Конкурентная стратегия предприятия на различных типах рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:00, курс лекций

Описание работы

Основная идея лекции состоит в том, чтобы определить систему правил или критериев, которыми руководствуются фирмы при принятии экономических решений в условиях разных типов рынков.

Содержание работы

Введение
Учебные вопросы:
1. Типы конкурентных рынков и их характеристика.
2. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции.
3. Теория монополии. Определение фирмой цены и объемов производства в условиях несовершенной конкуренции.
4. Олигополия, ее виды и модели. Условия максимизации прибыли и минимизации убытков.
5. Монополистическая конкуренция, ее сущность и условия максимиза-ции прибыли и минимизации убытков
Заключение

Файлы: 1 файл

Лекция 5 Конкурентная стратегия предприятия.doc

— 470.00 Кб (Скачать файл)

На рынке совершенной конкуренции фирма манипулировать ценой не может, т.к. вынуждена пользоваться сложившейся рыночной ценой, поэтому решение задачи максимизации прибыли осуществляется с помощью выбора оптимального объёма выпуска.

 

Максимизация  прибыли в краткосрочном периоде

Для того чтобы ответить на вопрос: как отдельная фирма выбирает тот объём выпуска, который обеспечивает ей получение максимальной прибыли, удобнее всего использовать конкретный числовой пример. Основные показатели условной фирмы, действующей на рынке совершенной конкуренции, сведены в таблицу 1:

Таблица 1. – Основные показатели деятельности фирмы в условиях совершенной конкуренции

Объём выпуска продукции

Цена 

товара

Совокупный доход

Полные издержки

Совокупная прибыль

Предельные издержки

Предельный доход

Q TRi-1

P

TR = P Q

T C

TP =TR-TC  

MC=TCi-TCi-1

MR=TRi-TRi-1

1

500

500

2380

-1880

340

500

2

500

1000

2720

-1720

305

500

3

500

1500

3025

-1525

238

500

15

500

7500

5880

+1620

340

500

16

500

8000

6220

+1780

380

500

17

500

8500

6600

+1900

425

500

18

500

9000

7025

+1975

475

500

19

500

9500

7500

+2000

530

500

20

500

10000

8030

+1970

590

500

21

500

10500

8620

+1880

655

500

22

500

11000

9275

+1725

   

 

При выработке решения  фирма использует два подхода:

1-й подход: сопоставление совокупного дохода с полными издержками. (ТП = TR – TC). Вычитая данные о полных издержках из данных о совокупном доходе, получим совокупную прибыль, которую имеет фирма при каждом конкретном объёме производства. Макс. прибыль может быть получена при ежедневной продаже 19 ед. продукции, она составляет  2 тыс. ус.ед. в день. На графике сравниваются совокупный доход и полные издержки (рис.1).

На графике видно, что величина совокупной прибыли равна расстоянию по вертикали между кривой совокупного дохода и кривой полных издержек. Это расстояние максимально при объёме выпуска в 19 ед.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Сопоставление  совокупного дохода с полными  издержками

 

2-й подход: сопоставление предельного дохода с предельными издержками (MR – MC).

Если фирма является ценополучателем, она может продать  по рыночной цене любое количество продукции. В любом случае ее поставки на рынок не изменят принципиально общий объем отраслевого предложения. Продавать дешевле нет смысла, если можно все продать по данной рынком цене.

Продавать дороже фирма  не сможет: в этом случае спрос на ее продукцию сразу же упадет до нуля, ведь потребители с легкостью могут купить такие же товары у других производителей по рыночной цене. Таким образом, рынок примет продукцию фирмы только по рыночной цене. В связи с этим кривая спроса на продукцию фирмы будет представлять собой горизонтальную прямую, отстоящую от горизонтальной оси на высоту, равную рыночной цене продукта (рис. 2).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Сопоставление  предельного дохода с предельными 

издержками

 

Т.е. в условиях чистой конкуренции спрос на продукцию одной фирмы будет совершенно эластичен, так как доля каждой фирмы на рынке столь незначительна, что она не может повлиять ни на рыночную цену, ни на рыночный объем производства.

Интересно отметить, что  эта же прямая будет одновременно и графиком среднего и предельного доходов фирмы. С каждой новой единицей проданного продукта доход фирмы будет возрастать на величину, равную цене этого продукта. Средний доход, приходящийся на единицу продукта, также будет равен его цене. Таким образом, D = MR = AR (рис. 2).

Что же касается совокупного  дохода фирмы, то его легко можно  подсчитать по формуле: Р х Q. Графически величину совокупного дохода можно либо проиллюстрировать на примере прямоугольника ОР1 ЕQ1 на рис. 2, либо изобразить как особую кривую (рис. 3). В условиях совершенной конкуренции кривая совокупного дохода есть прямая линия, проходящая через начало координат.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.   Кривая совокупного дохода фирмы

 

В краткосрочном периоде  кривая предложения фирмы определяется ее кривой предельных издержек. Поскольку  в силу убывания предельной производительности предельные издержки растут по мере увеличения объема производства, нужна более высокая цена на продукт, чтобы побудить производителя наращивать производство. Поэтому кривая предложения будет иметь восходящий вид.

Пересечение кривых спроса и предложения покажет равновесие фирмы (рис. 2).

Равновесие фирмы – это такое положение фирмы, при котором она не имеет побудительных мотивов для изменения цены на свой товар и объема производимой продукции.

Остановимся на сравнении  графиков равновесия отрасли и равновесия фирмы. Нетрудно заметить, что, помимо различий в масштабах производства, эти графики отличаются наклоном кривой спроса (рис. 4).

При анализе поведения  фирмы используется важное теоретическое  допущение, что производитель ведет себя рационально. Т.е., производитель будет наращивать объем производства до тех пор, пока его предельный доход не сравняется с предельными издержками. В случае когда MR = МС, производитель уже не может ничего более прибавить к своей прибыли и размер последней достигает своего максимума. Если продолжать производство далее, то предельный доход окажется меньше предельных издержек, а прибыль начнет падать.

Рисунок 4. Равновесие отрасли  и фирмы

Из таблицы 1 видно, что как полные издержки, так и совокупный доход увеличивается  по мере роста выпуска продукции. Если увеличение дохода превышает увеличение издержек, т.е. предельный доход больше, чем предельные издержки, то дальнейший рост выпуска на одну единицу увеличивает совокупную прибыль. Если же увеличение издержек  превосходит увеличение дохода (предельные издержки больше предельного дохода), то дальнейшее увеличение выпуска уменьшает совокупную прибыль (рис. 2).

Объём производства, при котором  предельный доход равен предельным издержкам, называется точкой оптимального выпуска (MC=MR), или условием максимизации прибыли. Важно подчеркнуть, что правило  МС = MR является точным ориентиром максимизации прибыли для всех фирм.

Для случая совершенной  конкуренции, когда кривая спроса продавца совершенно эластична при текущей розничной цене, то цена продукта и предельный доход равны MR = P и правило принимает вид Р=МС. т.е. фирма максимизирует прибыль при Р=МС, это обеспечивает аллокативную эффективность Ресурсы распределяются соответственно общественным потребностям).

Что произойдёт, если цена упадёт, например, до 300, 100 и т.д. В этом случае фирма вынуждена будет минимизировать убытки, сокращая выпуск до Q2,  Q3… вплоть до временной остановки производства (рис. 5).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5. Сопоставление предельного дохода с предельными

издержками при уменьшении цены

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции цена, предельный доход и средний доход равны, то можно вывести условие, на которое ориентируется фирма при выборе объема производства, т.е.                    

                                    P=AR=MR=MC.

Причем, данное правило имеет силу как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.

В условиях краткосрочного равновесия конкурентная фирма может иметь прибыль или убытки. Рассмотрим различные варианты краткосрочного равновесия.

На рис. 6 и 7 показаны фирмы, которые имеют прибыль: рис. 6 – фирма имеет экономическую прибыль, рис. 7 – фирма имеет нормальную прибыль.

В этих случаях фирма  полностью покрывает издержки, имеет  прибыль и желает сохранить это  положение как можно дольше.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6. Фирма, имеющая экономическую прибыль


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7. Фирма, имеющая экономическую прибыль

 

На рис. 8 и 9 изображены фирмы, которые имеют убытки. Причем, если фирма на рис. 9 покрывает свои текущие затраты (т.е. затраты на сырье, материалы, заработную плату рабочим), издержки AVC меньше цены, она может надеяться на повышение цены в будущем и на стабилизацию своего положения, то фирма на рис. 8 не покрывает даже свои переменные затраты и вынуждена закрыться.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8. Фирма, имеющая убытки, не покрывающая даже свои           переменные затраты и вынуждена закрыться

Таким образом, в краткосрочном  периоде в условиях совершенной  конкуренции фирма находится в равновесии, когда производит такой объем продукции при заданной рыночной цене, при котором фирма либо максимизирует прибыль, либо минимизирует убытки.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 9. Фирма, имеющая убытки, но покрывающая свои                   переменные затраты, т.е. минимизирующая убытки

Долгосрочное  равновесие совершенно конкурентной фирмы

Мы не раз использовали термин «равновесие» для обозначения такого положения дел в экономике, при котором лица, принимающие экономические решения, не имеют никаких побудительных мотивов к изменению своих планов.

Для того чтобы фирма на рынке  совершенной конкуренции находилась в состоянии долгосрочного равновесия, необходимо выполнение следующих условий:

  • фирма не должна иметь побудительных мотивов к изменению объёмов выпуска при заданном размере предприятия;
  • каждая фирма должна быть удовлетворена размерами имеющегося у неё предприятия;
  • не должно существовать мотивов, побуждающих новые фирмы к вхождению в отрасль или старые – к выходу из неё.

Все три условия в обобщённом виде можно представить в виде уравнения:

краткосрочные                      долгосрочные

Цена     =      полные средние          +              средние

                           издержки                           издержки

Если не выполняется хотя бы одно из названных условий, то у фирмы  появляются веские причины менять свои планы. Если цена не равна краткосрочным средним издержкам, то фирмы пожелают изменить объём выпуска, не изменяя размеров предприятия. Если краткосрочные средние полные издержки не равны долгосрочным средним издержкам, фирмы захотят изменить размеры предприятия.

Состояние долгосрочного равновесия может существовать пока не изменятся внешние условия.

Если при существующей рыночной цене несколько фирм терпят убытки и прекращают производство, предложение на рынке сокращается  и цена возрастает. Возросшая цена позволит фирмам, оставшимся в отрасли получать экономическую прибыль. В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений доступа на рынок, появятся новые фирмы, привлечённые прибыльностью дела. В результате предложение возрастёт, а цена снизится. При совершенной конкуренции такие колебания носят постоянный характер.

Равновесие на рынке будет достигнуто, когда у фирмы не будет стимулов для входа в отрасль и выхода из неё. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума средних валовых издержек и экономическая прибыль исчезнет (эконом прибыль = TR – сумма явных и вменённых издержек). При такой ситуации нет стимулов для сокращения или расширения производства, у новых фирм нет мотивов вступления в отрасль, у старых – для выхода из неё.

Информация о работе Конкурентная стратегия предприятия на различных типах рынков