Учения Аристотеля о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:07, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение биографии Аристотеля и его учения о государстве и политике.
Для достижения поставленных целей потребовалось решение следующих задач:
Знакомство с жизнью Аристотеля;
Рассмотрение сочинений Аристотеля;
Подробное изучение учения философа о государстве и политике;

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Биография Аристотеля4
1.1.Жизнь философа4
1.2. Сочинения Аристотеля8
Глава 2. Учение Аристотеля о государстве10
2.1 Учение философа о государстве и политике10
2.2. Формы государственного управления по Аристотелю14
Заключение...................................................................................................16
Список литературы......................................................................................17

Файлы: 1 файл

Referat_po_filosofii.docx

— 38.37 Кб (Скачать файл)

Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера  деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных  слоёв общества. Он выделял три  главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли  Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в  зависимости от перевеса того или  иного из элемента устанавливается  и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой  системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить  следующее: ни одному гражданину не следует  давать возможности чрезмерно увеличивать  свою политическую силу сверх надлежащей меры .

Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное научное  изучение определённой области общественных отношений в самостоятельную  науку о политике.

Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в  условиях политической системы, так  как «человек по природе своей  существо политическое». Чтобы правильно  устроить общественную жизнь людям необходима политика.

Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве.

Политика представляет собой  искусство и умение государственного управления.

Сущность политики раскрывается через её цель, которая по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики — справедливое (общее) благо. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели государственного устройства.

Государство — продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Формы государственного управления  по Аристотелю

В зависимости от целей, которые  ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

  • Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
  • Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
  • Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

  • Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
  • Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
  • Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

В основе всех общественных потрясений лежит имущественное  неравенство. По Аристотелю, олигархия  и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что  имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

При любом государственном  строе общим правилом должно служить  следующее: ни одному гражданину не следует  давать возможность чрезмерно увеличивать  свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать  за правящими лицами, чтобы они  не превращали государственную должность  в источник личного обогащения.

Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления  к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не  может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки  праву: стремление же к насильственному  подчинению, конечно противоречит идее права».

Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции» — политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно — «Афинская полития»).

 

Заключение

Для Аристотеля, полис (государство) представляет собой некое целое  и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку  сделать государство "чрезмерно  единым". Государство состоит  из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству приводит к уничтожению государства. Аристотель выступает убежденным защитником прав индивида, частной собственности  и семьи.

Политическое устройство (государство) и право необходимо предполагают свободу членов данного  политико-правового общения. Тем  самым политика (государство) и право  являются, по Аристотелю, формами свободы, формами общения свободных людей, но никак не зависимых индивидов, находящихся в деспотическом  подчинении или в рабском состоянии.

Учение Аристотеля не потеряло своей актуальности и в современном  мире.

Аристотель в трактате "Политика" подчеркивал ответственность  государства за поддержание сотрудничества и преодоление распрей между  людьми. Конфликты возникают там, где государство нарушает принципы распределения благ. Источник распрей  между людьми философ видел в  неравенстве почестей (тщеславии) и  неравенстве имущества (корысти). Забота руководителя государства в первую очередь о себе (власть, почести) является главной причиной политических противоборств, приводящих в конечном итоге к деспотии и тирании, при  которых процветает насилие над  гражданами. Мыслитель считал, что  власть должна принадлежать не бедным и не самым богатым, а средним  рабовладельцам-политикам.

Таким образом, мы можем сделать  вывод о том, что идеи Платона  и Аристотеля современны и востребованы в современной России.

 

Список  литературы

1.  Аристотель. Политика. Пер. С. А. Жебелева. М., 1911.

2.  Кечекьян С. Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве М.

Наука, 1947

3.  Аристотель. О душе // Соч. в 4-х т. - т. 1. М., 1983.

4.  Аристотель. Метафизика // Соч. в 4-х т. - т. 1. М., 1983.

5.  Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М.: Мысль,

1981. - 415с.

6. Петраш Ю.Г. Философия и бытие, 2010. - 97 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Учения Аристотеля о государстве