Курс лекций по РПП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:06, лекция

Описание работы

Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.

Содержание работы

1. Понятие предпринимательской деятельности.
2. Сущность и содержание предпринимательского права.
3. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

РПП.docx

— 227.35 Кб (Скачать файл)

Функция налога — это  способ выражения сущностных свойств  налога. Функция показывает, как  реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Важнейшие функции налогов - фискальная (распределительная) и регулирующая. Наряду с основными в качестве самостоятельной функции налогов можно выдвинуть социальную.

Фискальная (распределительная) функция налогов. Посредством этой функции реализуется основное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им возложенных на него обществом функций.

В рамках фискальной функции  реализуются экономические отношения  между налогоплательщиками и  органами власти, обеспечивающие движение потока финансовых ресурсов от экономических агентов к государству.

Регулирующая функция  налогов. Данная функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кредита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д.

Регулирующая функция, таким  образом, проявляется в процессе воздействия налоговых отношений на макроэкономические пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функция реализует не только экономические отношения, выражающие иерархическую подчиненность (власть — плательщик), но и отношения экономических агентов между собой.

С распределительной и  регулирующей функциями налога тесно связана его социальная функция.

Социальная функция затрагивает  проблемы справедливого налогообложения  и реализуется посредством:

• использования прогрессивной  шкалы налогообложения;

• применения налоговых  скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);

• введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные  изделия);

• введения в структуру  налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные  социальные фонды и т. п.

Поэтому граждане, получающие большие доходы, должны платить в  бюджет большие суммы налогов  и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени исходя из величины доходов физического лица.

Социальная функция обеспечивает решение социальных задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования, посредством перераспределения национального дохода с целью поддержания социального баланса в обществе. Она базируется на сложной системе экономических отношений, включающих как вертикальные (власть - плательщик, федерация - регион - муниципалитет), так и горизонтальные связи между экономическими агентами, субъектами Федерации.

Полная реализация всех функций  налогообложения обеспечивает эффективность  финансово-бюджетных отношений и  налоговой политики государства.

Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют следующие  основные формы классификации налогов: 1) по способу взимания налогов; 2) по органу, который устанавливает налоги; 3) по целевой направленности введения налога; 4) по субъекту-налогоплательщику; 5) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж; 6) по порядку ведения бухучета.

По способу  взимания налоги классифицируются следующим  образом:

а) прямые налоги, которые  взимаются непосредственно с  доходов или имущества налогоплательщика;

б)  косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (работы, услуги);

в)  пошлины и сборы (например, госпошлина и т. п.).

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами — совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный налог), налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налоги с наследуемого и даруемого имущества.

Косвенными налогами являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог  с продаж, НДС, таможенные пошлины  и таможенные сборы. Понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и НДС (универсальный акциз), налог с продаж и импортные пошлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налог с продаж выделяют в особую группу. Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами. НДС нередко рассматривают как разновидность налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя им индивидуальные акцизы.

В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.

В зависимости  от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления):

а) федеральные налоги, элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

б) региональные налоги устанавливаются  законодательными органами субъектов  Федерации и являются обязательными  на территории данного субъекта;

в)  местные налоги вводятся в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог, налог на рекламу).

По целевой  направленности введения налогов:

а) общие налоги, предназначенные  для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, НДС);

б) целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, ЕСН). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

 По субъекту-налогоплательщику:

а) налоги, взимаемые с  физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);

б)  налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

в)  смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый  платеж:

а)  закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);

б)  регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций).

Данная форма классификации  налогов, иначе именуемая как  статусная классификация налогов, получила широкое распространение. Она основана на критерии многоуровневости бюджетных систем многих стран. Статусная классификация налогов и сборов применяется и в РФ. Согласно ст. 12 НК РФ система налогов и сборов в РФ подразделяется на три группы: 1) федеральные; 2) региональные; 3) местные. После принятия НК РФ в полном объеме в РФ будет установлен полный перечень налогов и сборов.

По характеру  бухгалтерского учета налоги:

а)  включаемые в себестоимость или цену продукции;

б) уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;

в)  удерживаемые из доходов работника.

 

  1. Виды средств налогового воздействия на хозяйственную деятельность

Налоговое воздействие –  это производимое в соответствии с законом отчуждение части стоимости  в форме налога или сбора с  целью регулирования и/или стимулирования хозяйственной деятельности, или  с фискальной целью, а также с  целью контроля за соблюдением законов, установленных правил и процедур.

Признаки налогового воздействия: обязательность; безвозмездность; безвозвратность.

Основу правовой базы налогового воздействия составляет НК РФ ч.1, 2..

Цели налогового воздействия:

1.  Фискальная – пополнение  государственного бюджета

2.  Регулирующая – достижение  наиболее справедливого (оптимального) распределения налогового обложения   между налогоплательщиками.

3.  Стимулирующая –  создание благоприятных условий  для хозяйствования в определенных  регионах, перераспределение финансовых  инвестиций между экономически  выгодными и социально значимыми  отраслями или видами хозяйственной  деятельности.

Средства налогового воздействия:

1)      регулирование

2)      контроль

В ходе регулирования определяются основные элементы налога:

·         субъект налогообложения

·         объект налогообложения (имущество, права)

·         источник налогообложения (доход, капитал)

·         единица налогообложения

·         ставка налога (норма налогообложения)

·         сроки уплаты налогов

·         бюджет, в который данный налог  должен быть перечислен)

Формы налогового воздействия:

налог; сбор; пошлина.

 

  1. Ответственность за налоговые правонарушения

Налоговая ответственность - это применение к лицу, виновному  в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).

Как следует из положений  статьи 10, 106, пунктов 1, 3 и 4 статьи 108 части  первой НК РФ, законодатель отграничивает  налоговую ответственность от других видов ответственности, в том  числе и от административной. Виды налоговых правонарушений и меры налоговой ответственности за них  могут устанавливаться исключительно  Кодексом. Вместе с тем за нарушение  законодательства о налогах и  сборах могут быть установлены также  и меры административной, уголовной  и иной ответственности. Единственным нормативным правовым актом, что  прямо закреплено в ст. 108 НК РФ, устанавливающим  основания, порядок и меры налоговой  ответственности, является Налоговый  кодекс РФ. Все другие нормативные  акты - иные федеральные законы, законы субъектов РФ, акты Президента РФ, Правительства  РФ, акты органов исполнительной власти - не могут содержать правовых норм об ответственности за налоговые  правонарушения. Следовательно, любые  изменения условий привлечения  лиц к налоговой ответственности  должны осуществляться путем внесения изменений и дополнений в Налоговый  кодекс РФ.

Исходя из смысла пунктов 3 и 4 статьи 108 Кодекса, меры административной ответственности могут применяться  лишь в отношении лиц, которые не являются субъектами налоговых правоотношений и соответственно субъектами налоговой ответственности, т.е. в отношении должностных лиц организаций-налогоплательщиков. Отдельные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, за нарушение законодательства о налогах и сборах могут нести лишь уголовную (п. 3 ст. 108 Кодекса) или налоговую ответственность, а организации (юридические лица) - только налоговую.

Эти положения Кодекса  были взяты за основу при установлении административной ответственности  за правонарушения в области налогов  и сборов (ст. 15.3-15.11 КоАП). Объективные  стороны указанных административных правонарушений корреспондируют, а  иногда и полностью совпадают  с объективными сторонами налоговых  правонарушений, ответственность за которые установлена главами 16 и 18 Кодекса. Таким образом, административная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах может быть применена только к должностным  лицам организации, совершившей  налоговое правонарушение. Субъектом  административной ответственности  в соответствии с указанными статьями КоАП (кроме ст. 15.10, где речь идет о государственных внебюджетных фондах) являются лица, не признаваемые Налоговым кодексом налогоплательщиками (именно об этом говорит примечание к ст. 15.3 КоАП). Следует обратить внимание, что хотя в санкциях норм КоАП в  качестве субъекта ответственности  предусмотрены должностные лица (а в соответствии со статьей 2.4 КоАП граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность  как должностные лица), за правонарушения в области налогов и сборов такие граждане могут нести только налоговую или уголовную ответственность, поскольку являются налогоплательщиками.

Характер налоговых правоотношений обуславливает особый порядок привлечения  к ответственности за налоговые  правонарушения. С одной стороны, исходя из их властной составляющей, налоговый орган выносит решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение; с другой стороны, исходя из необходимости дополнительной защиты субъекта правоотношений, в случае, если налоговая санкция не уплачена добровольно, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с лица налоговой санкции (ст. 104 Кодекса). Условно можно сказать, что привлечение лица к налоговой ответственности начинается в порядке административного производства, а заканчивается в порядке арбитражного (гражданского) судопроизводства. Таким образом, Кодексом предусматривается гораздо больший объем защиты прав налогоплательщиков по сравнению с аналогичными нормами КоАП, что соответствует как определенным основным началам законодательства о налогах и сборах (ст. 3 Кодекса), так и логике проводимой в стране налоговой реформы. Не случайно рассмотрение дел даже при совершении административных правонарушений в области налогов и сборов отнесено КоАП к компетенции судей (ст. 23.1).

Информация о работе Курс лекций по РПП