Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:06, лекция
Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.
1. Понятие предпринимательской деятельности.
2. Сущность и содержание предпринимательского права.
3. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.
Очевидно, что главные регулирующие возможности субъектов Российской Федерации и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.
12. В качестве источника
права можно рассматривать и ко
Корпоративные нормативные
акты — один из основных источников
корпоративного права, регулирующих финансовую
сферу, сферы управления, труда и
социального обеспечения и
13. Следует также остановиться
на вопросе формирования
При разработке национального хозяйственного законодательства необходимо учитывать также правовые акты Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, которые носят рекомендательный характер. На сегодняшний день уже сформирован довольно обширный блок актов, направленных на обеспечение единообразия в регулировании тех или иных хозяйственных отношений в странах СНГ. Наиболее значимыми здесь являются принятые Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ 7 февраля 1996 г. рекомендательные законодательные акты «О финансово-промышленных группах», «Об акционерных обществах», «О защите экономической конкуренции».
14. Правовая система России
достаточно четко разделяет
О том, что в правоприменительной практике немало проблем, красноречиво свидетельствуют многочисленные примеры. Прежде всего речь может идти о случаях пробелов в правовом регулировании, которые могут восполняться в процессе одного из видов правоприменительной деятельности — арбитражной практике. Например, в практике арбитражных судов возник вопрос о том, какие государственные органы имеют право обращаться с заявлениями о признании несостоятельными (банкротами) федеральных предприятий-должников, не способных обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, поскольку контроль за своевременностью поступления этих средств возложен на различные государственные органы. Высший Арбитражный Суд РФ в письме от 25 апреля 1995 г. № С1-7/ОП-237 разъяснил, что к таким органам, имеющим право выступать в качестве кредитора от имени государства, относятся Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве)49[49], Пенсионный фонд РФ, Министерство финансов РФ и государственные налоговые инспекции.
Следует заметить, что в
современный период ставится вопрос
об отличии понятия «пробел в
праве» от понятия «правовой вакуум».
Под последним принято понимать
такое состояние правовой системы,
при котором целые сферы
Следующая проблема, с которой приходится сталкиваться судам, — коллизия законодательства. Так, при применении судами законодательство о банкротство выявилось противоречие ряда норм ГК РФ и Федерального закона от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)»50[50]. Коллизия состоит в несовпадении очередности выплат кредиторам, установленных в п. 1 ст. 64 ГК РФ и ст. 106 данного Закона. Высший Арбитражный Суд РФ не дает никаких разъяснений по этому поводу. Однако согласно ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу. Руководствуясь правилом, сложившимся в науке и практике: lex specialis derogat legi generali (специальный закон отменяет действие общего закона на факты, предусмотренные специальным законом) применение данного положения ГК к указанной ситуации довольно спорно. Но практика идет по пути, предложенному ст. 3 ГК РФ.
Возвращаясь к вопросу
об источниках предпринимательского (хозяйственного)
права, отметим, что судебная практика
по хозяйственным спорам существует
в трех основных формах. Во-первых, —
текущая практика арбитражных судов
по конкретным делам. Во-вторых, — решения
Высшего Арбитражного Суда РФ, вынесенные
в первой инстанции, в кассационном
порядке или в порядке надзора,
которые создают прецеденты толкования
права. В-третьих, — руководящие
постановления и разъяснения
Высшего Арбитражного Суда РФ, обязательные
для арбитражных судов
Стало привычным утверждать,
что постановления и
2. Проблемы систематизации предпринимательского
(хозяйственного) законодательства
1. Многообразие нормативных
актов, издаваемых в области
хозяйственных отношений, большое
число органов) имеющих право
издавать нормативные акты в
этой области, создают
а) сделать законодательство этой сферы обозримым и удобным для практического применения;
б) создать стройную и взаимоувязанную иерархию актов, в которой можно было бы, исходя из основной регламентации, получить точные данные об окончательном, детальном решении вопроса в подзаконном нормировании;
в) в иерархии нормативного
регулирования выдержать
г) а счет создания общей
части хозяйственного законодательства
обеспечить не только единство правового
регулирования в его
2. Такие проблемы, естественно,
могут быть решены только на
основе кодификации
Надо учесть опыт бессистемного,
фрагментарного регулирования
Сегодня нет тех причин,
которые давали бы основания настаивать
на дуализме регулирования. Необходим
единый подход к хозяйствованию и
в горизонтальных, и в вертикальных
отношениях воздействия государства
на рынок, который и был учтен
при разработке проекта Предпринимательского
(хозяйственного) кодекса, уже внесенного
на рассмотрение Государственной Думы.
Разработка этого законодательного
акта была предусмотрена Указом Президента
РФ от 29 апреля 1994 г. К тому же Общеправовой
классификатор отраслей законодательства,
изданный после принятия первой и
второй частей ГК РФ, рассматривает
гражданское законодательство и
законодательство о предприятиях и
предпринимательской
В-странах СНГ намечается такой же подход к регулированию хозяйственной деятельности. В частности, на Украине ведутся работы по подготовке Хозяйственного (торгового) кодекса.
3. Проблема поиска и применения правовых норм,
регулирующих
предпринимательскую
1. Изложенная выше общая
характеристика источников
2. Понимание хозяйственного права предполагает знание основных принципов и правил формулирования регулятивной правовой информации, выявления презумпций, значения тех или иных предписаний, правил сочетания источников хозяйственного права и иных нормативных актов. На этом уровне необходимо усвоить внутреннюю структуру хозяйственного права, особенности правового статуса его субъектов, правила конструирования правоотношений и т.д. На этапе понимания хозяйственного права необходимо определить его границы.
3. Поиск источников хозяйственного права целесообразно проводить по существующим на информационном рынке базам правовых данных — таких, как "Кодекс», «Консультант Плюс», «Гарант» и др. Необходимость обращения к этим базам данных вызвана тем, что многие источники хозяйственного права не регистрируются и официально не публикуются, либо публикуются с большим временным отрывом от момента вступления в действие. В базы данных они включаются на основании договора значительно раньше.
Но при работе с базами данных важно помнить несколько принципиальных правил:
а) нет на данный момент ни
одной абсолютно полной базы данных,
разработчики которой дадут гарантию
полноты и согласятся нести ответственность
за полноту указанных баз; следовательно,
необходимо осуществлять перекрестный
поиск по нескольким базам и сопоставлять
результаты, а также целесообразно
вести самостоятельную
б) в базах данных нормативные акты нередко помещаются с опечатками, вызванными либо чисто техническими причинами, либо некорректным внесением дополнений и изменений в тот или иной нормативный акт;
в) тексты, распечатанные
из баз данных, не являются официальной
публикацией, в силу чего не годятся
для судебного или иного
4. Систематизация источников предпринимательского (хозяйственного) права представляет собой отбор и сопоставление нормативных предписаний под конкретные задачи. Для осуществления этой деятельности необходимо прежде всего проанализировать фактический состав отношений и действий, их правовую природу, дать их правовую оценку и установить, с какими нормами права они связаны. Затем следует построить иерархию нормативных правовых актов, соотносимых с данными правоотношениями, с системой отсылок, дополнений и согласований. Например, при работе с законодательством по поводу очередности списания денег со счета при их недостаточности необходимо соотнести два федеральных закона (ГК РФ и Закон от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»), письмо Госналогслужбы, Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ, постановление Государственной Думы, постановление Верховного Суда РФ. Далее нужно изучить научную и методическую литературу по этому поводу, выделить регулируемые и нерегулируемые участки складывающихся правоотношений и вновь осуществить поиск.