Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:00, курс лекций
Основная идея лекции состоит в том, чтобы определить систему правил или критериев, которыми руководствуются фирмы при принятии экономических решений в условиях разных типов рынков.
Введение
Учебные вопросы:
1. Типы конкурентных рынков и их характеристика.
2. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции.
3. Теория монополии. Определение фирмой цены и объемов производства в условиях несовершенной конкуренции.
4. Олигополия, ее виды и модели. Условия максимизации прибыли и минимизации убытков.
5. Монополистическая конкуренция, ее сущность и условия максимиза-ции прибыли и минимизации убытков
Заключение
Чтобы удерживать выгодное положение на рынке, монополистические объединения экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами. Рассмотрим некоторые из этих способов.
1. Хозяйственный бойкот – частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение).
2. Демпинг – преднамеренная продажа товаров по заниженным ценам с целью разорения конкурента.
3. Ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам).
4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.
5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами (например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже).
6. Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их «поглощения» и «присоединения» к монополии. Последние применяют широкий арсенал жестоких приемов: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют «промышленный шпионаж» (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги «перебежчиков» с предприятий конкурентов и т. п.). Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами, вплоть до поджогов помещений, террористических актов и заказных убийств.
Влияние монополий на экономику
Монополии оказывают довольно противоречивое воздействие на развитие экономики. Оно может быть как положительным, так и отрицательным.
Отметим сначала положительное воздействие монополий на экономику.
1. Поскольку монополии возникают на основе концентрации производства, то благодаря ей у них возникает возможность использования преимуществ крупного производства, в том числе иметь положительный эффект на масштабе. Создав крупномасштабные производства, монополии смогли заполнить рынки товарами массового потребления и получать при этом повышенную прибыль не только за счет высоких цен, но низких издержек производства.
2. Монополии, обладая огромными капиталами, способствовали возникновению новых производств, ставших своеобразными «локомотивами» национальных хозяйств. Это автомобилестроение, авиастроение и другие, относящиеся к разряду капитало- и наукоемких производств, «неподъемных» для мелких и средних товаропроизводителей.
3. Относительно устойчивое положение монополий в экономике обеспечивает и большую устойчивость для связанных с ними мелких и средних компаний, а следовательно, устойчивую занятость и доходы их работников. Подчинив себе значительную часть мелких и средних предприятий, монополии вместе с тем способствуют их большей устойчивости благодаря тому, что стали заказчиками для многих из них. Нередко на одну монополию работают сотни и даже тысячи мелких и средних предприятий, поставляя ей различные детали.
4. На предприятиях
самих монополий, как правило,
5. Существенный вклад монополий в развитие внутрифирменного планирования, менеджмента, маркетинга, ставших важными факторами развития современного товарного хозяйства. Кроме того, монополии стали развивать на своих предприятиях систему «человеческих отношений», имеющую важное социально-экономическое значение, поскольку она направлена на коренное изменение отношений между руководителями предприятий и рядовыми работниками.
6. Продукция крупных компаний часто отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищённом рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения дорогостоящих научных исследований и разработок. Общеизвестно, что, хотя значительная часть выдающихся технических открытий XX в. сделана мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом «большого бизнеса».
Однако наряду
с положительным монополии
1. Монополии, будучи порождением отношений конкуренции, с самого начала стали подавлять конкурентов, а следовательно, и конкуренцию, сводя на нет связанные с ней преимущества товарного хозяйства.
2. Практика монополистического ценообразования явилась одной из причин того, что средний уровень цен на рынках приобрел тенденцию к повышению. Нередко монополии путем внесения в производимые ими товары косметических изменений выдают их за новые или более качественные и продают по высоким ценам.
3. Поскольку монополия предстает в роли единственного производителя и продавца какого-то товара, то она стремится влиять на спрос, делая его более предсказуемым, но не в интересах потребителей.
Монополии стали использовать методы прямой манипуляции поведением потребителей, побуждая их к покупкам товаров не всегда им нужных, широко используя в этих целях рекламу.
4. Монополии
оказались способными сдерживат
5. Поскольку
любая монополия стремится
Негативное воздействие монополий на экономику и общество в целом выявилось уже в конце XIX века. Отражая интересы общества в целом, государство в ряде стран стало принимать меры, направленные против монополий. В 1890 г. впервые в мире в США был принят антимонопольный закон Шермана, запрещавший монополистические сговоры и объединения. Однако в правовом отношении закон был далек от совершенства и монополии сохранили возможность его обхода. Поэтому в США в 1914 г. появился еще один антимонопольный закон, закон Клейтона, направленный против создания трестов и получивший название «антитрестовского».
Следует отметить, что по-настоящему антимонопольные законы начали действовать лишь после Второй мировой войны. Это было обусловлено как более тщательной юридической проработкой антимонопольного законодательства, так и усилением мощи государства, ставшего способным противодействовать силе монополий.
Остриё антимонопольного законодательства с самого начала было направлено не против крупных фирм вообще, а против фирм, монополизировавших рынок средствами ограничительной практики. Речь идёт о захвате ресурсов (сырья, энергоносителей и т.п.); слиянии и поглощении компаний, соглашении между компаниями о разделе рынков сбыта продукции.
Во всех странах есть специальные системы контроля за антимонополистической деятельностью, действует антимонопольное законодательство, созданы специальные государственные органы. В США – Федеральная торговая комиссия, в Германии – Федеральное управление по делам картелей и т.д. В России создан Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (или просто Антимонопольный комитет Российской Федерации). К основным задачам Антимонопольного комитета относятся:
– содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
– предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
– государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Антимонопольный комитет выполняет следующие основные функции:
– направляет в Правительство РФ предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения по проектам законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;
– даёт рекомендации органам власти и управления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;
– разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;
– контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
– контролирует крупные продажи и покупки акций, могущие привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов.
Антимонопольная политика представляет собой серию законов, цель которых – предотвратить использование фирмами рыночной власти путём сокращения производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики.
Проводя антимонопольную политику, государство пытается устранить негативное влияние монополий на национальную экономику, оно может устанавливать прямой контроль над ценами на товары, производимые монополиями, особенно, когда эти товары имеют социальную значимость, как, например, услуги транспортных или энергетических компаний. Иногда государство идет на национализацию компаний-монополистов для того, чтобы обеспечивать производство необходимых для других компаний товаров и их продажу по приемлемым ценам.
Но, как правило, государство не препятствует деятельности «своих» монополий на международном уровне, поскольку здесь происходит особенно ожесточенная конкуренция, выстоять в которой могут только очень крупные и влиятельные компании.
Во многих странах государство проводит антимонопольную политику и регулирование конкурентного рынка по следующим основным направлениям.
1) ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. Так, в США в принятом в 1890 г. антитрестовском законе монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной или превышающей 60%.
2) запрещается слияние конкурирующих компаний. Такое слияние усиливает монополизацию и ослабляет конкуренцию. Правда, антимонопольное законодательство не приостанавливает процесс централизации производства (объединение предприятий в крупные фирмы или хозяйственные объединения).
3) запрещается установление монопольных цен (в том числе «лидерство» фирм в повышении цен и другие подобные виды сговора).
4) сохраняется и поддерживается конкуренция в ее цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются «нечестные» или «обманные» способы соперничества – демпинг, применение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т. п.
4. Олигополия, ее виды и модели. Условия максимизации прибыли и минимизации убытков
Независимо от способов,
какими развивается олигополия, конкуренция
среди небольшого числа фирм накладывает
на них отпечаток взаимозависимост
В экономической теории на сегодняшний день существует достаточно большое количество моделей, объясняющих олигополию. Рассмотрим основные из них.
Олигополия, не основанная на тайном сговоре
Кривые спроса и предельного дохода названных выше трёх фирм (А, Б, В) на рис. 6 обозначим следующим образом: фирма А – D1, MR1, фирмы Б и В – D2, MR2.
Рисунок 17. Ломаная кривая спроса
Характер кривых спроса и предельного дохода олигополиста будет зависеть от того, станут ли его конкуренты (фирмы Б и В) выравнивать свои цены по его ценам, либо игнорировать любое изменение цены фирмой А.
Вполне очевидно, что фирмы Б и В будут игнорировать увеличение цены фирмой А, т.к. это приведёт к потере части покупателей. Но они будут следовать за снижением цены фирмой А, т.е. двигаться от N вправо вниз по D1, чтобы сохранить свои сегменты рынка. Отсюда и получается ломаный вид кривой спроса D2 N D1, которая состоит теперь из двух разных кривых спроса, при олигополистической конкуренции.
Модель ломаной кривой спроса обосновывает тезис об относительной стабильности рыночной цены в условиях олигополии. Если фирма повышает цену, а конкуренты – нет, спрос на продукт данной фирмы быстро сократится, и она будет вынуждена вернуться к прежнему уровню цены. Если фирма понижает цену, конкуренты поступают также, поэтому фирме не удается завоевать больший сегмент рынка, спрос на ее продукт не будет существенно увеличен, так что понижение цены не имеет особого смысла.
Информация о работе Конкурентная стратегия предприятия на различных типах рынков