Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 23:11, шпаргалка

Описание работы

Мировоззрение и его исторические типы.
Мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения.
Самым широким понятием в дух. жизни человечества является “мировоззрение”. Оно охватывает всю сумму знания, наполненную человечеством. В сущности, мировоззрение – представление человека о мире в целом и о своем месте в нем.
Когда-то мировоззрение понимали просто как сумму знаний людей о мире (с античности). Однако в этой трактовке не хватает человека (главного элемента).

Файлы: 1 файл

ответы философия.docx

— 132.39 Кб (Скачать файл)

Гипотеза: сознание никогда не возникало, оно вечно как мир, авторы – древне греческие философы стоики: материя существует вечно. Мир имеет 2 начала. Стоики не говорят об их соединении, это не дуализм.

 Сознание  каждого индивида – осколок  мировой души.

Трудовая гипотеза.

У предчеловека имела место предметная деятельность. В ее результате, под давлением ее и вспыхивает в коре головного мозга искра сознания, с этого момента предчеловек превращается в человека, а предметная деятельность превращается в трудовую деятельность.

Материалистическая концепция: существовала проблема- философы не могли найти основания возникновения сознания. С каким свойством оно связано, развитие какого свойства, объективно присущего материи, приводит к возникновению сознания. Философы материалисты вынуждены были считать, что вся материя содержит сознание: сознание вечно как материя, присуще ей, у определенного вида существ сознание получило наивысшую степень развития. Это было заблуждение, но оно было вынужденным. В конце 19 века свойство материи было открыто- свойство отражения.

Отражение как объективное основание сознания.

Идея отражения как существенности человеческого сознания пережила все перипетии (выдвинута- мало внимания, освоена – восторг). Отражение как свойство материи – способность тел, процессов реагировать на воздействие на них со стороны других предметов, процессов.

Отражение есть реакция, ответ одного предмета на воздействие другого со стороны. Эта реакция имеет место на всех уровнях мироздания. Каждый вид материи обладает таким свойством. Различают несколько видов отражения ( по формам движения материи):

- механическое (полет камня),

- физическое  (молекулярный уровень, передача  тепла, энергии).Каждая новая форма включает предыдущую

- химическое

- биологическое – реакция на уровне живой материи, в растительном мире.

В животном мире отражение связано с психикой животного и человека.

- психическое  отражение отличается повышенной  сложностью, существуют специальные  носители этого процесса: органы  чувств, нервная система, кора головного  мозга. Психическое отражение отличается  тем, что оно активно, активность  проявляется в избирательности  отражения, нашей реакции. Избирательно  реагируют животные.

Высшая форма психического отражения –человеческое сознание, его характеризует как идеальное отражение действительности.

Д. И. Дубровский: идеальное – субъективная реальность. Некоторые: идеальное невещественно, не пространственно. 70-ые годы дискуссия Дубровского и Ильенко.

Ильенко: сознание материально, представлено в предметах человеческой культуры, в любом артефакте зафиксировано идеальное. Мысль о материальности идеи официально российской философией отвергается, то есть вопрос о природе сознания открытый. Некоторые исследователи критикуют теорию отражения, но аргументы не очень убедительны: характеристика существенности сознания как отражения является неправильной, так как сознание очень сложное образование, и считать, что оно механистично- огрубление сознания- неправильно. Но они не предложили новой характеристики существенности сознания.

Н.В. Бехтерева: кора головного мозга очень тонко формулировать- думать, что она возникла сама – наивно. Без специальных исследований понятно, что отражение внешнего мира в головах людей имеет сложный характер, сложную структуру. Оно объемно. Когда видим предмет, срабатывают наши интересы, срабатывание происходит автоматически, в зависимости от уровня образования, человеческой культуры. Внешний мир отражается и с учетом профессиональной принадлежности. Состояние органов чувств, особенности психического склада.

Человеческое сознание исторично. По содержанию современный человек знает гораздо больше, чем люди прошлых времен, образование раздвигает границы мировосприятия.

 

16. Сознание и язык.

Сознание и язык.

Сознание неразрывно связано с языком. Язык как средство общения, как способ передачи информации выступает материальным носителем сознания. Мысль облекается в слово, в момент рождения и с помощью языка мысль передается от одного к другому, сохраняется, сберегается. В идеале сознание всегда объективировано в язык, а язык несет мысль. Язык обладает некоторой самостоятельностью, слова есть, а мысли нет. Мышление невозможно без языка, механизм ускоренного проговаривания. Для развития сознания важно наполнять голову понятиями.

Ласкан: первичная реальность – язык (реальность и фантазия не разводятся).

 

17. Проблема искусственного интеллекта.

18. Ощественное и индивидное сознание.

Общественное и индивидное сознание.

(Метафизические  материалисты) Общественное сознание. Духовная жизнь общества: сознание  не является конечной причиной  наших действий. Оно вторично, но  играет важную роль. Это совокупность идей, теорий доктрин, концепций, эмоций, чувств, переживаний, настроений людей. Применительно к индивиду тоже самое (различен носитель). Связь между ними генетическая, двухсторонняя. Общественное сознание здравствующего общества шире, чем сознание всех людей, живущих в этом обществе. Общественное сознание – живое, функционирующее, действующее сознание. Общественное сознание представлено в памятниках культуры прошлого (глиняные таблички, записи). Индивидное сознание ограничивается рамками индивида, это то, что он прочувствовал, пережил в своей жизни. Эмоциональное напряжение играет важную роль. Мы зачастую боимся этого, стараемся избежать, идеи лучше усваиваются, когда мы эмоционально напряжены. Мы формируем свое индивидное сознание. Общественное сознание – сложение индивидуальных знаний, эмоций и еще глубже, шире. Россия: проблема признания общественного сознания, признание индивидного сознания как главную ценность в обществе, через СМИ можно добиться признания.

Есть и функциональная связь между ними.

Общественное сознание реализует свои функции через индивидное сознание. Создается эффект индивида перед общественным сознанием (катится по неопределенной дороге и сметает другие). Возникает явление манипулятивного управления.

Функции общественного сознания через индивида:

- познавательная

- методологическая (оно задает ценности, принципы)

- аксеологическая (ценностная)

- воспитательная

- критическая

- прогностическая.

Ни одна идея не пропадает в общественном сознании.

Общественное/теоретическое сознание. Существующее сознание разделяется в зависимости от его качества. Обыденное (повседневное) – знания, чувства, эмоции, приобретенные, реализуемые в повседневной деятельности людей. Теоретическое (научное) – вырабатывается особой группой людей. Отражает поверхностно ту обстановку, в которой люди находятся. Вещи познаются с точки зрения внешнего проявления. Знания связаны с явлением вещей.

Сущностное знание. Теоретическое сознание осваивает закономерности. Они различаются по носителям. Носители обыденного – все люди без исключения. Носители теоретического – ученые, люди, которые приобщаются к теоретическому знанию.

Отличаются по функциям:

Обыденное обслуживает нашу повседневную жизнь, теоретическое создает духовную подоснову для нормальной материальной жизни. Обыденное ставит перед проблему перед теоретическим (это касается и техники и природы). Обыденное сознание имеет структуру: обыденное знание (житейский опыт), общественная психология. Теоретическое сознание тоже имеет свою структуру. Естествознание, гуманитарная наука. Идеология.

 

19. Сущность и функции  идеологии.

Идеология – система взглядов, концепций, выражающая коренные интересы народа, нации, класса, других общественных групп. Идеология началась, когда люди разделились по своему имущественному, политическому положению весьма существенно, понадобилось обосновать это деление, оправдать его. Первая форма идеологии: рабовладельцев, рабов. Идеология как термин ввел французский историк Дестюд де Траси в конце 18- начале 19 веков книга “Идеология как наука об идеях”.

Идеология выполняет следующие функции: она объявляет всем людям, что представляет собой это общество, почему и как оно устроено. Идеология – форма духовной жизни: познавательная функция. За идеологией стоит активная часть общества. Но класс в целом, доминирующий в обществе идеологию не вырабатывает, передает эту функцию другим людям. Ученый юрист не может выпрыгнуть за рамки закона. Идеология призвана задать определенные рамки, оправдать существование. Идеология должна быть оптимистична. У нас нет светской идеологии. Религиозное духовенство всегда против технических новшеств. Существует выработка профессиональной идеологии – субидеология.

 

20. Индивидуальное бессознательное (З.Фрейд).

Проблема бессознательного в психоанализе Фрейда Фрейд выделяет 3 аспекта рассмотрения психики взрослого человека: I. топика – это построение пространственной модели психики; рассмотрение отдельных психических инстанций с точки зрения их иерархии (местоположения). Исследователи выделяют 2 топики: первую и вторую.

В рамках первой топики психика делится на следующие инстанции: 1. бессознательное

2. предсознательное 3. сознание В «Толковании сновидений» Фрейд выделяет ещё одну инстанцию – цензуру. В рамках второй топики выделяются: 1. оно 2. я 3. сверх-Я

II. экономика (экономический  фактор) В рамках этого аспекта психические процессы рассматриваются с точки зрения распределения психической энергии. III. динамика

В рамках этого аспекта различные психические структуры рассматриваются, объясняются как результат столкновения сил, лежащих в основе влечения. В рамках этого аспекта формирование психики рассматривается как продукт развития, разрешения внутриличностных конфликтов. Фрейд разграничивает такие понятия как «влечение» и «желание». Влечение лежит между физиологическими процессами и осознаваемыми желаниями. Структура влечения (элементы): 1. источник – это локализация возбуждения в определённом органе (это физиологический подход) 2. объект влечения – это вещь, за счёт которой достигается удовлетворение влечения 3. сила, влекущая организм к удовлетворению влечения (энергетическая трактовка) 4. цель – это действие посредством которого достигается удовлетворение Желание (определение этого понятия Фрейд не даёт) – это энергетически насыщенная, аффективно окрашенная группа представлений (образов, осознаваемых побуждений), связанных с первичным опытом удовлетворения соответствующего влечения. Следует учитывать, что Фрейд сам очень часто употребляет понятия «влечение» и «желание» как синонимы. Понятие «комплекс» используется Фрейдом, однако авторство приписывается Юнгу. Под комплексом Фрейд понимает ассоциативную цепочку представлений, связанных с неудовлетворённым желанием и частично вытесненных в бессознательное. Исследуя психику человека Фрейд вводит 2 методологические установки: 1. принцип детерминизма (все психические процессы имеют свою причину, носят обусловленный характер) 2. принцип многосторонней детерминированности психики человека Психика человека детерминирована с трёх сторон: 1. телесно, соматически, физиологически 2. социокультурно, т.е. тем, что человек живёт среди людей, и их отношения опосредуются культурой. 3. психика человека представляет собой относительно замкнутую систему, в рамках которой психическое обусловлено самим психическим. Идея бессознательного – центральная в учениях Фрейда. Первая топика I. В описательном смысле психика складывается из 3-х сфер, инстанций: 1. собственно бессознательное. Содержание его образуют вытесненные представления. 2. предсознательное (скрытое, латентное сознательное).

Его содержание образуют представления, которые прежде уже были сознательными и в любой момент могут беспрепятственно, свободно вновь стать таковыми.

3. сознание – это «система актуальных восприятий внешних и внутренних раздражений, приходящих из внешнего мира, а также (восприятия) чувств удовольствия и неудовольствия, которые могут проистекать лишь изнутри нашего психического аппарата». II. С динамической точки зрения психика состоит из двух систем:

1. первичный процесс – это стремление влечения к удовлетворению. Чтобы реализоваться в действии влечение должно принять облик конкретного желания, ибо только в таком виде оно может проникнуть в сознание. 2. вторичный процесс Сюда относятся: мышление, воспоминание – память в действии (область бессознательного), сознание, которое санкционирует поведенческие акты. Основная функция сознания – это контроль за поведением человека. На границе между первой и второй системами находится особая инстанция – цезура. Цензура сопротивляется, не допускает к сознанию те представления, которые связаны с желаниями, не могущими быть реализованными в поведении человека в силу прежде всего социальных запретов => такими, которые могут вызвать состояние неудовольствия. Вторая топика строится на следующих положениях: Либидо – энергия бессознательного сексуального влечения. Либидо, по Фрейду, может претерпевать различные превращения, одним из которых является сублимация. Сублимация – это отклонения энергии сексуального влечения от непосредственной цели на цели несексуального характера (культурное творчество).  Жизнь взрослого человека складывается как сложная совокупность взаимоотношений между тремя инстанциями: 1. оно – это сфера локализации первичных влечений; это сфера бессознательного.  Принцип, безраздельно господствующий в «оно» - удовольствия.  2. сверх-Я (Я-идеал). Эта инстанция выполняет роль внутреннего авторитета, она наказывает и запрещает. Сверх-Я – это тоже сфера бессознательного.  3. Я (это) – это инстанция защиты психики. «Я» руководствуется принципом реальности.

 

21. Коллективное бессознательное и концепция архетипов К. Юнга. Современные концепции бессознательного.

22. Философские концепции  познания.

Особенности античной гносеологии.

Гносеология – раздел философии, который изучает формы и методы познания.

Как человек познает, задумывались самые 1-е философы. Одним их них был Парменид (предложил 2 мира – подлинный и явлений, внешних вещей), который утверждал, что и познание человека существует 2–х видов, родов:

1) настоящее, подлинное (обеспечивается деятельностью  ума, с помощью которого люди  понимают, что бытие невидимо, неслышно, бездвижно)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"