Аттестация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Цель – разработка направлений совершенствования организации аттестации персонала на примере районного отдела народного образования г. Екатеринбурга (далее РОНО).
Задачи:
проанализировать теоретические основы аттестации персонала;
исследовать организацию аттестации персонала на примере районного отдела народного образования г. Екатеринбурга;
разработать предложения по совершенствованию организации аттестации персонала районного отдела народного образования г. Екатеринбурга.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы аттестации персонала 5
1.1. Понятие аттестации 5
1.2. Объекты и показатели аттестационной оценки 9
Глава 2. Анализ организации процесса аттестации персонала 13
2.1. Организационная характеристика отдела народного образования 13
города Екатеринбурга 13
2.2. Анализ деятельности по управлению персоналом 16
2.3. Исследование организации аттестации персонала 23
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию организации аттестации персонала 39
3.1. Совершенствование документационного обеспечения процесса аттестации персонала 39
3.2. Информационное обеспечение процесса 48
аттестации персонала 48
3.3. Оценка социальной и экономической эффективности проектируемых предложений по совершенствованию организации аттестации персонала 55
Заключение 60
Список литературы 62
Приложение 63

Файлы: 1 файл

аттестация персонала.doc

— 620.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, мы предложили ряд мероприятий  по совершенствованию организации  оценки и аттестации персонала РОНО:

  • введение новых документов (аттестационный лист, методические рекомендации и методические указания и др.), 
  • редактирование используемых аттестационных документов,
  • использование плана карьеры в качестве плана развития после аттестации,
  • проведение подготовительных бесед администрации района с сотрудниками РОНО,
  • введение новых методик оценки персонала,
  • автоматизация документооборота по аттестации,
  • создание базы данных.

Оценка экономической эффективности  проекта на основе расчета чистого  дисконтированного дохода, индекса  доходности, срока окупаемости, рентабельности инвестиций показала, что проект имеет высокую эффективность и повысит производительность труда. В связи с этим социальная эффективность имеет высокое значение. Недостатком проекта является сопротивление нововведениям, которое встретится при его реализации. Это обусловлено неподготовленностью персонала к  инновационным решениям. Решением этой проблемы мы предлагаем введение наставничества со стороны администрации, которое позволит улучшить не только психологическую атмосферу в коллективе, но и уменьшит степень сопротивления сотрудников. Предлагаемые нами мероприятия по совершенствованию организации оценки и аттестации персонала в РОНО обеспечивают устойчивую и планомерную деятельность, определяющую эффективность управленческого процесса.

 

Заключение

 

Аттестация занимает свое, особое, место в системе управления персоналом, хотя нередко ее путают с оценкой  персонала. Аттестация - это лишь один из методов оценки, но ее результаты могут иметь серьезные последствия  для сотрудников. Если оценка персонала - процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач компании, то аттестация - это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы в должности, которую он занимает. Прежде всего, аттестация - реальный способ повысить эффективность работы сотрудников предприятия.

В первую очередь аттестация позволяет  провести диагностику персонала, то есть получить информацию о сотрудниках, выявить «болевые точки», моменты, затрудняющие работу персонала, и своевременно решить эти проблемы. В процессе аттестации проводится инвентаризация бизнес-компетенций, что необходимо компании для достижения намеченных целей. Речь идет об определении с помощью аттестации ценности сотрудников не только для подразделения (группы), но и для организации в целом, оптимальной расстановке сотрудников на местах, наиболее адекватном применении системы оплаты труда.

Аттестация позволяет принять  решения, связанные с:

    • изменением компенсационного пакета, что имеет конкретные материальные последствия для работников;
    • развитием организации (приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации);
    • оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем;
    • формированием кадрового резерва компании.

Следует отметить, что наше законодательство не обязывает всех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников. Ни Трудовой кодекс РФ, ни другие нормативно-правовые акты общеотраслевого и обязательного характера не устанавливают, что любой работодатель должен периодически проверять соответствие своих работников занимаемым ими должностям.

Как говорилось выше, аттестация нужна  и для того, чтобы обоснованно  принимать управленческие решения, связанные с кадровым менеджментом. В частности, по итогам аттестации можно принять ряд кадровых решений на законном основании (увольнение, понижение в должности, перевод на другую работу).

Процедура принятия решения о переводе работника, его увольнении или об изменении других существенных условий трудового договора должна быть подробно закреплена в локальном положении об аттестации персонала. В противном случае затрудняется применение соответствующих статей ТК РФ.

В заключение стоит сказать, что  аттестация не должна проводиться ради самой процедуры. Она может быть эффективной, только если будет лишена признаков формальности, будет объективной, а по ее результатам проведутся конкретные мероприятия. Самое главное - должны последовать реальные действия в соответствии с теми целями, которые были заявлены перед началом оценки.

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон  «О государственной гражданской службе в РФ» от 27 июля 2004, № 79
  2. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования » от 10.04.2000, № 51 – ФЗ
  3. «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»: Указ Президента от 01.02.2007 №110
  4. Об утверждении типового положения об образовательных учреждениях среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении): Постановление Правительства РФ от 3 марта 2001 № 160
  5. О национальной  доктрине образования в РФ: Постановление Правительства  РФ от 14 октября  2001№ 751
  6. Концепция модернизации российского образования: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 № 1756 – р
  7. Об утверждении типового положения об образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышении квалификации) специалистов: Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 № 610 (ред. от 31 марта 2003)
  8. Об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений: Утверждено приказом Министерства образования РФ от 26 июня 2000 г. № 1908
  9. HR – менеджмент: справочник менеджера по персоналу/ И. Н. Морозова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 256 с.
  10. Абляев С. В., Пушкарев И. Н. Управление человеческими ресурсами на основе компьютерных технологий /Под ред. И. Ф. Пушкарева. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 176 с.

Приложение 1

 

Анкета по выявлению  проблемного поля в сфере управления персоналом

 

Уважаемый сотрудник  отдела. Вам предложена Анкета по выявлению  проблематики в сфере управления персоналом.

Определите, насколько  актуальна для  Вас данная технология. Оцените по 5 – бальной системе. 1 балл – технология не актуальна и не должна использоваться в отделе, 5 баллов – технология имеет важное значение  для работы отдела и для сотрудника в целом.

  1. Технология найма (анализ потребности в кадрах, формирование требований к персоналу, определение сроков и условий отбора);____________________________________
  2. Технология  адаптации (взаимное приспособление работника и организации);_
  3. Технология высвобождения (комплекс мероприятий со стороны администрации при увольнении сотрудника);______________________________
  4. Аттестация персонала и деловая оценка (процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств работника, качество труда; процесс установления соответствия качественных характеристик человека требованиям должности или рабочего места);_____________________________________________
  5. Технология обучения (подготовка кадров, повышение квалификации, переподготовка кадров, как на рабочем месте, так и вне его);___________________________________
  6. Управление кадровым резервом (формирование, планирование, организация и контроль за работой кадрового резерва);______________________
  7. Мотивация (процесс побуждения человека при помощи внутриличностных и внешних факторов);_________________________________________
  8. Управление  нововведениями (целенаправленная деятельность руководителя по обеспечению обновления кадровой работы);_________________
  9. Управление организационным поведением (способ деятельности людей в конкретной организационно – административной среде);____________
  10. Управление конфликтами и стрессами (процесс воздействия на персонал с целью устранения причин, породивших конфликт);_________________
  11.   Проблема организации рабочего места________________________
  12. Проблема документационного обеспечения____________________
  13. Проблема информационного обеспечения______________________
  14. Предложения и рекомендации по выдвинутым проблемам

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Приложение 2.

Уважаемый сотрудник  РОНО г. Екатеринбурга

Данное исследование проводится с целью  выявления проблем в организации аттестации персонала. Полученная от Вас информация и Ваше мнение могут оказать существенное влияние при разработке рекомендаций по совершенствованию организации оценки и аттестации персонала. Прочитайте внимательно вопросы анкеты и обведите кружком номера подходящих для Вас  ответов. Если предложенные варианты Вас не устраивают, то напишите свой ответ на отдельных для этого строках. Просим Вас отвечать искренне и обдуманно.

 

1). Анкета включает 7 критериев оценки. Вы должны оценить каждый критерий по 10 бальной шкале, где используются цифры от 1 до 10 (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10), где

1,2 или 3 балла –  данный критерий  в ходе проведения  аттестации не используется или  проявлен очень слабо, по данному  критерию низкая оценка

4,5 или 6 баллов –  по данному критерию средняя  оценка

7 или 8 баллов –  во время проведения аттестации  данный критерий действительно  используется и находится на достаточно высоком уровне, по данному критерию оценка выше средней

9 или 10 баллов –  данный критерий полностью отражает ситуацию, самая высокая оценка

Например:

Вы считаете, что документационное обеспечение находится чуть ниже среднего уровня, то можете поставить 4 или 5 баллов или Вы считаете, что во время аттестации Ваши знания оцениваются на самом высоком уровне, то можете поставить 9 или 10 баллов и т. д.

 

Таблица оценки критериев проведения аттестации

Критерий

                                       Оценка

 

222222222222222222

23 

444444444444444444

55555555555555555

666666666666666666

77777777777777777

999999999999999999

101010

1. оценка реальных результатов, которые сотруднику удалось достичь за отчетный период (проведение аттестации даёт Вам представление о реальных результатах Вашей работы)

11

22

33

44

 

5

66

77

88

99

110

2. организация аттестации (насколько Вы удовлетворены работой аттестационного комитета,  принципами проведения аттестации (уведомление о сроках, итогах)

11

22

33

44

 

5

66

77

88

99

110

3. документационное обеспечение (наличие и знакомство с Положением об аттестации, наличие аттестационных и оценочных листов)

11

22

33

44

 

5

66

77

88

99

110

4. осознание ожидаемых результатов/понимание проведения аттестации (насколько проведение аттестации даёт Вам понимание того, что она повлияет на дальнейшее Ваше развитие (сотрудника))

11

22

33

44

 

5

66

77

88

99

110

5. анализ самооценки сотрудника (в ходе проведения аттестации анализируете ли Вы (сотрудник)  деятельность за отчетный период, подбирает факты, продумываете шаги по своему саморазвитию)

11

22

33

44

 

5

66

77

88

99

110

6. оценка навыков и знаний, обусловленные данным рабочим местом, общекорпоративных ценностей  (в ходе проведения аттестации насколько оцениваются Ваши навыки и знания, например качество  и объем работы, дисциплина)

11

22

33

44

 

5

66

77

88

99

110

7. обратная связь (насколько пост – аттестационное собеседование повлияло на Вашу мотивацию, раскрыло Ваш потенциал, насколько понятна и объяснена Вам оценка, сделанная  аттестационной комиссией)

11

22

33

44

 

5

66

77

88

99

110


 

 

2). Анкета включает 7 вопросов. Выберите подходящий для Вас ответ и обведите его в кружок. Возможно отметить 2-3 варианта.

1. Каким образом осуществляется  информирование Вас о проведении  аттестации?

  1. Представитель администрации приезжает  и сообщает вам о проведении аттестации
  2. Представитель администрации приезжает  и сообщает руководителю о проведении аттестации, а затем начальник сообщает Вам
  3. Вывешено сообщение о проведении аттестации на доске
  4. Узнаете от знакомых в администрации
  5. Другое________________________________________________

2. Когда осуществляется информирование Вас о проведении аттестации?

  1. За полгода до её начала
  2. За месяц до её начала
  3. За 2 недели до её начала
  4. За 1 неделю до её начала
  5. За несколько дней до её начала
  6. Другое_____________________

 

3. Каким образом осуществляется  взаимосвязь между Вами и аттестационной комиссией?

  1. Члены аттестационной комиссии были приветливы и понятно объяснили сущность проведения аттестации, ответили на все вопросы
  2. Члены аттестационной комиссии вели себя сдержанно и с неохотой отвечали на вопросы
  3. Вы не общались с членами аттестационной комиссии
  4. Другое________________________________________________

4. Что в процессе  аттестации оценивалось?

  1. Специфические знания, характерные для вашей должности
  2. Общеорганизационные ценности
  3. Знание законодательной и нормативной базы
  4. Другое________________________________________________

5. До начала проведения  аттестации Вы были проинформированы  о … . (Возможно несколько вариантов)

  1. О целях, задачах  аттестации
  2. О сроках проведения аттестации
  3. О форме проведения  аттестации
  4. О месте проведения аттестации
  5. О необходимости аттестации (зачем она нужна)
  6. О Положении об аттестации
  7. Другое____________________________

Информация о работе Аттестация персонала