Специфика и особенности философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:25, доклад

Описание работы

Философия (дословно: любовь к мудрости) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Предмет философии включает в себя как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей.

Файлы: 1 файл

шпоры по философии.docx

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Главное в таком анализе - пространственно-временные характеристики общественно-исторического процесса, понятия социального времени и социального пространства Оба эти понятия относятся не только к

обществу, но и к повседневной жизни каждого человека, где происходит как бы "стягивание" общественных связей и отношений в единый "узел" бытия индивида. Общество предстает перед человеком миром вещей, людей и связывающих их отношений, в которых проявляются выработанные предшествующей культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности. Они в той или иной степени усваиваются человеком, становятся его собственным способом деятельности и включают его в сложившуюся систему общественных связей и отношений. Вместе с тем отношения человека к обществу - это внутренне глубоко противоречивый процесс, представляющий собой единство слитности и растворенности человека в обществе и в то же время отстраненности, дистанцирование человека от общества. Процессы объективации и субъективации человека в обществе взаимосвязаны: с одной стороны, человек предстает как непрерывно воплощающий себя и свои силы в разнообразных формах жизни общества, выходя таким образом за пределы своего Я.

 

 

С другой стороны, он столь же непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, как неповторимый "уникальный" феномен, соединяющий в себе природные, социальные и духовные качества в индивидуальном сочетании.

Во взаимоотношениях человека и общества на определенном этапе их развития может возникнуть феномен отчуждения( растворение человека в абстрактных соц качествах, в утрате им контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и, в конечном итоге, утрате им своей идентичности, своего Я).

 

54. Общество и его структура.

  Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и

разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы

не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности.

Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности

интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется

под воздействием его включённости в общество, чем в зависимости от

включённости в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую

между индивидом и государством.

      После попыток объяснения сути понятия «общество» в древности

(Аристотель) и в средние века (Августин и Фома Аквинский) вопрос этот стал,

в особенности 1 18 века политико-философской проблемой, исчёрпывающее

решение которой пытался дать Конт в своей социологии; поэтому общество

стало предметом рассмотрения и центральным пунктом новой науки –

социологии.

      В самом широком понимании общество изучаемое социальной философией,

выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире.

      Существуют различные толкования общества: субъектное, которое

рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей;

деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам

коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное,

которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых

связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

      Общество как предельно  широкое  понятие  для  обозначения  той  части

материального мира, которая обособилась от природы  и  определённым  образом

взаимодействует с нею. Это обособление состоит в  следующем:  в  отличие  от

стихийных природных сил  в  центре  общественного  развития  стоит  человек,

обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается  по  своим

собственным, не зависящим от человека и  общества  законам.  В  этом  смысле

обществом  называют  совокупность   всех   форм   объединения   и   способов

взаимодействия людей как между  собой,  так  и  с  природным  окружающим  их

миром.

Структура общества:

      В применении к обществу как системе структура выступает как внутренняя

организация общества или его отдельных звеньев. Структура общества — это

совокупность общественных отношений. Структурой обладают обшество в целом и

любая конкретная подсистема в его рамках. Причем всякая конкретная система

в рамках «глобального» целого — общества — обладает своей специфической

структурой, организацией, которая является конкретизацией более общей

структуры, структуры, господствующей в обществе.

      Поскольку главным компонентом любой общественной системы являются

люди, то основным элементом ее структуры, если можно так выразиться, ее

центральным звеном являются отношения людей, прежде всего производственные

отношения. Люди, однако, действуют в различных сферах общественной жизни —

экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Отсюда

наличие специфических структур для конкретных сфер целостного общества —

экономической структуры, социально-политической структуры, структуры

духовной жизни, структуры быта и семенной жизни. Каждая из них обладает

своими особенностями, которые несут печать качественной природы общества и

определяются прежде всего господствующими в нем формами собственности.

         Структура общественной системы выступает но только как отношения

людей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни —

экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения

других общественных сфер — это тоже элементы структуры.

      Элементами структуры могут быть и отношения вещей. При этом нельзя

забывать, конечно, что вещи имеют социальную природу. Структура, например,

такой системы, как предприятие, заключает в себе и определенную связь,

порядок расположения машин, механизмов, взаимосвязь технологических

процессов и т. д.

      Структура проявляется и в отношениях людей к вещам, в частности к

средствам, производства, то ость в формах собственности, которые

представляют собой важнейший элемент структуры общества. Она может

выступать и как отношения людей к идеям. Это процесс выработки, восприятия,

распространения идей теми или иными группами людей, классами и т. д. Имеют

место и отношения идей к идеям, связь идей различного рода и т. д. К

примеру, общественное сознание как система идей обладает определенными

формами, они, эти формы,— наука, политические идеи, искусство и др.—

находятся в определенной связи, отношениях.

      Структура есть и отношение людей к процессам—экономическим,

политическим и др., соотношение различных процессов в обществе, скажем

революции и реформ, экономических и социально-политических процессов и т.

д.

      Говоря о том, что структура общественной системы многообразна,

проявляется в различных связях и отношениях, ни на минуту нельзя упускать

из виду, что, какие бы компоненты ни были связаны в общественном целом, и

каком бы виде структура ни выступала, она обязательно в конечном счете

проявляется через людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55. Формационный и цивилизационный подход в понимании исторического развития.

Впервые в истории философской мысли Г. Гегель поставил вопрос о наличии в историческом процессе объективной закономерности. Он нарисовал объективно-историческую картину исторического процесса, где реализуется содержание Мирового Духа. В дальнейшем было предпринято множество попыток объяснить историю.

 

На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один — формационный, или монистический, другой — цивилизационный, или плюралистический. В рамках первого выделяют две концепции — марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии общества — формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

1) Формационный: Маркс, Энгельс. История – объективный, естественный исторический процесс смены формаций. Функционирование и время существование формаций зависит от развития материального производства. Маркс не утверждал глобальности такого характера, это сделали его последователи. Неудовлетворенность формальным пониманием исторического процесса, из-за того, что в формации экономические отношения определяют все другие (понимание в духе экономического материализма).

 

2) Цивилизационный. Не только экономические моменты, но и социально-культурные измерения общества, духовное отношение. Нерерывность эволюционность развития. Если в 1) – есть предопределенность, направленность, то в 2) – многоваринтности истории. В случае формационного человек оказывается не у дел, перестает быть действительным субъектом истории, он накрепко привязывается к некоей объективности как к совокупности явлений и процессов, законов их развития, существующих «независимо от воли и сознания людей». Свобода человека ограничивается рамками экономической необходимости.

 

1. История – продукт деятельности людей, каждый из которых преследует свои цели и интересы.

2. История – единство субъективного и объективного,

- независима от воли и желания людей,

- их история (Дальше у Ольги)

1. Кто делает историю?

- народ

- роль личности: каждая личность, создающая материальные блага или духовные ценности, играет определенную роль

- выдающиеся личности. (Это политики и гос деятели, полководцы, великие ученые, деятели литературы и искусства).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56. Общие подходы к проблеме сознания и его происхождения.

В философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

• физикализм;

• солипсизм;

• объективный идеализм;

• умеренный материализм.

Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

• головной мозг человека действительно является сложнейшим "механизмом" природы, высшим уровнем организации материи;

• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган;

• человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект;

• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, — это идеальность сознания:

• образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик - массы, запаха, четких размеров, формы;

• сознание может "господствовать" над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, "стирать";

• никому со стороны не удавалось "увидеть" сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:

• "теория тождества" (Д. Амстронг, Дж. Смарт) - отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

• теория "элиминации" (Ф. Фейербенд) — пытается доказать то, что само понятие "дух", "духовное" — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

Информация о работе Специфика и особенности философского знания