Курс лекций по РПП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:06, лекция

Описание работы

Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.

Содержание работы

1. Понятие предпринимательской деятельности.
2. Сущность и содержание предпринимательского права.
3. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

РПП.docx

— 227.35 Кб (Скачать файл)

С этой целью в государственную  налоговую инспекцию по месту  постановки субъекта на учет ликвидационная комиссия представляет:

- заявление установленной  формы о снятии с учета;

- копию распорядительного  документа, подтверждающего принятие  решения о ликвидации (решение  общего собрания учредителей,  решение суда);

- копию распорядительного  документа о создании ликвидационной  комиссии;

- промежуточный ликвидационный  баланс.

Налоговая инспекция принимает  решение о проведении документальной проверки ликвидируемого юридического лица. Процедура снятия с учета  в налоговой инспекции считается  завершенной после выдачи ликвидационной комиссии информационно письма о  снятии с учета.

Порядок снятия с учета  в Пенсионном фонде России определяется Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России (ПФР) от 11 ноября 1994 г. № 25869[69] (с учетом последующих изменений).

Ликвидационная комиссия представляет уполномоченному ПФР  следующие документы:

- заявление о снятии  с учета;

- копию распорядительного  документа, подтверждающего принятие  решения о ликвидации;

- выписку из лицевого  счета в банке с приложениями  к ней.

При получении указанных  документов проводится документная  проверка юридического лица. На основании  акта о проведенной проверке плательщик взносов производит полные расчеты  с ПФР в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Предъявив  уполномоченному ПФР документы  о погашении задолженности, ликвидационная комиссия получает справку о взаиморасчетах с Пенсионным фондом.

Аналогичный порядок снятия с учета существует в Фонде  социального страхования, Государственном  фонде занятости населения, в  фондах обязательного медицинского страхования.

После погашения долгов комиссия составляет ликвидационный баланс, который  утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение  о ликвидации, по согласованию с  органом, осуществляющим государственную  регистрацию. Затем ликвидационная комиссия закрывает счета в банке.

Оставшиеся после расчетов с кредиторами денежные среди  зачисляются в уставный капитал  юридического лица. Уставный капитал  и иное оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается его участникам (учредителя имеющим  вещные права на это имущество  или обязательственные права  в отношении этого юридического лица. Это означает, что при ликвидации хозяйственного общества, товарищества, кооператива право на ликвидационную квоту имеют его участники, при  ликвидации государственного и муниципального предприятия – соответственно Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. Уставы общественных организаций фондов должны определять порядок распределения оставшегося имущества.

В территориальном органе Российского статистического агентства  аннулируются присвоенные ранее  организации классификационные  коды. Штампы и печати сдаются в  орган внутренних дел, ранее выдавший разрешение на их изготовление.

В орган государственной  регистрации ликвидационная комиссия представляет следующие документы:

- заявление ликвидационной  комиссии с просьбой об исключении  субъекта из реестра;

- протокол общего собрания  учредителей с решением о ликвидации  юридического лица и создании  ликвидационной комиссии или  решение суда о ликвидации;

- печатное издание с  опубликованным объявлением о  ликвидации юридического лица;

- утвержденный ликвидационный  баланс;

- справки из налоговой  инспекции и из государственных  внебюджетных социальных фондов  о снятии с учета;

- справки из банка о  закрытии счетов;

- письмо из Российского  статистического агентства об  аннулировании классификационных  кодов;

- справку из органов  внутренних дел о сдаче на  уничтожение печати и штампов  юридического лица;

- справки из архива  о приеме на хранение первого  экземпляра, учредительного договора, свидетельства о регистрации.  В архив сдается также первый  экземпляр карты постановки на  счет налогоплательщика.

Ликвидация организации  и индивидуального предпринимателя  считается завершенной, а указанные  субъекты хозяйственного прекратившими  свое существование после внесения записи об этом в Единый государственный  реестр.

 

 

Тема 4

Правовое  обеспечение механизма

предпринимательской (хозяйственной)

деятельности

 

Вопросы к теме:

1. Правовая основа предпринимательства.

2. Структура правового  механизма предпринимательской  деятельности.

3. Характеристика прав  и требований на осуществление  предпринимательской деятельности.

 

1. Правовая основа  предпринимательства

 

1. Понятие правовой основы  вошло в отечественную теорию  и практику, когда наметился закат  советской власти и пришло  слишком запоздалое осознание  необходимости существенного повышения  роли правового фактора в жизнедеятельности  общества, включая его руководящую  и направляющую силу — правящую  коммунистическую партию. Сейчас  это понятие широко используется  в российском государственно-правовом  строительстве. Однако до сих  пор не определены общепризнанные  объем и содержание правовой  основы, четко не очерчены круг  отражаемых ею общественных отношений  и. ее место в ряду сложившихся  правовых категорий.

Наиболее распространена точка зрения, в соответствии с  которой правовая основа отождествляется  с правом в его государственно-официальной  форме, т.е. с системой действующих  норм права, закрепленных в законах, нормативных указах Президента РФ и  постановлениях Правительства РФ, федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления. С такими взглядами на правовую основу вообще и правовую основу предпринимательства, в частности, согласиться нельзя. Они не только обедняют основу, но и  ослабляют ее, создают лишь иллюзию  государственной заботы о правовой основе, когда функции государственных  органов и органов местного самоуправления свелись бы к принятию все новых  и новых нормативных актов  без обременения себя ответственностью за исполнение принимаемых решений.

2. Правовая основа как понятие охватывает и нормативно-правовую базу предпринимательства, и весь правовой механизм реализации юридических норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Структура правовой основы предпринимательства представляет собой диалектическое единство права, законности и правопорядка. Что же дает основание отстаивать такой взгляд на правовую основу? Право, законность, правопорядок — главное, своего рода костяк в правовом регулировании общественных отношений. Объединенные в более общее понятие, они связывают в одно целое основные элементы правового регулирования: исходный пункт (правовые нормы), процесс реализации правовых предписаний (законность) и его конечный результат (правопорядок). Право, как мы видим, есть необходимая предпосылка, опора, на которой разворачивается и действует механизм законности, формируется правопорядок. Без права не могут возникнуть ни законность, ни правопорядок, оно есть их основа. В указанном смысле в курсе лекций употребляется и словосочетание "нормативно-правовая основа" как базовый, но все-таки всего лишь один: из элементов правовой основы.

Подытоживая сказанное, можно  предложить следующее определение  правовой основы: это одна из основ общества и государства, которая посредством отражения, закрепления и реализации интересов российских граждан упорядочивает экономические, социальные, политические и духовные процессы, придает им юридически гарантированную оптимальность функционирования и развития.

2. В предпринимательской  деятельности комплексный, всесторонний  подход к пониманию права также  важен. В ее регулировании необходимы  и государственно-обязательные правила,  и последовательное проведение  их в жизнь. Особый интерес  для предпринимательства представляет  концепция предзаконного права  в той ее части, где доказывается, что экономические и правовые  институты общества функционируют  неотделимо друг от друга, что  право есть явление, данное  объективными экономическими отношениями,  а закон — субъективное отражение  права в виде позитивно установленного  государственно-волевого акта.

Возникает вопрос: а что  это за нормы права, которые действуют  сами по себе, без какого бы то ни было участия государства и его  органов, каково их значение и возможности  в регулировании предпринимательской  деятельности? Ответить на поставленный вопрос — значит определить критерии, опираясь на которые можно обнаружить, вычленить из необозримого множества  касающихся предпринимательства общественных отношений, не находящихся в сфере  прямого воздействия права в  форме законодательства и регулируемых различными социальными нормами, те отношения и соответствующие  им нормы, которые имеют правовую природу, запрограммированы именно как правовые и в силу указанных  объективно заданных свойств при  необходимости получают официальное  закрепление в государственных  нормативных актах. Это, пожалуй, самая  трудная теоретическая проблема, которая возникает при исследовании права в его широком понимании.

Для оценки, определения  и отбора предпринимательских отношений  правового характера и регулирующих их норм могут, на наш взгляд, служить  применяемые в единстве следующие  критерии. Эти общественные отношения: должны, носить характер не случайных, разовых контактов отдельных  участников предпринимательства, а  иметь широкое распространение, многократную повторяемость; быть социально  значимыми и полезными; выражать общественный интерес в такой  мере, чтобы при возникновении  конфликтов и иных затруднений их реализация не была безразличной обществу и государству, не опиралась лишь на усмотрение самих сторон этих отношений, не оставалась их личным делом, не зависела от их личных симпатий или антипатий.

Обнаружение догосударственных  норм права имеет для предпринимательства  двоякое значение. Во-первых, они нередко фактически регулируют предпринимательские отношения. Историки права убедительно доказывают, что право как государственно-обязательная система норм возникло из обычаев, которым государство своими актами придавало юридическую силу. Очевидно, и теперь государственно-обязательное право часто функционирует в той же форме. Действующим российским законодательством предпринимательские обычаи приравнены к официальным источникам права. Согласно ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Не допускается применение лишь таких обычаев делового оборота, которые противоречат обязательным для Участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору.

Изложенные положения  прошли проверку на практике и получили ее подтверждение. Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, обобщив соответствующую  практику, в своем совместном постановлении  от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части  первой Гражданского кодекса Российской Федерации" дали на этот счет следующие  разъяснения: под обычаем делового оборота, который в силу ст. 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т. е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например традиции исполнения тех или иных обязательств и т.д. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельствами т.п.).

Предзаконное право, включая  обычаи делового оборота, нуждается  во внимательном обращении. Оперирование ими, кем бы оно ни производилось  и какие бы благородные цели ни преследовало, неизбежно будет иметь  оттенок личного усмотрения, субъективизма, что создает предпосылки для  возникновения и постоянного  воспроизводства конфликтов. Более  того, опирающаяся на предзаконное право общественно полезная предпринимательская  активность, лишенная должной упорядоченности  и каких бы то ни было формальных барьеров, способна превратиться в  свою противоположность, включая произвол.

Поэтому всемерную поддержку  надлежит оказывать стремлению предпринимателей и их объединений к собирательству и оценке вырабатываемых практикой  правил, отбору и своего рода кодификации  тех из них, которые обладают качествами рациональных и справедливых. Например, участники Второго Конгресса  российских предпринимателей, представляющие деловые круги из всех субъектов  Российской Федерации и 120 профессиональных общественных объединений национального  предпринимательства, 1 ноября 1995 г. приняли "Хартию бизнеса России". С момента  принятия она постоянно открыта  для подписания всеми желающими. Подписавшие Хартию добровольно  принимают на себя бессрочные обязательства, касающиеся этических основ делового поведения и взаимодействия предпринимателей, а именно: отказываются от применения или угрозы применения насилия как способа ведения бизнеса; обязуются не прибегать к недобросовестным формам ведения бизнеса, обману и умышленному нанесению ущерба своему контрагенту, фальсификации качества товара или предоставляемой услуги, а также к сообщению ложных сведений о себе, своей организации или своих партнерах; считают должным не участвовать в легализации доходов, имеющих незаконное или сомнительное с точки зрения этики бизнеса происхождение. Участники Хартии, допустившие нарушение ее положений, согласны с теми общественными санкциями, вплоть до бойкота, которые будут приняты в их отношении другими участниками Хартии.

Информация о работе Курс лекций по РПП