Курс лекций по РПП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:06, лекция

Описание работы

Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.

Содержание работы

1. Понятие предпринимательской деятельности.
2. Сущность и содержание предпринимательского права.
3. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.

Файлы: 1 файл

РПП.docx

— 227.35 Кб (Скачать файл)

Там, где уровень экономического развития высок, необходимая степень  регулирования рынка может быть достигнута только экономическими средствами и прежде всего – косвенными формами  регулирования. И, наоборот: там, где  степень развитости экономической  системы невысока, где существуют искажения в рыночной системе, без  административного вмешательства  государства в рыночные отношения  не обойтись.

Общий перечень возможных  направлений государственного вмешательства  в экономику может выглядеть  довольно развернутым:

1) разработка «правил  игры» для субъектов рыночной  экономики;

2) создание государственного  сектора и управление им;

3) перераспределение доходов;

4) разработка и реализация  программ развития экономики;

5) борьба с искусственной  монополией и регулирование естественных  монополий;

6) контроль над ценами  и заработной платой;

7) установление сроков, норм  и методов амортизации;

8) регулирование налогов;

9) стимулирование внешнеэкономической  деятельности фирм и компаний.

Таким образом, государство, являясь важнейшим экономическим  субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе  дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а  зачастую и более эффективной.

 

  1. Прямое государственное регулирование предпринимательской деятельности

Контроль и последующее  государственное регулирование  в предпринимательской сфере  подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный  контроль и регулирование проявляют  себя иногда как весьма эффективное  средство. Сюда относятся: система льгот  и налогов; ценовая политика; регулирование  занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией  продукции.

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования  и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы  взаимодействия государственных органов  с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании  государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования  предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в  международном разделении труда  и получение от этого оптимальных  выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные  цели на каждом конкретном этапе и  добивается их решения доступными ему  методами и средствами применительно  к складывающейся экономической  ситуации в своей стране и в  мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования  подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят: 
- разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей; 
- повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек; 
- ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий; 
- создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции; 
- обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией; 
- сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики; 
- содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности; 
- обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда; 
- поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Характеризуя государственное  регулирование экономики в современных  условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в  этом регулировании переместился к  активному участию государства  в организационно-хозяйственном  регулировании производства. Его  основными задачами являются: 
- осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации; 
- повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств; 
- поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов; 
- укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства; 
- пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей; 
- использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Регулирование все более  направлено на повышение эффективности  производства. Акцент в нем переносится  с регулирования спроса на регулирование  предложения. Существенные изменения  произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской  деятельности стало включение в  программы долгосрочного развития экономики основных направлений  структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Большое значение в 80-е гг. XX в. приобрели целевые программы  отраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы государства и ресурсы  частных компаний направляются на развитие новых приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем  энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей.

Проблемы структурной  политики стали на современном этапе  ведущими направлениями экономической  политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный  капитал для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

Государственная политика регулирования  экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному  надзору и нормативному регулированию  производства. Сейчас нормативное регулирование  распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение  унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Важным направлением государственного регулирования является патентная  политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни  патента и осуществлению принудительного  лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

Важным инструментом финансового  регулирования предпринимательской  деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование  производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти  средства применяются тогда, когда  частный бизнес не в состоянии  самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее  значение приобретают программы  льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или  сдерживанию роста отраслевых цен  в сочетании с протекционистской  импортной политикой и другими  средствами стабилизации рынка. Регулирование  процентных ставок по депозитам и  ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий  и способов финансирования.

Одна из важнейших функций  государственного регулирования - разработка общих принципов и осуществление  внешнеэкономической политики страны.

Под ограничительной деловой  практикой - ОДП (Restructive Business Practices – RBP) понимается поведение или действия отдельных фирм либо формы и методы хозяйственного взаимодействия группы фирм, которые, злоупотребляя своим  господствующим или доминирующим положением на рынке, ограничивают конкуренцию, не допускают к рынку своих конкурентов, серьезно ограничивая или даже полностью  исключая для них возможность  проведения конкурентной деятельности, что наносит или может нанести  им ущерб.

Таким образом, существует определенная практика межфирменных отношений. Ограничительной  она становится, когда оказывает  существенное влияние на характер этих отношений путем применения методов  недобросовестной конкуренции.

Ограничительная деловая  практика подчиняется правовому  регулированию на национальном уровне и на международном уровнях.

К ОДП на национальном применяется  антимонопольное законодательство, а в некоторых странах законодательство по борьбе с недобросовестной конкуренцией.

Комплекс принципов и  правил относит к ОДП:

- соглашения, фиксирующие цены (лидерство), особенно экспортные и импортные;

- подчинение, достигнутое путем сговора;

- соглашения о разделе рынков и клиентуры;

- раздел в соответствии с определенными нормами объема продаж и видов продукции;

- коллективные действия в ходе осуществления соглашений, например, заранее обусловленный отказ от продажи;

- заранее обусловленный отказ снабжать товарами случайных, непостоянных импортеров;

- коллективный отказ принять в члены каких-либо ассоциаций или быть стороной в договоре, имеющий решающее значение для конкуренции.

 

  1. Правовые формы государственной поддержки и помощи отдельным видам предпринимательской деятельности. Государственная поддержка малого предпринимательства.

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной  рыночной системы хозяйствования, без  которого экономика и общество в  целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые  сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения  в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты  всех уровней.

За последнее десятилетие  в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной  поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и  проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность  государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование  всей системы государственной поддержки  малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства  в Российской Федерации.

Систему государственной  поддержки малого предпринимательства  в настоящее время составляют:

- государственные нормативно-правовые  акты, направленные на поддержку  и развитие малого предпринимательства; 

-государственный аппарат,  представляющий собой совокупность  государственных институциональных  структур, ответственных за развитие  малого предпринимательства, обеспечивающих  реализацию государственной политики  в этой сфере и осуществляющих  регулирование сферы малого предпринимательства  и управление инфраструктурой  его поддержки; 

-государственная инфраструктура  поддержки малого предпринимательства,  включающая некоммерческие и  коммерческие организации, созданные  с участием или без участия  государства, деятельность которых  инициируется, поощряется и поддерживается  государством, и предназначенная  для реализации системы государственной  поддержки, направленной на развитие  малого предпринимательства. Рассмотрим  некоторые из них:

Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Руководство реализацией  государственной политики в сфере  поддержки малого предпринимательства  осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства  в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение  реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных  Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые  региональные и муниципальные фонды  выполняют соответствующие функции  на региональном и муниципальном  уровне.

Государственный аппарат  системы поддержки малого предпринимательства  включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства  на федеральном уровне, в число  которых входят:

В настоящее время в  Российской Федерации имеются все  виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной  инфраструктуры поддержки малого предпринимательства  является система государственных  и муниципальных фондов поддержки  малого предпринимательства. В настоящее  время система фондов, состоит  из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с  участием ФФПМП. Сам Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства  это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства

Информация о работе Курс лекций по РПП