Курс лекций по РПП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:06, лекция

Описание работы

Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.

Содержание работы

1. Понятие предпринимательской деятельности.
2. Сущность и содержание предпринимательского права.
3. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

РПП.docx

— 227.35 Кб (Скачать файл)

Конституция РФ и другие законодательные акты используют термин «субъекты Российской Федерации» как  собирательный, охватывающий республики, края, области, автономные округа и  автономную область, города федерального значения. Эти виды регионов фиксируются  в ст. 5 Основного закона страны, где  подчеркивается, что Российская Федерация  состоит из республик, краев, властей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов  — равноправных субъектов Федерации. В ст. 65 Конституции РФ уже в  алфавитном порядке дается перечень всех субъектов Федерации.

В законодательстве, помимо классификации субъектов Федерации  по видам, встречается их группировка  по иным признакам — географическому, экономическому и др. В частности, Федеральным законом от 22 февраля 1999 г. «О федеральном бюджете на 1999 год60[60] они объединяются в одиннадцать географических районов (Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный). По финансовому состоянию регионы могут подразделяться на дотационные и регионы-«доноры», а в зависимости от наличия на их территории особых зон могут выделяться регионы интенсивного экономического развития.

Регионы как публичные субъекты хозяйственного права участвуют в различных отношениях, связанных с хозяйственной деятельностью. Они выступают в качестве специфического собственника и на базе своего имущества осуществляют своеобразную эко-омическую деятельность. Регионы создают предприятия и учреждения, оставаясь собственниками переданного этим предприятиям и учреждениям имущества, и не вправе вмешиваться в их хозяйственную деятельность. Но в то же время регионы в лице своих органов могут контролировать, определять предмет и цели такой деятельности, назначать руководителей, получать часть прибыли предприятий, реорганизовывать или ликвидировать их (ст. 295 ГК РФ).

При участии в учреждении хозяйственных обществ регионы  утрачивают право собственности  на закрепленное за этими обществами имущество и как другие участники  приобретают по отношению к обществу обязательственные права61[61]. В этом случае на них распространяются общие нормы, касающиеся участия в такт обществах, хотя имеются некоторые специфические правила, к примеру, в отношении акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации. В некоторых случаях законодательство! предусмотрены особые правила участия публичных субъектов хозяйственного права в учреждении хозяйственных обществ, создаваемых в общем порядке. Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» субъект Федерации вправе выступать учредителем только открытых акционерных обществ.

Возможность для субъектов  Федерации заниматься экономической  деятельностью, в том числе с  целью извлечения прибыли вытекает из самой природы этих специфических  собственников. Они самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются определенным имуществом, заключают в лице своих органов cooтветствующие договоры (соглашения), несут экономическую ответственность. Обладание регионом правомочиями собственника не производно от правомочий других субъектов права, как это имеет место в отношении создаваемых ими государственных предприятий. Как и другим публичным субъектам, регионам для участия в хозяйственном обороте не требуется осуществлять соответствующие процедуры легитимации, например, регистрацию, так как и легитимность в этой сфере зафиксирована в Конституции РФ.

Как и иные публичные субъекты, регионы участвуют в хозяйственных  отношениях через свои уполномоченные органы. Причем они не отвечают по обязательствам этих органов принадлежащим им на праве собственности имуществом (ст. 125-126 ГК РФ). Выступая в этих отношениях в пределах своей компетенции региональные органы действуют как самостоятельные субъекты хозяйственного права.

Таким образом, регион может  выступать в качестве как организатора предпринимательской деятельности на своей территории, так и непосредственного  участника хозяйственного оборота, то есть публичного предпринимателя. Идея о публичном предпринимательстве  обсуждалась давно и получила со стороны некоторых ученых-юристов  негативную оценку, аргументированную  тем, что к государству трудно применять ряд признаков, характеризующих  предпринимателя: ответственность  по долгам, лишение права торговли, объявление несостоятельным и т.д.62[62] Почти аналогичные доводы приводятся некоторыми современными исследователями, считающими понятие «публичный предприниматель» нонсенсом, так как оно соединяет в себе заведомо несоединимое — публичную власть (функции) и предпринимательскую ободу (самостоятельность), ведет к злоупотреблению властью63[63].

Включение новым ГК РФ субъектов  Федерации наряду с Российской Федерацией и муниципальными образованиями  в состав участников гражданско-правовых отношений свидетельствует, на Ш  взгляд, о нормативном признании  их субъектами различной экономической  деятельности, в том числе в  целях извлечения прибыли.

Как справедливо подчеркивается отдельными учеными-юристами, хотя регион как публичное образование не выпускает продукцию и не оказывает  услуги в том виде, как это свойственно  многим коллективным и индивидуальным субъектам предпринимательства, их работа по созданию материально-финансовых предпосылок, а в ряде случаев  непосредственное включение в предпринимательскую  деятельность (в частности, приобретение акций, выпуск займов, получение кредита  и т.д.) означает приобретение ими  прав и обязанностей в экономической  сфере64[64].

Наряду с общими чертами  публичных субъектов хозяйственного права регионы обладают некоторыми специфическими черти, относящимися к составу находящегося в их собственности имущества, участию в хозяйственном обороте, содержанию и объему полномочий по регулированию хозяйственной деятельности. Объекты, находящиеся в собственности субъектов Федерации, получают закрепление в нормативных актах, а также в договорах, заключаемых органами субъектов Федерации с федеральными структурами и органами местного самоуправления. В соответствии с ГК РФ (ст. 115) казенные предприятия могут быть только федеральными, то есть создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению Правительства РФ.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» предусматривает особенности  приватизации регионального недвижимого  имущества.

 

5. Способы создания  субъектов хозяйственного права

 

1. Согласно п. 2 ст. 51 ГК  РФ юридическое лицо считается  созданным с момента его государственной  регистрации. Регистрация является  заключительным, но не единственным  этапом в создании коммерческой  организации. С чего же оно  начинается? Представляется, что первым  шагом к созданию коммерческой организации является общее собрание ее учредителей, выработка и подписание учредительных документов. Именно на общем собрании учредители приходят к совместному решению создать коммерческую организацию путем объединения своих имущественных вкладов, интеллектуальных усилий для достижения общих идей.

Разумеется, о собрании можно  говорить только в том случае, когда  число учредителей более одного. Хозяйственное общество сет быть создано одрим лицом, о чем прямо говорится в п. 1 ст. 66 ГК РФ, При этом предусматривается одно ограничение: учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 98 ГК РФ). Чтобы подтвердить выполнение этого требования, к учредительным документам общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества, создаваемого одним юридическим лицом, должны быть приложены копии учредительных документов. Следует отметить, что создание организация характеризуется определенным своеобразием. Например, некоторые сложности имеются в отделении имущества хозяйственного общества от имущества его учредителя как физического лица в случае обращения взыскания на имущество. Теряют свое значение требования норм законодательства, посвященные внутренней организации хозяйственных обществ, порядку формирования и компетенции их органов управления, так как единственный учредитель фактически объединяет в своем лице все органы, и воля юридического лица совпадает с волей его учредителя.

2. Под созданием субъектов хозяйственного права понимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание правового статуса организациям и договорным образованиям.

Современная теория права  квалифицирует способы создания субъектов хозяйственного права  следующим образом: учредительно-распорядительный, учредительный, договорно-учредительный. Эта классификация исходит из того, по чьей бол каким образом создаются организации как субъекты права.

а) Учредительно-распорядительный способ применяется при создании государственных и муниципальных  унитарных предприятий. Функции  собственника, создающего такие предприятия, возложены на Министерство государственного имущества и его органы. Казенное предприятие создается по решению  Правительства РФ. Поэтому основанием для учреждения унитарного предприятия  является распоряжение соответствующего государственного органа. Отсюда и  название порядка создания — учредительно-распорядительный. Особенность данного способа  заключается в том, что субъекты создаются не самим собственником (Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями), а уполномоченным им лицом;

б) учредительный порядок  применяется при создании коммерческих организаций с одним участником;

в) о договор но-учредительном  порядке можно говорить при создании коммерческой организации с числом учредителей более одного, согласованно определяющих условия деятельности организации.

 

6. Порядок и  основные этапы создания 

субъектов хозяйственного права

 

Следует отметить, что учредители могут создать коммерческую организацию любой организационно-правовой формы, кроме случаев, специально предусмотренных законодательством. Так, в соответствии с п. 8 Временных правил аудиторской деятельности Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г.65[65], аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, за исключением формы открытого акционерного общества.

Законодательством РФ установлены  специальные правила, касающиеся состава  и количества учредителей коммерческих организаций.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных  обществах» число акционеров закрытого  общества не должно превышать пятидесяти. В случае если число акционеров закрытого  общества превысит установленный предел, указанное общество в течение  одного года должно преобразоваться  в открытое, в противном случае оно подлежит ликвидации в судебном порядке. Число акционеров открытого  общества ограничено. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 1 мая 1996 г. «О производственных кооперативах»  число членов кооператива не может  быть менее чем пять человек.

Полными товарищами в полных товариществах и товариществах  на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Участниками хозяйственных  обществ и вкладчиками в товариществах  на вере могут быть граждане и юридические  лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать  в качестве участников хозяйственных  обществ и вкладчиков товариществ  на вере, если не установлено законом.

Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных  товариществ и об-5, за исключением  случаев, предусмотренных законодательством. Так, ст. 11 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле»  запрещает участие в учреждении товарной биржи, банков и иных кредитных  организаций, страховых и инвестиционных компаний и фондов, общественных, религиозных  и благотворительных объединений  и фондов.

В соответствии со ст. 66 ГК РФ определенные ограничения могут  быть установлены законом на участие  отдельных категорий граждан  в хозяйственных обществах и  товариществах, кроме открытых акционерных  обществ. Так, ст. 9 Закона о конкуренции  запрещает должностным лицам  органов государственной власти и государственного управления заниматься самостоятельной предпринимательской  деятельностью, занимать должной органах  управления хозяйствующего субъекта. Аналогичное отграничение содержится и в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной  службы в Российской Федерации». Так, согласно ст. 11 Закона государственный  служащий обязан передавать в доверительное  управление под гарантию государства  на время прохождения государственной  службы находящие его собственности  доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций.

2. Начальный этап создания  коммерческой организации — выработка и утверждение ее учредительных документов. Учредительными документами являются устав, либо учредительный говор и устав, либо только учредительный договор.

Учредительный договор заключается  учредителями юридического лица. Именно в учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое  лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия  передачи ему своего имущества и  участия в его деятельности.

Если договор является единственным учредительным документом, как в товариществах, то в нем  определяются также условия и  порядок распределения прибыли  и убытков между участниками, управления деятельностью, порядок  выхода участников из его состава. Кроме  того, учредительный договор полного  товарищества должен содержать сведения о размере и составе складочного  капитала, размере и порядке изменения  долей каждого из участников, составе, сроках и порядке внесения ими  вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

Информация о работе Курс лекций по РПП