Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:15, шпаргалка

Описание работы

Философия и наука: историческая динамика взаимосвязи и взаимовлияния.
Философия и наука выросли из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились. Они диалектически связаны, взаимовлияют друг на друга, но в разное время по-разному. Фил. - мать науки. В древн. Гр. не было диффрененциации теоретических знаний. Первые естествоиспытатели были одновременно и фил. Философия - теор. уровень М-ния.

Файлы: 1 файл

Voprosy_k_ekzamenu_2.doc

— 854.00 Кб (Скачать файл)

Бог есть высшее бытие и благо, но и человека средневековые философы ставят достаточно высоко. Человек, сотворенный по образу и подобию Бога, не просто занимает первое место во всей природе как ее царь, а выносится из системы живых существ, ставится как бы над природой. Человек - это пришелец из другого мира, он должен опять туда вернуться, м/у человеком и всей остальной Вселенной лежит непреодолимая пропасть. Бог наделил человека свободой и независимостью, разумом и свободной волей - это и есть сущность человека, образ Божий в нем. С другой стороны, Бог дает ему тело и животную душу - как связующее звено с той природой, над которой он призван владычествовать.

В средние века формируется новое воззрение на природу. Она не нечто самостоятельное, как это было в античности. Учение о божественном всемогуществе лишает природу самостоятельности, поскольку Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей, то есть творить чудеса. Природа перестает быть важным предметом познания, как это было в античности. Бог стоит над природой, по ту сторону ее, активное творческое начало как бы изымается из природы, из Космоса и передается Богу. Выделяют 2 этапа: апологический и неотомиский.

Учение о Боге как о высшем благе и о человеке как его творении хорошо представлено в работах Августина Блаженного. По Августину, в основе мира лежит гармония, так как мир сотворен Богом в акте его свободной воли. Поэтому мир добр и гармоничен, а человек находится на вершине иерархии бытия. Задача человека - строить свое поведение в соответствии с этим порядком. Человек грешен перед Богом, так как нарушил его запрет не отведывать плода от "древа познания добра и зла", отравив тем самым все мироздание. Этот грех нарушил гармонию мира, поэтому все поколения людей несвободны, обременены грехом и смертью. С момента грехопадения людей предопределены ко злу, они сами по себе способны лишь на зло. Зло и добро имеет разное происхождение. Зло происходит от человека, имеет земной характер, добро же проистекает от Бога, оно - продукт Божьей милости. Человек отвечает за зло, но не за добро. Вся философия Августина сосредоточилась на Боге как едином, совершенном абсолютном бытии. Мир же имеет значение как Божье творение и отблеск. Без Бога ничего нельзя ни совершить, ни познать. Во всей природе ничего не может произойти без участия сверхъестественных сил. Цель и смысл человеческой жизни - в счастье, которого можно достигнуть только в Боге, познав его. В глубинах души человека есть такое содержание, которое не завит от окружающего мира. Творец этих идей и понятий - Бог. Сам же человек не может быть творцом, он лишь воспринимает божественные идеи.Разум не может познать Бога, это возможно только с помощью веры. Превосходство веры над наукой. Существование Бога через веру. Основные Догматы:

1.   Творение мира и человека

2.    Грехопадение

3.    Искупление

4.   Воскрешение (использовалась схоластика и логическая школа для обоснования)

Доказательства существования Бога от Фомы Аквинского

Признавая относительную  самостоятельность естественного  бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати , разум в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, – в сверхъестественном откровении.

Фома Аквинский канонизирован, является святым. Его книга "Сумма  теологий" в католицизме является священной наравне с Библией. В своем учении опирался на философию  Аристотеля. Учение Фомы Аквинского - официальная доктрина Римско-католической церкви. 
Фома Аквинский различал следующие виды бытия: потенциальное, актуальное (реальное). Особенностью актуального бытия является ограниченность, определяемая его формой. Каждая вещь потенциально становиться другой. Все существующее неполно, т.к. оно может стать потенциально другим. В любой реальной вещи заложена потенция для ее изменения, следовательно, полнота бытия не может быть определена материальными вещами. Статусом предельного бытия обладает Бог, который является трансцендентной сущностью, бесконечной в пространстве и времени (трансцендентное - все то, что нельзя познать органами чувств). 
Познать сущность Бога человеку не дано, но углубляясь в существо мира, он приходит к постижению Высшего существа. Поэтому доказательства существования Бога не прямые, а косвенные.

Косвенные доказательства существования Бога: 
1. доказательство от движения - все движущееся так или иначе имеет причину движения. Источник движения, перводвигатель мира - нечто, лежащее за его пределами, т.е. Бог. 
2. доказательство от конечной причины - любое явление имеет свою причину. Первопричина явления - Бог. 
3. доказательство от необходимости - каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто - Бог. 
4. доказательство от совершенства - все вещи в этом мире обладают той или иной степенью совершенства. Поэтому должно быть абсолютное совершенство - Бог. 
5. доказательство от цели - у каждого явления есть своя цель. Должна существовать высшая цель в создании Вселенной. Ее задает Бог.

Мистицизм: мир пронизан разумом, содержащим световую природу, человек не содержит в себе света, а светиться отраженным светом. Бог - солнце, которое невидимо, но делает все остальное видимым. 3 стадии спасения: катараксис (очищение от страстей), просветление души мудростью, озарение, мистический экстаз слияния человека с богом. Кроме мистицизма — схоластика (школьная философия) - стремление создать стройную систему христ. мировоззрения с церковью на вершине

Религиозный интеллектуализм  стремиться поставить разум на службу вере, примирить науку и религию. В учении средневекового христианского философа Фомы Аквинскоготакже цель человека заключена в познании, созерцании и любви к Богу (наука+религия). Путь к этой цели полон испытаний, но ведет человека по нему разум. Именно разум покажет, как себя вести, чтобы прийти к вечному блаженству и счастью, которое связывается с познанием и созерцанием Бога. Бог, сотворивший мир, - это и есть само бытие. Бог - высшее начало. Нравственное поведение гарантирует человеку достижение высшего блага -спасения, которое заключается в богоуподоблении человека.Человек без помощи Бога спастись не может. Для этого необходима вера. Спасение возможно через нравственные усилия человека, божественную благодать и закон, дарованный Богом.

В средние века нельзя провести четкую границу между религией и философией. Средневековая христианская философия сохраняла приверженность основным принципам религиозного философского стиля мышления и мировоззрения. Все основные понятия средневековой философии и мышления соотнесены с Богом и определяется через него. История - целесообразный процесс направленный к определенной цели. Эсхатология - учение о конце мира. Царство Эсхатона - царство божье - конечная цель и смысл. Религиозный интеллектуализм и антиинтеллектуализм - 2 подхода приобщения к религии.

Реалистическое воззрение считает, что подлинной реальностью обладают универсалии, а не единичные предметы и понимает универсалии самостоятельно существующими, определяющими конкретные вещи сущностями. Здесь реализуется принцип: чем общее, тем реальнее. Роды первичнее видов, виды первичнее индивидов.

В соответствии с этим реалисты полагают, что природа Бога определяется его разумом. Именно божественный разум является творящей силой мира. И человеческое познание также по своей сути, цели и форме определяется разумом.

Номинализм – это учение, согласно которому подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи. Универсалии же не имеют онтологического статуса. Они лишьимена – «ноумены». Бог есть, прежде всего, творящая воля. Поэтому и предметом познания человека являются единичные вещи, представляющие нам многообразие творения.

В познании бесспорен  приоритет воли над разумом. Познание в своем истоке интуитивно. Именно интуитивное познание фиксирует  реальное бытие вещей, и только затем  наш ум путем абстрагирования признаков, общих для того, или другого класса эмпирических предметов, образует «имена», которые мы понимаем как общие понятия.

 

 

  1. Научная революция конца XVI–XVII вв.

 

 В последней трети XVI - начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в протестантских странах. С середины XVII в. (1642-1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства.

Развитие нового - буржуазного - общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения обшественного сознания оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции.

В XVII в. разделение труда  в производстве вызывает потребность  в рационализации производственных процессов, а тем самым - в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать.

Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвало к жизни новую ориентацию философии. Если в Средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.

Начало современному этапу развития науки было положено великими основателями экспериментального и теоретического естествознания, к  числу которых причисляют обычно Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона. Обоснование польским астрономом Николаем Коперником, который был каноником собора во Фраенбурге, гелиоцентрической модели солнечной системы получило название коперниканского переворота в мировоззрении. Немец Иоганн Кеплер придал этому перевороту строгую математическую форму, дав миру уравнения эллиптического движения планет вокруг солнца. А уже в следующем, ХVII веке итальянец Галилео Галилей развил экспериментальное естествознание, создал первые измерительные приборы. Англичанин Исаак Ньютон, резюмировал результаты предшественников в знаменитых одноименных законах, будучи одновременно великим теоретиком и замечательным экспериментатором. Это был апофеоз прометеевского прозрения, осознания неограниченных возможностей разума, вырвавшегося на широкий простор научных исследований.

Для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII в., надо учитывать, во-первых, специфику  нового типа науки - экспериментально-математического  естествознания, основы которого закладываются  в этот период. И во-вторых, поскольку  наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии.

Античная и средневековая  физика, основы которой заложил Аристотель, не была математической наукой: она  опиралась, с одной стороны, на метафизику, а с другой - на логику. Одной из причин того, почему при изучении природных явлений ученые не опирались на математику, было убеждение, что математика не может изучать движение, составляющее главную характеристику природных процессов. В XVII в. усилиями И. Кеплера, Г. Галилея и его учеников - Б. Кавальери и Э. Торричелли - развивается новый математический метод бесконечно малых, получивший впоследствии название дифференциального исчисления. Этот метод вводит принцип движения в саму математику, благодаря чему она оказывается подходящим средством для изучения физических процессов.

Одной из философских  предпосылок создания метода бесконечно малых было учение Николая Кузанского о совпадении противоположностей, которое  оказало влияние на Галилея и его учеников.

Оставалась, однако, еще  одна проблема, которую предстояло решить для того, чтобы стала возможной  механика. Согласно античному и средневековому представлению, математика имеет дело с идеальными объектами, какие в  чистом виде в природе не встречаются; напротив, физика изучает сами реальные, природные объекты, а потому строго количественные методы математики в физике неприемлемы. Одним из тех, кто взялся за решение этой проблемы, был опять-таки Галилей. Итальянский ученый пришел к мысли, что реальные физические объекты можно изучать при помощи математики, если удастся на основе эксперимента сконструировать идеальные модели этих физических объектов. Так, изучая закон падения тел, Галилей строит эксперимент, вводя понятия абсолютно гладкой (т. е. идеальной) плоскости, абсолютно круглого (идеального) тела, а также движения без сопротивления (движения в пустоте) и т. д. Изучение идеальных образований можно осуществить с помощью новой математики. Таким путем происходит сближение физического объекта с математическим, составляющее предпосылку классической механики.

Совершенно очевидно, что эксперимент имеет мало общего с непосредственным наблюдением, к  которому по преимуществу обращалось естествознание предшествующего периода. Неудивительно, что проблема конструирования идеальных объектов, составляющая теоретическую основу эксперимента, стала одной из центральных также и в философии XVII в.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"