Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
1. Философия как наука. Истоки философии: Сократ, Аристотель 1
2. Философская проблема бытия и её смысл 2
3. Определите понятие "сциентизм" 4
4. Философия – её функции и основные вопросы философии (Кант, Гегель) 4
5. Проблема бытия в истории философии 5
6. Определите понятие «гносеология» 6
7. Плюрализм философских систем. Роль философии в обществе 7
8. Онтологические корни бытия и его свойства 8
9. Определите понятие "иррационализм" 10
10. История философии – как необходимая составная часть философии 10
11. Проблема сознания в философии. Иллюзорное сознание 11
12. Определите понятие "скептицизм" 12
13. Периодизация истории философии 12
14. Способы выражения сознания. Связь сознания с языком 13
15. Определите понятие "догматизм" 13
16. Особенности философии Древнего Китая 14
17. Общественное сознание. Активная и пассивная свобода индивидуального сознания 14
18. Определите понятие "идеализм" 15
19. Основные религиозно-философские школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм 16
20. Историческое формирование миропонимания: греко-античная, иудео-христианская и естественнонаучная картины мира 17
21. Определите понятие "метафизика" 17
22. Особенности древнеиндийской философии 17
23. Антропоцентрический гуманизм и техногенная цивилизация 18
24. Определите понятие "антропоцентризм" 18
25. Основные религиозно-философские школы Древней Индии 19
26. Проблема человека в науке 20
27. Определите понятие "материализм" 21
28. Особенности античной философии и её фундаментальные проблемы 21
29. Основные принципы понимания человека в философии 22
30. Определите понятие "диалектика" 22
31. Мудрость античных философов: досократовский и классический периоды 23
32. Концепция антропосоциогенеза 23
33. Определите понятие «индукция» 24
34. Развитие идей Сократа, Платона и Аристотеля в эллинистический и римский периоды развития античной философии (софисты, стоики, эпикурейцы) 25
35. Экзистенциальная концепция человека 25
36. Определите понятие «дедукция» 26
37. Особенности средневековой философии: патристика и схоластика 26
38. Периодичность развития науки 27
39. Определите понятие «гуманизм» 28
40. Августин Блаженный и Фома Аквинский – религиозные философы Средневековья 28
41. Этапы эволюций современной картины мира 29
42. Определите понятие «антропологический гуманизм» 30
43. Особенности эпохи Возрождения 30
44. Философия о ритме исторического процесса 31
45. Определите понятие «теология» 32
46. Философы эпохи Возрождения – Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень 32
47. Философия о смысле исторического процесса 33
48. Определите понятие "онтология" 34
49. Философия Нового Времени – особенности периода 35
50. Исторический прогресс и регресс 35
51. Определите понятие "агностицизм" 36
52. Начало Нового Времени: эмпирики и рационалисты 36
53. Человек в информационно-техническом мире как реальной точке исторического пространства 37
54. Определите понятие "сенсуализм" 39
55. Философия эпохи Просвещения 39
56. Проблема личности в философии: «плоть» и «дух», «биологическое» и «социальное» в человеке 39
57. Определите понятие "номинализм" 41
58. Немецкая классическая философия 41
59. Проблема одиночества и общения, страха и свободы в жизни человека 42
60. Определите понятие "детерминизм" 43
61. Русская философия: периодизация и основные проблемы 43
62. Личная биография во всеобщей истории 44
63. Определите понятие «плюрализм» 45
64. Проблемы русской философии XIX века в творчестве П.Я.Чаадаева 45
65. Вопрос о смысле человеческого существования в философии 46
66. Определите понятие «философия» 47
67. Проблемы будущности России в творчестве К.Н.Леонтьева 47
68. Человек как космопланетный феномен 48
69. Определите понятие «рационализм» 48
70. Идеи русской философии в творчестве мыслителей XIX века (философ по выбору) 49
71. Основные проблемы современного информационно-технического общества 50
72. Определите понятие «секуляризация» 52
73. Фрейд: сознательное и бессознательное в человеке 52
74. Проблемы и перспективы современной цивилизации 54
75. Определите понятие «субстанция» 55
76. Русская философия и её отношение к философской категории «бытия» 55
77. Утопия и научный прогноз. Альтернативные модели человеческого развития 57
78. Определите понятие «деизм» 59
В первом и втором «Письмах» резкие обвинения направлены и против православия и России. Но затем его оценки меняются на противоположные, хотя Чаадаев не меняет основ своей историософии. В шестом «Философическом письме» он выступает как сторонник объединения всех христианских вероисповеданий, которые должны возвратиться к «Церкви-матери», т. е. к католицизму. Но сам Чаадаев до конца своих дней остался православным.
Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни, предполагает постоянное личностное усиление. Зрелой и развитой формой учения является интеллектуальная работа. Человек- существо потенциально неограниченное, в силу этого наши потребности должны быть ограничены каким-то пределом. Вопрос «Почему живет человек» постоянно ставится человечеством. Многие философы отрицают наличие смысла жизни. Жизнь человека- постоянное усилие, которое сопровождается злом и страданием, Зло не может быть смыслом жизни.
Большая часть мыслителей представляет себе смысл жизни как предмет бесконечных и мучительных поисков. «Мы в мире- как собаки и кошки в наших библиотеках»Вл. Соловьев: «смысл жизни заключается все добре». С точки зрения отдельно взятого человека, проблема смысла жизни рассматривается, как элемент уникальной внутренней духовной жизни.
Альберт Камю решает проблему смысла жизни:
1. Мир абсурден. Значит, если мир абсурден, вера в смысл жизни также абсурдна, но он определяет смысл жизни в бунте этого абсурда. Бунт- это есть уверенность в подавляющей силе судьбы, но без смирения. Поиск смысла жизни индивидуален. Осознание индивидом цели смысла жизни–сложный процесс, далеко не все могут их сформулировать. «Блаженны нищие духом»
2. поиск абстрактного всеобщего смысла жизни- в религиозной философии. Русский философ Франк: «мир сам по себе бессмыслен и слеп, бессмысленна внешняя эмпирическая жизнь человека, но человеческий разум- это прорыв бессмысленности».
Смысл жизни нужно искать во внутреннем мире человека
2 условия нахождения смысла жизни: 1. Бытие Бога 2. Должна быть потенциальная возможность для меня лично, для индивида приобщиться к Богу. Я должен быть уверен в том, что я могу, если захочу, заполнить свою жизнь Богом.
Представление атеистического направления- марксистская философия. Смысл жизни человека видит всю активной преобразующей силе.
Эти два подхода дополняют друг друга.
Маркс: «человек не удовлетворяется ситуацией, когда жизнь оказывается средством к жизни. Человеку мало: когда он живет чтобы есть и ест чтобы жить»
смысл жизни изначально присущ жизни, он скрыт в ее глубинных основаниях. Смысл жизни не имеет временных рамок. Данная позиция характерна для религиозного толкования смысла жизни. Цель смысла жизни- служение высшему началу.
Смысл жизни- за пределами настоящей жизни. Светская интерпретация религиозного толкования. Наше поколение живет для того, чтобы жило другое поколение и тд.–прогрессирует
Смысл жизни создается самим субъектом. Жизнь не имеет смысла, который происходил бы из прошлого и будущего, создается самим человеком.
Проблема смысла жизни имеет еще одно прочтение в рамках проблемы бытия. Смысл проблемы человеческого бытия многие философы видят, что в жизни человека соперничают 2 установки: 1. Установка на бытие. 2. Установка на обладание.
Эрих Фром: «быть или иметь»
Установка на бытие: то есть внутренние блага, которые нам присущи: знания, мысли, чувства, переживания- внешние усилия не властны.
Обладания- имущество, слава, почести, доблести- то, что мы не можем себе постоянно гарантировать.
Большинство мыслителей утверждали, что более ценной является установка на бытие. Обладание- необходимое условие существования счастливой жизни. Обладание- приятное, но необязательное условие. Обладание- не нужно, отрекались от всего внешнего.
Человек есть то, сколько он стоит.
Преимущество
установки на бытие в плане
психологического комфорта более приемлемо,
так как человек, ориетированный
на обладание, живет в постоянном
страхе перед его утратой. Примирение
позиций на бытие и на обладание
послужило развитием предприним
Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[1][2][3]. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения[4], одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания[2], теория[5] или наука[6]. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.
Константи́н Никола́евич
Лео́нтьев (1831—1891) — российский дипломат;
мыслитель религиозно-
Новая великая будущность для России зависит, согласно Леонтьеву, от ряда причин: будет ли усиливаться византийское начало или восторжествует “эгалитарный процесс”, что в свою очередь связано и с “биологическим” возрастом цивилизации. “Не так уж мы молоды”, — словно отвечает Леонтьев Одоевскому и Данилевскому, которые видели в России “молодую” историческую культуру, а потому даже с некоей неизбежностью должную сменить стареющий Запад: “Россия уже прожила 1000 лет, а губительный процесс эгалитарной буржуазности начался и у нас, после Крымской войны и освобождения крестьян”. Наконец, будущее зависит и от самого характера “почвы”, которое переживает в творчестве Л. некоторую эволюцию. В 1870 г. в статье “Грамотность и народность” “роскошная” русская почва противопоставлена западной “истощенной”. В 1875 в “Византизме и славянстве” Л. отмечает уже “слабость” и скрытую “подвижность” этой почвы. Наконец, в предсмертных статьях следует пророческое предостережение о возможности социалистической революции в России — в связи с особенностями всё той же русской почвы: “Почва рыхлее, постройка легче... Берегитесь”.
Леонтьев считал главной опасностью для России и других православных стран либерализм («либеральный космополитизм») с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия, выступал против эгалитаризма («бессословности»), «демократизации». Проповедовал «византизм» (церковность, монархизм, сословная иерархия и т. п.) и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений.
Повести, литературно-критические этюды о Л. Н. Толстом, И. С. Тургеневе, Ф. М. Достоевском.
На почве эстетизма
и преклонения перед «
Делил человечество на культурно-исторические типы, проходящие в своем развитии определённые стадии: юности, зрелости и т. д.
Интересовался социалистическими учениями: читал П. Прудона и Ф. Лассаля; предрекал европейской цивилизации политическую победу социализма, описывая его в виде «феодализма будущего», «нового корпоративного принудительного закрепощения человеческих обществ», «нового рабства».
В греко-болгарском конфликте, который был одним из ключевых вопросов Восточной политики для России в 1860-е—1870-е, полагал, что Вселенский Патриархат («фанариотское» духовенство) стоял на канонически безупречных позициях, в то время как болгары отошли от единства со вселенской Церковью.
Одной из кардинальных проблем современной науки и мировоз зрения является проблема происхождения земной жизни, ее связи с Космосом, что предполагает обсуждение масштабов распространения живого вещества во Вселенной, в том числе и разумной его формы в виде космических цивилизаций. В связи с этим соответствующим образом сформулированный антропный принцип, свидетельствующий о космической распространенности живого вещества, позволяет рас сматривать земную биосферу как локальное сгущение бесконечного космического потока живого вещества, а человечество — как разум ную часть живого вещества нашей Вселенной (Метагалактики). Ана логично теории Большого взрыва в современной релятивистской кос мологии, вполне удовлетворительно объясняющей потоки вещества и энергии и образование крупномасштабной Вселенной, в отечественной науке недавно выдвинута физиком Л. Л. Морозовым концепция Боль шого биологического взрыва, согласно которой предполагается суще ствование крупномасштабной структуры живого вещества во Вселенной.Следовательно, феномен земной жизни (а нам известно, к сожалению, только она) представляет собой проявление общей космологической эволюции, а земные био логии заняты лишь отдельной темой в многообразии, по выражению К. Сагана, «музыкой жизни». Условия же появления жизни на Земле определили ее развитие в качестве целого, т. е. в виде биосферы, единого монолита живого вещества, организованность которого оп ределяется преобразованием космической энергии и связанными с этим космопланетарными биогеохимическими функциями. Это зна чит, что эволюция биосферы зависит от совокупности чисто земных и космических явлений.
Так как в ходе эволюции биосферы появился человек, t то он как часть биосферы и должен рассматриваться в определенном смысле в качестве космопланетарного феномена, т. е. он как всякое живое природное тело, неразрывно связанное с биосферой, испытывает влияние процессов, происходящих в ближнем и дальнем космосе. В связи с этим заслуживают внимания ряд гипотез о происхождении разумного человека: так называемые жесткие излучения, появившиеся в результате взрыва Сверхновой звезды, могли вызвать мутации в клетках мозга некоторых животных или рост самого мозга, что, в свою очередь, вызвало формирование разумных мутантов; человек разумный — мутант, возник ший вследствие изменения напряженности земного магнитного по ля; появление современного человека есть результат действия ес тественного отбора среди гоминид в условиях экстремального теп лового стресса и пр. И наконец, при рассмотрении проблемы человека существенным является то, что под влиянием челове ческой мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — ноосферу. В этом плане необходимо учитывать положение В.И. Вернадского о встроенности человека, его соци ально-исторического бытия в космопланетарную организованность жизни в целом. Именно в этом проявляется уникальность феномена человека — в единстве функционирования в его жизне деятельности законов природы и общества. Вот почему в этой главе дается картина эволюции биосферы от ее возникновения до образования такого особого социально-природного образования, носящего космопланетарный характер, как ноосфера, и в связи с этим развитие человека от биологического существа к биосоциальному в результате его социальной деятельности.
Рационали́зм (от лат. rationalis — разумный) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму, эмпиризму. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии.
Рационали́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в архитектуре, получивший развитие в 1920 — начале 1930 гг. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом.
Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы
1. XI в. - первая половина XVIII в. - постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, Андрей Рублев, Феофан Грек и др.).
2. Вторая половина XVIII в. - первая четверть XIX в. - распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли.
3. Вторая четверть XIX в. - начало XX в. - становление и развитие самобытной русской философии.
4. после 1922 года - философия русского зарубежья.
Повышенный интерес к русской философской мысли конца XIX – начала XX вв. породил уже целую исследовательскую традицию в комментировании, характеристике и критике сочинений этого периода. Это время известно как время целой плеяды философов – С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, С.Н.Трубецкой, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, И.А.Ильин, Г.Г.Шпет, П.Флоренский, А.Ф.Лосев и другие. Рассмотрим творчество лишь некоторых из них.
В конце XIX – начале XX века обозначился подъем русской культуры. Поэтому он и получил название "серебряного века". Активизировались различные философские направления, появились новые философские общества в Москве и Санкт-Петербурге. Причем русская идеалистическая философия была очень неоднородным явлением и содержала напряженное противостояние различных направлений, центров. Например, организационной основой деятельности Бердяева, Булгакова, Флоренского и др. было московское книгоиздательство "Путь", где царило откровенно православное умонастроение. В Петербурге вокруг издательства "Логос" объединялись философы, разделяющие неокантианские взгляды и светскую религиозность. Между этими двумя центрами существовала определенная напряженность и даже враждебность. Проблематика исследований философов этого периода сформировалась под влиянием традиционных мотивов русской философии, актуальных запросов общественной жизни и определялась следующими основными направлениями:
Материализм в русской философии середины XIX в.
В 40-е г. XIX в. материалистическое направление в русской философии было представлено прежде всего трудами Герцена. Как и большинство русских революционных демократов, Герцен в своём духовном развитии прошёл сложный путь исканий - от глубокого увлечения философией Гегеля, до материализма Фейербаха.
Русское почвенничество - Прямым продолжением славянофильства в 60-80-е гг. XIX века было почвенничество, представленное трудами Аполлона Александровича Григорьева (1822-1864), Никола Николаевича Страхова (1828-1896), Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881).