Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:06, лекция
Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.
1. Понятие предпринимательской деятельности.
2. Сущность и содержание предпринимательского права.
3. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.
Предприниматель же принимает
на себя все неблагоприятные
Правда, указанное разграничение
носит чисто теоретический
Общая характеристика форм и режимов реализации права
на осуществление
предпринимательской
1.Правовая форма осуществления предпринимательской деятельности – это внешне выраженное, зафиксированное закончим положение субъекта, ведущего эту деятельность, порядок формирования и использования его имущества и ответственности в хозяйственном обороте.
Данное понятие включает в себя следующие элементы:
- определение статуса самого субъекта и сообщение об этом органам государства;
- установление имущественных
отношений как по поводу
- распределение ответственности внутри избранной формы и вo вне, перед контрагентами и потребителями.
Существует несколько
форм осуществления
- индивидуальными
- коммерческими юридическими лицами;
- некоммерческими юридическими лицами;
- организациями, не являющимися юридическими лицами; путем договорных форм объединения без создания организации.
2. Особо следует остановиться на понятии организационно-правовой формы предпринимательской деятельности. Она рассматривается как совокупность имущественных и организованных признаков, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, ….
Основанием для рассмотрения
дел Приостановлении действия или
лишении, аннулировании лицензии являются
представления о нарушении
- органов государственного
контроля (финансовой и торговой
инспекций, санитарного,
- отраслевых департаментов, комитетов, управлений;
- префектур административных округов:
- Контрольного управления
Московской лицензионной латы
или контрольного, подразделения
органа лицензирования
- лицензионных органов
других субъектов Российской
Федерации, на территории
Материалы, представленные для рассмотрения, должны содержать:
- необходимые данные о
юридическом лице или
- факты о нарушении
лицензионных условий —
- сведения о наложении
взысканий городскими или
- предлагаемую меру воздействия.
Руководитель лицензионного органа принимает решение:
- о направлении материалов
в Экспертный совет (комиссию)
для рассмотрения дела по
- о затребовании дополнительной
информации или проведении
- о прекращении дела.
Рассмотрение дела на Экспертном
совете (комиссии) осуществляется коллегиально
в присутствии органа, направившего
представление о рассмотрении дела,
и лица, действие лицензии которого
рассматривается. В заседании могут
участвовать представители
Экспертный совет (комиссия) может вынести заключение о:
- закрытии дела;
- приостановлении действия лицензии;
- лишении лицензии;
- аннулировании лицензии.
В случае изменения обстоятельств,
повлекших приостановление
Орган лицензирования, принявший решение о приостановлении или лишении, аннулировании регистрации лицензии, выданной лицензионным органом другого субъекта Российской Федерации, передает эти сведения в лицензионный орган, выдавший лицензию, в установленном порядке.
Но законодательство не предусматривает
развернутой ответственности
СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Экономическая сущность и правовое оформление требований
к предпринимательской деятельности
1. Осуществление
Однако анализ многих сторон деятельности предприятий предпринимателей убеждает в том, что государство интенсивно регулирует предпринимательскую деятельность. Причем это регулирование носит противоречивый характер: с одной стороны, установлены несоразмерные налоги, необоснованные социальные требования, а с другой — предъявляются разумные требования соблюдения норм природопользования, санитарии, стандартизации, ценообразования, добросовестной конкуренции и др.
В силу существования значительного
по объему и разнообразного по характеру
массива таких требований нужно
поставить в теоретическом
2. Экономическая сущность общих требований к хозяйственной деятельности может быть раскрыта прежде всего через выявление носителя интереса — конкретного субъекта, для удовлетворения прав которого они предъявляются. Следовательно, нужно поставить вопрос: кому это выгодно или чьи интересы обеспечивает соблюдение данного требования.
В этом смысле предпринимательство в принципе может затрагивать права и интересы нескольких групп субъектов. Первую них образуют потребители товаров, работ и услуг — именно потребности определяют в принципе развитие предпринимательства. Права и интересы этой группы состоят в основном в том, чтобы получить доброкачественный товар по как можно более низ кой цене. Поэтому к предпринимателю должны предъявляться определенные требования по обеспечению качества товаров, а некоторых случаях могут также контролироваться процессы ценообразования, например по поводу продукции естественных монополий.
Вторую группу субъектов,
чьи интересы должны быть учтены в
процессе правового регулирования
предпринимательской
Третью группу носителей
самостоятельных интересов
В четвертую группу попадают сами предприниматели, заинтересованные в сопоставимости составляющих хозяйственной деятельности, в «равных стартовых площадках» ее осуществления, благодаря чему успех будет определяться для всех одинаковыми условиями.
Выделение указанных групп
носителей интересов нужно не
только для теоретических конструкций,
сколько для чисто практических
целей. Дело в том, что в принципе,
предъявляя то или иное требование
в интересах какой-либо группы, необходимо
взвешивать степень обременения
или ограничения прав и интересов
другой группы, например, тех же предпринимателей.
Эта степень ограничения не должна
быть такой, чтобы имущественный
или иной интерес противоположной
группы полностью погашался, противном
случае вместо удовлетворения потребности
государства в налогах получим
суммарно их снижение, поскольку окажется,
что при таком налоговом
Рассмотрим это на примере, решенном в российском законодательстве более или менее удачно. Речь идет о ценах, формируемых на изготовленные товары, работы и услуги. Поскольку потребители заинтересованы в низких ценах, то, казалось бы, целесообразно ввести государственный контроль за всеми видами цен. Но при таком подходе свобода воли предпринимателя будет настолько ограничена, что производство может потерять всякий смысл. Поэтому государство отказалось от тотального контроля ценами, предоставив этот процесс экономическим законам, в условиях действия которых потребитель может выбрать товар разных товаропроизводителей. Тем не менее есть группа предпринимателей, которые заведомо могут диктовать свою цену на рынке, предприятия-монополисты, среди которых есть естественные монополисты и обычные монополисты. На данном этапе правового регулирования государство ввело контроль за ценами на продукцию предприятий — естественных монополистов, что следует признать обоснованным, но отказалось даже от косвенного контроля за ценами на товары обычных монополий, хотя для этого вряд ли есть основания.
В принципе предъявление любого
требования к предпринимательской
деятельности должно проходить детальную
проверку и быть взвешенным с точки
зрения возможности возникновения
конфликта и степени
3. Правовая природа предъявляемых требований может быть охарактеризована в первую очередь через внешнее оформление требования. Оно должно содержаться в ясных формулировках нормативных правовых актов, принятых субъектом управления в пределах компетенции. В отношении некоторых видов требований даются специальные указания о форме их предъявления. Например, согласно ст. 57 Конституции РФ все налоги устанавливаются только законом.
Кроме того, должен быть определен порядок введения в действие хозяйственных требований. Он мог бы предусматривать прежде всего конкретный временной лаг, отрезок времени, по истечении которого новое требование вступает в действие. Деля в том, что предпринимательская деятельность — это длительный процесс, предполагающий планирование, инвестиции и т.п. Поэтому предприниматель, рассчитывая на реализацию товаров, работ и услуг, взвешивает при этом свои расходы по соблюдению тех или иных требований. Введение в необоснованные сроки новых требований, предполагающих дополнительные затраты, разрушает разумный и планомерный порядок ведения деятельности. Разумеется, любой предприниматель должен формировать резервы на случай непредвиденных обстоятельств. Проблема здесь только в том, чтобы государство не помогало создавать или само не создавало эти обстоятельства.
Сказанное позволяет предположить, что необходимо на законодательном уровне предусмотреть общее для всех требований, предъявляемых к хозяйственной деятельности, правило о моменте вступления их в действие по истечении определенного срока, например, трех месяцев или 90 дней со дня опубликования. Еще лучше было бы разделить все требования на текущие и базовые, введя при этом для базовых требований срок более длительный, например, полгода.
Следует отметить, что в российском законодательстве уже есть попытки такого правового регулирования. Так, ст. 11 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской деятельности» предусматривает, что решение Банка России об изменений минимального размера уставного капитала вступает в силу не ранее чем через 90 дней после дня его официального опубликования. Такой подход следовало бы распространить и на многие другие требования.
4. Общим правилом, относящимся
и к требованиям по поводу
предпринимательской