Лекции по основам предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:05, лекция

Описание работы

Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной де-
ятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был
Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он пер-
вый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения ры-
ночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекуля-
тивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их
хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.

Файлы: 1 файл

osnpredosnpredosnpred.doc

— 464.50 Кб (Скачать файл)

ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

                       Лекция N 1 Мухаровского Н.В.

 

                 Концепции и сущность предпринимательства

 

    Теория  предпринимательства развивалась  с развитием хозяйственной де-

ятельности  человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был

Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он пер-

вый обратил  внимание на расхождения спроса и  предложения и нарушения ры-

ночного равновесия, которые позволяют отдельным  людям извлекать спекуля-

тивный  доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их

хозяйственного  поведения, нестандартность принимаемых  решений.

    Около  1800 года Жан Батист  Сэй   следующим  образом  охарактеризовал

предпринимателя:  "Предприниматель  перемещает  экономические ресурсы из

области с  более низкой в область с более  высокой  производительностью  и

результативностью".  Адам Смит считал предпринимателем человека, который

использует  капитал собственника для извлечения дохода.

    В  конце XIX века произошло разделение  понятий  "предприниматель"  и

"собственник   на капитал". В этот период  большой вклад в развитие теории

предпринимательства внес Й.А. Шумпетер. В своей работе "Теория  экономи-

ческого  развития"  он рассмотрел экономическую  систему не как пассивный

процесс обращения  фондов, а  как  постоянно  развивающуюся  динамическую

систему. В  основе такого развития лежат новые  комбинации факторов произ-

водства. Осуществлять эти комбинации и должен предприниматель. В понятие

"осуществление  новых комбинаций" Шумпетер вкладывает следующие элементы:

    1. Создание новых благ или новых  их качеств.

    2. Внедрение  новых  технологий  или использование имеющихся  техноло-

       гий, но новым образом.

    3. Освоение новых рынков.

    4. Получение новых источников сырья и материалов. Эти источники мог-

       ли существовать и ранее, но  не быть вовлеченными в процесс  произ-

       водства.

    5. Осуществление соответственной  реорганизации производства.

    Следующий  этап развития теории предпринимательства  - работы Найта  и

Фон  Тюнена.  Их  заслуга  заключается в  подробной характеристике самого

предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме  того, они  проана-

лизировали  предпринимательский риск и предпринимательский  доход. Эти же

вопросы рассматривались  Мизесом,  Хайеком и Кришнером.  В современных

трактовках  предпринимательства выделяются следующие  моменты:

    - умение организовать и управлять  производством;

    - инициативная, новаторская деятельность;

    - рисковая деятельность;

    Наиболее  полное  современное  определение  предпринимательства  дают

Хизреч и  Питерс в своей книге "Предпринимательство". Аналогичное опреде-

ление  предпринимательства  дано у Стаддарта в книге "Ключи  к миру бизне-

са". В целом, скомпонованное определение выглядит так:

    "Предпринимательство - это новаторская инициативная деятельность су-

бъектов собственности, направленная на создание экономических  и  органи-

зационных условий  с целью производства материальных благ и услуг и полу-

чения прибыли".

    Таким  образом, основными чертами предпринимательства являются:

    1. Инициативная деятельность.

    2. Новаторская деятельность.

    3. Деятельность по организации  и управлению производством.

    4. Рисковая деятельность.

    5. Получение предпринимательского  дохода.

    В  процессе изложения материала многими авторами осуществляется отож-

дествление  понятий "бизнес" и "предпринимательство". Такое отождествле-

ние с практической точки зрения оправдано, однако с  точки зрения научной

концепции между  этими понятиями существует различие: "бизнес" - это сре-

да предпринимательской  деятельности, сфера, в которой действуют  предпри-

ниматели. Бизнес не организовывает, не управляет, не принимает  решений.

Предпринимательство же прежде всего - это деятельность субъектов.

    Кто  такие  предприниматели?  Первым предпринимателем считается Марко

Поло, взявший  в долг товары для реализации. В  средние века  предпринима-

телями  называли  людей,  которые устраивали парады, шествия, руководили

общественными работами и государственными программами. В современном по-

нятии дается следующее определение предпринимателя:

    "Субъективный (личностный) фактор воспроизводства,  который способен,

не боясь  ответственности и риска, на  инновационную,  инициативную  дея-

тельность путем  особого соединения факторов производства".

    Какими  чертами, качествами должен обладать  предприниматель?

    1. Умением принимать новаторские  решения в стандартных и нестандарт-

       ных ситуациях.

    2. Умением  генерировать  идеи,  превращать  их в новые технологии  с

      целью получения дохода.

    3. Оперативно оценивать все формы  инноваций.

    4. Не бояться рисковать, уметь  управлять риском, быть готовым  принять

       ответственность.

 

    Данные  способность  предпринимателя  должны обеспечивать ему выполне-

ние основных предпринимательских функций:

    1. Своевременное и правильное определение  потребностей покупателей и

       их платежеспособности.

    2. Определение нужного типа товара, объема его производства, рынка  и

       способа сбыта.

    3. Определение оптимальных потребностей в сырье, материалах,  основ-

       ном и оборотном капитале и  поиск лучших их источников.

    4. Определение  и  реализация  оптимальной  технологии производства,

       позволяющей минимизировать издержки  и максимизировать прибыль.

    5. Определение оптимальной (для выполнения производственных  функций)

       организационной структуры управления (ОСУ) фирмы.

    Согласно  последним  исследованиям на  сегодняшний день в России  могут

квалифицировано заниматься предпринимательством всего  лишь 6-8%  населе-

ния.  Кому  же  не следует заниматься предпринимательством вообще? Тому,

кто...

    - ...не верит в собственные силы;

    - ...не имеет соответствующей подготовки;

    - ...не способен на увлечение  идеей предпринимательства;

    - ...не самолюбив;

    - ...с подозрительностью относится  к людям и не терпит чужого  мнения;

    - ...не утруждает себя аналитической  деятельностью;

    - ...не любит учиться и не готов  к самопожертвованию;

    - ...не склонен к риску, творчеству, конструированию.

    Таким образом, предпринимательство является экономической формой ре-

ализации  хозяйственной деятельности людей. Предпринимательство осуществ-

ляется его  субъектами. К субъектам предпринимательской  деятельности  се-

годня относят  следующие группы:

    I. Собственно предприниматели.

    С  точки зрения субъекта предпринимательства  они характеризуются раз-

граничением собственности производства и всеобщей доступностью производ-

ственной  деятельности. Предприниматели осуществляют производство товаров

и услуг и предлагают их на рынке, стремятся к прибыли и ведут конкурент-

ную  борьбу.  Экономической  основой  является  частная собственность на

средства  производства.

    II. Потребители.

    Они  выступают как условие предпринимательской  деятельности, посколь-

ку только в результате потребления товаров и услуг создаются возможности

и стимулы  для новой предпринимательской  деятельности. Основой предприни-

мательского интереса потребителей является собственность  на доход.  Суть

заключается в том, что потребители стремятся приобрести больше товаров и

услуг  на свой доход с максимальной его  экономией. Так называемый потре-

бительский  бизнес характеризуется следующими чертами:

    1. Осуществляется всем населением, имеющим доход.

    2. Отражает заинтересованность всего населения в конечных  результа-

       тах производства.

    3. Потребительский бизнес является  уравнивающей на рынке и стимулиру-

       ющей силой предпринимательского  бизнеса.

    III. Люди,  работающие  по контракту.

    Деловой  интерес  их  реализуется  непосредственно через саму фирму и

удовлетворяется ее конечными результатами. Почему работник по  контракту

относится к  субъектами предпринимательства?

    Во-первых, здесь  присутствует объект  сделки, то есть, рабочая сила,

способности, умения, необходимые для предпринимательского дела.  Во-вто-

рых, заключая сделку (контракт по найму), обе стороны  идут на предприни-

мательский  риск,  так  как первая сторона (работник) предоставляет свой

ресурс, а  вторая - капитал. В третьих,  лицо,  заключившее  контракт  по

найму, является не только пассивным участником, но и непосредственно за-

интересовано  в  результатах эффективности  самой предпринимательской дея-

тельности, поскольку  зачастую владеет акциями данной фирмы.  Экономичес-

кой основой  является личная собственность на рабочую силу.

    IV. Государство.

    Государство  может  выполнять различные  функции в предпринимательском

аспекте. Во-первых, оно может тормозить предпринимательство,  если  осу-

ществляет неоправданную  и  противоречащую интересам предпринимательства

фискальную  политику. Во-вторых, оно может стимулировать  предприниматель-

ство путем  предоставления льгот,  субсидий,  государственных  заказов  и

т.д. И,  наконец,  оно может просто оставаться нейтральным. Деятельность

государства, как субъекта предпринимательства, осуществляется в двух ас-

пектах:

    1 аспект - социально-экономический. Данный  аспект реализуется в фор-

ме создания правовых основ предпринимательства, подготовке и  переподго-

товке кадров  предпринимательства.  Наиболее ярким примером в этом плане

является  создание  "предпринимательских  инкубаторов" - формы организации

начинающего бизнеса. Такие предприниматели  объединены в  предоставленных

им  зданиях, обеспечиваются конторскими рабочими, им предоставляются ль-

готные кредиты, осуществляется государственный заказ, а также устанавли-

вается государственный  контроль. Все меры направлены на то,  чтобы  ока-

зать  помощь  в становлении предпринимательских  фирм. Как правило, фирмы

покидают "инкубатор" по мере стабилизации экономической и финансовой де-

ятельности - через 4-5 лет.

    Государство  также берет на себя функции  создания инфраструктуры про-

изводства: создание банковской системы, страховой и  биржевой  систем  и

т.д.

    2 аспект  -  непосредственное государственное  предпринимательство (в

некоторых странах  государственным структурам запрещено  заниматься предп-

ринимательством). В каких формах оно реализуется?

    1. Создание системы государственных  предприятий в отраслях,  состав-

       ляющих часть государственной  монополии.

    2. Долевое участие государства  в предприятиях (обычно держатель  кон-

       трольного пакета  акций), которые  осуществляют виды деятельности,

       имеющие общенациональное или  стратегическое значение.

    3. Регулирование предпринимательской  деятельности  в  той  или  иной

       форме.

    4. Реализация  больших  государственных   программ по государственным

       заказам  (существует монопсонный  рынок в лице государства).

    5. Регулирование ставки процента.

    Особая  роль принадлежит государству в регулировании денежных потоков

и денежного  обращения. Средством такого регулирования  является  установ-

ление пределов  обязательного  резервирования, требований к коммерческим

банкам.

    Одной  из распространенных форм государственного  предпринимательства

является  торговля  казначейскими обязательствами. При первичном размеще-

нии государственных  ценных бумаг брокером является ФРС; здесь государст-

во выступает  в качестве изымателя средств. На вторичном же рынке  проис-

ходит перепродажа  ГЦБ по различным ценам.

    Таким  образом,  к субъектам предпринимательской  деятельности относят

4 группы участников  рынка: предпринимателей, потребителей,  наемных  ра-

ботников  и государство.

 

ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

                       Лекция N 1 Мухаровского Н.В.

 

 

               Часть 2: товар, предпринимательство  в России

 

    Объектом  предпринимательской  деятельности  является производство то-

варов, услуги или выполнение работ; все они  в условиях рыночной экономи-

ки приобретают  форму товара. Таким образом, объектом предпринимательской

деятельности  является товар. Следует иметь в  виду основные характеристи-

ки товара:

    Товар  - продукт труда, производимый  для продажи; имеет  потребитель-

    ную  и  товарную  стоимость; в  современных условиях по потребительной

    стоимости  товары классифицируются, как:

Информация о работе Лекции по основам предпринимательства