Конкурентная стратегия предприятия на различных типах рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:00, курс лекций

Описание работы

Основная идея лекции состоит в том, чтобы определить систему правил или критериев, которыми руководствуются фирмы при принятии экономических решений в условиях разных типов рынков.

Содержание работы

Введение
Учебные вопросы:
1. Типы конкурентных рынков и их характеристика.
2. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции.
3. Теория монополии. Определение фирмой цены и объемов производства в условиях несовершенной конкуренции.
4. Олигополия, ее виды и модели. Условия максимизации прибыли и минимизации убытков.
5. Монополистическая конкуренция, ее сущность и условия максимиза-ции прибыли и минимизации убытков
Заключение

Файлы: 1 файл

Лекция 5 Конкурентная стратегия предприятия.doc

— 470.00 Кб (Скачать файл)

При изменении спроса на продукцию  фирмы цена возрастёт, фирмы отрасли начнут получать экономическую прибыль,что создаст условия для расширения производства и вступления новых производителей в отрасль.

В результате цена снизится и возникнет  новое равновесие. В условиях ограниченности ресурсов цены на них повысятся, что приведёт к росту издержек, поэтому кривая предложения отрасли в долгосрочном периоде будет восходящей.

В долгосрочном периоде  условие равновесия фирмы можно  записать как:

                                      MR=MC=AC=P,

т.е. в долгосрочном периоде  фирма получает только нормальную прибыль, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли и наличия полной информации о товаре у производителей и покупателей слишком высокие прибыли привлекают в производство другие фирмы, а убыточные фирмы уходят из отрасли или разоряются и тогда в отрасли устанавливается равновесие: ни прибыли, ни убытков (рис. 10).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 10. Совершенная конкуренция в долгосрочном периоде

Вывод по 2 вопросу:

Фирма – совершенный конкурент выбирает оптимальный объём выпуска, сопоставляя валовой доход с валовыми издержками или предельный доход с предельными издержками. Правило равенства предельного дохода и предельных издержек используется фирмами при любых рыночных условиях. Особенностью рынка совершенной конкуренции является то, что данное правило модифицируется в правило равенства предельного дохода и рыночной цены.

 

  1. Теория монополии. Определение фирмой цены и объёмов производства в условиях несовершенной конкуренции

Рынки несовершенной конкуренции – это рынки, где имеет место та или иная степень монополизации, когда весь рынок или какая-то его доля принадлежит одному, или нескольким производителям, что позволяет им диктовать свои условия в отношении цены и объёмов производства.

Монополизм ведёт к ограничению  конкуренции и нарушению объективных законов рынка, наносит, в ряде случаев, серьёзный ущерб потребителям и обществу в целом. Для противодействия неоправданному монополизму в большинстве развитых стран действует антимонопольное законодательство и соответствующая система органов. В законах определяются критерии, по которым антимонопольные органы могут определить является ли рынок монополизированным или нет. Так, по законодательству США рынок считается монополизированным, если:

  • доля одного продавца на нём составляет  33% и более;
  • доля трёх продавцов – 50%;
  • доля пяти продавцов – 60%.

По закону РФ «О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» (1991 г.) рынок считается монополизированным, если доля одного продавца  на нём составляет более 35%.

Если рынок захвачен одним производителем, то он называется рынком чистой монополии, если на рынке действуют несколько производителей, то он называется рынком  олигополии, когда на рынке несколько десятков продавцов, то это рынок монополистической конкуренции.

Полярные типы рынков – чистой конкуренции и чистой монополии встречаются не часто, для развитой экономики более характерны рынки олигополии и монополистической конкуренции, на которых действуют несколько единиц или несколько десятков предприятий.

Изучение особенностей полярных рынков необходимо также потому, что доминирующие рынки олигополии и монополистической конкуренции несут на себе черты, как чистой конкуренции, так и чистой монополии, и это необходимо учитывать при разработке фирмой своей экономической стратегии помня, что данная стратегия сводится к определению оптимальной цены и оптимального объёма производства с точки зрения максимизации прибыли.

 

Чистая монополия

 

Монополия (греч. monos – один, poleo – продаю) – крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

Монополия – тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Под монополией понимается и сам продавец.

В экономической литературе дается следующая классификация  видов монополий.

1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций:

– чистая монополия. В масштабе определенной отрасли. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой;

– абсолютная монополия. Образуется в масштабе национального хозяйства. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов.

Монопсония (чистая и абсолютная) («псонеа» по-гречески «покупать») – один покупатель ресурсов, товаров.

2. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий.

Одной из основных причин появления и существования монополии является наличие столь значительной экономии на масштабе производства, что возможно присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль. В этом случае говорят о естественной монополии.

Естественная  монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к тому количеству, на который рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства (монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники), предприятия общественного пользования – электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, метро). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные (лат. legalis – законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патенты2, лицензии, авторские права3, торговые знаки4 и т.д.), которые создают барьеры для вступления конкурентов на этот рынок.

Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты могут появиться на этом рынке несколько позже.

Искусственные монополии. Наиболее распространенным способом монополизации какой-то отрасли является объединение крупных компаний, создаваемые ради получения монополистических выгод. Компании, вошедшие в объединение, на рынке соответствующего товара предстают как единое целое, то есть как искусственная монополия. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

– создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

– ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

– создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

– применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

– «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Объединения компаний (искусственные монополии) могут быть различными, варьируясь от весьма простых до очень сложных форм – картель, синдикат, трест, концерн и др.

Наиболее простыми монополистическими объединениями являются временные соглашения между отдельными компаниями, именуемыми пулами, рингами, конвенциями и т.п. Название таких объединений зависит от предмета соглашения. Это могут быть соглашения о цене на производимую в отрасли продукцию, о совместных действиях в отношении конкурентов, не вошедших в данное объединение, о правилах поведения на рынке данного товара и т.д. Поскольку соглашения носят временный характер, то такие монополистические объединения являются неустойчивыми.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют коммерческую и производственную самостоятельность и договариваются о регулировании объемов производства, условиях сбыта продукции, разделе рынков сбыта и др.

Синдикат – это объединение предпринимателей или производителей товаров с целью их сбыта, осуществления единой ценовой политики и других видов коммерческой деятельности при сохранении юридической и производственной самостоятельности входящих в него предприятий.

Трест – самая жесткая форма объединения, при которой полностью утрачивается коммерческая и производственная самостоятельность фирм. Осуществляется единое управление. Правление состоит из представителей наиболее крупных участников, которые регулируют всю деятельность объединения.

Концерн – это форма объединения, при которой входящие предприятия сохраняют юридическую самостоятельность. Головная компания осуществляет управление и контроль над финансовыми потоками, разрабатывает единую стратегию развития и научно-технической политики, является организационным центром.

Контроль осуществляется на основании  владения головной компанией акциями своих отделений (100%), дочерних (контрольный пакет) и ассоциированных компаний (небольшой %).

Консорциум – временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

Возможность получения  стабильной прибыли за счет нахождения капитала в разных отраслях обусловила возникновение такой формы объединения компаний, как конгломерат. Особенность конгломерата заключается в том, что он объединяет предприятия разных отраслей, технологически не связанных друг с другом. Такой принцип объединения называется диверсификационным.

Диверсификация представляет собой процесс внедрения какой-то одной, достаточно мощной компании в различные отрасли с целью установления над ними финансового контроля и получения устойчиво высоких доходов.

Конгломерат, как и концерн, создается путем приобретения одной компанией контрольных пакетов акций других компаний. Обычно конгломерат объединяет высоко прибыльные компании либо компании с реальными перспективами получения высокой прибыли.

В отличие от рынка совершенной  конкуренции, на котором большое количество конкурирующих продавцов предлагают стандартизированный товар, у чистой монополии нет конкурентов на рынке её товара. Продукт монополии должен быть уникальным в том смысле, что не существует хороших и близких заменителей данного продукта. В такой ситуации у покупателя нет приемлемых альтернатив потребления данного товара: он должен покупать его у монополиста либо обходится без данного товара.

Чистая монополия в  реальной жизни встречается довольно редко, чаще она присутствует на местных рынках, а не на национальных или мировых. Так, например, в маленьком городе может быть только один-единственный дантист, и в силу этого он становится монополистом.

Поскольку фирма-монополист получает высокие прибыли, то другие фирмы захотят вступить в эту отрасль, чтобы открыть там своё производство. Следовательно, для поддержания монопольной власти необходимо установить барьеры для входа в отрасль новых фирм. Среди основных видов барьеров, предотвращающих появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы, следует назвать патенты, авторские права, исключительные права, право собственности, преимущество низких средних издержек крупного производства.

Патент – это документ правовой защиты интеллектуальной собственности, подтверждающий как авторство изобретателя, так и исключительное право собственности на изобретение патентообладателя. Последнее означает, что любое другое лицо может пользоваться запатентованным изобретением только в том случае, если на него будет продана лицензия владельцем патента.

Однако патенты могут обеспечить изобретателя монопольным положением только на время действия патента. Патентный контроль сыграл видную роль в росте многих современных индустриальных гигантов, таких, как «Полароид», «Дженерал моторс», «Ксерокс» и др.

Исключительные права, полученные от правительства или местных властей, дают фирме статус единственного продавца.

Право собственности фирмы на все важнейшие источники какого-либо производственного ресурса, например сырья является существенным барьером для других фирм (так, знаменитая компания «De Beers» владеет большинством алмазных рудников, что позволяет ей контролировать около 90% всех мировых продаж необработанных алмазов).

Преимущество низких средних издержек крупного производства в отельных отраслях, приводит к образованию естественных монополий.

Если фирмы могут последовательно  снижать средние издержки и получать прибыли путём расширения производства, чтобы удовлетворить рыночный спрос, то в конечном счёте как основной поставщик утвердится одна фирма. Таким образом, преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было возможно, если бы рынок обслуживался двумя или более продавцами. Это способствует не только укреплению сильной монопольной власти утвердившейся на рынке фирмы, но также становится практически непреодолимым барьером для входа на рынок других фирм.

Итак, естественная монополия – это фирма, которая в состоянии удовлетворить весь рыночный спрос на продукт с меньшими издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирм поставляли точно такое же количество товара. Такого типа монополию называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры основываются на особенностях технологии, отражающих естественные законы производства, а не на правах собственности или правительственных лицензиях.

Примерами естественных монополий  являются электрические сети, трубопроводный транспорт (нефтепровод и газопровод), проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация, метрополитен. Очевидно, что в этих отраслях конкуренция либо затруднительна, либо просто неприменима, так как конкуренция привела бы здесь к значительно более высоким средним издержкам производства, чем те, которые были бы при монополии, ибо поддержание конкуренции потребовало бы существования многих мелких фирм с небольшими рыночными долями.

Информация о работе Конкурентная стратегия предприятия на различных типах рынков