Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 23:11, шпаргалка

Описание работы

Мировоззрение и его исторические типы.
Мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения.
Самым широким понятием в дух. жизни человечества является “мировоззрение”. Оно охватывает всю сумму знания, наполненную человечеством. В сущности, мировоззрение – представление человека о мире в целом и о своем месте в нем.
Когда-то мировоззрение понимали просто как сумму знаний людей о мире (с античности). Однако в этой трактовке не хватает человека (главного элемента).

Файлы: 1 файл

ответы философия.docx

— 132.39 Кб (Скачать файл)

2) познание  с помощью чувств, а чувства  показывают, что вещи изменчивы. Познание с помощью чувств  является иллюзорным, т. к. показывает  вещи такими, какими они не  являются. Парменид т. о. четко разграничивает рациональное и чувственное познание.

Но он не объясняет процесс познавательной деятельности. А этот вопрос попытался ответить Демокрит (бытие – атомы и пустота). Его концепция познания мифологична. Он заявляет: все вещи, образованные соединениями атомов, испускают от себя образы в виде тончайших пленок, которые перемещаются и через отверстия в теле человека проникают внутрь тела. В результате чего человек видит, слышит, в нем появляются образы.

Реки полагали, что думает не голова, а все тело человека – если хочешь мыслить гармонично, то следи за своим телом (гимнастика на 1-м месте).

Иначе к вопросу о механизме познания подошел Платон (творец предметного мира – эйдосы, «идеи вещей», «понятия вещей», + в мире эйдосов –  имеется идея души). Находясь в гиперуране, души общаются с другими идеями. Душа внедряется в эмбрион. Каждый индивид имеет знания согласно его социальной роли в готовом виде, нужно их лишь припомнить.

Концепция познания Платона – концепция припоминания. Процесс обучения в школе, академии сводится к тому, чтобы научиться раскрывать собственную душу.

Аристотель: в основе познавательной деятельности человека лежит любознательность. Он отказался от концепции познания Платона, завив: представления об эйдосах не прибавляют нам ни грамма знаний о самом предмете, поэтому они излишни.

Аристотель: человек познает предметы путем их созерцания, т. е. чувственного восприятия. В этом процессе участвуют и чувства и разум, содействуют друг другу. Однако позиция субъекта познания в познавательном процессе пассивная. Человек наблюдает предмет, подмечает, регистрирует в уме, но не более.

Теологическая концепция познания.

Суть: процесс познания человеком вещей есть процесс откровения. Бог открывает человеку истину вещей. Субъект не признается суверенным участником процесса. Бог вкладывает в головы людей те или иные мысли.

 

23. Диалог сенсуализма  и рационализма.

Диалог сенсуализма и рационализма.

В европейской философии нового времени (с 17 в) сложились 2 гносеологической концепции – сенсуализм и рационализм.

Если в античной гносеологии философы пытались понять диалектику чувственного и рационального познания, то философы нового времени рассматривали процесс познания метафизически, т. е. односторонне.

Родоначальником новой европейской философии признается Френсис Бэкон (1565-1626). Его задача – великое восстановление науки. Он задал новую парадигму осмысления познавательного процесса. Предположил выбросить всю схоластику, т. к. она бесполезна, не нужна, в т. ч. Аристотеля.

Главное средство познания – чувственность и опыт. Знания необходимо получать обследуя конкретные предметы.

Бэкон: познавательной деятельности человека мешают 4 идола.

1) идолы  рода (идолы – нравы, царящие в  обществе) описаны намеками, есть  простор для интерпретации. Идолы рода – особенности строения,, организации наших органов чувств, т. е. такие качества, которые присуще всем людям, они искажают знания о вещах (н-р, горизонт – обман зрения, рельсы, дорога)

2) идол  пещеры – индивидуальные особенности  человека, такие которые мешают  ему правильно познавать вещи (эгоисты, гордецы, дальтоники)

3) идол  театра. Функциональные особенности  человека накладывают отпечаток  на его познавательную деятельность (профессиональная деформация), ролевое  воздействие. Вся жизнь театр, а  люди в ней актеры.

4) идол  площади: люди общаются между  собой, в общении используют язык, в котором существуют штампы. Это обедняет наше познание. Также  действия авторитетов, старших, начальников (устаревшие взгляды, за которые  продолжают держаться).

Бэкон: мы должны осмыслить идолы познания и учитывать их в познавательной деятельности.

В основе познавательной деятельности должен лежать опыт, манипуляции с предметом. Каждый предмет изучается отдельно, описываются его свойства. При изучении «включается» ум (анализ).

Бэкон называется эмпириком (чувственное познание с анализом).

Против его концепции выступил Рене Декарт (1594? – 1650) «Я не могу доверять тому, что хотя бы единожды обмануло». А чувства нас обманывают – в познавательной деятельности мы не можем доверяться чувствам, т. к. они нас обманывают.

Единственное, что надежно, - это наш ум, ум и должен составить основу нашей познавательной деятельности. «Мыслю – следовательно существую».

Надежность ума подтверждается тем, что если мы мыслим, то он существует.

В познании надо отталкиваться от тех идей, которые имеют общий характер. Если Бэкон предложил индуктивный метод познания, то Декарт предлагает дедуктивный.

Декарт: у каждого индивида имеется врожденные знания (Платон), именно знания общественного порядка, отталкиваясь от вывода общественного порядка, переходим к частному. Декарт – рационалист.

Рационализм – течение философской мысли, в котором утверждается, что единственным источником наших знаний является ум, разум.

Сенсуализм – течение философской мысли, в котором утверждается, что источником наших знаний являются чувства.

Против концепции Декарта выступил Локк. Тезис: в наших знаниях нет ничего такого, что не прошло бы через наши чувства. Сознание ребенка чистая доска и только воспринимая через органы чувств предметы, мы оставляем на этой доске знаки. Тезис ошибочен, т. к. сущность вещей, закономерности природы чувствами не воспринимаются (законы физики). Врожденным знаний у людей нет. Локк завершает формирование рационализма.

Рационалистом был Лейбниц: в сознании человека нет ничего такого, что не прошло бы через органы чувств, кроме самого сознания.

Сенсуалисты – Давид Юм, Беркли, Дени Дидро, Гольфбах, Гельвеций (книги об уме и о человеке).

 

24. Гносеология И. Канта.

Попытку положить конец полемике между сенсуалистами и рационалистами предпринял КантГносеология Им. Канта (1724 – 1804)

У него онтология и гносеология совпадают. Кант выступил новатором в философии: заявил, что предметом философии является познавательная способность человека. В философии нового времени ведущее значение имела гносеологическая проблематика, другие концепции были на периферии философского знания.

Все философы преимущественно спорят о том, каким образом человек преимущественно познает вещи: с помощью чувств или с помощью ума. Но прежде чем об этом спорить, надо посмотреть, как устроена наша познавательная способность. Она имеет 3 ступени:

1) живое  созерцание

2) рассудочное  познание

3) разум.

Эти ступени не противостоят друг другу, а взаимодействуют между собой.

1-я ступень  имеет априорные формы чувствительности, которые человек приобретает  после рождения и до вхождения  в общество: пространство и время. По Канту каждая вещь имеет  внутреннюю сущность – ноумен, он объективен, воздействует на  наши органы чувств. Т. о. в голове  человека появляется хаотические  ощущения. Своим продуктивным воображением  с помощью априорных форм чувственности  индивид упорядочивает эти ощущения, придает им форму, располагает  одно возле/после другого. Т. о. индивид  создает феномен вещи, т. е. внешнюю  сторону предмета.

В этих размышлениях Канта утверждается, что субъект познания не является созерцателем, простым наблюдателем. Он активное существо, т. к. формирует своим продуктивным воображением объективные познания, феномен.

Составив образы предмета, субъект переходит на ступень рассудка. Полученный образ предмета он выверяет с помощью априорных категорий, которые составляют содержание рассудка.

Рассудок наполнен категориями (12): основание, необходимость, случайность, причина и др.

Вывод: если феномен (внешняя сторона образа) предмета составляет категориям, значит мы получили истинное знание о предмете.

Если Аристотель считал, что истина – соответствие нашего знания предмету, то Кант утверждает: истина – соответствие предмета нашему знанию о нем, т. е. в априорных категориях рассудка человек заранее имеет определенные знания о предмете. Этот свой вывод относительно истины Кант назвал «копернианским переворотом в философии».

Кант выдвигает мысль о диалектическом взаимодействии всех 3-х ступеней человеческого познания. В результате верки мы воздействуем на чувственную ступень. Получив знания на ступени рассудка, мы их используем на 3-й ступени. Разум их обобщает и вырабатывает принципы поведения человека.

Идея Канта об активности субъекта познания имела перспективное значение, т. к. ставила вопрос об активности человека вообще. Но активность человека у Канта чисто духовная, мыслительная.

Разум человека в основном занят вопросами всеобщего характера, он пытается на основе материала первых 2-х ступеней ответить на вопросы, что такое мир, душа, бог. Решая их, разум сталкивается с противоречиями – антиномиями (антиномия чистого разума философии Канта).

Антиномия – высказывание противоположного содержания. Кант нашел 4 и призывал искать другие антиномии:

1) Мир  бесконечен во времени и безграничен  в пространстве (Мир конечен во  времени и пространстве)

2) Мир  состоит из сложных вещей, нет  ничего простого (Мир состоит  из простых вещей, в нем нет  ничего сложного)

3) В мире  все при чинно обусловлено, все необходимо, свободы нет (В мире имеется свобода)

4) В мире  имеется Бог (Бога нет).

Как Кант понял проблему антиномий: он утверждал, что он может с равным успехом доказать истинность одного суждения и прямо противоположного.

В форме антиномий Кант уловил диалектику мира, предметов, составляющих этот мир, но понял и выразил эту диалектику неверно. Антиномии человеческого разума – философские задачи, которые поддаются решению.

1) первая  антиномия решается т. о.: бесконечный во времени и пространстве состоит из конечных величин

2) мир  состоит из вещей, предметов, событий, которые одновременно являются  и простыми и сложными. Мир  и предметы мира системны. Во  всем имеется соотношение части  и целого. Целое состоит из  частей, но его свойства не  сводятся к сумме свойств частей, они всегда шире, больше, другие (н-р, вода).

3) принцип  детерминизма. Гегель возвращает  в философию тезис стоиков: свобода  есть осознанная необходимость. Человек может быть свободен  именно потому, что предметы мира  причинно обусловлены: может ставить  цель, подбирать средства и надеяться  на результат.

4) философы  предлагают вообще не решать  эту антиномию.

 

25. Ступени и формы познания.

Ступени и формы познания.

Считается, что познавательная деятельность человека имеет 2 ступени:

1) чувственное  познание

2) рациональное

Чувственное основано на деятельности чувств. Оно осуществляется в 3 формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – отражение в мозгах человека отдельной стороны предмета.

Восприятие – целостный чувственный образ предмета.

Представление – целостный чувственный образ предмета, воспринятый ранее, зафиксированный нашей памятью.

Центральная философская проблема – как соотносится образ предмета в голове человека с самим предметом, соответствует или нет.

Есть точка зрения – «физиологический идеализм»: образ предмета в голове человека не соответствует самому предмету. По образу мы не можем судить о предмете. Как возникает образ: каждый орган чувств и является носителем специфического вида энергии. Внешне предмет воздействует на рецепторы, возбуждает орган чувств и создает в голове человека соответствующий образ.

Плеханов: образ предмета в голове человека – иероглиф, знак, символ (нет соответствия между реальным образом и образом). Точка зрении подверглась критике, т. к. на самом деле соответствие есть между образом и реальным предметом.

Все люди чувствуют по-разному. Чувственный образ в голове человека субъективен по форме, но объективен по содержанию.

Представление стоит рядом с воображением (создаем образ несуществующего предмета или который никогда не видели, создаем нечто новое).

Представление – переходная ступень от чувственной к рациональной форме познания (абстрактной, логической).

3 формы: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма рационального познания, форма мышления, в которой выражается существенные признаки предмета.

Суждение – высказывание, в котором что-либо утверждается или отрицается.

Умозаключение .

В философской литературе есть другие представления о степенях познания.

Им. Кант: выделял 3 ступени познания – чувственное, рассудочное и разумное.

Основу чувств познания составляют априорные формы – это врожденные, приобретенные индивидом до опыта. Доопытные формы чувственности – пространство и время.

С помощью этих форм чувственности мы формируем внешнюю сторону предмета.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"