знание как правило описательное, теоретическое – объяснительное, более глубокое.
Между уровнями познания существует связь соответствия, взаимного обогащения, возможно противоречие.
Эмпирическое познание более подвижно, оно ближе к реальности, контактно с ней связано. Теоретическое познание удалено от реальности, несколько отстранено от нее – возможно запоздание вывода, противоречие между ними.
Эмпирическое познание может фиксировать проблему, теоретическое познание – более устойчиво.
31. Методы эмпирического и теоретического познаний.
Методы эмпирического познания.
На 1-е место ставят наблюдение. Наблюдение – метод эмпирического познания, состоящий в целенаправленном восприятии познания общества с целью получения нового знания.
Научное наблюдение отличается целенаправленностью, систематичностью, жесткой регистрацией любого положения. Заранее определены способы фиксации результатов наблюдения: они должны быть строго соблюдены.
Решается вопрос о средствах наблюдения. В наблюдении возможно применение технических средств, оговаривается это заранее, учитывается возможность погрешности.
Наблюдение применяется во всех науках с учетом особенностей общественного исследования, различных ограничениях (если объекты – люди). Наблюдение осуществляется за объектом в его естественных условиях существования.
Социологи: включенное и невключенное наблюдение. Невключенное наблюдение: наблюдатель находится в системе. Включенное наблюдение: скрытое и открытое.
Эксперимент – метод эмпирического познания, связанный с созданием искусственных условий существования объекта. Постановка опыта: искусственные условия могут быть аналогичны естественному состоянию объекта, а могут не соответствовать естественным условиям существования объекта.
Эксперимент обладает рядом преимуществ по сравнению с наблюдением. Наблюдение как правило растянуто во времени. Эксперимент позволяет сократить время наблюдения, создать такие условия, в которых свойство больше проявится или не проявится.
Проведение эксперимента дорого, требует огромных затрат, которые окупаются лишь в конечном итоге, т. к. наука опережает производство. Фундаментальные исследования не обещают экономических результатов.
Данные экспериментов более надежны чем в наблюдении, т. к. можно задавать более жесткие условия, знание обнаружения условия достаточно категорично, надежно.
Сравнение. Требования: сравниваются сравнимые предметы, относящиеся к одному классу, роду. Сравнение предметов, относящихся к разным сферам имеет место, но оно мало информативно. На сравнение в новое время впервые указал Френсис Бэкон, он предлагал составлять таблицы исследования, в которых фиксировать совпадающие свойства и различающиеся. Обобщая материалы таблиц, сходства и различия, мы делаем вывод общего порядка.
Описание. При его применении важно определиться со средствами (язык). Требование – однозначности языка, слов, понятий, чтобы результаты могли быть адекватно поняты другими учеными (проблема – одни и те же люди описывают разными словами – иллюзия, что они выдвигают что-то новое).
Методы теоретического познания.
Формализация: метод связан с переводом знания в знаковую форму выражения. Наличные знания изображаем формулами, знаками, символами, графикой, диаграммами и начинаем пользоваться формулой как некоторой реальностью. Формула – эквивалент событий, процессов, фактов, мы ими манипулируем, чтобы получать новые знания, которые мы переводим в словесно-понятийную формулу.
Метод формализации предполагает закодированные знания – с помощью манипуляции новое знание – раскодирование.
Абстрагирование. Часть понимаем неправильно (отвлеченное, неконкретное). Гегель: это одностороння характеристика предмета. Абстрактно мыслить – мыслить односторонне.
Абстрагирование представляет мысленное вычленение некоторых свойств предмета и выражение их в понятиях. Понятиями пользуются как представителями вещи, предмета.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному: мы в описании предмета от односторонней характеристики его переходим к полному описанию строения, свойств. Описание предмета в конкретности.
Идеализация – метод теоретического познания, состоящий в том, что предмет наделяется предельно возможными свойствами ( физики: идеальный газ, идеальное черное тело. Юристы: идеализация – юридические законы во всех возможных свойствах и проявлениях).
Идеализация близка к «совершенной», т. е. все возможные свойства проявляются с максимальной полнотой.
Аксиоматизация (аксиома) – такой метод теоретического познания, основанный на использовании аксиом, т. е. положение истинности которых признана, не вызывает сомнений (математические аксиомы)
Вечны ли аксиомы? В других уголках мироздания – другие зависимости.
Гепотетически-дедуктивный.
32. Понятие и структура знания.
Понятие «знание» (в философской литературе нет надежного определения) – сведения, информация (но в объективном мире есть информация, которая не является знанием), способ существования сознания.
Но сознание не сводится к знанию, в нем есть и эмоции, экзистенциалы, чувства. Знание – это та часть информации, которая включена в структуру сознания, которая нами понята.
Понимание, понять – «вписать», ввести мысль в структуру сознания. Знание имеет опорные точки – понятия (слова). Понимание есть и на эмоциональном уровне.
Знание противопоставляется незнанию в смысле отсутствия информации и реально существующим предметам. Незнание включает реальные предметы и отсутствие у людей о них информации.
Содержание знания – нечто существующее, знание – отражение существующего в идеальной форме.
Структура знания: научное знание + вненаучные знания.
Ненаучное знание как соотносится с вненаучным знанием? Вненаучное знание шире. Знания различаются на явное (сформированное, выраженное в слове, зафиксированное) и неявное, интуитивное (не зафиксировано), но оно есть. Чаще всего это личностное знание, оно на стыке рационального и эмоционального (предчувствие и убежденность).
Неявное знание в большей мере к таким процессам имеет отношение («притягивание»). «Знание» тесно связано с «верой». В философии проблема их соотношения.
Соотношение знания и веры. В структуре мировоззрения вера имеет место. Вера – психическое состояние, связанное с восполнением недостающей информации, с признанием реальности субъективно оправданного, нужного, но достоверно не доказанного. Это важнейший элемент нашего духовного развития.
Гносеология: вера появляется тогда, когда мы находимся в ситуации дефицита информации. Социальная причина – ненадежность бытия. Вера как феномен духовной жизни у каждого человека, вер у каждого много в зависимости от предмета верования.
вера – вера в успех. Религиозная вера – вера в существование Бога, богов, которые участвуют в нашей судьбе, определяют ее => совершение культовых действий. Видов веры пока нет.
Соотношение сознания и веры. Проблема имеет две стороны: 1) чем руководствоваться в своей деятельности: знанием или верой
2) (специально для философии) как относиться к Библии и другим церковным книгам? Этот вопрос актуален для человечества в течении 1200 лет.
Фактически считается, что 1-м философом стал Кектулиан (2 в н. э.). «Верую, потому что абсурдно». Он считал, что в жизни человека решающее значение имеет вера, на основе которой он должен принимать решения. Т. о. путь цивилизации – строить отношения на базе эмоций. В Библии целый ряд мест умом понять невозможно. Т. о. человеческий ум слаб, не развит, не совершенен (невозможно понять умом библейские картинки: непорочное зачатие, хождение по воде).
В своих поступках и действиях человек должен ориентироваться на веру, приоритет отдавать чувственной сфере.Тертулиан: человеческое сознание, ум являются слабыми, неразвитыми, ограниченными. Если человеческий разум ограничен, то нет необходимости развивать образование, науку. Они являются мнимыми.Августин Аврелий (354 – 430): проблема соотношения для него является одной из центральных. Августин: вера – мышление с одобрением. Т.о. позиция Тертулиана исправлена. Для первых христиан (после того, как христианство стало официальной религией) духовенство стало важнейшей частью, занимавшей высокие посты в государственном аппарате. Вера доминировала в духовной жизни. Августин Аврелий почувствовал значимость ума. В характеристику веры он вводит рациональный момент, он приоритет отдает вере, но считает, что разум необходим – знания важны.
Ведущую роль с точки зрения Августина Аврелия принадлежит духовенству. Науку надо развивать под контролем церкви. Пьер Абеляр (2 в) высказывает противоположную точку зрения: решающее значение в жизни человека имеет ум. Он подкрепляет свою позицию только Библией: Библия на 1-е место ставит разум («вначале было слово» - logos – разум).
Иисус Христос – 1-й европейский пропагандист, он обращается к уму своих последователей, приобщает их к истине – и в практической жизни люди должны думать. А Библию мы должны понять, а потом поверить. Но позиция была отклонена.
Спор решил Фома Аквинский (1225-1274): неправильно противопоставлять разум и веру (что было раньше). У разума и веры свои сферы, свои области интересов, они не только не исключают и не противоречат, а даже дополняют друг друга.
Есть вопросы исключительной компетенции веры (библейские истины: вопрос о сотворении мира за 6 дней и др.), но есть такие сферы деятельности, в которых вера (в первую очередь религия) не должна вмешиваться, какие-то области – вопросы истории – в них вера не поможет.
Истины математики, логики – удел разума, вера эти вопросы не решает.
Т.о. Фома Аквинский сделал шаг в разработке концепции 2-х истин (религии и сознания): освобождение разума из-под контроля церкви. В отечественной литературе после 1917 понятие «вера» трактовалось односторонне, традиционно как религиозная вера. Сейчас «религиозная вера» - один из элементов веры.
В духовном мире каждого человека вера занимает очень важное место. Она помогает восполнить дефицит информации. Реальная оценка данного и некоторого предположения с нами всегда. Масштаб веры резко сузился (доверия).
33. Формы научного знания.
Формы научного знания.
Знание можно разделить на 2 части: обыденное и научное. Научное, обыденное знание не эмпирическое знание. Несколько форм научного знания: проблема, гипотеза, теория, закон, картина мира.