Курс лекций по РПП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:06, лекция

Описание работы

Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.

Содержание работы

1. Понятие предпринимательской деятельности.
2. Сущность и содержание предпринимательского права.
3. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

РПП.docx

— 227.35 Кб (Скачать файл)

Обратимся для иллюстрации  сказанного к практике Конституционного Суда РФ, постановлением которого указанное  правило было подтверждено и для  хозяйственного оборота. Конституционный  Суд РФ вынес 24 октября 1996 г. постановление  № 17-П по делу «О проверке конституционности  части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. «О внесении изменений  в закон Российской Федерации  «Об акцизах»78[78], в котором подчеркнуто, что ст. 57 Конституции РФ обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. Согласно налоговому законодательству субъектами этой обязанности являются как физические, так и юридические лица. Возлагая ее на налогоплательщиков, государство вместе с тем гарантирует им и защиту от незаконных налогов и сборов, предусмотрев, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции  РФ неопубликованные законы не применяются. Исходя из этого конституционного требования, законодатель в Федеральном законе от 14 июня 1994 г. «O порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»79[79] определил общие правила вступления законов в силу: на территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы; они вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Применительно к рассматриваемому вопросу при определении такого «другого порядка» законодатель связан требованиями ст. 57 Конституции РФ.

Вместе с тем Конституция  РФ содержит и прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, сформулированные ее ст. 54 и 57. Положение ст. 57 Конституции  РФ, ограничивающее возможность законодателя придавать закону обратно силу, является одновременно и нормой, гарантирующей  конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, в  том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие. В то же время Конституция РФ не препятствует приданию обратной силы законам, улучшающим положение налогоплательщиков. При этом благоприятный для субъектов налогообложения характер такого закона должен быть понятен как налогоплательщикам, так и государственным органам, взимающим налоги.

Статья 2 Федерального закона «О внесении изменений в Закон  Российской Федерации «Об акцизах» распространила ч. 2 п. 7ст. 5 Федерального закона «Об акцизах» на отношения, возникши до истечения десяти дней с момента  его официального опубликования, то есть придала этой норме обратную силу. Тем самым 1 февраля 1996 г. были введены акцизы по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств — участников Содружества  Независимых Государств, ранее акцизами не облагавшимся. Это ухудшило положение  налогоплательщиков, и явилось явным  нарушением ст. 57 Конституции РФ. Негативные последствия придания закону обратной силы усугубляются также недифференцированным его применением таможенными  органами без учета требований названной  конституционной нормы.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов палат Федерального Собрания официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в «Российской  газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». День 11 марта 1996 г., которым датирован выпуск «Собрания  законодательства Российской Федерации» с текстом Федерального закона от 7 март 1996 г. «О внесении изменений в  Закон Российской Федерации «Об  акцизах»80[80], не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации содержании закона его адресатами.

В «Российской газете»  оспариваемый Федеральный закон  был опубликован 13 марта 1996 г. Именно этот день должен быть признан днем официального его опубликования. Следовательно, данный закон в части, ухудшающей положение налогоплательщиков, не подлежит введению в действие ранее 24 марта 1996 г., когда истекает десятидневный  срок с момента его опубликования.

В итоге Конституционный  Суд РФ признал не соответствующей  Конституции РФ ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. «О внесении изменений  в Закон Российской Федерации  акцизах» по содержанию норм и по порядку  введения в действие в части, устанавливающей  акцизы с 1 февраля 1996 г.

5. И наконец, учитывая  характер и содержание требований, нельзя не сказать, что обязательным  условием введения того или  иного требования является возможность оспорить его в установленном порядке и потребовать признания его недействительным. Оспорить тот или иной нормативный правовой акт, содержащий незаконное или неконституционное требование к предпринимательской деятельности, можно в судебном порядке путем обращения либо в арбитражный суд либо в Конституционный Суд РФ.

Но при этом нужно иметь  в виду, что возможность обжалования  зависит от формы нормативного правового  акта.

Право на обжалование распространяется не только на гражданина, но и на все  организации. Причем по статистическим данным количество таких споров постоянно  возрастает. Так, если в 1995 г. арбитражные  суды РФ рассмотрели 6508 споров о признании  актов недействительными, в 1996 г. — 9697, что составило прирост на 49 % по отношению к предыдущему, то в 1997 г. — 12 249, то есть на 26,3 % больше, чем  в предыдущем году.81[81]

6. Правовая характеристика  любого требования, предъявляемого  к предпринимательской деятельности, немыслима без наличия санкций, применяемых за нарушение того или иного предписания нормативных правовых актов. Но проблемы санкций в хозяйственном обороте носят более общий характер и потому требуют отдельного рассмотрения.

 

 

Тема 5

РЫНОК КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Вопросы к теме:

1. Понятие рынка. Содержание, структура и функции рынка.

2. Классификация рынков  по объекту. Классификация вещей.

3. Рынок товаров и услуг  и его правовое регулирование.

4. Финансовый рынок. Фондовый  и валютный рынок и их правовое  регулирование.

 

1. Понятие рынка.  Содержание, структура и функции  рынка.

Рыночная экономика —  это прежде всего производство товаров. Товарное производство и рынок возникли тысячелетия назад, в период разложения первобытной общины. Из поколения в поколение люди пытались решить извечную экономическую проблему: как ограниченными ресурсами удовлетворить растущие потребности. В каждый данный момент любым экономическим ресурсам, факторам производства — труду, земле и ее ископаемым, средствам производства — свойственна ограниченность. Это одна из главных причин общественного разделения труда, специализации и кооперации хозяйственной деятельности.

Общественное разделение труда — первая общая предпосылка появления обмена и рынка. Без общественного разделения труда не могло возникнуть товарное производство.

Второе условие развития рынка — экономическая обособленность производителей. В рамках общины или большой патриархальной семьи не мог возникнуть обмен, так как собственником произведенного была община или семья. Первоначально обмен возникал между общинами, выступавшими экономически обособленными собственниками. В условиях развитого рынка каждый производитель и каждое предприятие само распоряжается основными факторами производства (землей, трудом, капиталом), само решает, что производить и в каком объеме, само распоряжается результатами труда. Наилучшим образом этому условию отвечает частная собственность.

Третье условие функционирования рынка — самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Но чем меньше скован производитель, тем больше простора для развития  рыночных отношений.

Рынок есть определенная система общественных отношений, а именно последние составляют предмет любой отрасли права. Далее, субъектами рынка являются продавцы и покупатели, которые, как правило, на рынке выступают одновременно в обоих качествах. Наконец, объектами рынка являются товары и деньги. При этом товары олицетворяют не только произведенную продукцию, но и факторы производства, работы, услуги.

Развитой рынок характеризуется  неограниченным числом участников купли-продажи, свободным доступом на рынок. Производители  выбирают любой вид деятельности (производство, фондовые операции, банковскую деятельность и т. п.).

Существуют различные дефиниции рынка в качестве экономической категории, например: как системы экономических отношений между продавцами и покупателями; механизма взаимодействия продавцов и покупателей; совокупности сделок купли и продажи товаров и услуг. Из последних предложенных учеными определений можно выделить следующее: рынок — это общественный институт, сводящий вместе покупателя и продавца для совершения ими сделки купли-продажи определенного товара и (или) услуги.

Структура рынка складывается объективно как следствие сложных  и многообразных взаимоотношений  между его субъектами по поводу покупки и продажи разнообразных товаров.

Рыночные отношения оказывают  огромное влияние на все стороны  хозяйственной жизни, выполняя непростые  функции. Первая и одна из главных — ценообразующая функция. На рынок поступает продукция одного и того же назначения. Но материальные и трудовые затраты на нее у различных производителей разные. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, лишь их согласен оплатить покупатель. Это усредненные затраты, т. е. возникающие при среднем уровне развития техники, квалификации и интенсивности труда. Производители, имеющие более высокие затраты, оказываются в проигрыше. Так рынок стимулирует снижение затрат на произносимую продукцию.

Вторая функция рынка  — информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок предоставляет сведения участникам производства о количестве товаров и услуг на рынке, их ассортименте, качестве, а также спросе на них. Он действует как гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы информации. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять свое собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Третья функция — регулирующая. С правовой точки зрения она наиболее важная. Эта функция показывает воздействие рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Именно рынок дает ответы на вопросы, что производить и как производить. В регулировании данного процесса решающую роль играет соотношение спроса и предложения, регулирующее цены. Растет цена — сигнал к расширению производства, падает — сигнал к сокращению. В результате стихийных действий товаропроизводителей устанавливаются определенные экономические пропорции, которые удовлетворяют общество на данном этапе. Однако в современных условиях рыночная экономика все больше управляется не стихийно, не в процессе самоуправления, а государственными рычагами.

Четвертая функция — санирующая. Рыночная система жесткая и даже жестокая. Ей присущи социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. Растет дифференциация производителей, слабые не выдерживают конкуренции. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств и дает простор более предприимчивым, эффективным. В результате повышается уровень всей экономики в целом.

7. Развитие рыночных отношений  в различных странах модифицировало и сам рынок. Современный рынок качественно отличается от рынка на ранних стадиях его развития. Изменился характер конкуренции. Резко усилилась дифференциация спроса и предложения. Большое внимание уделяется потребительским свойствам продукции, качеству. Основной задачей государственного регулирования становится повышение конкурентоспособности и эффективности производства. Государство обеспечивает соблюдение договорных обязательств, повышение ответственности за качество продукции, ужесточение норм охраны окружающей среды и безопасности продукции для здоровья населения.

Эффективность воздействия  рынка на экономику во многом зависит от субъективного фактора — правильного определения его места в системе общественных связей и отношений, что чрезвычайно важно в условиях проводимых сейчас в России реформ.

Первая робкая попытка  внести коррективы в правовое понятие рынка была сделана в Государственной программе демонополизации экономики (1994 г.), где выдвинуто положение о «географических границах рынка» как пространстве, в которое наряду с национально-государственными и административно- территориальными образованиями входят также группы населенных пунктов или иные территории, находящиеся в пределах границ этих образований. Но то была всего лишь идея, «информация для размышления», так как вышеназванный Закон РСФСР понятие рынка трактовал иначе.

В ныне действующем законодательстве рынок рассматривается исходя из сугубо экономического толкования границ рынка, т. е. как территория фактического распространения (обращения) товара. Товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром.

Розничный рынок есть имущественный  комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг). Федеральный закон наделил эти рынки, в частности, следующими чертами: торговля там ведется на основе свободно определяемых при заключении договоров розничной купли-продажи (см. ст. 492—505 ГК РФ) и бытового подряда (см. ст. 730—739 ГК РФ) цен (а, скажем, оптовая торговля ведется, как правило, с помощью договоров поставки, где цены не всегда устанавливаются сторонами свободно (см. ст. 506—524 ГК РФ); организованы они могут быть юридическими лицами, которым принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории предполагаемого рынка; принадлежит рынок управляющей компании — юридическому лицу, состоящему на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеющему разрешение на право организации рынка (такое разрешение выдается на основании заявления юридического лица, поданного в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования); должны иметь в своем составе торговые места — павильоны, киоски, палатки, лотки и иные, специально оборудованные и отведенные управляющей рынком компанией для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнения работ, оказания услуг). Розничные рынки подразделяются на универсальные (на них менее 80% торговых мест предназначено для осуществления пролижи товаров одного класса) и специализированные (на них 80% и более предназначено для продажи товаров одного класса), примером которых служат сельскохозяйственные рынки. В развитие Федерального закона «О розничных ранках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» Правительство РФ в мае 2007 г. утвердило перечень продукции, которая может продаваться на сельскохозяйственном рынке и селькохозяйственном кооперативном рынке.

Информация о работе Курс лекций по РПП