Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:07, реферат
Целью работы является изучение биографии Аристотеля и его учения о государстве и политике.
Для достижения поставленных целей потребовалось решение следующих задач:
Знакомство с жизнью Аристотеля;
Рассмотрение сочинений Аристотеля;
Подробное изучение учения философа о государстве и политике;
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Биография Аристотеля4
1.1.Жизнь философа4
1.2. Сочинения Аристотеля8
Глава 2. Учение Аристотеля о государстве10
2.1 Учение философа о государстве и политике10
2.2. Формы государственного управления по Аристотелю14
Заключение...................................................................................................16
Список литературы......................................................................................17
Отождествив общество с государством,
Аристотель был вынужден заняться поисками
целей, интересов и характера
деятельности людей от их имущественного
положения и использовал этот
критерий при характеристике различных
слоёв общества. Он выделял три
главных слоя граждан: очень зажиточные,
средние, крайне неимущие. По мысли
Аристотеля, бедные и богатые «оказываются
в государстве элементами, диаметрально
противоположными друг другу, что в
зависимости от перевеса того или
иного из элемента устанавливается
и соответствующая форма
Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.
Основным общим правилом,
по идее Аристотеля, должно служить
следующее: ни одному гражданину не следует
давать возможности чрезмерно
Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное научное изучение определённой области общественных отношений в самостоятельную науку о политике.
Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так как «человек по природе своей существо политическое». Чтобы правильно устроить общественную жизнь людям необходима политика.
Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве.
Политика представляет собой искусство и умение государственного управления.
Сущность политики раскрывается через её цель, которая по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики — справедливое (общее) благо. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели государственного устройства.
Государство — продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.
2.2. Формы государственного
В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:
Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.
При любом государственном
строе общим правилом должно служить
следующее: ни одному гражданину не следует
давать возможность чрезмерно
Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права».
Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.
Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции» — политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно — «Афинская полития»).
Заключение
Для Аристотеля, полис (государство) представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку сделать государство "чрезмерно единым". Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству приводит к уничтожению государства. Аристотель выступает убежденным защитником прав индивида, частной собственности и семьи.
Политическое устройство
(государство) и право необходимо
предполагают свободу членов данного
политико-правового общения. Тем
самым политика (государство) и право
являются, по Аристотелю, формами свободы,
формами общения свободных
Учение Аристотеля не потеряло своей актуальности и в современном мире.
Аристотель в трактате "Политика" подчеркивал ответственность государства за поддержание сотрудничества и преодоление распрей между людьми. Конфликты возникают там, где государство нарушает принципы распределения благ. Источник распрей между людьми философ видел в неравенстве почестей (тщеславии) и неравенстве имущества (корысти). Забота руководителя государства в первую очередь о себе (власть, почести) является главной причиной политических противоборств, приводящих в конечном итоге к деспотии и тирании, при которых процветает насилие над гражданами. Мыслитель считал, что власть должна принадлежать не бедным и не самым богатым, а средним рабовладельцам-политикам.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что идеи Платона и Аристотеля современны и востребованы в современной России.
Список литературы
1. Аристотель. Политика. Пер. С. А. Жебелева. М., 1911.
2. Кечекьян С. Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве М.
Наука, 1947
3. Аристотель. О душе // Соч. в 4-х т. - т. 1. М., 1983.
4. Аристотель. Метафизика // Соч. в 4-х т. - т. 1. М., 1983.
5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М.: Мысль,
1981. - 415с.
6. Петраш Ю.Г. Философия и бытие, 2010. - 97 с.