Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:06, лекция
Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.
1. Понятие предпринимательской деятельности.
2. Сущность и содержание предпринимательского права.
3. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.
Вместе с тем очевидно,
что грань, разделяющая эти два
вида ответственности, очень тонкая
и требует от законодателя четко
установленных норм, определяющих состав
как налоговых, так и административных
правонарушений. Во избежание коллизий
при применении Налогового кодекса
и КоАП Федеральным законом "О
введении в действие Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях"
признаны утратившими силу со дня
вступления в силу КоАП статья 124 и
пункт 3 статьи 126 Кодекса, которыми была
установлена ответственность за
нарушения порядка налогового администрирования,
не связанного непосредственно с
деятельностью субъекта ответственности
как налогоплательщика. Указанным
законопроектом по этой же причине
предлагается признать утратившей силу
статью 118 "Нарушение срока
Остановимся более подробно на составе налогового правонарушения. Как было уже отмечено выше, единственным основанием налоговой ответственности является налоговое правонарушение. Под ним понимается, виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность. Опираясь на это определение, данное законодателем в ст. 106 НК РФ, подробно охарактеризуем все элементы состава налогового правонарушения.
Объектом правонарушения признаются те общественные интересы и ценности, которым причиняется вред в результате противоправного посягательства. Налоговые правонарушения также имеют свой объект.
Объективную сторону правонарушения образуют само противоправное деяние, его вредные последствия и причинная связь между ними.
Само деяние - действия или бездействие, посредством которых нарушается законодательство о налогах и сборах, описано в нормах главы 16 Налогового кодекса "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение".
Налоговые правонарушения могут совершаться как путем активных противоправных действий, например, дача свидетелем, вызываемым по делу о налоговом правонарушении, заведомо ложных показаний (ст. 128 НК РФ), так и путем бездействия - неисполнения предписываемых законом обязанностей - например, неперечисление в бюджет сумм налога налоговым агентом (ст. 123 НК РФ). Для квалификации некоторых налоговых правонарушений не имеет значения, в какой форме они совершены - действий или бездействия. Так, грубым нарушением правил учета доходов, расходов и (или) объектов налогообложения признается и несвоевременное отражение (бездействие), и неправильное отражение (действия) на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций (п. 3 ст. 120 НК РФ).
В зависимости от наличия или отсутствия вредных последствий все правонарушения можно разделить, соответственно, на материальные и формальные.
Различия между ними применительно к налоговым правонарушениям проиллюстрируем на примере норм п. 1 и п. 3 ст. 120 НК РФ. Для квалификации деяния налогоплательщика по п. 1 указанной статьи достаточно констатировать только само грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения (формальный состав). При этом неважно, повлияло оно на величину налоговой базы или нет. И только если будет установлено, что последствием такого нарушения явилось занижение налоговой базы, деяние следует квалифицировать по п. 3 этой же статьи (материальный состав).
Не рассматривается как
налоговое правонарушение деяние физического
лица, содержащее признаки состава
преступления, то есть деяния, предусмотренного
уголовным законодательством. В
таком случае к виновному лицу
применяются меры ответственности,
установленные Уголовным
Субъектом налогового правонарушения, то есть лицом, совершившим его и подлежащим налоговой ответственности, в соответствии со ст. 107 НК РФ являются организации независимо от их организационно - правовых форм. Филиалы, представительства, другие обособленные подразделения российских организаций не выступают в качестве самостоятельных субъектов налогового правонарушения, поскольку согласно Налоговому кодексу РФ не являются организациями.
Налоговый кодекс РФ не называет
среди субъектов налогового правонарушения
должностных лиц организации, в
том числе руководителя и главного
бухгалтера. Однако при наличии в
действиях (бездействии) должностных
лиц признаков
Налоговый кодекс РФ выделяет две формы вины правонарушителя - умысел и неосторожность.
Налоговое правонарушение признается
совершенным умышленно, если лицо, его
совершившее, осознавало противоправный
характер своего деяния и желало либо
сознательно допускало
Осознание противоправности
означает осведомленность лица о
том, что деяния, которые оно совершает,
нарушают налоговое законодательство
и запрещены им под страхом
ответственности. Правонарушитель, действующий
умышленно, может активно желать
наступления вредных
Налоговое правонарушение признается
совершенным по неосторожности, если
лицо, его совершившее, не осознавало
противоправного характера
Как видим, закон устанавливает обязанность лица осознавать противоправный характер своего деяния и возможных последствий, хотя в данном случае правонарушитель не считает свои действия или бездействие нарушением норм налогового законодательства. Напротив, он ошибочно полагает их правомерными, не противоречащими закону. Субъект не только не стремится к вредным последствиям, он вообще не думает о возможности их наступления. Однако закон исходит из того, что ему надлежит действовать ответственно, опираясь на нормы права, всесторонне анализировать свое поведение, при принятии решения учитывать возможные последствия своих действий (бездействия). Поэтому незнание установленных законом обязанностей, небрежное к ним отношение, отсутствие должной предусмотрительности не может служить оправданием неправомерных действий (бездействия).
Однако большинство составов налоговых правонарушений сформулированы без указания на какую-либо конкретную форму вины. Поэтому, как правило, для квалификации налогового правонарушения не имеет значения, совершалось оно умышленно или неосторожно.
Законодатель установил, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).
Такой подход к установлению и доказыванию вины субъекта правонарушения является новым в российском законодательстве.
Налоговый кодекс РФ прямо указывает, что при определенных обстоятельствах лицо является невиновным в совершении противоречащих закону действий или бездействия.
Обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, является совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств.
В таких ситуациях нарушение правовых предписаний происходит помимо воли лица, является следствием не действий или бездействия конкретного виновника, а обстоятельств непреодолимой силы (стихийных бедствий, пожаров, аварий). Поэтому совершение неправомерных деяний в чрезвычайных и объективно непредотвратимых ситуациях, когда лицо лишено права выбора, не признается налоговым правонарушением.
Нельзя привлечь организацию к ответственности за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения, если счета - фактуры и первичные документы, несмотря на все предпринятые меры предосторожности, сгорели при пожаре.
Другое обстоятельство, исключающее
вину лица в совершении налогового
правонарушения, - это выполнение налогоплательщиком
или налоговым агентом
Тема 8
Правовые формы участия государства в хозяйственном обороте
Вопросы к теме:
В соответствии с постоянным
ростом масштабов производства в
рамках общества, степени воздействия
его результатов на качество жизни,
с усложнением задач, стоящих
перед обществом как в
Сам по себе принцип государственного вмешательства в экономику уже давно не вызывает ни у кого сомнений. Необходимость такого государственного воздействия предопределена самим ходом развития экономики и общества в целом. По мере развития производственно-хозяйственной деятельности возникали и обострялись многие экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены автоматически или не могут быть решены в той степени, которая устраивала бы все общество. Рыночная экономика переросла свои изначальные возможности по полному саморегулированию. Да и новые проблемы, возникающие перед обществом по мере его развития, делают вопрос об участии государства в управлении рынком практически решенным. Поэтому споры между специалистами идут только по поводу степени этого участия.
Изначально государственное воздействие на экономику в условиях рынка может быть представлено целенаправленной системой мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, реализуемой соответствующими государственными органами в целях обеспечения наилучших результатов экономического и социального развития общества и предотвращения (снижения риска) негативных последствий деятельности отдельных экономических субъектов или блоков экономической системы.
Как следует из характеристики
сути государственного вмешательства
в экономику и причин, объясняющих
его необходимость, присутствие
этого вторжения желательно и
даже обязательно для обеспечения
экономической и социальной стабильности
в обществе и адаптации существующей
социально-экономической
Решение каждой из проблем развития социально-экономической системы, перечисленных на первом уровне предлагаемой схемы, невозможно без участия общегосударственных, региональных, местных органов власти. Следовательно, существует объективная необходимость в применении системы целенаправленных государственных мер для их решения, причем эта необходимость возрастает.
Однако по мере экономического
и социального развития появляется
и объективная возможность
Экономические объекты государственного
вмешательства, его масштаб и
глубина, формы воздействия на рынок
диктуются степенью общественно-политического
и экономического развития страны,
региона, остротой противоречий экономического
и социального характера, которые
наблюдаются в данный период времени.
Поэтому и степень развитости
системы государственного участия
и регулирования рынка
По способу воздействия государства на интересы участников экономических отношений все инструменты государственного вмешательства в рыночное хозяйство можно разделить на административные и экономические.
Соотношение этих принципиально различающихся по способу воздействия инструментов регулирования так же, как и сама по себе степень государственного регулирования экономики, существенно различается по отдельным странам и в различные периоды экономического развития.