Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:06, лекция
Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.
1. Понятие предпринимательской деятельности.
2. Сущность и содержание предпринимательского права.
3. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.
Там, где уровень экономического
развития высок, необходимая степень
регулирования рынка может быть
достигнута только экономическими средствами
и прежде всего – косвенными формами
регулирования. И, наоборот: там, где
степень развитости экономической
системы невысока, где существуют
искажения в рыночной системе, без
административного
Общий перечень возможных направлений государственного вмешательства в экономику может выглядеть довольно развернутым:
1) разработка «правил игры» для субъектов рыночной экономики;
2) создание государственного сектора и управление им;
3) перераспределение доходов;
4) разработка и реализация программ развития экономики;
5) борьба с искусственной
монополией и регулирование
6) контроль над ценами и заработной платой;
7) установление сроков, норм и методов амортизации;
8) регулирование налогов;
9) стимулирование
Таким образом, государство,
являясь важнейшим
Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.
К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.
В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Целью государственного регулирования
предпринимательской
В обобщенном виде в задачи
государственного регулирования входят:
- разработка, принятие и контроль за законодательством,
обеспечивающим правовую основу и защиту
интересов предпринимателей;
- повышение эффективности государственного
регулирования и снижение соответствующих
издержек;
- ослабление прямых форм вмешательства
и бюрократического контроля за деятельностью
предприятий;
- создание условий для свободной и добросовестной
конкуренции на рынке, свободного перемещения
товаров на внутреннем и внешнем рынках,
контроль за соблюдением правил конкуренции;
- обеспечение товарно-денежного и бюджетного
равновесия посредством финансовой, налоговой,
процентной политики и управления денежной
эмиссией;
- сочетание текущих и перспективных направлений
развития экономики: структурно-инвестиционной
политики и научно-технической политики;
- содействие долговременному росту накопления
капиталов и стабильному развитию, сдерживание
инфляции экономическим путем, снятие
ограничений административного регулирования
хозяйственной сферы деятельности;
- обеспечение свободного передвижения
рабочей силы и соблюдения норм трудового
законодательства, регулирование частного
найма и порядка оплаты труда;
- поддержание социального равновесия
и приемлемого для большинства населения
уровня дифференциации и распределения
доходов.
Характеризуя государственное
регулирование экономики в
- осуществление структурной перестройки
производства, что предполагает создание
новых отраслей, ориентированных на экспорт,
модернизацию традиционных отраслей и
приспособление их продукции к требованиям
мирового рынка, переориентацию отдельных
видов производств на мировые рынки в
рамках международной специализации;
- повышение конкурентоспособности продукции
экспортных отраслей и отдельных видов
производств;
- поиск и использование возможностей долгосрочного
обеспечения производства гарантированными
источниками поступления сырья, топлива,
полуфабрикатов;
- укрепление положения в приоритетных
и наиболее прогрессивных отраслях экономики,
ориентация их на обслуживание экспортного
производства;
- пересмотр форм связей между краткосрочными
и долгосрочными мерами правительственной
политики, традиционное воздействие на
конъюнктуру, основанное на регулировании
спроса, которое все теснее переплетается
с мерами государственного регулирования
внешнеэкономических связей;
- использование мер воздействия на процесс
концентрации в ведущих отраслях экономики,
в том числе специализированных на экспорт,
осуществление мероприятий, направленных
на укрепление организационной структуры
крупных фирм, развитие новых форм связей
между ними.
Регулирование все более
направлено на повышение эффективности
производства. Акцент в нем переносится
с регулирования спроса на регулирование
предложения. Существенные изменения
произошли и в механизме
Большое значение в 80-е гг.
XX в. приобрели целевые программы
отраслевого регулирования
Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.
Государственная политика регулирования
экономики направлена на всестороннее
обслуживание потребностей предпринимателей,
и в частности, по административному
надзору и нормативному регулированию
производства. Сейчас нормативное регулирование
распространилось на новые области,
такие как: безопасность продукции
(продовольственных и
Важным направлением государственного
регулирования является патентная
политика государства. Она сводится
к ограничению срока жизни
патента и осуществлению
Важным инструментом финансового
регулирования
Одна из важнейших функций
государственного регулирования - разработка
общих принципов и
Под ограничительной деловой
практикой - ОДП (Restructive Business Practices – RBP)
понимается поведение или действия
отдельных фирм либо формы и методы
хозяйственного взаимодействия группы
фирм, которые, злоупотребляя своим
господствующим или доминирующим положением
на рынке, ограничивают конкуренцию, не
допускают к рынку своих
Таким образом, существует определенная практика межфирменных отношений. Ограничительной она становится, когда оказывает существенное влияние на характер этих отношений путем применения методов недобросовестной конкуренции.
Ограничительная деловая практика подчиняется правовому регулированию на национальном уровне и на международном уровнях.
К ОДП на национальном применяется
антимонопольное
Комплекс принципов и правил относит к ОДП:
- соглашения, фиксирующие цены (лидерство), особенно экспортные и импортные;
- подчинение, достигнутое путем сговора;
- соглашения о разделе рынков и клиентуры;
- раздел в соответствии с определенными нормами объема продаж и видов продукции;
- коллективные действия в ходе осуществления соглашений, например, заранее обусловленный отказ от продажи;
- заранее обусловленный отказ снабжать товарами случайных, непостоянных импортеров;
- коллективный отказ принять в члены каких-либо ассоциаций или быть стороной в договоре, имеющий решающее значение для конкуренции.
Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.
За последнее десятилетие
в России сформировались основные общепринятые
в странах с развитой рыночной
экономикой элементы системы государственной
поддержки малого предпринимательства.
Учитывая современные условия и
проблемы развития малого предпринимательства,
а также недостаточную
Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:
- государственные нормативно-
-государственный аппарат,
представляющий собой
-государственная
Основным инструментом реализации
государственной политики служат федеральные,
региональные, отраслевые (межотраслевые)
и муниципальные программы
Руководство реализацией
государственной политики в сфере
поддержки малого предпринимательства
осуществляется Министерством Российской
Федерации по антимонопольной политике
и поддержке
Государственный аппарат системы поддержки малого предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне, в число которых входят:
В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства