Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:15, шпаргалка

Описание работы

Философия и наука: историческая динамика взаимосвязи и взаимовлияния.
Философия и наука выросли из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились. Они диалектически связаны, взаимовлияют друг на друга, но в разное время по-разному. Фил. - мать науки. В древн. Гр. не было диффрененциации теоретических знаний. Первые естествоиспытатели были одновременно и фил. Философия - теор. уровень М-ния.

Файлы: 1 файл

Voprosy_k_ekzamenu_2.doc

— 854.00 Кб (Скачать файл)

Каждый этап характеризуется  особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Если схематично представить эту деятельность как отношения "субъект-средства-объект" (включая в понимание субъекта ценностноцелевые структуры деятельности, знания и навыки применения методов и средств), то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.

Классический тип научной рациональности, сосредотачивая внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

 

  1. Становление теоретического знания в античной культуре.

 

АФ возникла на рубеже 7-6 вв. до н.э. АФ (VI-IV) принадлежит попытка  рационального постижения окружающего  мира. Ее специфика - в стремлении понять сущность природы, космоса, мира в целом. Ф древних - наука о причинах и началах всего существующего (в этом ее онтологизм). К другим особенностям можно отнести универсальность философской проблематики, но недостаточно научную ее обоснованность, так как философские идеи основывались на реальных процессах повседневной жизни и чувственно-эмпирической форме познания.

АФ начиналась как натурфилософия, философия природы, как поиск начала, субстанции мира, основы всех вещей и явлений, не исследуется природа блага, справедливости и т.д.. У Фалеса это вода, у Гераклита субстанцией бытия выступает огонь, неизменный во всех превращениях. Мир по Гераклиту - упорядоченный космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Все предметы и явления рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в Огонь. Стремление найти основу, из чего все пошло.

Впервые от конкретных природных  стихий (вода, воздух, земля, огонь) в истолковании субстанции к бытию как таковому перешли элеаты. Центральное понятие их философии - бытие. Согласно Пармениду, бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, так как ему возникнуть неоткуда, до него не было другого бытия. Бытие есть, оно вечно, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественным и всегда равным самому себе. Бытие однородно и непрерывно, пустого пространства нет. Все наполнено бытием. Оно повсюду одинаково. Философская концепция элеатов не была способна объяснить все многообразие явлений действительности, наличие движения, развития. Так, Парменидмногобразие мира сводит к 2м началам: первое -Эфирный огонь, чистый свет, теплое, и 2ое - густая тьма, ночь, земля, холод. Из смешения этих 2х начал происходит все многообразие видимого мира. Вещи - это видимость, как и движение (оприории-полет стрелы)

Крупный шаг вперед в  этом направлении сделал Демокрит: бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое - атом. Атомов бесчисленное множество. Демокрит характеризует атомы так же, как Парменид бытие. Атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Они обладают абсолютной плотностью и твердостью и отличаются друг от друга по размерам. Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атом - бытие, то пустота - это небытие. Если бы не было пустоты, то не было бы и реального движения. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: место, занимаемое атомом, случайно. Беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения - причина всего существующего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире.

В период своего становления человеческое познание было направлено вовне, на объективный мир. 1-ые греческие философы стремятся сконструировать картину мира, выявить всеобщие основания бытия этого мира. Накопление философией объема знаний, разработка инструментария мышления, изменений общественной жизни, под влиянием которых формируется человеческая личность, формирование новых общественных потребностей обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Родоначальники этойсубъективистско-антропологической тенденции в философии - софисты и Сократ. В их философии единственным бытием становится человек, на 1-ый план выходит проблема отношения человека к миру.

Софисты основное внимание уделяли субъективному моменту в отношении человека к миру, Сократ говорил не о субъективно-произвольном единичном человеке, а очеловеке как разумном, мыслящем существе, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Сократ выступил с требованием вырабатывать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. Основополагающая способность человека - разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа - беседа, которая помогает рождению человеческой мысли. Исходным началом метода Сократа является ирония. Благодаря ироничному отношению к окружающему, Сократ пробуждал у людей сомнения в общепринятых истинах ("Я знаю то, что я ничего не знаю") и приглашал их к рассуждению, выработке своей собственной позиции, которая основывалась бы на логических аргументах, была бы достаточно обоснованной. Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Человек обладает полнотой знания. Сознание черпает из самого себя понимание истины, того, что такое справедливость, что такое добро, в чем состоит лучшее государственное устройство и так далее. Цель критической работы ума - получение понятия, основанного на строгом научном определении предмета. Философия, по Сократу, может рассматриваться как нравственная деятельность, ведь знание само по себе есть добро. Сократ верил, что если человек знает, что именно хорошо, а что плохо, он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания; знание - исток нравственного совершенства. Истина и нравственность - совпадающие понятия. Цель - постижение счастья. Познание - припоминание. Диалектика -маиевтика. Поворот к человеку.

У Платона также ведущей темой остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство. Платон полностью разделяет рационалистический подход Сократа к проблемам этики: условием нравственных поступков Платон также считает истинное знание. Как и элеаты, Платон характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное человеческому восприятию и постигаемое только разумом. Множественное бытие Платон называет идеями. Важнейшее положение его онтологии - разделение действительности на 2 мира: мир идей и мир чувственных вещей.Первичным, "истинно существующим" Платон называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих идей. Вторично, производно от них все многообразие чувственно воспринимаемого мира. По учению Платона, отдельные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся потому, что в умопостигаемом мире имеется причина, которая делает вещь именно этой вещью. Материя - это первичный материал, она может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна, как бы только возможность, а не действительность. Платон говорит о творении божеством Космоса из Хаоса. Божественный демиург был добр и пожелал устроить все так, чтобы было хорошо. Из беспорядка он все привел в порядок, затем пришел к мнению, что неразумное творение не будет прекрасно, вселил ум в душу космоса, а душу в тело. Душа подобна идее, тленна и неделима, тело же, поскольку в него привходит материя, делимо и состоит из частей. Сущность души - не только в ее единстве, но и в самодвижении: все, движущее себя само, по Платону, бессмертно, тогда как все, что приводится в движение чем-то другим, конечно и смертно. И только самые совершенные души совсем оставляют земной, несовершенный мир и остаются в царстве идей. С учением о предсуществовании душ связано представление Платона о познании как припоминании. Еще до своего воплощения в тело душа каждого человека пребывала в сверхчувственном мире и могла созерцать идеи во всем их совершенстве и красоте; поэтому теперь за чувственными явлениями она прозревает их идеи, которые душа как бы смутно припоминает. Главная часть учения Платона - нравственно-этическая.Условие нравственных поступков - истинное знание. Этим истинным знанием обладает душа. Она состоит из 3 частей:

1. Разумная - основа добродетели  мудрости (мудрецы или философы, правители в идеальном государстве)

2. Пылкая (волевая) - основа  добродетели мужества (воины, стражи, которые заботятся о безопасности  государства)

3. Вожделеющая (чувственная) - ее преодоление - основа умеренности, благополучия (крестьяне и ремесленники, обеспечивающие материальную сторону жизни государства)

Гармоничное сочетание  этих частей души под руководством разума дает начало добродетели справедливости. Т.о. с учением Платона о человеке и душе тесно связана теория государства. Справедливое и совершенное государство - это высшее из всего, что может существовать на Земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство - ради человека. В учении об идеальном государстве - господство всеобщего над индивидуальным. В онтологии и гносеологии Платон впервые ставится вопрос об отношении материально-чувственного и идеально-сущностного мира. Платон однозначно утверждает приоритет идей над вещами.

Так была положена идеалистическая линия в философии, которая в античной философии была продолжена Аристотелем («Оргон») и неоплатониками, наиболее ярко была представлена в средневековой философии. Вообще для большинства древнегреческих философов характерно противопоставление 2х начал: бытия и небытия у Парменида, атомов и пустоты у Демокрита, идей и материи у Платона. Именно с помощью этих двух начал греческие философы пытались объяснить бытие мира и человека. У Аристотеля эти 2 начала - форма и материя. Материя - это возможность. Для того чтобы из возможности возникло что-то действительное, материю должна ограничить форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально существующее. По отношению к человеку материей является его телесный состав, а формой - душа. Разум - та часть души, которая познает и думает. Он не завит от тела и бессмертен. Теперь философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от влияния внешнего мира и, прежде всего, от политической сферы.

По Эпикуру, чтобы быть счастливым, человек должен побороть страх перед богами, смертью, быть уверенным в возможности поступать в соответствии со своими желаниями. Боги, по учению Эпикура, совершенно не интересуются жизнью людей. Человек - прежде всего телесное чувственное существо. Всякое благо и зло человека проистекает от его способности управлять своими ощущениями. Стоицизм: все существующее предопределено. Все в мире жестко детерминировано. Человек ничего не может изменить в порядке вещей. Человеку остается жить сообразно с природой. Хотя человек и не в состоянии воспрепятствовать ходу вещей и событий, он может выработать надлежащее отношение к ним. Человек должен выработать свое отношение к смерти как к чему-то неизбежному и безропотно ждать смерти как простого разложения тех элементов, из которых он состоит. Ведь последнее сообразно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным. Однако, человек зависим не только внешне, но и внутренне. Ради полной свободы человек, согласно стоицизму, должен искоренить в себе страсти. Стоический идеал мудреца, как духовно свободного человека, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои страсти и привыкшего к страданиям, способного к любви и всепрощению, был полностью воспринят христианством.

Древнегреческие философы при всем их различии были космистами. Космос - одна из самых первичных категорий античного мышления. Лосев: Космос в античной философии есть не что иное, как чувственно-материальный космос, то есть видимый и слышимый, с землей посередине, с небесным сводом и звездным небом наверху, обязательно видимым и слышимым, и подземным миром внизу. Чувственно-материальный космос для античности - самый настоящий абсолют, так как ничего другого, кроме космоса, не существует и ничем другим этот космос не управляется, как только самим собой. Его никогда и никто не создавал, так как иначе пришлось бы признать какое-то бытие еще до космоса, и притом бытие деятельное, творческое. Он зависит только от себя, имеет свою причину в себе и его движение определяется только им самим.Чувственно-материальный космос для античности есть ее последний абсолют. Микро- и макрокосмос.

В период формирования и  развития АФ сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии  развития. Философия возникает как  учение о бытии. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда - объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности бытие осмысливается прежде всего как бытие человека. На смену натурализму приходит антропологизм, но обе эти тенденции развивались в рамках космоцентризма. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система - космос, важной составной частью которой является человек. С развитием философии, с появлением новых представлений о месте и предназначении человека в космосе возрастает роль и значение проблемы человека в структуре древнегреческого философского знания. В АФ были поставлены все основные проблемы, заложены два направления: Платон - идеалистический и Демокрит - материалистический. АФ - синкретична, т.е. не дает объяснения.

 

  1. Наука и философия в средневековой культуре.

 

В средние века (IV-XIV) первостепенное значение в общественной жизни получает религия. Однако она включает в себя в качестве необходимого компонента философию, которая рассматривалась как средство достижения необходимой аргументации в теологических спорах. Философия помогала строить целостную картину мира, но мира как творения Бога. В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а благодаря другому; отсюда происходит непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем мире.

Теология - или богословие — теория о происхождении и действиях Бога - систематизация вероучения данной религии (монотеизм). Философская мысль средних веков уходит корнями в монотеистические религии. Средневековое мышление теоцентрично: реальностью, определяющей все существующее, для него является не природа (как в античной философии), а Бог. Основное внимание теперь сосредоточивается на познании Бога и человеческой душе. Есть только одно абсолютное начало - Бог, все остальное - его творение. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписываются те атрибуты, которыми Античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"