Курс лекций по РПП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:06, лекция

Описание работы

Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.

Содержание работы

1. Понятие предпринимательской деятельности.
2. Сущность и содержание предпринимательского права.
3. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

РПП.docx

— 227.35 Кб (Скачать файл)

 

8. Реорганизация  субъектов хозяйственного права

 

Реорганизация представляет собой прекращение организации с правопреемством, то есть с переходом ее прав и обязанностей к другим лицам. Целью реорганизации является изменение правового статуса юридического лица.

Реорганизация может быть добровольной и принудительной. Решение о добровольной реорганизации коммерческой организации может быть принято ее учредителями (участниками) либо органом организации, уполномоченными на то ее учредительными документами. Реорганизация может также осуществляться помимо воли юридического лица по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. Это возможно в случаях, прямо указанных в законе. Например, в соответствии с Законом о конкуренции государственный антимонопольный орган кет может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим полонием.

В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. В том случае, если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный  срок, суд по иску уполномоченного  государственного органа назначает  внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента  назначения внешнего управляющего к  нему переходят полном чия по управлению делами юридического лица. Так, внешний  управляющий выступает от имени  реорганизуемого лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его  на рассмотрен суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение суда указанных документов является основанием для государственной  регистрации вновь возникших  юридических лиц.

В определенных случаях требуется  согласие государственных органов  на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 указанного выше Закона на антимонопольные  органы возложено осуществление  контроля за реорганизацией некоторых  хозяйствующих субъектов в форме  слияния, присоединения, преобразования.

Действующим законодательством  предусмотрено пять способов реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

В интересах кредиторов в  ГК РФ включены нормы, позволяющие определить правопреемника реорганизуемой коммерчески  организации. При слиянии, присоединении, преобразовании правопреемство фиксируется в передаточном акте, при разделении и выделении — в разделительном балансе. К передаточному акту и разделительному балансу предъявляются следующие требования:

- они должны содержать  положения о правопреемстве по  всем обязательствам реорганизованного  юридического лица в отношении  всех его кредиторов и должников,  включая и обязательства, оспариваемые  сторонами;

- эти документы утверждаются  учредителями (участниками) юридического  лица или органом, принявшим  решение о реорганизации;

- передаточный акт и  разделительный баланс представляются  вместе с учредительными документами  для государственной регистрации  вновь возникших юридических  лиц или внесении изменений  в учредительные документы существующих  юридических лиц. Непредставление  передаточного акта или разделительного  баланса, а также отсутствие  в них сведений о правопреемстве  по обязательствам влекут отказ  в государственной регистрации  вновь возникших юридических  лиц.

Законодательство содержит нормы, обеспечивающие необходимые гарантии прав кредиторов. Прежде всего это обязанность органа, принявшего решение, направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация. При этом кредиторы вправе также требовать возмещения им убытков, причиненных досрочным исполнением или прекращением обязательства.

Предусмотрены и другие гарантии прав кредиторов. Так, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного  юридического лица, вновь возникшие  юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации  вновь возникших юридических  лиц. При организации юридического лица в форме присоединения к  нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в реестр юридических  лиц записи о «крещении деятельности присоединенной организации.

Регистрация возникших при  реорганизации новых организаций, а также внесение необходимых  сведений в государственный реестр происходит в общем порядке.

 

9. Ликвидация субъектов  хозяйственного права

 

Ликвидация представляет собой прекращение субъекта хозяйственного права без правопреемства. Это означает, что права и обязанности ликвидированного субъекта не переходят к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ. Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению индивидуального  предпринимателя, учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами. Решение  о ликвидации государственного или  Муниципального предприятия может  принять соответствующий государственный  орган или орган местного самоуправления, которым предоставлено такое право (в отношении федеральных предприятий — Мингосимущество РФ). Казенное предприятие может быть ликвидировано по решению Правительства РФ.

В ст. 61 ГК РФ содержится примерный  перечень основана добровольной ликвидации, в частности истечение срока, на который создана организация, достижение цели, ради которой она  создана. Особо следует отметить такое основание, как признание  судом недействительной регистрации  юридического лица в связи с допущенными  при его создании нарушениями  закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. При наличии такого основания  учредители юридическое лица должны принять решение о его ликвидации, в противном случае она будет  осуществлена в принудительном порядке.

Решение о принудительной ликвидации принимается судом. Некоторые  ее основания обозначены непосредственно  в ст. 61 ГЦ РФ. Это — осуществление  деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); деятельности, запрещенной  законом; неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов; осуществление неуставной деятельности организациями со специальной  компетенцией (общественными, религиозными организациями, благотворительными или  иными фондами). Приведенный перечень не является исчерпывающим, основания  принудительной ликвидации могут быть предусмотрены в другими статьями Кодекса. Примером может служить  правило ст. 25 и 65 ГК РФ о ликвидации лица, признанного несостоятельным (банкротом). При этом следует иметь  в виду, что основания ликвидации по решению суда могут устанавливаться  только ГК РФ, а не каким-либо иным актом.

С требованием о ликвидации в суд может обратиться государственный  орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено  ему законом.

После того как принято  решение, следует приступать к осуществлению  ликвидации субъекта хозяйственного права. Ликвидационный процесс включает несколько этапов.

На начальном этапе  учредители организации либо орган, принявший решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно  сообщить об этом в орган, осуществляющий государственную регистрацию индивидуальной предпринимательской деятельности и юридических лиц, для внесения в единый государев венный реестр сведений о том, что лицо находится  в процессе ликвидации. Поскольку  в соответствии с законодательством  этот реестр является открытым для  всеобщего ознакомления, данной информацией  могут воспользоваться заинтересованные лица (кредиторы, потенциальные контрагенты, инвесторы и др.).

По согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию, учредители (участники) лица или орган, принявший решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и  сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия наделяется функциями ликвидатора. В случае, когда ликвидация происходит по решению суда, им может быть предусмотрено возложение на учредителей (участников) либо орган юридического лица обязанности осуществления ликвидации.

На протяжении всего ликвидационного  процесса организация и предприниматель  продолжают существовать в качестве субъектов хозяйственного права. Полномочия по управлению делами юридического лица осуществляет ликвидационная комиссия. В частности, ей предоставляется  право от имени ликвидируемого да выступать в суде.

На следующем этапе  ликвидационная комиссия публикует  в органах печати, в которых  обычно публикуются данные о государственной  регистрации юридического лица, извещение  о ликвидации предприятия и о  порядке и сроках предъявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента  публикации.

В обязанности ликвидационной комиссии входит формирование активов  и пассивов предприятия. С этой целью  ею выявляются кредиторы, которые должны быть письменно уведомлены о ликвидации должника, принимаются меры к получению  дебиторской задолженности. Ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемой организации. В соответствии со ст. 11 федерального закона «О бухгалтерском учете» инвентаризация в данном случае осуществляется в  обязательном порядке.

После окончания срока, отведенного  кредиторам для предъявления требований, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, к которому предъявляются следующие требования по форме и содержанию:

- он утверждается учредителями (участниками) юридического лица  или органом, принявшим решение  о ликвидации;

- согласовывается с органом,  осуществляющим государственную  регистрацию;

- баланс должен содержать  сведения о составе имущества  ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами  требований и результат их  рассмотрения.

Значение промежуточного ликвидационного баланса состоит  в том, что:

- в соответствии с ним  осуществляется удовлетворение  требований кредиторов. Он подтверждает  своевременность обращения соответствующего  кредитора с требованием. Требования  кредитора, заявленные после истечения  срока, установленного ликвидационной  комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества  ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения  требований кредиторов, заявленных  в срок;

- удовлетворение требований  кредиторов начинается со дня  утверждения промежуточного ликвидационного  баланса, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производится по истечении месяца со дня утверждения баланса;

- на основе данных баланса  делается вывод о достаточности  денежных средств предприятия  для удовлетворения требований  кредиторов. В противном случае  ликвидационная комиссия осуществляет  продажу имущества юридического  лица с публичных торгов в  порядке, установленном для исполнения  судебных решений.

Признанные ликвидационной комиссией требования кредиторов удовлетворяются  из имеющихся у лица денежных средств, из сумм, вырученных от продажи имущества, в очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. ГК установил пять очередей для удовлетворения требований кредиторов. Требования каждой очереди удовлетворяются  после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности  имущества ликвидируемого субъекта оно распределяется между кредиторами  соответствующей очереди пропорционально  суммам требований, подлежащих удовлетворению.

До утверждения ликвидационного  баланса кредиторы, чьи требования комиссия не рассматривала или кому отказано в удовлетворении, имеют  право обратиться в суд с исками к ликвидационной комиссии. По решению  суда требования кредиторов могут быть удовлетворены за счет оставшегося  имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности  имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными  считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском  в суд, а также требования, в  удовлетворении которых решением суда было отказано.

Исключение из приведенного правила предусмотрено для казенных предприятий, по долгам которых в  случае недостаточности их имущества  субсидиарную ответственность несет  Российская Федерация.

Свои требования кредиторы  могут адресовать и другим лица, которые в соответствии с законом  или учредительными документами  также несут субсидиарную ответственность по долгам ликвидируемого лица. Такими лицами являются, в частности, участники полного товарищества и полные товарищи в товариществе на вере, участники общества с дополнительной ответственностью, члены кооперативов.

Процесс ликвидации включает в себя также процедуры проверки удовлетворения требований перед государством и государственными внебюджетными  социальными фондами и снятие с учета.

Порядок снятия с учета  в налоговом органе определен  ст. 84 НК РФ и приказом Госналогслужбы РФ.

Информация о работе Курс лекций по РПП