Теория общественного договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:29, контрольная работа

Описание работы

Томас Гоббс был типичным представителем механистического мышления. У Гоббса «физическое движение приносится в жертву механическому или математическому движению; геометрия провозглашается главной наукой» . Качественное разнообразие природы Гоббс сводил к восприятию механического различия вещей. Мысли он выводил из ощущений и сводил переработку идей к сравнению, сочетанию и разделению. Гоббс подобно средневековым номиналистам писал о способности «имен» служить знаками общих идей. Конечно, он начисто отрицал теорию врожденных идей Декарта.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….…3
1. Томас Гоббс и теория общественного договора…………………………5
2. Ж.-Ж. Руссо и его теория общественного договора…………………......9
3. Джон Локк и теория общественного договора………………………….13
Заключение……………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………….….19

Файлы: 1 файл

ИППУ.docx

— 50.91 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ  ПРИ  ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

 

 

Юридический факультет

КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ

 

Контрольная работа

По дисциплине: История политических и правовых учений

На тему: Теория общественного договора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

 

Содержание

 

     Введение …………………………………………………………………….…3

  1. Томас Гоббс и теория общественного договора…………………………5
  2. Ж.-Ж. Руссо и его теория общественного договора…………………......9
  3. Джон Локк и теория общественного договора………………………….13

     Заключение……………………………………………………………………17

      Список литературы……………………………………………………….….19

 

Введение

 

В XVII - XVIII вв. в Европе были заложены основы нового видения человека и общества, становления и развития их жизненных сил. В этот период возникли предпосылки социально-исторического  и духовно-культурного прозрения, осмысления происходящего с человеком  и обществом.

 

Томас Гоббс был типичным представителем механистического мышления. У Гоббса «физическое движение приносится в жертву механическому или математическому  движению; геометрия провозглашается главной наукой»1. Качественное разнообразие природы Гоббс сводил к восприятию механического различия вещей. Мысли он выводил из ощущений и сводил переработку идей к сравнению, сочетанию и разделению. Гоббс подобно средневековым номиналистам писал о способности «имен» служить знаками общих идей. Конечно, он начисто отрицал теорию врожденных идей Декарта.

 

Другим представителем материалистической традиции в Англии XVII столетия был  Джон Локк. Единственным источником идей он провозгласил опыт, не только внешний, но и внутренний - деятельность души. Идеи опыта - лишь материал для знания, которое вырабатывается рассудком  путем сравнения, сочетания и  отвлечения (абстракции); эти же операции вновь становятся предметом рефлексии, деятельности души. Рождающееся знание проходит через восприятие соответствия или несоответствия двух идей друг другу. Именно такое умозрительное  знание достоверно. Простое опытное  знание лишь вероятно.

 

Как всякий серьезный философ, Локк не считал внешний мир буквально  таким, каким он нам дается в ощущениях. Но он принципиально полагал, что  достаточно знать лишь то, что важно  для нашего практического поведения. Еще со времен Демокрита мыслители рассматривали качества - вещей по степени их субъективности и объективности. Однако Локк строго разделил качества на первичные, или объективные, и вторичные, субъективные. К первичным относились фигура, объем, плотность, проявления движения и т. д.; ко вторичным - запах, вкус, цвет, звук.

 

Просветительская философия  в радикальной форме заявила  себя через французский материализм XVIII века, которому предшествовал деизм  Вольтера (ввел термин «просвещение») и Руссо, убежденность, что Бог - творец, но не правитель саморазвивающегося мира. Вольтер противопоставлял официальному католическому христианству «естественную религию», тождественную морали и ее «золотому правилу»: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Жан-Жак Руссо первым выступил с критикой цивилизации, основанной на насилии и обмане, как источниках частной собственности и неравенства, с призывом «назад к природе». Кризис социального самосознания набирал силу.

 

Не случайно французский  просветительский материализм проложил дорогу к революциям. Он находился  под влиянием английского материализма XVII века (критика Локком «врожденных  идей» Декарта, понимание роли опыта), но был последовательным, атеистическим, антирелигиозным. Его основные положения: природа, преобразующаяся движением  материи, - «причина всего»; идеи - следствие  воздействия на органы чувств; путь познания - опыт и размышление.

 

Основоположниками теории общественного  договора можно назвать Г.Гроция, Б. Спинозу, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, П. Гольбаха, Ж. -Ж. Руссо.

 

Но в данной работе мы не будем рассматривать все возможные  теории общественного договора, и  рассмотрим только несколько - Дж. Локка, Т.Гоббса и Ж.-Ж. Руссо.

 

Предметом исследования являются теории общественного договора, Дж. Локк, Т.Гоббс и Ж.-Ж. Руссо.

 

Цель данной работы – изучить теорию общественного договора и ее интерпретация различными философами (Дж. Локк, Т.Гоббс и Ж.-Ж. Руссо).

 

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

 

    • изучение теории общественного договора, предложенной Томасом Гоббсом;
    • изучение трудов Ж.-Ж. Руссо и его теории;
    • изучение теории общественного договора, предложенной Джоном Локком.

 

 

 

  1. Томас Гоббс и теория общественного договора

 

 

Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ, некоторое время проработавший  в качестве секретаря у Ф. Бэкона.

 

Гоббс разработал философскую  концепцию, в которой можно выделить два основных направления исследования: естественную философию, изучающую  природные законы, и гражданскую  философию, изучающую так называемые искусственные тела, то есть человеческое общество. Гоббс был первым, кто  наиболее полно разработал антропоморфную модель общества, основанную на сравнении  общества и человека.

 

Кроме того, он разработал концепцию  общественного договора, на основе которой впоследствии было развито  понятие гражданского общества. Естественное состояние человечества — война  всех против всех. Неправильно было бы думать, будто человек от рождения стремится к сотрудничеству. Человек  представляет собой крайне эгоистичное  существо, которое стремится к  почестям и богатству; поскольку  блага не могут быть поделены поровну, соперничество и конкуренция  должны быть единственными формами  взаимодействия в рамках общества. Чтобы избежать постоянной борьбы и  угрозы для жизни, люди решили заключить  общественный договор, в результате чего и появилось гражданское  общество. Оно основано на законах, и благодаря этому может защищать права гражданина (например, право  собственности). По Гоббсу, гражданское  общество предполагает отказ человека от части своей свободы в пользу защищенности, которую обеспечивает государство при помощи таких  учреждений, как суд, армия, полиция, правительство2.

 

Гоббс выделял три типа правления:

 

    • демократию,
    • аристократию,
    • монархию.

 

В книге «Левиафан или  материя, форма и власть государства  церковного и гражданского» (1651 г.) он представляет общество как:

 

государство;

 

«смертного бога Левиафана»;

 

материальную субстанцию, «искусственное тело», состоящее из более мелких тел – людей, которые  одновременно суть и искусственные  тела (в качестве граждан общества-государства) и естественные (как организмы, представители  живого мира).

 

В связи с этим Т. Гоббс  различает естественное, то есть догосударственное состояние людей и искусственное. В естественном состоянии люди равны друг другу в физическом и умственном отношениях, имеют равные желания, способности и права к захвату одних и тех же вещей. Поэтому естественное состояние людей – это война «всех против всех», право каждого делать все для самосохранения (вплоть до убийства другого человека).

 

Такое состояние никому не желательно, так как грозит взаимоуничтожением. Ради установления всеобщего мира и  порядка люди вынуждены идти на взаимное ограничение своих естественных прав, то есть заключение своеобразного  договора, гарантирующего взаимную безопасность, мир и порядок. О реальности этого  договора свидетельствуют нормы  нравственности, традиции, обычаи, а  также право. Результатом этого  общественного договора является переход  людей в искусственное состояние  гражданства, превращение в социальное существо, образование общества. «Общественный  договор, - пишет Т. Гоббса, - больше, чем согласие или единодушие. Это  реальное единство, воплощенное в  одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с  каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому человеку: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему право  - управлять собой при условии, что ты таким же образом передашь ему твое право и будешь санкционировать все его действия»3.

 

Не трудно заметить, что  взаимосогласие (договор) людей об ограничении своих естественных прав должно вести к созданию государства с монархическим политическим устройством и именно монарх, по мнению Гоббса, имеющий неограниченные права, может гарантировать права граждан.

 

В учении о праве и о  государстве Гоббс отбросил теории божественного установления общества и защищал теорию общественного  договора. Лучшей формой государства  он считал абсолютную монархию. Его  идея - не монархический принцип  как таковой, а неограниченный характер буржуазной по своей политике государственной  власти. Права государственной власти, по Гоббсу, вполне совместимы с интересами тех классов, которые осуществили  в середине XVII века в Англии буржуазную революцию. В теории общества и государства Гоббса были зародыши материалистического понимания общественных явлений.

 

В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем  определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного  договора между собой огромное множество  людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты».

 

В «Гражданине» Гоббс кроме  термина «civitas» использует также термины «гражданское общество» и «гражданское лицо», а в «Левиафане», кроме того, «общее благо» — английский аналог латинского слова «республика». Гоббс, различая понятия народа и толпы, отождествляет народ и государство: «Народ есть нечто единое, обладающее единой волей и - способное на единое действие»4. Представляет же народ-государство суверен — носитель верховной власти, и именно он реализует все права, необходимые для поддержания мира и безопасности, он олицетворяет единство воли. В этом смысле понятия суверен и народ у Гоббса совпадают. «Отказ от права» и «перенесение права» — важнейшие категории философии права Гоббса. «Отказ от права» означает отказ от права совершать какие-либо действия или «лишиться свободы препятствовать другому пользоваться выгодой от права на то же самое». Отказ от права совершается либо в форме простого отречения, когда получающий право не указывается, либо в форме перенесения права, когда право достается конкретному лицу. Самое главное заключается в том, что отказ от права в любой форме не может быть односторонним. «Когда человек переносит свое право или отрекается от него, то он это делает или ввиду какого-нибудь права, которое взамен переносится на него самого, или ради какого-нибудь другого блага, которое он надеется приобрести. В самом деле, такое отречение, или отчуждение, является добровольным актом, а целью добровольного акта всякого человека является какое-нибудь благо для себя».

 

Гоббс не согласен с хорошо известным в истории политической мысли тезисом Аристотеля о том, что человек есть общественное животное и не может жить вне общения. Напротив, Гоббс убежден, что люди не испытывают никакого удовольствия от жизни в  обществе и заставить людей жить вместе и в мире друг с другом способна только верховная власть, держащая всех в подчинении.

 

Верховная власть, согласно Гоббсу, может быть учреждена двумя  путями. Во-первых, силой и, во-вторых, по добровольному соглашению.            Учрежденное по добровольному соглашению государство называется - политическим, или основанным на установлении. В истории политической мысли Гоббс, наряду с Локком и Руссо, является представителем так называемой договорной теории происхождения государства. Следует иметь в виду, что у Гоббса мы не найдем напрямую словосочетания «договорная теория происхождения государства», но вместе с тем эту теорию он развивает, когда говорит о «договоре по согласованию».

 

Стоит заметить, что философская  система Томаса Гоббса обладает все  теми же недостатками, что и вся  механическая методология в целом, но, как и вся методология, она  сыграла очень важную роль в истории  развития общественной мысли. Его проницательность позволили Гоббсу построить систему, из которой черпали, как из богатого источника, все буржуазные мыслители  не только семнадцатого, но и восемнадцатого и двадцатого веков вплоть до современности.

 

2.  Ж.-Ж. Руссо и его теория общественного договора

 

Жан-Жак Руссо (1712-1778) —  французский писатель и философ, создавший теорию «естественного человека».

 

По мнению Руссо, общество создается людьми, а потому его  законы должны быть выражением общей  воли людей. Чтобы проверить, насколько  сильна эта общая воля, а также  соответствуют ли ей законы, по которым  живет общество, необходимо проводить  референдумы. Наиболее благоприятные  условия для этого создают  социальные образования, напоминающие древние города-государства, в которых  членов было не настолько много, чтобы  нельзя было прийти к согласию.

 

Его повесть «Новая Элоиза» появилась в 1760 году, «Эмиль» и Общественный договор - в 1762 году. Эмиль, который представляет собой трактат по образованию в соответствии с естественными принципами, мог рассматриваться властями как безвредный, если бы не содержал Исповедь савойского викария, которая устанавливает принципы естественной религии, как их понимал Руссо, и не раздражал как католическую, так и протестантскую ортодоксию. Общественный договор был даже более опасен, так как он защищал демократию и отрицал священное право королей. Эти книги, значительно увеличившие его известность, вызвали против него бурю официального осуждения. Он был вынужден бежать из Франции. Женева отказалась его принять. Берн отказал ему в убежище. Наконец, Фридрих Великий сжалился над ним и позволил ему жить в Мотьере, близ Невшателя, который был частью владений короля-философа. Здесь он жил в течение трех лет. Но в конце этого периода (1765) крестьяне Мотьера, руководимые своим пастором, обвинили его и отравлении, и стремились его убить. Он бежал в Англию, где Юм и 1762 году предложил ему свои услуги5.

Информация о работе Теория общественного договора