Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 23:11, шпаргалка
Мировоззрение и его исторические типы.
Мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения.
Самым широким понятием в дух. жизни человечества является “мировоззрение”. Оно охватывает всю сумму знания, наполненную человечеством. В сущности, мировоззрение – представление человека о мире в целом и о своем месте в нем.
Когда-то мировоззрение понимали просто как сумму знаний людей о мире (с античности). Однако в этой трактовке не хватает человека (главного элемента).
Героклид первый сказал: ”Все движется”. Движение происходит в результате столкновения противоположных начал. Свойства вещей относительны, они переходят друг от друга (мокрое высыхает). Сократ: слово диалектика – искусство спора, которое включает 2 момента:
- постановка наводящего вопроса, в контексте которого содержится вариант ответа.
Признание- царица доказательств.
- ирония. Ироническая реакция на ответ собеседника, чтобы ввести его в замешательство.
Метафизика используется в 2-х смыслах:
- обозначение метода познания, принципа подхода к действительности.
- для обозначения самой философии в первую очередь имеет 2 раздела: антологию и гносеологию.
Чем различаются диалектика и метафизика?
Они по-разному отвечают на 3 вопроса:
- почему происходит развитие
- как оно происходит
- куда оно происходит
Диалектика
-Развитие
происходит за счет того, что
имеет место раздвоение
- Развитие происходит путем набора количественных изменений, которые на определенном этапе нарушают меру предмета, происходит скачок, возникает новое качество.
- Направление развития: развитие осуществляется как замена новым старого (как обновление), мы снимаем вопрос о цели. Объективно: никакой цели у мироздания нет. Цели вырабатывают люди для себя, определяют направление своего развития. Образ диалектического развития – спираль, повторяется старое на новой основе.
Метафизика
- Изменения происходят за счет внешнего толчка, имеет место принудительность
(Фома Аквинский- все движется). Все вещи изолированы между собой. Человек – венец природы.
- Нет ничего нового под Луной, имеет место лишь простое увеличение количества предмета. Теория естественного состояния, натуроцентризм как подход к обществу.
- Предметы остаются самими собой, не выходят за рамки существующего, ничего нового не появляется. Круг.
Теологическая концепция: люди уподобляются Богу, этот процесс завершается в определенный момент. У Аристотеля направление как цель изменения, существует в самой реальности и она реализуется при соединении формы и материи. Цель предзадана. Существует предопределенность. В 17 веке в самой природе заложено: цель существования, в самой биологии – направление развития.
Соотношение этих концепций.
В философии отношения между ними до последнего времени строились драматично. Сами философы характеризовались оппонентами негативно. В конце 20 века критика грубая исчезла. Хуже бывало, когда они превращались в средства политики. Неприятие к метафизике звучит у Ленина. В принципе между ними различия есть, но они не антагоничны. Исторически диалектика первична (Фалес, Гераклид), метафизика взяла верх в эпоху средневековья и новое время. Ярко выступал Кант, возродил диалектику Гегель, то есть исторически они меняются местами. Более приемлемый метод по результатам – диалектический, он включает в себя метафизику. Диалектика как учение о развитии включает в себя принципы:
1. Диалектика
признает, что все вещи, события
находятся во взаимной связи
и взаимной обусловленности. Метафизика
считает, что каждое явление автономно,
самостоятельно, не зависит от
другой, никакой связи не существует.
Имеет место механическое
2. Диалектика: весь мир развивается. Метафизика: развития нет, имеет место изменения количественного характера.
Диалектика может быть понята как более широкий метод, который обусловлен, включает в себя и моменты метафизического подхода. В процессе изучения нам придется вырвать предмет из связи и рассматривать его изолировано. Диалектический подход без метафизического подхода. Мы должны на определенном этапе посмотреть на предмет в статичном состоянии, иначе лишим знание устойчивости.
13. Система категорий детерминизма.
Принципы детерминизма и индетерминизма.
Детерминизм- течение ф мысли, в которой признается наличие причинной обусловленности явлений, предметов, процессов мироздания.
Индетерминизм – течение ф мысли, отрицающее причинную обусловленность процессов, явлений, предметов мироздания. Признание случайности, отсутствия порядка в движении.
Отношение философов к причинной обусловленности неоднозначно. Прежде всего расходятся во взглядах на природу причинности.
Часть считает, что она существует объективно (как идеалисты, так и материалисты).
Субъективные идеалисты считают, что реально причины связи нет, это люди вносят причинность в тот мир, который они творят. Кант: категория причины априорна, то есть существует в голове живого существа как такового.
Проблему детерминизма и индетерминизма связывают с решением вопроса о свободе.
Кант: если существует причинная обусловленность процессов, явлений, событий, то нет места свободе. Когда говорим, что причинная обусловленность отсутствует, тогда появляется основание признать, что свобода существует. Если в мире нет причинной связи, если индетерминисты правы, в мире царит хаос, произвол, то нет места свободе. В мире анархии ей нет места. Если в мире есть порядок, то только в таком мире человек обретает свободу.
Свобода (детерминизм) – познанная необходимость ( Спиноза – Гегель – Маркс). Быть свободным – осознавать причинную связь явлений, на этой основе формировать цели и рассчитывать, что они будут осуществлены. Принцип детерминизма раскрывается через категорию:
- причины и следствия
- необходимости и случайности
- возможности и действительности, а также через категории:
-системы и структуры
- целого и части
- формы и содержания
- сущности и явления.
До последнего времени этим категориям придавалась большое значение ( УК, УПК разработаны на этом принципе). Сегодня эти правила отсутствуют.
14. Законы развития.
Законы развития.
Развитие – направленное, необратимое изменение, происходящее в предметах, процессах. Оно может касаться восхождения ( усложнение структуры, увеличение связей). Спенсер: это переход от однородности к разнородности. Развитие ( в диалектической концепции) имеет всеобщий, объективный характер, подчиняется закономерности. Каждый предмет, область предметов, сфера, мироздание подчиняются закономерности, закономерности существуют на каждом уровне мироздания. Философию интересуют всеобщие закономерности. Гегелевская трактовка 3 законов:
- закон
перехода количественных
- закон
единства и борьбы
- закон отрицания отрицания.
“Закон единства…” носит универсальный, всеобщий характер, охватывает все сферы, показывает, что всякое целое раздваивается на противоположные начала, которые взаимно предполагают друг друга, они взаимно обуславливают друг друга, каждая сторона предъявляет другой нечто, они взаимно отрицают друг друга, в результате чего появляется новое. Ко всем этим законам надо подходить механически, не жестко, не искать в каждом предмете противоположностей, так как высокая степень обобщения.
“Закон единства…” составляет серия категорий: единство (тождество), различие, противоречие, противоположности, борьба (не буквально – это взаимодействия, которые могут быть разным: сотрудничество, конкуренция). Единство (тождественно) – такое отношение между противниками, когда их свойства совпадают. Противоположности – стороны, грани целого, и ничего более.
И в природе, и в обществе тождество сохраняется не вечно, рано или поздно между противоположностями возникают различия.
Различие – такая стадия развития отношений между противоположностями, когда их свойства, интересы частично совпадают. Противоречие – расхождение существенное сторон целого. Любое целое переживает все 3 этапа.
Противоречия между сторонами могут быть:
- существенное, несущественное
- внутренне, внешнее
- антагонистическое, неантагонистическое
Антологические противоречия – наши отношения между сторонами, когда они исключают друг друга.
В европейской философии об антагонизме между людьми заговорил Кант, который не давал эмоциональных оценок, считал, что наличие антагонизма является движущей силой их жизненной активности, побудительной причиной. Гегель идею не поддержал.
Маркс субъектами антагонизма противоположностей назвал классы. Отношения между классами хорошо иллюстрирует развитие. В любой формации на первом этапе классы тождественны (крепостное право в момент его рождения отвечало интересам и бедных и богатых, состоятельные люди боролись между собой за рабочие руки).
Для разрешения антагонистического противоречия необходимо уничтожение (ликвидация), устранение другой стороны.
Маркс: Пролетарий – могильщик буржуазии, это не физическое уничтожение, ликвидация социального статуса.
Единство и взаимодействие противоположностей является объективным источником движения.
“Закон перехода…” показывает механизм развития, накопления комочка изменений на определенном этапе процесса приводит к скачку, переходу в новое качество, которое знает свои новые параметры. Основные категории: количество, качество, скачок, мера.
Качество – в философии эта категория обозначает предмет, процесс, относительно самостоятельный, некоторое целое сам-на есть качество. Гегель: качество – определенность вещи. Философы: качество – совокупность существующих свойств предмета, то, что делает предмет самим собой, то, что представляет предмет сам по себе (сущность предмета, внутренняя сторона).
Количество характеризует внешнюю сторону качества, которое может быть выражено числом, например, размер, численность, температура, цвет, вес.
Каждое качество без исключения имеет количественные характеристики, которые изменяются прежде всего. Количество небезразлично для качества, количественные изменения с предметами происходят в определенных границах, в определенных масштабах. Этот масштаб Гегелем обозначался термином мера.
Мера – границы предмета, изменения внутри которых не ведут к новому качеству. Аристотель “во всем знай меру”.
Скачок – момент перехода одного качества в другое, при этом это качество ряд свойств теряет и приобретает новые. В конечном счете возникает новое качество. Скачок может быть мгновенным, может быть постепенным, растянутым во времени. Медленные скачки – эволюция. Быстрые – революция. Иногда эволюцию и революцию противопоставляют из-за сроков достижения нового качества. (Ленин и Плеханов).
“Закон отрицания…” характеризует направление развития, которое может быть понято как замена новым старого. Отрицание – замена одним другого, предшествующего ему. Отрицание существует двух видов:
- метафизическое
- диалектическое.
В обоих новое связано со старым генетически. В метафизическом отрицании в новом данное качество умирает, застывает, прекращает свое существование. Это смерть, разрушение. Диалектическое отрицание дает пространство развитию: умирание старого служит основой, базой для жизни нового. У Гегеля звучит 3 начала (тезис, антитезис, синтез). Есть нечто, оно отрицается, появляется второе, оно тоже отрицается и т.д. На смену зерну приходит стебель (отрицается), стебель отрицается колосу.
“Закон отрицания…” показывает, что между новым и старым имеется связь. Преемственность, новое наследует старое.
Маркс: социальный тип человек и индивид как человек не одно и то же.
Прогресс – восходящее развитие, человеческое общество прогрессирует.
15. Философские концепции
происхождения и сущности
Философская концепция происхождения и сущности сознания.
Первым из философов был Демокрит, начал размышлять о сознании: сознание появляется у человека как природного существа (натуралистическая концепция). В отличие от последователей он попытался точнее сказать. Сознание – движение круглых, теплых атомов, то есть оно материально. Идея жива и по сей день.
В 19 веке в качестве носителя объявлено некоторое студенистое вещество. Физиологи: мозг выделяет мысль, также как печень – желчь, мысль похожа на печень. Философы натуралистического толка продолжали так же считать. Сознание – электромагнитные колебания, мысль- аура, нечто гипотетическое.
Демокрит: продуцирует сознание каждый человек.
Платон предложил трактовку существенности человеческого сознания: сознание существует объективно в виде понятий, идей, вещей, эйдосов. В структуре сознания есть понятие души, которая является причиной источника человеческого сознания, она объективно существует, бессмертна.
Души дифференцируются по качеству. Душа внедряется в тело, таким образом ребенок рождается с готовым сознанием, но оно не на поверхности, поверхностные формы сознания индивид извлекает просто.
Теологическая концепция: человек наделен сознанием Богом, но одновременно человек наделен свободой воли (то есть люди не одинаковы).
Космологическая трактовка, их несколько: