Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:45, контрольная работа
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема личности является одной из важнейших проблем в системе наук, изучающих общество и человека.
Под понятием личность, ученые понимают отдельного человека, характеризуемого со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений..
Человек является важнейшим субъектом общественных отношений. По причине того, что он выступает многогранным и многоплановым существом, особый интерес вызывает изучение его природы, сущности и взаимосвязи с обществом. Человек и общество возникли и формировались в неразрывном единстве. Это был целостный процесс, длившийся несколько миллионов лет. Вот почему изучение общества невозможно без проникновения в тайну человека.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Человек, индивид, личность 4
2. Человек в системе социальных связей 7
3. Влияние рыночных отношений на формирование и развитие личности 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
2. Человек в системе социальных связей…………………………………………...7
3. Влияние рыночных отношений на формирование и развитие личности……...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…..…………
Тема представленной
работы – взаимодействие личности и общества.
Личность как субъект общественных отношений.
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема личности является одной из важнейших проблем в системе наук, изучающих общество и человека.
Под понятием личность, ученые понимают отдельного человека, характеризуемого со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений..
Человек является важнейшим субъектом общественных отношений. По причине того, что он выступает многогранным и многоплановым существом, особый интерес вызывает изучение его природы, сущности и взаимосвязи с обществом. Человек и общество возникли и формировались в неразрывном единстве. Это был целостный процесс, длившийся несколько миллионов лет. Вот почему изучение общества невозможно без проникновения в тайну человека.
Проблема личности человека, ее формирования и развития в современной литературе является наиболее изученной, понимание же человека как субъекта социальных отношений изучено менее, что придает данной теме особую актуальность.
Цель контрольной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность личности как субъекта общественных отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Человек, индивид, личность.
Наиболее общим, родовым понятием является понятие человека. Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.
Что касается понятия индивид, то это — единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.[3, c.645]
Родившись, человек еще не является личностью или субъектом надорганической жизни. Его "я" и имя, научные идеи, религиозные взгляды, эстетические вкусы, моральные убеждения, манеры и нравы, занятия, экономическое положение и социальный статус, судьба и жизненный путь - ничто еще не предопределено.[4, с. 83.]
Становление личности происходит в процессе социализации, т.е. усвоения ею опыта и ценностных ориентаций данного общества. Человек учится выполнять социальные роли (вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.). Все эти социальные роли имеют выраженный культурный контекст и, в частности, сильно зависят от стереотипа мышления.
Остановимся на структуре и составных элементах личности. Мы уже говорили о том, что личностями не рождаются, а становятся в итоге длительного процесса созревания, который имеет свои критические периоды. Более того, на определенном этапе жизненного пути человек может частично или полностью утратить личностные черты. Это бывает у хронических алкоголиков, наркоманов, при тяжелой патологии головного мозга и т.д. Личность характеризуется уникальным сочетанием природных свойств индивида (возрастно-половые, нейродинамические, биохимические и пр.) и социальных качеств, формируемых в том или ином обществе.[1, с. 77]
Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Это объясняется тем, что раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении, существовании и т.д. Философы усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. Действительно, человека можно отличать от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии и т.д. и т.п. При этом нельзя не заметить, что в данном случае сущность человека пытаются определить, исходя не из самого человека, а апеллируя к тем признакам, которые отличают его от ближайшего вида, как бы со стороны. Однако с методологической точки зрения такой прием оказывается не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется прежде всего имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования. К тому же не все отличительные признаки человека являются существенными.
Такой субстанцией, лежащей в основе исторического бытия и развития человека и составляющей его сущность, как свидетельствует современная наука, является трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью не вступая прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественного производства и трудовой деятельности развиваются и общественные отношения людей. В той степени, в какой индивид аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общественных отношений, происходит и его собственное развитие. Поэтому Маркс имел полное основание, критикуя Фейербаха за абстрактное понимание человека, сказать, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».[2, с.473]
Выделяют основные характеристики существования личности, такие как свобода, ответственность, самосознание и др. Свобода есть неотъемлемый атрибут личности. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для ее достижения. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий.
Свобода воли - понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. В истории философской и богословской мысли понятие свободы воли связывалось с вменяемостью человека, с его ответственностью за свои деяния, с исполнением своего долга и осознанием предназначения. Волевые качества человека определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой, входя в структуру характера личности.
Проблема свободы воли тесно связана с вопросами о моральной ответственности, и потому она встает перед многими людьми.
Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать «не то» или «не так», предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.
Любой человек социален по своей природе, ибо только через отношения с себе подобными может он проявить свои способности, умения, желания и замыслы. С другой стороны, любая форма общественной жизни предполагает участие индивидуумов, заинтересованных в её эффективности. Таким образом, налицо неразрывная связь и взаимная заинтересованность личности в успешности общественной жизни и, наоборот, общества - во всестороннем развитии и полноценной реализации каждого из его членов. Для реализации этих устремлений для личности в настоящее время существует множество форм, среди которых можно назвать участие в законотворческой, культурной, производственной, социальной жизни общества.
Структура социокультурного взаимодействия имеет три аспекта, неотделимых друг от друга: 1) личность как субъект взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами и 3) культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.
В классной комнате преподаватель и студенты являются личностями, совокупность этих личностей, вместе с нормами их отношений, составляет общество классной комнаты; не только научные и другие идеи, которыми они обладают и обмениваются, но и книги, доска, мебель, лампы и сама комната представляют собой культуру этого общества. Ни один из членов этой неразделимой триады (личность, общество и культура) не может существовать без двух других. Не существует личности как социума, то есть как носителя, созидателя и пользователя значениями, ценностями и нормами, без корреспондирующих культуры и общества. В отсутствие последних могут существовать лишь изолированные биологические организмы. Точно так же нет надорганического общества без взаимодействующих личностей и культуры; и нет живой культуры без взаимодействующих личностей и общества. Поэтому ни одно из этих явлений нельзя исследовать должным образом без рассмотрения других членов триады.
Неадекватна любая теория, которая концентрируется лишь на одном из них, исследуя социокультурный мир. Из дидактических соображений их можно изучать по отдельности; но когда анализ каждого члена триады завершен, этот элемент должен быть соотнесен с тройственным разнообразием, или матрицей, в которой он существует.[4, с.115]
Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений, поэтому важной проблемой социальной философии оказывается классификация всей совокупности общественных отношений, выделения среди них главных, определяющих, первичных. Можно разделить все общественные отношения на два больших класса - класс материальных отношений и класс духовных отношений.
Важнейшим признаком, свойством материальных
отношений является их объективность:
они возникают в процессе становления
и развития общества и существуют независимо
от общественного сознания. В то же время
и духовным общественным отношениям в
определенной степени присуща объективность.
Поэтому следует обратить внимание на
принципиальное отличие духовных отношений
от материальных. Материальные отношения
возникают и складываются непосредственно
в ходе практической деятельности человека,
непосредственно определяются ею. Духовные
же отношения формируются, предварительно
"проходя через сознание" людей (индивидуальное
и групповое) и сознанием непосредственно
определяясь.
С позиций материализма
материальные общественные отношения
рассматриваются как первичные, а духовные
отношения - как вторичные. Тезис о первичности
материальных отношений и вторичности,
производности духовных не следует понимать
упрощенно, выводить духовные отношения
прямо и непосредственно из материальных.
Связь между ними носит опосредованный
характер: как отражение материальных
отношений в общественном сознании возникают
определенные идеи и духовные ценности,
а уже они выступают непосредственной,
конкретной причиной духовных отношений.
Согласно научно-философскому
мировоззрению, и свобода, и ответственность
могут быть мыслимы только в мире, где
существует объективная обусловленность,
детерминизм. Принимая решение и действуя
с опорой на знание объективной необходимости,
человек способен одновременно формировать
в себе чувство ответственности перед
обществом за свои поступки. Ответственность
обусловлена уровнем развития общественного
сознания, уровнем социальных отношений,
существующими социальными институтами.
И даже тогда, когда человек несет ответственность
перед самим собой, перед своей совестью,
в нем отражаются современные ему социальные
связи и отношения. Понятие свободы оказывается
связанным и с понятием покаяния. Проблема
свободы, включающая в себя проблему познания
и социального действия, является одной
из ведущих проблем, связывающих в единое
целое диалектику, теорию познания и этику,
а также философию бытия и социальную
философию.
3. Влияние рыночных отношений на формирование и развитие личности.
Большой вклад в разработку данной проблемы внесла Карен Хорни (1885 – 1952). Изучая влияние окружающей социальной среды на формирование личности, она показала, что именно рыночные отношения в значительной мере влияют на возникновение и развитие внутриличностного конфликта и даже невротической личности. По ее наблюдениям, рынок и всеобщая конкуренция на первый план в структуре личности выдвигают проблему соперничества.