Теория естественного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 07:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проследить генезис теории естественного права в историческом разрезе.
Реализация обозначенной цели состоит в рассмотрении следующих вопросов:
- обратиться к естественно правовым учениям Древности;
- остановиться на естественно правовых учениях Средневековья;
- рассмотрет развитие естественно-правовой доктрины в период ранних буржуазных революций и Новое время;
- охарактеризовать современные учения о естественном праве.

Содержание работы

Введение 3
1. Естественно правовые учения Древности и Средневековья 6
1.1 Правовая теория Аристотеля. Стоики 6
1.2 Политико-правовое учение Цицерона 7
1.3 Естественно правовые учения Средневековья. Учение о законах Фомы Аквинского 8
2. Развитие естественно-правовой доктрины в период ранних буржуазных революций и Новое время…………………….......……………………………….11
2.1 Возникновение теории естественного права. Учения Гроция и Гоббса. 11
2.2 Политико-правовое учение Спинозы 14
2.3 Концепция естественного права Дж. Локка.. 16
2.4 Итоги развития концепции естественного права в XVII веке………………19
3. Интерсубъективность как современное развитие теорий естественного права………………………………………………………………………………...23
3.1 Онтологические доктрины: правовой экзистенциализм и правовая герменевтика……………………………………………………………………….23
3.2 Неонтологические доктрины: коммуникативная философия………………33
Заключение2…………………………………………………………………………37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Теория естественного права.docx

— 443.27 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Естественно правовые учения Древности и Средневековья 6

1.1 Правовая теория Аристотеля. Стоики 6

1.2 Политико-правовое учение Цицерона 7

1.3 Естественно правовые учения Средневековья. Учение о законах Фомы Аквинского 8

2. Развитие  естественно-правовой доктрины в  период ранних буржуазных революций  и Новое время…………………….......……………………………….11

2.1 Возникновение теории естественного права. Учения Гроция и Гоббса. 11

2.2 Политико-правовое учение Спинозы 14

2.3 Концепция естественного права Дж. Локка.. 16

2.4 Итоги развития концепции естественного права в XVII веке………………19

3. Интерсубъективность как современное развитие теорий естественного права………………………………………………………………………………...23

3.1 Онтологические доктрины: правовой экзистенциализм и правовая герменевтика……………………………………………………………………….23

3.2 Неонтологические доктрины: коммуникативная философия………………33

Заключение…………………………………………………………………………37

Список использованной литературы 39

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Идея  естественного права возникла еще  в Древней Греции и Древнем  Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских  стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов.

В эпоху  средневековья она получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского. Однако, как одно из основных направлений  правопонимания и самостоятельной научной школы, естественно-правовая доктрина сложилась в период разложения феодализма, подготовки и проведения буржуазных революций XVII—XVIII вв. Ее виднейшие представители: Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права  — естественного и позитивного.

Позитивное, или положительное, право — это  официально признанное, действующее  в том или ином государстве  право, получающее выражение в законах  и иных правовых актах государственной  власти, в том числе санкционируемых  ею обычаях. Направляя острие критики  против реально существовавшего  в то время феодального права, особенно в условиях королевского абсолютизма, представители естественно-правовой школы указывали на его ограниченность, несправедливость, на то, что законы, издаваемые властью, закрепляют угнетение  людей, произвол и тиранию.

В отличие  от позитивного естественное право  проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому оно разумно  и справедливо, не сковано границами  отдельных государств, а распространяется на все времена и народы.

Оно вечно  и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека. Основные нравственные и правовые идеи и принципы, обосновываемые данной теорией в качестве естественных законов, — это прирожденные неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, семья, собственность, безопасность, сопротивление гнету и др. Их охрана должна быть целью любого политического союза, в первую очередь, государства.

Поэтому позитивное право, противоречащее требованиям  естественного, должно быть заменено (вместе со всеми отжившими отношениями  и устаревшими политическими  учреждениями) на такое положительное  право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало реализации идей и принципов естественного права. Только в этом случае позитивное право  может рассматриваться как разумное и справедливое.

Естественно-правовая теория сыграла прогрессивную роль в борьбе с феодализмом и ее последним бастионом — королевским  абсолютизмом, идеологически способствовала переходу общества к более высокой, капиталистической ступени развития. Но демократический потенциал естественной школы права этим не был исчерпан. С особой силой он проявился во второй половине нынешнего столетия (ХХ), став теоретическим фундаментом  всеобщей борьбы за права человека во всем мире. Вместе с тем следует  иметь в виду, что само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, т.е. ближайшую  и необходимую предпосылку права. Важная роль в претворении идеалов  естественного права принадлежит  основанному на нем позитивному  или собственно юридическому праву.

Таким образом объясняется актуальность темы курсовой работы, посвященной концепци естественного права.

Цель  работы – проследить генезис теории естественного права в историческом разрезе.

Реализация  обозначенной цели состоит в рассмотрении следующих вопросов:

- обратиться  к естественно правовым учениям  Древности;

- остановиться  на естественно правовых учениях  Средневековья;

- рассмотрет развитие естественно-правовой доктрины в период ранних буржуазных революций и Новое время;

- охарактеризовать современные учения о естественном праве.

Объектом  исследования послужат общественные отношения, регулируемые концепцией естественногшо права в различные исторические эпохи.

Предметом исследования – нормы естественного  права в своем развитии с древних  времен до современного состояния.

Методологическую  основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.) и частнонаучные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ и др.) методы юридического познания

 

  1. ЕСТЕСТВЕННО ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНОСТИ

1. Правовая теория Аристотеля

 

Право Аристотель отождествляет с  политической справедливостью, подчеркивая  тем самым его связь с государством как моральным общением между  свободными гражданами. Вне политического  общения права не существует. Право  отсутствует поэтому в отношениях господ и рабов, отцов и детей, при деспотической власти.

Политическое право делится  на естественное и условное (установленное). “Естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его”. Предписания естественного права Аристотель нигде специально не перечисляет, но, по смыслу его концепции, к таковым относятся все общественные явления, существующие “от природы”: семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. Под условным правом он понимает законы, установленные в государстве, включая сюда как писаные законы, так и неписаное обычное право. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае[5, c.42].

Направленная против учений рабовладельческой  демократии, аристотелевская концепция  была призвана умалить значение писаных  законов, подчинить их нормам обычного права и предустановленной в  природе справедливости. “Законы, основанные на обычае, имеют большее значение и касаются более важных дел, нежели законы писаные”, – утверждал философ.

Стоики.

Стоики явились продолжателями платоновско-аристотелевской линии в философии. Мироздание, согласно их взглядам, управляется судьбой, высшим божественным разумом. В мире царит строжайшая необходимость, исключающая свободу воли.

Вслед за Аристотелем стоики утверждали, что общественные установления и  государство коренятся в природе, что человек от природы склонен  к общению. Отражая изменения  в государственной жизни современного им общества, стоики истолковали эти положения Аристотеля расширительно. Естественное право мыслилось ими как универсальный, общемировой закон, государство – как мировое сообщество. В духе космополитических представлений того времени Зенон из Кития учил, что всех людей должно считать гражданами одного государства[5, c.71].

 

1.2 Политико-правовое учение Цицерона

 

Цицерон исходит из общих для  всех сторонников аристократии представлений  о естественном происхождении государства. Следуя Аристотелю и стоикам, он утверждал, что гражданские общины возникают  не по установлению, а от природы, ибо  люди наделены богами стремлением к  общению. В духе аристократических  учений своего времени Цицерон настаивал  на том, чтобы государственная власть была вручена мудрецам, способным  приблизиться к постижению мирового божественного разума. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных интересов граждан[3, c.28].

Аналогичным образом решаются им и  вопросы, касающиеся происхождения  и сущности права. “Истинный и  первый закон, способный приказывать  и воспрещать, есть прямой разум  всевышнего Юпитера”, – утверждал  Цицерон. Этот высший, естественный и  неписаный закон возникает задолго  до того, как люди объединились в  гражданские общины, и его нельзя изменить голосованием народа или решением судей. Законы государства должны соответствовать  установленному в природе божественному  порядку – в противном случае они не имеют законной силы. На страже божественного естественного закона обязаны стоять жрецы. Возникновение  права, подчеркивал Цицерон, “следует выводить из понятия закона. Ибо  закон есть сила природы, он – ум и сознание мудрого человека, он – мерило права и бесправия”. Права мудрых и достойных граждан, включая право собственности, вытекают непосредственно из природы, из естественного  закона[3, c.50].

Сквозь этот строй типично аристократических  представлений пробиваются вместе с тем ростки принципиально иной доктрины. В явном противоречии с  собственными исходными положениями  Цицерон утверждал, что государство  является не только естественным организмом, но и искусственным образованием, “народным установлением”. Цицерон  признает равенство всех людей от природы и возможность достижения мудрости каждым, кто получит образование. Имущественные и социальные различия между людьми, с этой точки зрения, возникают не от рождения, а в  силу установившихся в обществе отношений. “Частной собственности, – заявлял  Цицерон, полемизируя с последователями  Аристотеля, – не бывает от природы”. Она возникает на основании либо давнишнего завладения, либо победы в  войне, либо закона и соглашения.

 

1.3 Естественно правовые учения Средневековья. Учение о законах Фомы Аквинского

 

С теоретической поддержкой королевской  власти в ее борьбе с феодальной раздробленностью и попытками церкви вмешиваться в дела светской власти с XII в. выступали средневековые юристы (легисты). Защита легистами независимости светской власти вызывала раздражение католической церкви, запретившей духовенству изучение римского права, а также преподавание его в Парижском университете. В противовес школам легистов в XII в. была создана школа канонистов, систематизировавших папские декреты и буллы, решения церковных соборов, высказывания отцов церкви, положения Библии. Естественное право они отождествляли с божественным законом, изложенным в священных книгах, а единственным источником человеческого права считали обычай.

Большое место в политико-правовой доктрине Фомы занимает учение о законах, их видах и соподчиненности. Закон  определяется как общее правило  для достижения цели, правило, которым  кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него. Взяв у Аристотеля деление законов на естественные (они самоочевидны) и положительные (писаные), Фома Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают пути достижения “небесного блаженства”). Из сочетания этих двух классификаций выводятся четыре вида законов: вечный (божественный естественный), естественный (человеческий естественный), человеческий (человеческий положительный) и божественный (божественный положительный).

Вечным законом Фома называет “сам божественный разум, управляющий миром”; этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества. Естественный закон трактуется как отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Человеческий закон, под которым Фома разумел действовавшее феодальное право, он рассматривал как выражение требований естественного закона и подкрепление их принуждением, санкцией. Необходимость человеческого закона обосновывалась тем, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; для обеспечения незыблемости требований естественного закона необходимо принуждение людей к добродетели путем применения силы и страха наказания. Наконец, к божественному, или откровенному, закону, Фома относил Библию.

Практически суть этой концепции сводится к тому, что предписания действующего (человеческого) закона в конечном счете вытекают из воли и разума бога; потому нарушение феодального закона не только влечет принуждение и наказание, но и является тяжким грехом.

Большое внимание Фома Аквинский уделяет  обоснованию сословного неравенства. Одним из основных лозунгов еретических  движений была идея равенства во Христе, толкуемого как отрицание сословных  привилегий, осуждение приниженного положения крестьян. Обоснованию  сословно-феодальных привилегий в учении Фомы служило возведение иерархии в  ранг божественного установления.

По учению Фомы Аквинского, человеческий закон не должен противоречить естественному. Достаточно практично для своего времени Фома ставит вопрос о возможности  противоречий закона человеческого  другим видам законов. Как быть, если правитель предписывает нечто, противоречащее естественному закону? Ответ Фомы категоричен: во избежание смуты надо подчиняться и таким предписаниям, поскольку сохранение общежития основано на господстве и подчинении; не исключено также, что произвольные действия правителя – зло, ниспосланное подданным за грехи, в любом случае сопротивление – грех. “Ведь Петр учит нас смиренно подчиняться не только добрым и честным, но даже, – как сказано во втором послании Петра, – дурным господам”. Если, однако, произвол правителей по отношению к подданным хотя и не одобряется, но и не влечет никаких последствий, то, согласно учению Фомы, иначе обстоит дело при произвольных действиях власти, противоречащих божественному закону. Когда произвол правителя направляется против церкви и ее учения – правителю нельзя повиноваться; в таких случаях церковь может низложить тирана, его же подданные освобождаются от присяги.

Информация о работе Теория естественного права