Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:15, шпаргалка
Философия и наука: историческая динамика взаимосвязи и взаимовлияния.
Философия и наука выросли из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились. Они диалектически связаны, взаимовлияют друг на друга, но в разное время по-разному. Фил. - мать науки. В древн. Гр. не было диффрененциации теоретических знаний. Первые естествоиспытатели были одновременно и фил. Философия - теор. уровень М-ния.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Философия и наука выросли из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились. Они диалектически связаны, взаимовлияют друг на друга, но в разное время по-разному. Фил. - мать науки. В древн. Гр. не было диффрененциации теоретических знаний. Первые естествоиспытатели были одновременно и фил. Философия - теор. уровень М-ния. Следно, М-ние в фил. выступ в форме знания и носит систематизирующий, упорядочивающий характер. Это сближает фил. и науку. С наукой фил сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений.
В античном и средневековом обществе не было достаточных стимулов для развития науки. Поэтому наука, как самостоятельный социальный инструмент формируется в Европе в 16-17 вв. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные, эмпирические методы исследования. Философия же, базируясь на конкретно научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира. Т.о., после того как сформировались самостоятельные отрасли научных знаний - матем. физ, хим и т.д., - философия утратила функцию быть единств формой теоретического освоения действительности. Философское обобщение имеет гораздо более широкий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли присуще рассмотрение мира за пределами человеческого опыта.
Философия - теоретически сформулированное мировоззрение. Это система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.
Центр мировоззрения проблема - отношения мышления к бытию/чел-ка к миру/сознания к материи/духа к природному/психическому и физическому/идеальному и материи, что является первичным - формирование. ОВФ, т.к. через отношение человека, его мышления, сознания, духовной, психической, деятельности осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существования. Хотя многие философы не признают вопрос об отношении мышления к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопросы, дающие в совокупности целостную картину мира. Дать такую картину, представить мир как целое – мировоззренческая функция ф. В отличии от других наук ф. исключает подробности, выделяя, только наиболее, общие св-ва и связи. Гносеологическая F состоит в изучении отношения "мир-человек". Теория познания рассматривает как отношение объекта и субъекта познания, выявляет связь чувственного и рационального, исследует проблемы истины и другие гносеологические вопросы. Каждый ф. концепция являет взгляд на мир, представляет собой метод познания. Ф. разрабатывает всеобщие, обоснованные частные и общенаучные методы познания - выполняет методологическую F. Ф. Обобщает выводы специальных наук, объединяет их на основании своих функций и методов познания - выполняет интегрирующую F, распространяет ее и на другие области духовной культуры, включая политическую, правовую, моральную, эстетическую, религиозную/атеистическую формы общественного сознания. Ф. система не только выдвигает и обосновывает положения, но и интерпретирует их, дает оценку, формирует систему ценностей - аксиологическая F. Подвергает, критической оценке то, что не соответствует ф. системе - выступает, в критической F.
Историческая динамика
1. Первоначальное совокупное
знание древних, именовавшееся
философией, было обращено к разным
предметам: конкретные
2. Возникновение христианства, средневековье. Здесь философия была тесно связана с теологией. Ее задача - обоснование религиозных догматов христианства. Одновременно происходит специализация знаний, формируются новые конкретные науки, которые отделяются от совокупного знания. Философия размежевывается с конкретными науками. Наиболее интенсивно этот процесс - в 17-18 века. В эти 2 периода конкретное научное знание носило опытный, описательный характер. Ощущался дефицит теоретической мысли, умения видеть связи различных явлений, их единство, развитие, общие закономерности, тенденции. Эти задачи возлагаются на философию, которая должна была умозрительно, нередко наугад, строить общую картину природы (натурфилософия), общества (философия истории). С 16 века - всплеск естественнонаучных открытий. Развитие промышленности, естественных конкретных наук. Возникает потребность в теоретическом осмыслении фактического материала этих наук. Именно философия могла дать объяснение процессам, основываясь на последних научных достижениях, построить более достоверную картину мира.
3. XIX – XX век. Позитивизм. Функция философии - обобщение накопленного материала в различных областях знания, то есть выявление в том числе общей направленности, тенденции развития науки, связи м/у науками.
Таким образом, наука для философии выступала и выступает источником философского знания, а философия для науки - особой формой мышления как обобщающего синтеза научного знания. Наука не занимается выработкой ценностных, мировоззренческих представлений, а именно философия занимается выработкой представлений о взаимоотношении человека с миром, о смысле, назначении человеческой жизни (мировоззренческих представлений). Кроме того, науки дифференцируются, и каждая наука изучает определенный фрагмент реальности, определяет ее сторону, а философия позволяет видеть всю природу как единое целое, она вырабатывает парадигму, новое видение научного знания.
Общее в философии и науке:
1. Специфические формы обоснования
2. Знания в теоретической форме
3. Логическая доказательность выводов
4. Ориентированы на разум, противоположныйрелигии
Различия:
1. Философия - вечность проблем
2. Философия - плюрализм, наука - одна истина
3. Наука: подтверждение истины – практика или рац. обосн., философия - логическое обоснование
4. В науке предмет - познание объекта, в философии - человек.
Основными типами донаучного познания мира являются миф и религия. Если рассматривать эти типы познания, то первым является безусловно миф, возникающий одновременно с выделением человека из животного мира, религия же возникает значительно позже и носит выраженный институциональный характер.
Миф – попытка образно-эмоционального освоения мира, объясняющая все явления путем аналогии с деятельностью человека или других живых существ (антропо- или зооморфизм). При этом серьезные изменения мира, грозные явления природы приписываются богам, героям, фантастическим существам. Существенной особенностью мифа является его синкретизм, то есть неразделенность мира и человека, природы и общества, отсутствие противоречий между ними, которые снимаются посредством особых образов и ритуалов, примиряющих человека, например, со смертью и другими драматическими моментами существования. Синкретизм предполагает отсутствие деления мира на земной, природный, и сверхъестественный, потусторонний. Все мифические существа обитают в природном мире, чаще всего в местах (небо, подземное царство и пр.). Кроме того, герои мифов не отличаются принципиально от людей; их способности превосходят человеческие количественно, но не качественно.
Миф не является исторически
прошедшей, давно миновавшей формой
духовной жизни человека. Эмоционально-образное
видение мира, построенное на игре
воображений, на языке метафору сравнений, олицетворений, органически
присуще детям, художникам и поэтам. Более
того, философская мысль XX века испытывает
особый интерес к мифу в его исторических
и современных формах. Постепенно утверждается
мысль, что любая культура основывается
на мифологемах, которые лежат в основе
всего мира высших ценностей, недостижимых
идеалов, утопических идеологий. Массовое
сознание искренне верит в реальность
этих феноменов и испытывает мучительный
душевный дискомфорт, когда очередная
утопия, воспринимаемая долгое время как
истина в последней инстанции, обнаруживает
себя. А.Ф Лосев утверждает, что наука не
рождается из мифа, наука не существует
без мифа, наука всегда мифологична.
Миф в собственном смысле слова как целостный
тип сознания, особая форма жизни первобытных
народов себя изжил. Однако не прекратился
начатый мифологическим сознанием поиск
ответов на вопросы о происхождении мира,
человека, культурных навыков, социального
устройства, о тайне рождения и смерти.
Время показало, что это - принципиальные,
ключевые вопросы всякого миропонимания.
Их унаследовали от мифа сосуществующие
в веках две важнейшие формы мировоззрения
религия и философия.
Исторически рационализация человека
произошла в период, длительностью примерно
в 200–300 лет, получивший название в трудах
К.Ясперса «осевого времени истории» (сам
Ясперс говорит, что длительность периода
около 600 лет).
Онтологическим основанием рациональности как нормы мышления и действия человека является представление об универсальной закономерности бытия, предшествующей ему в качестве сущего, сущности, закона, первопричины. В этом отношении можно сказать, что элементы рационализации действительности присутствуют уже в первобытной мифологии, магии, суевериях, в тщательно расписанных последовательностях действий для получения полезного результата. Но это лишь предпосылки рационализации, и в мифе они не могли получить развития. Здесь же необходимо еще раз подчеркнуть, что первыми рационализаторами бытия стали любители мудрости и искатели истины – философы.
По свидетельству Диогена Лаэртского, первые философы рассматривали рациональное умозрение как удел избранных, способных к прямому усмотрению истины. Так, Пифагор говорил: «в жизни иные, подобно рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины». Позднее Платон подчеркивал, что первая задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, а Аристотель разъяснял, что, поскольку первые начала и причины бытия имеют всеобщий характер, задача философии состоит в постижении всеобщего в самом мире. Так бытие было раздвоено на существование и сущность, чувственную данность и умозрительную субстанцию. Поэтому учение о бытии, ставшее с тех пор основополагающим разделом философского знания – онтологией, по определению становится метафизикой бытия как всеобщего, знанием сущностей и о сущностях.
Второй стадией процесса первоначальной рационализации стала, как было сказано, обращенность пробудившегося сознания на самое себя, самосознание.
Основные типы осмысления
и сознательного выражения
При внимательном взгляде на характер этих меняющихся типов осмысления отношения «мир-человек» бросается в глаза ценностный характер рациональных представлений и их сохраняющийся философский статус. Никакие доводы не могут опровергнуть очевидность того факта, что во всех рассмотренных выше типах сознания последнее соотносит себя с относительно устойчивым бытием, лишь по-разному оценивая его, придавая ему различные смыслы. Поэтому мы рассматриваем рациональность как ценностную установку, как характеристику мировоззрения.
Мировоззрение можно определить как совокупность взглядов, норм, традиций, переживаний, выражающих убеждения человека и являющихся для него основанием оценки и выбора действий, которые всегда впереди, вынесены во времени в будущее. Мировоззрение всегда индивидуально (иначе это уже идеология), формируется не извне, а изнутри, без видимого принуждения. Однако при этом его содержание определяется социальным, культурно-историческим контекстом, формами общественного сознания, то есть наукой и этикой, эстетикой и религией, идеологией, политикой, экономическими теориями и т.д.
Итак, рассмотренные основные и доминирующие в соответствующие эпохи способы понимания, истолкования бытия человеком определили три культурно-исторические типа рациональности: логос, христианский свет и научный разум. Здесь необходимо сделать примечание относительно типологии рациональности в отечественной литературе: обычно речь ведут не о культурно-исторических, а о внутринаучных (классическом, неклассическом и постнеклассическом, в терминологии В.С. Степина) ее типах, что корректнее было бы называть подтипами или видами, разновидностями (все они соотносятся лишь с различным пониманием места и роли субъекта в познавательной деятельности и не выражают глубоких культурных различий).
Философия и наука объединены теоретической формой выражения своего содержания, являются способами теоретического отношения к миру. Поскольку же философия имеет дело с предельным осмыслением открытых проблем бытия мира и человека, в ней возможны и существуют различные ответы на одни и те же вопросы, многообразие философских традиций, различные философские направления.
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.