Конкурентная стратегия предприятия на различных типах рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:00, курс лекций

Описание работы

Основная идея лекции состоит в том, чтобы определить систему правил или критериев, которыми руководствуются фирмы при принятии экономических решений в условиях разных типов рынков.

Содержание работы

Введение
Учебные вопросы:
1. Типы конкурентных рынков и их характеристика.
2. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции.
3. Теория монополии. Определение фирмой цены и объемов производства в условиях несовершенной конкуренции.
4. Олигополия, ее виды и модели. Условия максимизации прибыли и минимизации убытков.
5. Монополистическая конкуренция, ее сущность и условия максимиза-ции прибыли и минимизации убытков
Заключение

Файлы: 1 файл

Лекция 5 Конкурентная стратегия предприятия.doc

— 470.00 Кб (Скачать файл)

Следовательно, принудительное рассредоточение  производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно, так как оно привело бы к росту средних издержек (издержек на единицу продукции), а значит, и к росту цены единицы продукции. В данном случае производство на одном крупном предприятии оказывается с точки зрения общества более эффективным, чем производство такого же объёма продукции на нескольких мелких или средних предприятиях. Именно поэтому существование естественных монополий не запрещено антимонопольными законодательствами. В то же время правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило. Например, правительство может контролировать качество услуг и цены, устанавливаемые естественными монополиями.

Итак, чистая монополия – это  рынок, имеющий только одного продавца и множество покупателей. Поскольку фирма-монополист является единственным продавцом товара, кривая спроса для этой фирмы будет не чем иным, как кривой рыночного спроса. Отсюда понятно, что данная кривая имеет отрицательный наклон, как показано на рис. 11.

Рисунок 11. Спрос на продукцию конкурентной фирмы и монополиста

Это принципиальное отличие между  монополистом и фирмой, работающей в условиях совершенной конкуренции (рис. 11), во многом определяет и различия в их поведении. Идеально конкурентная фирма может продавать столько, сколько захочет, по рыночной цене. Монополия же не принимает цену как нечто данное. По мере увеличения объёма выпуска цена непременно должна снижаться, потому что кривая спроса направлена вниз. Ради повышения цены монополист вынужден сократить объём производства (продаж), потому что потребители всегда отвечают на повышение цены уменьшением покупок данного блага.

Следовательно, конкурентная фирма, максимизирующая  прибыль, должна выявить только оптимальный объём выпуска. Фирма-монополист, преследующая ту же цель, должна не только определить количество товара, максимизирующее прибыль, но ещё и установить такую цену, при которой всё произведённое количество было бы выкуплено потребителями. Сразу же отметим, что, максимизируя прибыль, монополист сначала определяет объём выпуска и только после этого устанавливает цену на свою продукцию. А теперь рассмотрим, как он это делает. (Здесь, как и везде, мы будем исходить из предпосылки, что фирма-монополист имеет своей целью максимизацию прибыли).

Определение цены и объёма выпуска

Если в условиях совершенной  конкуренции фирме необходимо выбрать  только объем производства, так как цена устанавливается на рынке и является величиной заданной, монополист определяет и объем производства, и цену, при которых происходит максимизация прибыли.

Хотя монополист полностью  контролирует весь объём выпуска, это не означает, что он бесконечно будет повышать цену – он учитывает рыночный спрос и свои издержки.

Решение об объёме выпуска для монополиста основывается на общем правиле максимизации прибыли – прибыль максимальна при выпуске, когда предельный доход равен предельным затратам.

Разница лишь в том, для совершенно конкурентной фирмы линия предельного дохода (MR) горизонтальна и совпадает с линией рыночной цены, по которой эта фирма может продать любое количество своей продукции. Напротив, для монополии линия MR не горизонтальна и не совпадает с линией цены (кривой спроса), а лежит ниже её (рис. 12).

Рисунок 12. Кривые спроса и предельного дохода монополии

 

Для обоснования этого  вспомним, что предельный доход есть приращение выручки при увеличении выпуска на одну единицу: MR=D TR/D Q. Для примера исчисления предельного дохода возьмем самую простую функцию спроса на продукт монополии: P = 10 – Q. Составим таблицу (табл. 2):

 

 

 

Таблица 2. – Предельный доход монополиста

P

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Q

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

TR (P×Q)

0

9

16

21

24

25

24

21

16

9

0

MR (DTR/DQ)

       9        7        5        3        1      –1      –3       –5      –7      –9


Из данных таблицы  следует, что если монополист снижает  цену с 10 до 9, спрос увеличивается с 0 до 1. Соответственно, выручка возрастает на 9. Это и есть предельный доход, получаемый при выпуске дополнительной единицы продукции. Увеличение выпуска еще одну единицу приводит к повышению выручки еще на 7. И т.д. В таблице значения предельного дохода расположены не строго под значениями цены и спроса, а между ними, предельный доход получается как бы на «переходе» от одной величины производства к другой.

В тот момент, когда  предельный доход достигает нуля (последняя единица выпуска вовсе не увеличивает выручку), выручка монополии достигает максимума. Дальнейшее увеличение производства ведет к падению выручки, т.е. предельный доход становится отрицательным.

Данные таблицы позволяют  сделать вывод, что величина предельного дохода, относящаяся к каждому значению выпуска (кроме нулевого), оказывается меньше соответствующего значения цены. Дело в том, что при выпуске дополнительной единицы продукции выручка увеличивается на цену этой единицы продукции. В то же время, чтобы продать эту дополнительную единицу выпуска, приходится снижать цену. Но по новой цене продаются не только последняя, но и все предыдущие единицы выпуска, прежде продававшиеся по более высокой цене. Поэтому монополист несет потери в выручке от снижения цены. Вычитая из выигрыша от роста выпуска потери от снижения цены, получаем величину предельного дохода, который оказывается, тем самым, меньше новой цены.

Поскольку кривая спроса монополиста зафиксирована, то он не может повысить цену без потери продаж или увеличить продажи без снижения цены.

Проанализируем поведение  фирмы-монополиста в краткосрочном периоде. В качестве кривой спроса для нее выступает рыночная кривая спроса, имеющая отрицательный наклон (сравните для конкурентной фирмы, где кривая спроса абсолютно эластична, и одновременно эта кривая выступала и как линия среднего и предельного дохода). Следовательно, монополист должен учитывать, что спрос его фирмы не эластичный. Если он поднимет цену, то потеряет часть своих клиентов, если же понизит цену, то сможет продать больше. Таким образом, устанавливая тот или иной объем продаж, монополист одновременно устанавливает цену.

Соединим кривые спроса (D), предельного дохода (MR) и предельных затрат (МС) монополии на одном рисунке (рис. 13):

Точка пересечения кривых MR и MC определяет объем выпуска (Qм), при котором прибыль монополии максимальна. Предельный доход здесь равен предельным издержкам. На кривой спроса находим монопольную цену, соответствующую этому выпуску (Pм). Говорят, что при такой цене (объеме выпуска) монополия находится в состоянии равновесия, ибо ей не выгодно ни повышать, ни снижать цену.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 13. Равновесие в условиях монополии

 

Обращает на себя внимание то, что в условиях монопольного равновесия цена оказывается выше предельных затрат. В этом отличие от равновесия конкурентной фирмы: такая фирма выбирает выпуск, при котором цена в точности равна предельным затратам.

На рис. 13 показано, каким образом монополист определяет цену Рм и объем производства Qм, и каковы были бы цена Рс и объем производства Qc в условиях совершенной конкуренции, где Рс = МС.

На рис. 14 представлено равновесие фирмы-монополиста, максимизирующей прибыль. Объем производства Qм является таким, при котором кривая предельного дохода пересекается с кривой предельных издержек, а ценой монополиста будет цена, соответствующая этому объему. Тогда условие максимума прибыли в условиях монополии:

                                           MR= MC<P.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 14. Равновесие в условиях монополии, при котором фирма-монополист максимизирует прибыль

На рис. 14 средняя прибыль монополиста представлена вертикальным отрезком KL, а общая прибыль – площадью прямоугольника KLMPм.

Монопольное положение  на рынке не означает, что фирма  в любом случае получает прибыль, она может нести и убытки.

Так, если при равновесном  объеме производства равновесная цена ниже средних издержек, но при этом превышает средние переменные издержки, фирма может получать операционную прибыль и тем самым минимизировать свои убытки. Это может произойти, если кривая АС проходит выше кривой спроса, а кривая AVC – частично ниже кривой спроса. Такой случай изображен на рис. 15.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 15. Минимизация убытков фирмы-монополиста благодаря операционной прибыли

 

Вертикальный отрезок KL иллюстрирует среднюю операционную прибыль, а прямоугольник KLMPм – общую прибыль от производства. Верхний прямоугольник NSKPм соответствует величине экономических убытков и равен части постоянных издержек, которые не могут быть компенсированы столь низкой ценой.

Если кривая спроса на продукцию монополии лежит ниже не только кривой АС, но и кривой средних переменных издержек, равновесная цена монополии никогда не сможет побудить фирму к производству (рис. 16).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 16. Точка закрытия производства в краткосрочном периоде

 

Производство будет  прекращено, а фирма-монополист понесет  убытки в размере постоянных издержек (на рис. 16  площадь прямоугольника KLNPм).

Монополист всегда устанавливает  цену, превышающую его предельные издержки. Из вышеизложенного можно сделать три вывода:

1) монополист устанавливает не максимально возможную цену, которую он хотел бы получить;

2) вытекает из предыдущего: монополист избегает неэластичного участка кривой спроса при выборе решения об объеме продаж и цене;

3) при равновесии фирмы МС<Рм. Этой разницей иногда пользуются для определения степени монопольного влияния фирмы с помощью индекса Лернера:         Рм – МС

L = ----------- 

           Рм

Чем выше индекс Лернера, тем выше монопольная власть фирмы  и тем слабее будет эластичность спроса.

Прибыль и объем  производства монополии в долгосрочном периоде. Отличие между краткосрочным и долгосрочным периодом не столь важно для монополии. Если в краткосрочном периоде монополия получает экономическую прибыль, это не приведет к увеличению числа фирм в отрасли, поскольку существуют жесткие барьеры на пути новых капиталов. Сама же монополия не увеличит и не снизит объема производства, так как иначе ее прибыль снизится. Поэтому и в долгосрочном периоде фирма будет получать экономическую прибыль, а равновесная цена ее продукта не опустится до минимальной точки долгосрочных средних издержек.

В условиях чистой монополии  имеет место т.н. ценовая дискриминация, когда один и тот же продукт, в одно и то же время продаётся разным группам потребителей по разным ценам на основе разности в эластичности их спроса. Например, авиакомпания обслуживает бизнесменов и туристов, спрос на авиапутешествия для отдыха является эластичным, спрос на деловые полёты неэластичен по цене. Можно установить разные цены на билеты.

Также при осуществлении  ценовой дискриминации различные единицы одного товара могут продаваться по разной цене одному и тому же покупателю. Ценовая дискриминация может возникнуть и в том случае, когда различные потребители приобретают дифференцированный товар. Примером здесь может послужить продажа товаров наборами (пакеты компьютерных программ, комплексные обеды в столовой и т. д.). Каждый из потребителей может приобрести как набор целиком, так и входящие в него товары по отдельности (что, скорее всего, обойдется дороже). В случае с географической ценовой дискриминацией покупатели, находящиеся на различных расстояниях, могут обслуживаться по единой цене, но она является дискриминационной, т.к. она не отражает различия в затратах (ведь в них включаются и транспортировочные расходы поставщика) по доставке товара каждому из потребителей.

Занимаясь ценовой дискриминацией, монополист способен увеличивать свои прибыли и при этом он будет  производить больший объём продукции, чем не занимающийся дискриминацией.

Совершенно очевидно, что с помощью произвольно  устанавливаемых цен монополии  собирают своего рода «дань» с других предпринимателей и населения.

Информация о работе Конкурентная стратегия предприятия на различных типах рынков