Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:05, лекция
Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной де-
ятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был
Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он пер-
вый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения ры-
ночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекуля-
тивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их
хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.
ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Лекция N 1 Мухаровского Н.В.
Концепции и сущность
Теория
предпринимательства
ятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был
Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он пер-
вый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения ры-
ночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекуля-
тивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их
хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.
Около
1800 года Жан Батист Сэй
следующим образом
предпринимателя: "Предприниматель перемещает экономические ресурсы из
области с более низкой в область с более высокой производительностью и
результативностью". Адам Смит считал предпринимателем человека, который
использует капитал собственника для извлечения дохода.
В конце XIX века произошло разделение понятий "предприниматель" и
"собственник
на капитал". В этот период
большой вклад в развитие
предпринимательства внес Й.А. Шумпетер. В своей работе "Теория экономи-
ческого развития" он рассмотрел экономическую систему не как пассивный
процесс обращения фондов, а как постоянно развивающуюся динамическую
систему. В основе такого развития лежат новые комбинации факторов произ-
водства. Осуществлять эти комбинации и должен предприниматель. В понятие
"осуществление новых комбинаций" Шумпетер вкладывает следующие элементы:
1. Создание новых благ или новых их качеств.
2. Внедрение новых технологий или использование имеющихся техноло-
гий, но новым образом.
3. Освоение новых рынков.
4.
Получение новых источников
ли существовать и ранее, но
не быть вовлеченными в
водства.
5. Осуществление соответственной реорганизации производства.
Следующий
этап развития теории
Фон Тюнена. Их заслуга заключается в подробной характеристике самого
предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проана-
лизировали предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же
вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером. В современных
трактовках предпринимательства выделяются следующие моменты:
-
умение организовать и
- инициативная, новаторская деятельность;
- рисковая деятельность;
Наиболее полное современное определение предпринимательства дают
Хизреч и Питерс в своей книге "Предпринимательство". Аналогичное опреде-
ление предпринимательства дано у Стаддарта в книге "Ключи к миру бизне-
са". В целом, скомпонованное определение выглядит так:
"Предпринимательство - это новаторская инициативная деятельность су-
бъектов собственности, направленная на создание экономических и органи-
зационных условий с целью производства материальных благ и услуг и полу-
чения прибыли".
Таким образом, основными чертами предпринимательства являются:
1. Инициативная деятельность.
2. Новаторская деятельность.
3. Деятельность по организации и управлению производством.
4. Рисковая деятельность.
5.
Получение
В процессе изложения материала многими авторами осуществляется отож-
дествление понятий "бизнес" и "предпринимательство". Такое отождествле-
ние с практической точки зрения оправдано, однако с точки зрения научной
концепции между этими понятиями существует различие: "бизнес" - это сре-
да предпринимательской деятельности, сфера, в которой действуют предпри-
ниматели. Бизнес не организовывает, не управляет, не принимает решений.
Предпринимательство же прежде всего - это деятельность субъектов.
Кто такие предприниматели? Первым предпринимателем считается Марко
Поло, взявший в долг товары для реализации. В средние века предпринима-
телями называли людей, которые устраивали парады, шествия, руководили
общественными работами и государственными программами. В современном по-
нятии дается
следующее определение
"Субъективный (личностный) фактор воспроизводства, который способен,
не боясь ответственности и риска, на инновационную, инициативную дея-
тельность путем особого соединения факторов производства".
Какими
чертами, качествами должен
1.
Умением принимать новаторские
решения в стандартных и
ных ситуациях.
2. Умением генерировать идеи, превращать их в новые технологии с
целью получения дохода.
3.
Оперативно оценивать все
4. Не бояться рисковать, уметь управлять риском, быть готовым принять
ответственность.
Данные
способность предпринимателя
должны обеспечивать ему
ние основных предпринимательских функций:
1.
Своевременное и правильное
их платежеспособности.
2.
Определение нужного типа
способа сбыта.
3. Определение оптимальных потребностей в сырье, материалах, основ-
ном и оборотном капитале и поиск лучших их источников.
4.
Определение и реализация
оптимальной технологии
позволяющей минимизировать
5. Определение оптимальной (для выполнения производственных функций)
организационной структуры
Согласно последним исследованиям на сегодняшний день в России могут
квалифицировано заниматься предпринимательством всего лишь 6-8% населе-
ния. Кому же не следует заниматься предпринимательством вообще? Тому,
кто...
-
...не верит в собственные
-
...не имеет соответствующей
- ...не способен на увлечение идеей предпринимательства;
- ...не самолюбив;
-
...с подозрительностью
-
...не утруждает себя
-
...не любит учиться и не
-
...не склонен к риску,
Таким образом, предпринимательство является экономической формой ре-
ализации хозяйственной деятельности людей. Предпринимательство осуществ-
ляется его
субъектами. К субъектам
годня относят следующие группы:
I. Собственно предприниматели.
С
точки зрения субъекта
граничением собственности производства и всеобщей доступностью производ-
ственной деятельности. Предприниматели осуществляют производство товаров
и услуг и предлагают их на рынке, стремятся к прибыли и ведут конкурент-
ную борьбу. Экономической основой является частная собственность на
средства производства.
II. Потребители.
Они
выступают как условие
ку только в результате потребления товаров и услуг создаются возможности
и стимулы для новой предпринимательской деятельности. Основой предприни-
мательского интереса потребителей является собственность на доход. Суть
заключается в том, что потребители стремятся приобрести больше товаров и
услуг на свой доход с максимальной его экономией. Так называемый потре-
бительский бизнес характеризуется следующими чертами:
1.
Осуществляется всем
2.
Отражает заинтересованность
тах производства.
3.
Потребительский бизнес
ющей силой
III. Люди, работающие по контракту.
Деловой интерес их реализуется непосредственно через саму фирму и
удовлетворяется ее конечными результатами. Почему работник по контракту
относится к субъектами предпринимательства?
Во-первых, здесь присутствует объект сделки, то есть, рабочая сила,
способности, умения, необходимые для предпринимательского дела. Во-вто-
рых, заключая сделку (контракт по найму), обе стороны идут на предприни-
мательский риск, так как первая сторона (работник) предоставляет свой
ресурс, а вторая - капитал. В третьих, лицо, заключившее контракт по
найму, является не только пассивным участником, но и непосредственно за-
интересовано в результатах эффективности самой предпринимательской дея-
тельности, поскольку зачастую владеет акциями данной фирмы. Экономичес-
кой основой является личная собственность на рабочую силу.
IV. Государство.
Государство может выполнять различные функции в предпринимательском
аспекте. Во-первых,
оно может тормозить
ществляет неоправданную и противоречащую интересам предпринимательства
фискальную политику. Во-вторых, оно может стимулировать предприниматель-
ство путем предоставления льгот, субсидий, государственных заказов и
т.д. И, наконец, оно может просто оставаться нейтральным. Деятельность
государства, как субъекта предпринимательства, осуществляется в двух ас-
пектах:
1
аспект - социально-экономический.
ме создания правовых основ предпринимательства, подготовке и переподго-
товке кадров предпринимательства. Наиболее ярким примером в этом плане
является создание "предпринимательских инкубаторов" - формы организации
начинающего бизнеса. Такие предприниматели объединены в предоставленных
им зданиях, обеспечиваются конторскими рабочими, им предоставляются ль-
готные кредиты, осуществляется государственный заказ, а также устанавли-
вается государственный контроль. Все меры направлены на то, чтобы ока-
зать помощь
в становлении
покидают "инкубатор" по мере стабилизации экономической и финансовой де-
ятельности - через 4-5 лет.
Государство также берет на себя функции создания инфраструктуры про-
изводства: создание банковской системы, страховой и биржевой систем и
т.д.
2
аспект - непосредственное
некоторых странах государственным структурам запрещено заниматься предп-
ринимательством). В каких формах оно реализуется?
1.
Создание системы
ляющих часть государственной монополии.
2. Долевое участие государства в предприятиях (обычно держатель кон-
трольного пакета акций), которые
осуществляют виды
имеющие общенациональное или стратегическое значение.
3.
Регулирование
форме.
4. Реализация больших государственных программ по государственным
заказам (существует монопсонный рынок в лице государства).
5. Регулирование ставки процента.
Особая роль принадлежит государству в регулировании денежных потоков
и денежного обращения. Средством такого регулирования является установ-
ление пределов обязательного резервирования, требований к коммерческим
банкам.
Одной
из распространенных форм
является торговля казначейскими обязательствами. При первичном размеще-
нии государственных ценных бумаг брокером является ФРС; здесь государст-
во выступает в качестве изымателя средств. На вторичном же рынке проис-
ходит перепродажа ГЦБ по различным ценам.
Таким
образом, к субъектам
4 группы участников рынка: предпринимателей, потребителей, наемных ра-
ботников и государство.
ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Лекция N 1 Мухаровского Н.В.
Часть 2: товар, предпринимательство в России
Объектом
предпринимательской
варов, услуги или выполнение работ; все они в условиях рыночной экономи-
ки приобретают форму товара. Таким образом, объектом предпринимательской
деятельности является товар. Следует иметь в виду основные характеристи-
ки товара:
Товар
- продукт труда, производимый
для продажи; имеет
ную
и товарную стоимость; в
современных условиях по потреб
стоимости товары классифицируются, как: