Курс лекций по РПП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:06, лекция

Описание работы

Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.

Содержание работы

1. Понятие предпринимательской деятельности.
2. Сущность и содержание предпринимательского права.
3. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

РПП.docx

— 227.35 Кб (Скачать файл)

Предприниматель же принимает  на себя все неблагоприятные последствия, по какой бы причине они не возникали: по его собственной вине, вине его  контрагента, случайному стечению обстоятельств, которые он не сумел предугадать, и т.п. От ответственности его  освобождает только невозможность исполнения вследствие непреодолимой силы (ГК РФ, ст. 401).

Правда, указанное разграничение  носит чисто теоретический характер, поскольку в случае, если предприниматель  не получит соответствующих доходов, окажется банкротом, он не сможет выплатить  определенное трудовым договором вознаграждение и таким образом на работника  по найму объективно будут перенесены неблагоприятные последствия хозяйственной  деятельности предпринимателя. Тем  не менее говорить об указанном отличии  необходимо хотя бы потому, что различны правовые средства обеспечения интересов  предпринимателя и наемного работника, различны структура и порядок  применения санкций.

 

 

 

Общая характеристика форм и режимов реализации права 

на осуществление  предпринимательской деятельности

 

1.Правовая форма осуществления предпринимательской деятельности – это внешне выраженное, зафиксированное закончим положение субъекта, ведущего эту деятельность, порядок формирования и использования его имущества и ответственности в хозяйственном обороте.

Данное понятие включает в себя следующие элементы:

- определение статуса  самого субъекта и сообщение  об этом органам государства;

- установление имущественных  отношений как по поводу создания  базы для предпринимательской  деятельности, так и в отношении  распределения ее результатов;

- распределение ответственности  внутри избранной формы и вo вне, перед контрагентами и потребителями.

Существует несколько  форм осуществления предпринимательской  деятельности, в частности:

- индивидуальными предпринимателями; 

- коммерческими юридическими  лицами;

- некоммерческими юридическими  лицами;

- организациями, не являющимися  юридическими лицами; путем договорных  форм объединения без создания  организации.

2. Особо следует остановиться на понятии организационно-правовой формы предпринимательской деятельности. Она рассматривается как совокупность имущественных и организованных признаков, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, ….

 

 

 

Основанием для рассмотрения дел Приостановлении действия или  лишении, аннулировании лицензии являются представления о нарушении лицензионных условий:

- органов государственного  контроля (финансовой и торговой  инспекций, санитарного, экологического, пожарного контроля, управлений  ценовой политики, внутренних дел,  антимонопольной политики и др.);

- отраслевых департаментов,  комитетов, управлений;

- префектур административных  округов:

- Контрольного управления  Московской лицензионной латы  или контрольного, подразделения  органа лицензирования основании  проведенных проверок или выявленных  фактов недостоверности данных  и документов, представленных лицензиатом  при получении лицензии;

- лицензионных органов  других субъектов Российской  Федерации, на территории которых  лицензиат нарушил лицензионные  условия.

Материалы, представленные для рассмотрения, должны содержать:

- необходимые данные о  юридическом лице или гражданине;

- факты о нарушении  лицензионных условий — законодательства, нормативных актов, регламентирующих  данный вид деятельности;

- сведения о наложении  взысканий городскими или территориальными  контролирующими органами за  выявленные нарушения;

- предлагаемую меру воздействия.

Руководитель лицензионного  органа принимает решение:

- о направлении материалов  в Экспертный совет (комиссию) для рассмотрения дела по существу;

- о затребовании дополнительной  информации или проведении дополнительной  экспертизы;

- о прекращении дела.

Рассмотрение дела на Экспертном совете (комиссии) осуществляется коллегиально в присутствии органа, направившего представление о рассмотрении дела, и лица, действие лицензии которого рассматривается. В заседании могут  участвовать представители органов  управления административного (муниципального) округа, на территории которого лицензиат  осуществляет свою деятельность.

Экспертный совет (комиссия) может вынести заключение о:

- закрытии дела;

- приостановлении действия  лицензии;

- лишении лицензии;

- аннулировании лицензии.

В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, оно может быть возобновлено решением лицензионного органа. О  слоем решении лицензионный орган  не позднее чем в трехдневный  срок с момента принятия решения  оповещает лицензиата и органы налоговой  службы.

Орган лицензирования, принявший  решение о приостановлении или  лишении, аннулировании регистрации  лицензии, выданной лицензионным органом другого субъекта Российской Федерации, передает эти сведения в лицензионный орган, выдавший лицензию, в установленном порядке.

Но законодательство не предусматривает  развернутой ответственности должностных  лиц органов государственного контроля. Очевидно, здесь можно применять  общие нормы, позволяющие ставить  вопрос о возмещении ущерба. Однако этого явно недостаточно. Более того, необходимо не столько регламентировать саму ответственность, сколько возможности  вмешательства в саму предпринимательскую  деятельность.

 

 

 

СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Экономическая сущность и правовое оформление требований

к предпринимательской  деятельности

 

1. Осуществление предпринимательской  деятельности в любой форме  и в любом правовом режиме  предполагает соблюдение значительного  количества требований. Закон по  многим направлением регулирует  процесс ведения производственной  деятельности предприятия. Казалось  бы, вмешательство государства в  такую деятельность не требуется,  поскольку товаропроизводители,  действуя на базе различных  форм собственности, не нуждаются  в каких-либо особых правилах  и достаточно общего требования  относительно того, что осуществление  права собственности не должно  нарушать прав и охраняемых  законом интересов других лиц  и собственник может использовать  свое имущество для осуществления  любой предпринимательской или  иной деятельности, не запрещенной  законом.

Однако анализ многих сторон деятельности предприятий предпринимателей убеждает в том, что государство интенсивно регулирует предпринимательскую деятельность. Причем это регулирование носит противоречивый характер: с одной стороны, установлены несоразмерные налоги, необоснованные социальные требования, а с другой — предъявляются разумные требования соблюдения норм природопользования, санитарии, стандартизации, ценообразования, добросовестной конкуренции и др.

В силу существования значительного  по объему и разнообразного по характеру  массива таких требований нужно  поставить в теоретическом плане  и решить вопрос самой необходимости  их предъявления, оптимальной системы  и обоснованной структуры. С этой целью следует уяснить экономическую  сущность предъявляемых требований, их содержательную направленность и  наполнение.

2. Экономическая сущность общих требований к хозяйственной деятельности может быть раскрыта прежде всего через выявление носителя интереса — конкретного субъекта, для удовлетворения прав которого они предъявляются. Следовательно, нужно поставить вопрос: кому это выгодно или чьи интересы обеспечивает соблюдение данного требования.

В этом смысле предпринимательство  в принципе может затрагивать  права и интересы нескольких групп  субъектов. Первую них образуют потребители товаров, работ и услуг — именно потребности определяют в принципе развитие предпринимательства. Права и интересы этой группы состоят в основном в том, чтобы получить доброкачественный товар по как можно более низ кой цене. Поэтому к предпринимателю должны предъявляться определенные требования по обеспечению качества товаров, а некоторых случаях могут также контролироваться процессы ценообразования, например по поводу продукции естественных монополий.

Вторую группу субъектов, чьи интересы должны быть учтены в  процессе правового регулирования  предпринимательской деятельности, образуют те наемные работники, живым трудом которых создается товар в процессе производства. Они заинтересованы в том, чтобы иметь безопасные условия труда, определенные социальные блага и гарантированную заработную плату.

Третью группу носителей  самостоятельных интересов образу ют все граждане, проживающие на территории государства, общество в целом и государство. Эта группа субъектов прежде всего вправе рассчитывать на безопасную среду обитания, на рост научно-технического и производственного потенциала и, разумеется, на концентрацию денежных средств для собственного существования.

В четвертую группу попадают сами предприниматели, заинтересованные в сопоставимости составляющих хозяйственной деятельности, в «равных стартовых площадках» ее осуществления, благодаря чему успех будет определяться для всех одинаковыми условиями.

Выделение указанных групп  носителей интересов нужно не только для теоретических конструкций, сколько для чисто практических целей. Дело в том, что в принципе, предъявляя то или иное требование в интересах какой-либо группы, необходимо взвешивать степень обременения  или ограничения прав и интересов  другой группы, например, тех же предпринимателей. Эта степень ограничения не должна быть такой, чтобы имущественный  или иной интерес противоположной  группы полностью погашался, противном  случае вместо удовлетворения потребности  государства в налогах получим  суммарно их снижение, поскольку окажется, что при таком налоговом бремени  вести законную предпринимательскую  деятельность невозможно.

Рассмотрим это на примере, решенном в российском законодательстве более или менее удачно. Речь идет о ценах, формируемых на изготовленные  товары, работы и услуги. Поскольку  потребители заинтересованы в низких ценах, то, казалось бы, целесообразно  ввести государственный контроль за всеми видами цен. Но при таком  подходе свобода воли предпринимателя  будет настолько ограничена, что  производство может потерять всякий смысл. Поэтому государство отказалось от тотального контроля ценами, предоставив  этот процесс экономическим законам, в условиях действия которых потребитель может выбрать товар разных товаропроизводителей. Тем не менее есть группа предпринимателей, которые заведомо могут диктовать свою цену на рынке, предприятия-монополисты, среди которых есть естественные монополисты и обычные монополисты. На данном этапе правового регулирования государство ввело контроль за ценами на продукцию предприятий — естественных монополистов, что следует признать обоснованным, но отказалось даже от косвенного контроля за ценами на товары обычных монополий, хотя для этого вряд ли есть основания.

В принципе предъявление любого требования к предпринимательской  деятельности должно проходить детальную  проверку и быть взвешенным с точки  зрения возможности возникновения  конфликта и степени удовлетворения тех или иных интересов.

3. Правовая природа предъявляемых требований может быть охарактеризована в первую очередь через внешнее оформление требования. Оно должно содержаться в ясных формулировках нормативных правовых актов, принятых субъектом управления в пределах компетенции. В отношении некоторых видов требований даются специальные указания о форме их предъявления. Например, согласно ст. 57 Конституции РФ все налоги устанавливаются только законом.

Кроме того, должен быть определен  порядок введения в действие хозяйственных  требований. Он мог бы предусматривать  прежде всего конкретный временной лаг, отрезок времени, по истечении которого новое требование вступает в действие. Деля в том, что предпринимательская деятельность — это длительный процесс, предполагающий планирование, инвестиции и т.п. Поэтому предприниматель, рассчитывая на реализацию товаров, работ и услуг, взвешивает при этом свои расходы по соблюдению тех или иных требований. Введение в необоснованные сроки новых требований, предполагающих дополнительные затраты, разрушает разумный и планомерный порядок ведения деятельности. Разумеется, любой предприниматель должен формировать резервы на случай непредвиденных обстоятельств. Проблема здесь только в том, чтобы государство не помогало создавать или само не создавало эти обстоятельства.

Сказанное позволяет предположить, что необходимо на законодательном  уровне предусмотреть общее для  всех требований, предъявляемых к  хозяйственной деятельности, правило  о моменте вступления их в действие по истечении определенного срока, например, трех месяцев или 90 дней со дня опубликования. Еще лучше  было бы разделить все требования на текущие и базовые, введя при  этом для базовых требований срок более длительный, например, полгода.

Следует отметить, что в  российском законодательстве уже есть попытки такого правового регулирования. Так, ст. 11 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской деятельности»  предусматривает, что решение Банка  России об изменений минимального размера  уставного капитала вступает в силу не ранее чем через 90 дней после  дня его официального опубликования. Такой подход следовало бы распространить и на многие другие требования.

4. Общим правилом, относящимся  и к требованиям по поводу  предпринимательской деятельности, является недопустимости обратного действия принимаемых правовых норм. Казалось бы, это положение не вызывает никаких сомнений с теоретической точки зрения: любые правовые нормы, ухудшающие положение гражданина, не могут применяться в отношении правоотношений, имевших место до введения соответствующих норм. Но предпринимательская практика знает много примеров, подтверждающих обратное.

Информация о работе Курс лекций по РПП