Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:25, доклад
Философия (дословно: любовь к мудрости) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Предмет философии включает в себя как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей.
Главное в таком анализе - пространственно-временные характеристики общественно-исторического процесса, понятия социального времени и социального пространства Оба эти понятия относятся не только к
обществу, но и к повседневной жизни каждого человека, где происходит как бы "стягивание" общественных связей и отношений в единый "узел" бытия индивида. Общество предстает перед человеком миром вещей, людей и связывающих их отношений, в которых проявляются выработанные предшествующей культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности. Они в той или иной степени усваиваются человеком, становятся его собственным способом деятельности и включают его в сложившуюся систему общественных связей и отношений. Вместе с тем отношения человека к обществу - это внутренне глубоко противоречивый процесс, представляющий собой единство слитности и растворенности человека в обществе и в то же время отстраненности, дистанцирование человека от общества. Процессы объективации и субъективации человека в обществе взаимосвязаны: с одной стороны, человек предстает как непрерывно воплощающий себя и свои силы в разнообразных формах жизни общества, выходя таким образом за пределы своего Я.
С другой стороны, он столь же непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, как неповторимый "уникальный" феномен, соединяющий в себе природные, социальные и духовные качества в индивидуальном сочетании.
Во взаимоотношениях человека и общества на определенном этапе их развития может возникнуть феномен отчуждения( растворение человека в абстрактных соц качествах, в утрате им контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и, в конечном итоге, утрате им своей идентичности, своего Я).
54. Общество и его структура.
Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и
разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы
не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности.
Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности
интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется
под воздействием его включённости в общество, чем в зависимости от
включённости в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую
между индивидом и государством.
После попыток объяснения сути понятия «общество» в древности
(Аристотель) и в средние века (Августин и Фома Аквинский) вопрос этот стал,
в особенности 1 18 века политико-философской проблемой, исчёрпывающее
решение которой пытался дать Конт в своей социологии; поэтому общество
стало предметом рассмотрения и центральным пунктом новой науки –
социологии.
В самом широком понимании общество изучаемое социальной философией,
выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире.
Существуют различные толкования общества: субъектное, которое
рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей;
деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам
коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное,
которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых
связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.
Общество как предельно широкое понятие для обозначения той части
материального мира, которая обособилась от природы и определённым образом
взаимодействует с нею. Это обособление состоит в следующем: в отличие от
стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек,
обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим
собственным, не зависящим от человека и общества законам. В этом смысле
обществом называют совокупность всех форм объединения и способов
взаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим их
миром.
Структура общества:
В применении к обществу как системе структура выступает как внутренняя
организация общества или его отдельных звеньев. Структура общества — это
совокупность общественных отношений. Структурой обладают обшество в целом и
любая конкретная подсистема в его рамках. Причем всякая конкретная система
в рамках «глобального» целого — общества — обладает своей специфической
структурой, организацией, которая является конкретизацией более общей
структуры, структуры, господствующей в обществе.
Поскольку главным компонентом любой общественной системы являются
люди, то основным элементом ее структуры, если можно так выразиться, ее
центральным звеном являются отношения людей, прежде всего производственные
отношения. Люди, однако, действуют в различных сферах общественной жизни —
экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Отсюда
наличие специфических структур для конкретных сфер целостного общества —
экономической структуры, социально-политической структуры, структуры
духовной жизни, структуры быта и семенной жизни. Каждая из них обладает
своими особенностями, которые несут печать качественной природы общества и
определяются прежде всего господствующими в нем формами собственности.
Структура общественной системы выступает но только как отношения
людей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни —
экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения
других общественных сфер — это тоже элементы структуры.
Элементами структуры могут быть и отношения вещей. При этом нельзя
забывать, конечно, что вещи имеют социальную природу. Структура, например,
такой системы, как предприятие, заключает в себе и определенную связь,
порядок расположения машин, механизмов, взаимосвязь технологических
процессов и т. д.
Структура проявляется и в отношениях людей к вещам, в частности к
средствам, производства, то ость в формах собственности, которые
представляют собой важнейший элемент структуры общества. Она может
выступать и как отношения людей к идеям. Это процесс выработки, восприятия,
распространения идей теми или иными группами людей, классами и т. д. Имеют
место и отношения идей к идеям, связь идей различного рода и т. д. К
примеру, общественное сознание как система идей обладает определенными
формами, они, эти формы,— наука, политические идеи, искусство и др.—
находятся в определенной связи, отношениях.
Структура есть и отношение людей к процессам—экономическим,
политическим и др., соотношение различных процессов в обществе, скажем
революции и реформ, экономических и социально-политических процессов и т.
д.
Говоря о том, что структура общественной системы многообразна,
проявляется в различных связях и отношениях, ни на минуту нельзя упускать
из виду, что, какие бы компоненты ни были связаны в общественном целом, и
каком бы виде структура ни выступала, она обязательно в конечном счете
проявляется через людей.
55. Формационный и цивилизационный подход в понимании исторического развития.
Впервые в истории философской мысли Г. Гегель поставил вопрос о наличии в историческом процессе объективной закономерности. Он нарисовал объективно-историческую картину исторического процесса, где реализуется содержание Мирового Духа. В дальнейшем было предпринято множество попыток объяснить историю.
На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один — формационный, или монистический, другой — цивилизационный, или плюралистический. В рамках первого выделяют две концепции — марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии общества — формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.
1) Формационный: Маркс, Энгельс. История – объективный, естественный исторический процесс смены формаций. Функционирование и время существование формаций зависит от развития материального производства. Маркс не утверждал глобальности такого характера, это сделали его последователи. Неудовлетворенность формальным пониманием исторического процесса, из-за того, что в формации экономические отношения определяют все другие (понимание в духе экономического материализма).
2) Цивилизационный. Не только экономические моменты, но и социально-культурные измерения общества, духовное отношение. Нерерывность эволюционность развития. Если в 1) – есть предопределенность, направленность, то в 2) – многоваринтности истории. В случае формационного человек оказывается не у дел, перестает быть действительным субъектом истории, он накрепко привязывается к некоей объективности как к совокупности явлений и процессов, законов их развития, существующих «независимо от воли и сознания людей». Свобода человека ограничивается рамками экономической необходимости.
1. История – продукт деятельности людей, каждый из которых преследует свои цели и интересы.
2. История – единство субъективного и объективного,
- независима от воли и желания людей,
- их история (Дальше у Ольги)
1. Кто делает историю?
- народ
- роль личности: каждая личность, создающая материальные блага или духовные ценности, играет определенную роль
- выдающиеся личности. (Это политики и гос деятели, полководцы, великие ученые, деятели литературы и искусства).
56. Общие подходы к проблеме сознания и его происхождения.
В философии существует несколько подходов к проблеме сознания:
• физикализм;
• солипсизм;
• объективный идеализм;
• умеренный материализм.
Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах:
• головной мозг человека действительно является сложнейшим "механизмом" природы, высшим уровнем организации материи;
• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган;
• человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект;
• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, — это идеальность сознания:
• образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик - массы, запаха, четких размеров, формы;
• сознание может "господствовать" над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, "стирать";
• никому со стороны не удавалось "увидеть" сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).
Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:
• "теория тождества" (Д. Амстронг, Дж. Смарт) - отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);
• теория "элиминации" (Ф. Фейербенд) — пытается доказать то, что само понятие "дух", "духовное" — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);
Информация о работе Специфика и особенности философского знания