Конкурентная стратегия предприятия на различных типах рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:00, курс лекций

Описание работы

Основная идея лекции состоит в том, чтобы определить систему правил или критериев, которыми руководствуются фирмы при принятии экономических решений в условиях разных типов рынков.

Содержание работы

Введение
Учебные вопросы:
1. Типы конкурентных рынков и их характеристика.
2. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции.
3. Теория монополии. Определение фирмой цены и объемов производства в условиях несовершенной конкуренции.
4. Олигополия, ее виды и модели. Условия максимизации прибыли и минимизации убытков.
5. Монополистическая конкуренция, ее сущность и условия максимиза-ции прибыли и минимизации убытков
Заключение

Файлы: 1 файл

Лекция 5 Конкурентная стратегия предприятия.doc

— 470.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ №5

 

по дисциплине ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И МАЛЫЙ БИЗНЕС

 

 

 

 

Тема №5. Конкурентная стратегия предприятия на различных

типах рынков

 

 

 

Занятие №1. Конкурентная стратегия предприятия на различных

типах рынков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-воспитательные цели:

 

  1. Изучить учебный материал темы №5 согласно учебной программе.
  2. Формировать основы экономического мышления студентов, интерес и практическую заинтересованность в изучении предмета, навыки работы на лекционном занятии.
  3. Воспитывать у студентов любовь к своей будущей профессии, тягу к экономическим знаниям.

Содержание

 

Введение.

Учебные вопросы:

1. Типы конкурентных рынков и их характеристика.

2. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции.

3. Теория монополии. Определение фирмой цены и объемов производства в условиях несовершенной конкуренции.

4. Олигополия, ее виды  и модели. Условия максимизации  прибыли и минимизации убытков.

5. Монополистическая  конкуренция, ее сущность и  условия максимизации прибыли и минимизации убытков

Заключение.

Литература:

 

  1. основная
  2. Экономика: Учебник. 3-е изд. / Под. Ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2003. - С. 228-262.
  3. Эконоика: Учебник. 2-е изд. / Под ред. А.С. Булатова. - М.: БЕК, 1997. - С. 168-202.
  4. Экономическая теория. Микроэкономика. Учебник / Под ред. О.А. Эткало. – Ярославль: изд. ЯВФЭИ, 2005. - С. 126-145.
  • дополнительная
  1. Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под. Ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М.: изд. Росс. кон. акад., 2000. - С. 262-300.
  2. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и др. - М.: ИНФРА, 2003. - С. 49-63.
  3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2003 - С. 182-210.
  • рекомендуемая:
    1. Макконел К., Брюс. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М., 1992. – С. 65-140.
    2. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М., 1986. (полн.).
    3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 1993. – С.225-245.

Учебно-материальное обеспечение:

Учебно-методический комплекс по теме №5:

  1. Текст фондовой лекции.
  2. Структурно-логическая схема изучения материала темы №5.
  3. План-конспект проведения лекционного занятия №5.
  4. ТСО: видеопроектор, ПЭВМ.
  5. Классная доска, мел, указка.
  6. Список рекомендованной литературы и ее выставка.
  7. Задания на самоподготовку.

 

Текст лекции

 

Введение

 

В предыдущей теме мы рассматривали  инструментарий анализа экономической эффективности деятельности фирмы безотносительно к особенностям того или иного рынка, на котором функционирует фирма. Но рыночная среда чрезвычайно многообразны, каждая отрасль имеет свои особенности, а значит, эти особенности необходимо учитывать при выработке экономической стратегии. Существует множество различных рыночных ситуаций. На одном полюсе мы можем встретить одного единственного производителя (продавца), на другом – бесконечное множество фирм. Рынки отличаются друг от друга количеством продавцов, характером продукции, условиями входа в отрасль и выхода из неё, условиями ценообразования и т.д.

В развитой рыночной экономике полярные ситуации (один продавец или бесконечное множество их) встречается не часто, преобладают рынки, на которых действуют несколько десятков или хотя бы несколько единиц предприятий. Знание структуры особенностей рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объёмы продаж, какую выбрать ценовую стратегию, сделать предположения о том, как поведут себя конкуренты в ответ на принимаемые фирмой решения.

Знание особенностей тех или  иных рынков, позволяет фирме правильно  ориентироваться не только на рынке собственной продукции, но и на рынках факторов производства, что является предметом изучения следующей темы.

Основная идея лекции состоит в  том, чтобы определить систему правил или критериев, которыми руководствуются фирмы при принятии экономических решений в условиях разных типов рынков.

 

Учебные вопросы (основная часть):

 

  1. Типы конкурентных рынков и их характеристика

 

Товарный мир чрезвычайно многообразен, количество видов товаров измеряется десятками и сотнями миллионов и рынок каждого из них имеет свою специфику. Исследовать всё это многообразие не представляется возможным, поэтому экономическая наука объединила множество различных рынков в четыре большие группы, используя степень конкурентности или степень монополизации. К этим 4-м группам относятся следующие типы рынков:

  • рынок чистой (совершенной) конкуренции;
  • рынок монополистической конкуренции;
  • рынок олигополии;
  • рынок чистой монополии.

Последние три типа можно объединить под общим названием «рынки несовершенной конкуренции», т.к. все они характеризуются той или иной степенью монополизации. Следовательно, можно сделать вывод, что все типы рынков сводятся к двум выдам: рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции.

 

Характерные черты моделей  рынка

 

Характерные черты

Чистая

конкуренция

Монопольн.

конкуренц.

Олигополия

Чистая

монополия

Число фирм

Очень

большое

Много

Несколько

Одна

Тип продукта

Стандартизированная

Дифференцированный

И тот и

другой

уникальный

Контроль над ценой

Отсутствует

В узких рамках

Ограниченный

Значительный

Условия вступления в отрасль

Очень лёгкие

Сравнительно лёгкие

Много пре-

пятствий

Рынок

блокирован

Примеры

С/хозяйство

Розничная

торговля

Произв-во

А/мобилей

Местные пр-я общественного питания


Каждое предприятие действует  в условиях того или иного типа рынка, и эти условия накладывают решающий отпечаток на его экономическую стратегию.

Указанные типы рынков обладают рядом характерных черт, которые трудно описать в таблице, требуется более детальные пояснения.

Рынок совершенной  конкуренции:

  1. Все фирмы имеют доступ к одной и той же технологии и могут покупать ресурсы по одинаковым ценам.
  2. Резервы экономии от масштаба производства невелики, т.к. спрос на данный товар удовлетворяют множество фирм.
  3. В условиях совершенной конкуренции фирма, добиваясь максимизации прибыли, может контролировать лишь один параметр – объём производства, связанный с предельными затратами.
  4. Фирма не может воздействовать на цену, она руководствуется рыночной ценой (является «ценополучателем») и может только приспосабливаться к рыночной цене. В заданной рынком цене, главную роль играют предельные издержки.

Рынок монополистической  конкуренции:

  1. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка и поэтому она имеет очень небольшой контроль над рыночной ценой.
  2. Наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия с целью ограничения объёмов производства и искусственного повышения цен крайне ограничены.
  3. Существует значительная дифференциация продукта по его качеству, потребительским свойствам, размещению, сервисному обслуживанию, стимулированию сбыта и т.д.
  4. Экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, а больше на неценовых факторах.
  5. Существуют относительно лёгкие условия вступление в отрасль.
  6. Кривая спроса, с которой сталкивается продавец в условиях монополистической конкуренции, является эластичной, но до известных пределов. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация  продукта, тем больше будет эластичность кривой спроса каждого продавца, т.е. тем больше ситуация будет приближаться к чистой конкуренции.

Рынок олигополии1:

Отличительными признаками олигополии являются следующие:

1. В отрасли доминирует несколько очень крупных фирм (обычно от двух до пяти), которые настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать влияние и на рыночную цену.

2. Ключевыми характеристиками олигополии являются наличие барьеров на вхождение в отрасль и взаимозависимость фирм, действующих в отрасли. Ввиду малочисленности фирм, поведение одной из них может вызвать самую различную реакцию (в том числе и непредсказуемую) у фирм-конкурентов. Более того, такая реакция самым непосредственным образом скажется на рыночной позиции данной фирмы. Поэтому олигополист должен строить свое поведение на рынке, опираясь не только на собственные цели, на данные рыночной конъюнктуры, но и на результаты прогноза ответного поведения конкурентов.

3. Есть некоторые трудности для объяснения ценового поведения олигополии:

    • олигополия не однородна, есть много её разновидностей:
  • чистая олигополия, когда рынок делят 2–3 фирмы;
  • расплывчатая, при которой 6–7 фирм делят 70–80% рынка;
  • олигополия, основанная на тайном сговоре;
  • олигополия, не основанная на тайном сговоре.

Всё это мешает выработке какой-то простой рыночной модели, которая бы дала объяснение олигополистическому поведению.

    • невозможность с уверенностью оценить ответные действия конкурентов, а значит определить спрос и предельный доход. А без таких данных фирма не может определить даже теоретически цену и объём производства.

4. Ценообразование в условиях олигополии имеет две особенности:

  1. олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими, т.е. меняются реже, чем на других типах рынков;
  2. олигополистические фирмы меняют цены, как правило, все вместе.

5. Номенклатура продукции может быть как невелика (нефть), так и довольно обширна (автомобили, продукция хим. промышленности).

Рынок чистой монополии:

  1. Монополия не реагирует или слабо реагирует на данную рыночную цену, поскольку цену она устанавливает сама (является «ценопроизводителем»). Естественно её стремление изменять цену в сторону повышения. Ограничителями здесь служат платёжеспособный спрос населения и антамонопольная политика государства.
  2. Объём производства фирма-монополист определяет в зависимости от размеров спроса, нередко прибегая к искусственному ограничению производства для поддержания высокой цены.
  3. Понятие «кривая предложения» не употребляется на чисто монополистическом рынке из-за способности продавца контролировать цену продукции.
  4. Спрос на продукцию монополиста является, как правило, не эластичным, если нет эффективных товаров-заменителей.
  5. Между ценой монополиста и уровнем выпуска не существует никакой взаимосвязи, поэтому нет и кривой предложения. Монопольная цена и монопольный выпуск не определяются соотношением спроса и предложения.
  6. В случае, когда и монополия, и конкурентная фирма сталкиваются с одинаковым спросом и одинаковыми условиями формирования издержек, то в условиях монополии выпуск ниже, а цена выше и это основное обвинение против монополии.

Вывод по 1 вопросу:

Рыночная структура  чрезвычайно многообразна. Одни фирмы  действуют на рынке совершенной (свободной) конкуренции, другие на различных типах рынков с определенной степенью монополизации: рынок частной монополии, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии. Возможности фирмы а этих рынках неодинаковы, что отражается на стратегии фирмы.

 

  1. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции

Поведение фирмы в тех или  иных условиях, её экономическая стратегия, принятие тех или иных решений, определяется исключительно её главной целью – максимизация прибыли. Реализация этой задачи достигается преимущественно двумя путями: выбор оптимальной цены и оптимального объёма выпуска. Поэтому на любом типе рынка фирма, прежде всего, решает эти задачи.

Информация о работе Конкурентная стратегия предприятия на различных типах рынков