Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:00, курс лекций
Основная идея лекции состоит в том, чтобы определить систему правил или критериев, которыми руководствуются фирмы при принятии экономических решений в условиях разных типов рынков.
Введение
Учебные вопросы:
1. Типы конкурентных рынков и их характеристика.
2. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции.
3. Теория монополии. Определение фирмой цены и объемов производства в условиях несовершенной конкуренции.
4. Олигополия, ее виды и модели. Условия максимизации прибыли и минимизации убытков.
5. Монополистическая конкуренция, ее сущность и условия максимиза-ции прибыли и минимизации убытков
Заключение
ЛЕКЦИЯ №5
по дисциплине ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И МАЛЫЙ БИЗНЕС
Тема №5. Конкурентная стратегия предприятия на различных
типах рынков
Занятие №1. Конкурентная стратегия предприятия на различных
типах рынков
Учебно-воспитательные цели:
Содержание
Введение.
Учебные вопросы:
1. Типы конкурентных рынков и их характеристика.
2. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции.
3. Теория монополии. Определение фирмой цены и объемов производства в условиях несовершенной конкуренции.
4. Олигополия, ее виды и модели. Условия максимизации прибыли и минимизации убытков.
5. Монополистическая конкуренция, ее сущность и условия максимизации прибыли и минимизации убытков
Заключение.
Учебно-материальное обеспечение:
Учебно-методический комплекс по теме №5:
Текст лекции
Введение
В предыдущей теме мы рассматривали инструментарий анализа экономической эффективности деятельности фирмы безотносительно к особенностям того или иного рынка, на котором функционирует фирма. Но рыночная среда чрезвычайно многообразны, каждая отрасль имеет свои особенности, а значит, эти особенности необходимо учитывать при выработке экономической стратегии. Существует множество различных рыночных ситуаций. На одном полюсе мы можем встретить одного единственного производителя (продавца), на другом – бесконечное множество фирм. Рынки отличаются друг от друга количеством продавцов, характером продукции, условиями входа в отрасль и выхода из неё, условиями ценообразования и т.д.
В развитой рыночной экономике полярные ситуации (один продавец или бесконечное множество их) встречается не часто, преобладают рынки, на которых действуют несколько десятков или хотя бы несколько единиц предприятий. Знание структуры особенностей рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объёмы продаж, какую выбрать ценовую стратегию, сделать предположения о том, как поведут себя конкуренты в ответ на принимаемые фирмой решения.
Знание особенностей тех или иных рынков, позволяет фирме правильно ориентироваться не только на рынке собственной продукции, но и на рынках факторов производства, что является предметом изучения следующей темы.
Основная идея лекции состоит в том, чтобы определить систему правил или критериев, которыми руководствуются фирмы при принятии экономических решений в условиях разных типов рынков.
Учебные вопросы (основная часть):
Товарный мир чрезвычайно
Последние три типа можно объединить под общим названием «рынки несовершенной конкуренции», т.к. все они характеризуются той или иной степенью монополизации. Следовательно, можно сделать вывод, что все типы рынков сводятся к двум выдам: рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции.
Характерные черты моделей рынка
Характерные черты |
Чистая конкуренция |
Монопольн. конкуренц. |
Олигополия |
Чистая монополия |
Число фирм |
Очень большое |
Много |
Несколько |
Одна |
Тип продукта |
Стандартизированная |
Дифференцированный |
И тот и другой |
уникальный |
Контроль над ценой |
Отсутствует |
В узких рамках |
Ограниченный |
Значительный |
Условия вступления в отрасль |
Очень лёгкие |
Сравнительно лёгкие |
Много пре- пятствий |
Рынок блокирован |
Примеры |
С/хозяйство |
Розничная торговля |
Произв-во А/мобилей |
Местные пр-я общественного питания |
Указанные типы рынков обладают рядом характерных черт, которые трудно описать в таблице, требуется более детальные пояснения.
Рынок совершенной конкуренции:
Рынок монополистической конкуренции:
Рынок олигополии1:
Отличительными признаками олигополии являются следующие:
1. В отрасли доминирует несколько очень крупных фирм (обычно от двух до пяти), которые настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать влияние и на рыночную цену.
2. Ключевыми характеристиками олигополии являются наличие барьеров на вхождение в отрасль и взаимозависимость фирм, действующих в отрасли. Ввиду малочисленности фирм, поведение одной из них может вызвать самую различную реакцию (в том числе и непредсказуемую) у фирм-конкурентов. Более того, такая реакция самым непосредственным образом скажется на рыночной позиции данной фирмы. Поэтому олигополист должен строить свое поведение на рынке, опираясь не только на собственные цели, на данные рыночной конъюнктуры, но и на результаты прогноза ответного поведения конкурентов.
3. Есть некоторые трудности для объяснения ценового поведения олигополии:
Всё это мешает выработке какой-то простой рыночной модели, которая бы дала объяснение олигополистическому поведению.
4. Ценообразование в условиях олигополии имеет две особенности:
5. Номенклатура продукции может быть как невелика (нефть), так и довольно обширна (автомобили, продукция хим. промышленности).
Рынок чистой монополии:
Вывод по 1 вопросу:
Рыночная структура чрезвычайно многообразна. Одни фирмы действуют на рынке совершенной (свободной) конкуренции, другие на различных типах рынков с определенной степенью монополизации: рынок частной монополии, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии. Возможности фирмы а этих рынках неодинаковы, что отражается на стратегии фирмы.
Информация о работе Конкурентная стратегия предприятия на различных типах рынков