Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:06, лекция
Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.
1. Понятие предпринимательской деятельности.
2. Сущность и содержание предпринимательского права.
3. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.
Конституция РФ и другие законодательные акты используют термин «субъекты Российской Федерации» как собирательный, охватывающий республики, края, области, автономные округа и автономную область, города федерального значения. Эти виды регионов фиксируются в ст. 5 Основного закона страны, где подчеркивается, что Российская Федерация состоит из республик, краев, властей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — равноправных субъектов Федерации. В ст. 65 Конституции РФ уже в алфавитном порядке дается перечень всех субъектов Федерации.
В законодательстве, помимо
классификации субъектов
Регионы как публичные субъекты хозяйственного права участвуют в различных отношениях, связанных с хозяйственной деятельностью. Они выступают в качестве специфического собственника и на базе своего имущества осуществляют своеобразную эко-омическую деятельность. Регионы создают предприятия и учреждения, оставаясь собственниками переданного этим предприятиям и учреждениям имущества, и не вправе вмешиваться в их хозяйственную деятельность. Но в то же время регионы в лице своих органов могут контролировать, определять предмет и цели такой деятельности, назначать руководителей, получать часть прибыли предприятий, реорганизовывать или ликвидировать их (ст. 295 ГК РФ).
При участии в учреждении хозяйственных обществ регионы утрачивают право собственности на закрепленное за этими обществами имущество и как другие участники приобретают по отношению к обществу обязательственные права61[61]. В этом случае на них распространяются общие нормы, касающиеся участия в такт обществах, хотя имеются некоторые специфические правила, к примеру, в отношении акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации. В некоторых случаях законодательство! предусмотрены особые правила участия публичных субъектов хозяйственного права в учреждении хозяйственных обществ, создаваемых в общем порядке. Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» субъект Федерации вправе выступать учредителем только открытых акционерных обществ.
Возможность для субъектов Федерации заниматься экономической деятельностью, в том числе с целью извлечения прибыли вытекает из самой природы этих специфических собственников. Они самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются определенным имуществом, заключают в лице своих органов cooтветствующие договоры (соглашения), несут экономическую ответственность. Обладание регионом правомочиями собственника не производно от правомочий других субъектов права, как это имеет место в отношении создаваемых ими государственных предприятий. Как и другим публичным субъектам, регионам для участия в хозяйственном обороте не требуется осуществлять соответствующие процедуры легитимации, например, регистрацию, так как и легитимность в этой сфере зафиксирована в Конституции РФ.
Как и иные публичные субъекты,
регионы участвуют в
Таким образом, регион может
выступать в качестве как организатора
предпринимательской
Включение новым ГК РФ субъектов Федерации наряду с Российской Федерацией и муниципальными образованиями в состав участников гражданско-правовых отношений свидетельствует, на Ш взгляд, о нормативном признании их субъектами различной экономической деятельности, в том числе в целях извлечения прибыли.
Как справедливо подчеркивается
отдельными учеными-юристами, хотя регион
как публичное образование не
выпускает продукцию и не оказывает
услуги в том виде, как это свойственно
многим коллективным и индивидуальным
субъектам предпринимательства, их
работа по созданию материально-финансовых
предпосылок, а в ряде случаев
непосредственное включение в
Наряду с общими чертами
публичных субъектов
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» предусматривает особенности приватизации регионального недвижимого имущества.
5. Способы создания субъектов хозяйственного права
1. Согласно п. 2 ст. 51 ГК
РФ юридическое лицо считается
созданным с момента его
Разумеется, о собрании можно
говорить только в том случае, когда
число учредителей более
2. Под созданием субъектов хозяйственного права понимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание правового статуса организациям и договорным образованиям.
Современная теория права квалифицирует способы создания субъектов хозяйственного права следующим образом: учредительно-распорядительный, учредительный, договорно-учредительный. Эта классификация исходит из того, по чьей бол каким образом создаются организации как субъекты права.
а) Учредительно-распорядительный
способ применяется при создании
государственных и
б) учредительный порядок
применяется при создании коммерческих
организаций с одним
в) о договор но-учредительном порядке можно говорить при создании коммерческой организации с числом учредителей более одного, согласованно определяющих условия деятельности организации.
6. Порядок и основные этапы создания
субъектов хозяйственного права
Следует отметить, что учредители могут создать коммерческую организацию любой организационно-правовой формы, кроме случаев, специально предусмотренных законодательством. Так, в соответствии с п. 8 Временных правил аудиторской деятельности Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г.65[65], аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, за исключением формы открытого акционерного общества.
Законодательством РФ установлены специальные правила, касающиеся состава и количества учредителей коммерческих организаций.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. В случае если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое, в противном случае оно подлежит ликвидации в судебном порядке. Число акционеров открытого общества ограничено. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 1 мая 1996 г. «О производственных кооперативах» число членов кооператива не может быть менее чем пять человек.
Полными товарищами в полных
товариществах и товариществах
на вере могут быть индивидуальные
предприниматели и коммерческие
организации. Участниками хозяйственных
обществ и вкладчиками в
Хозяйственные товарищества
и общества могут быть учредителями
(участниками) других хозяйственных
товариществ и об-5, за исключением
случаев, предусмотренных
В соответствии со ст. 66 ГК РФ
определенные ограничения могут
быть установлены законом на участие
отдельных категорий граждан
в хозяйственных обществах и
товариществах, кроме открытых акционерных
обществ. Так, ст. 9 Закона о конкуренции
запрещает должностным лицам
органов государственной власти
и государственного управления заниматься
самостоятельной
2. Начальный этап создания
коммерческой организации — выр
Учредительный договор заключается учредителями юридического лица. Именно в учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности.
Если договор является
единственным учредительным документом,
как в товариществах, то в нем
определяются также условия и
порядок распределения прибыли
и убытков между участниками,
управления деятельностью, порядок
выхода участников из его состава. Кроме
того, учредительный договор полного
товарищества должен содержать сведения
о размере и составе