Лекции по основам предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:05, лекция

Описание работы

Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной де-
ятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был
Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он пер-
вый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения ры-
ночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекуля-
тивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их
хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.

Файлы: 1 файл

osnpredosnpredosnpred.doc

— 464.50 Кб (Скачать файл)

    а)  Товары с высокой потребительной  стоимостью - товары первой  необ-

       ходимости.

    б)  Товары с низкой потребительной  стоимостью - товары низкого качес-

       тва, не удовлетворяющие стандартам, предъявляемым потребителем.

    в)  Товары с ограниченной потребительной  стоимостью - предназначенные

       для определенных категорий потребителей.

    г)  Товары с особой потребительной  стоимостью - товары по заказу.

    Все  товары  имеют  цену; цена является денежным выражением стоимости

товара. С  точки зрения потребительных свойств  цена определяется  как  то

количество  денег,  которое покупатель передает продавцу за право безгра-

ничного владения и пользования товаром. В  предпринимательской  практике

выделяется  несколько видов цен:

    1) Стартовая цена. Обычно устанавливается  на новые виды товаров, не-

       известные покупателю. Обычно бывает  либо несколько завышена, либо

       занижена.

    2) Устоявшаяся  цена - цена товара, который занял стабильное положе-

       ние на рынке.

    3) Монопольная цена - цена товара, поставляемого  монопольным  произ-

       водителем при отсутствии или  ограничении конкуренции.

    4) Демпинговая цена - бросовая цена, устанавливаемая для ограничения

       доступа на  свой рынок конкурентов или для вытеснения их с рынка,

       а также при распродажах с  целью ухода с рынка.

    В  современных условиях в промышленно  развитых  странах  имеют   место

антидемпинговые процессы, то есть, осуществляется законодательная  защита

национальных  товаров  от импортных бросовых цен. В 1967 году международ-

ной организацией ГАТТ (QATT) принято решение об утверждении  антидемпин-

гового кодекса, который:

    1. Определяет механизм выявления  демпинговой цены.

    2. Определяет принятие определенных мер против демпинга.

    3. Определяет  размеры возмещения  убытка тем отраслям, которые  стра-

       дают от демпинга.

    5) Ликвидная распродажная цена - применяется   при  ликвидации  фирмы

       или ассортимента; один из видов  демпинговых цен.

    Производство  товаров и их цена зависят,  прежде всего, от издержек, а

величина  издержек - от материалоемкости, трудоемкости и стоимости основ-

ных производственных фондов.

    Материалоемкость - общее количество сырья и  полуфабрикатов, материа-

лов, электроэнергии,  инструментов в расчете на единицу продукции. Товар

в процессе рождения впитывает в себя эти  средства,  в  результате  чего

формируется натурально-вещественная  форма  товара. Чем выше материалоем-

кость, тем  выше  цена. Предприниматель учитывает материалоемкость как в

денежном, так  и натуральном выражении. В связи  с этим он  ставит  задачу

во-первых,  снизить  материалоемкость  товара  в  натуральном выражении,

во-вторых, снизить  материалоемкость в стоимостном  выражении, в  третьих,

снизить  материалоемкость как в натуральном, так и в стоимостном выраже-

нии.

    Трудоемкость- общее количество труда, необходимое   для  производства

единицы товара, причем предприниматель рассчитывает трудоемкость, исходя

из учета  не только непосредственных работников, но и  управленческого  и

вспомогательного  персонала.  Учет  трудоемкости  также  осуществляется в

стоимостной и  натуральной  формах.  Чаще всего  используется натуральный

подход. Рационализация производства путем снижения трудоемкости сводится

к следующим  мерам:

    1) Сокращение трудозатрат в натуральном  и денежном  выражении  путем

       ликвидации простоев, уплотнением  рабочего дня и т.п.

    2) Сокращение трудозатрат путем  качественного совершенствования  зат-

       рат с  различными  типами  трудоемкости  в натуральной и денежной

       формах.

    На  стоимость товара влияет стоимость  основных средств производства  в

расчете на единицу  выпускаемой продукции. Она рассчитывается путем деле-

ния стоимости  всех  технических средств, используемых в процессе произ-

водства, на количество продукции, причем расчет осуществляется по каждо-

му техническому средству в отдельности, поскольку  срок службы  различных

технических средств  производства неодинаков. Каким образом предпринима-

тель добивается экономии на данном факторе производства?

    а)  Находит более производительное  оборудование.

    б)  Находит более приемлемых поставщиков  оборудования с более низкими

       ценами.

    в)  Подменяет оборудование одной  единицы другой единицей, но  с   раз-

       личным сроком эксплуатации или с различной производительностью.

    Наконец,  для  предпринимателя  очень   важно учитывать жизненный цикл

товара. Каждый товар проходит свой жизненный цикл, начиная от проектиро-

вания и заканчивая процессом снятия с производства. Здесь выделяют  ста-

дии:

    1. Ввода.

    2. Роста.

    3. Зрелости.

    4. Устаревания.

    5. Снятия с производства.

    На  первой стадии идет процесс  освоения товара потребителем  и товаром

рынка. Здесь  намечается минимальная отдача или  же внедрение с убытками.

Наибольшие  выручки предприниматель получает на стадии роста, а  наиболь-

шие прибыли  - на стадии зрелости. Задача предпринимателя  состоит в том,

чтобы сократить  стадию ввода, продлить стадию зрелости и перекрыть  ста-

дию старения,  не  доходя до стадии естественного снятия с производства.

    Таким  образом, объектом  предпринимательской   деятельности  является

товар. предпринимателю  нужно знать процесс производства, позиционирова-

ния, обслуживания и снятия товара.

 

    В  современных условиях перед нашим обществом стоит задача  возрожде-

ния предпринимательства  в России в связи с переходом  к рынку. Эта проб-

лема имеет  два аспекта:

    1. Возрождение специфических  российских  форм  предпринимательства,

       существовавших до 30-х годов нашего столетия.

    2. Учет мировой практики развития  предпринимательства.

    Возникновения  предпринимательства  в  России  относят еще ко временам

Рюрика. Зачинателями предпринимательства были русские  купцы, которые  на

свой страх  и риск формировали предпринимательские отношения с Византией

и Востоком. В 15 веке в России начали формироваться  первые торговые цен-

тры и объединения. Предпринимательство из сферы внешнеэкономической  дея-

тельности переносится  на российскую почву, первоначально  в посредничест-

ве и торговле. В петровскую же эпоху происходит  собственно  становление

предпринимательства в  России; спрос на предпринимательство  и предприни-

мателей был  создан его реформами, бурным развитием  промышленности.  Наи-

более яркими предпринимателями того времени были Демидовы.

    Переломным  моментом  в  истории русского  предпринимательства стал 19

век. Предпринимательство  из государственного  превратилось  в  свободное

рыночное. Ключевая  роль  здесь  принадлежала указу  Александра Первого о

вольных хлебопашцах, согласно которому помещики  должны  были  отпускать

крестьян  с  землей  за  выкуп. В Санкт-Петербурге был организован первый

коммерческий  банк с шестью филиалами в крупнейших городах России, созда-

лось первое объединение предпринимателей.

    Следующими стимулами к развитию предпринимательства послужили отмена

крепостного права  в  1861 году и промышленный переворот в 1888 году - в

России активно  начали возникать акционерные  обществах,  коммерческие  и

кредитные банки,  объединения и ассоциации. В 1870 году произошел первый

торгово-промышленный съезд, который константировал существование  в  Рос-

сии свободного  предпринимательства. В 1886 году был  принят закон, кото-

рый впервые  регулировал трудовые отношения  между предпринимателями м ра-

бочими. К девяностым годам в России уже сложилась развитая  индустриаль-

ная база,  а  в  результате  экономических  реформ Витте российский рубль

стал конвертируемым, и в Россию потекли иностранные  инвестиции.

    В  начале XX века в России начали  массово возникать концерны,  синди-

каты, тресты. В 1914 году предпринимательство стало  массовым, а предпри-

ниматель  превратился  в  ключевую  фигуру экономики. Но этот процесс был

прерван Первой Мировой войной, революцией и гражданской  войной.  Оживи-

лось же предпринимательство в связи с НЭП. На долю частного сектора при-

ходилось  около  четверти  промышленного  производства и три четверти роз-

ничной торговли. Но с 1928 года началось активное сворачивание НЭП.

    Возрождение  предпринимательства в России  началось с закона о предп-

риятиях предпринимательской  деятельности  в 1990 году. Затем был  принят

гражданский кодекс, который регулирует все вопросы  о предпринимательстве

(отменил  закон 1990 года). Сегодня, в соответствии  с российским  законо-

дательством, предпринимательство имеет следующие черты:

    1. Предпринимательство получило юридический  и экономический статус.

    2. Выработан категориальный аппарат  предпринимательства.

    3. Определены  в аспекте цивилизованных  рыночных отношений организа-

       ционно-правовые формы предпринимательства.

    4. Значительно расширилась и определилась  сфера  предпринимательской

       деятельности.

    5. Определена субъектная и социальная  база предпринимательства.

    6. Разработан как общий механизм, так и конкретные виды предпринима-

       тельской деятельности.

    7. Гражданский  кодекс  привел  в  соответствие  отечественные  формы

       предпринимательства с формами  промышленно развитых стран.

    Какими  чертами характеризуется предпринимательство  у нас?

    1. Отсутствие профессионализма.

    2. Небольшой исходный накопленный  капитал.

    3. Развитие посредничества - простого  и легкого пути первоначального

       накопления капитала.

    4. Несовершенная и зачастую противоречивая  правовая основа  предпри-

       нимательства.

    5. Взаимосвязь  предпринимательства,  преступности, рэкета и сращива-

       ние с мафиозными структурами,  государственными структурами и  пра-

       воохранительными органами. Сегодня  в ходе опросов около 80% пред-

       принимателей утверждают, что дают взятки, как единственный способ

       решения возникающих проблем.

    Особенности  российского предпринимательства  связаны с возникновением

ряда конкретных проблем:

    1. Проблемы использования зарубежного  опыта и перенесения его в  Рос-

сию. Сегодня за рубежом существует цивилизованный социальный рынок, ори-

ентированный  на потребителя, на рост и  увеличение  масштабов  и  объема

производства, на  рост  объема  продаж и экономию на масштабах, снижение

цен и социализацию всех сфер рынка. В России же в результате реформы по-

ка создан "дикий" рынок, который ориентируется  на торгово-посредническую

деятельность  и  финансовые  операции,  опосредованный  и  контролируемый

криминальными структурами. Погоня за наживой  любыми  путями  обусловила

глубокую дифференциацию  в доходах населения при общем сокращении объема

производства, росте безработицы, инфляции, преступности. Поэтому, в сов-

ременных  условиях, вступая в предпринимательство, бизнес, следует учиты-

вать, что  Ваше предприятие окажется в сфере этих отношений, то  есть,  в

сфере системного риска при дефиците капитала и  критической массы цивили-

зованных  рыночных субъектов.

    2. Проблема выбора и организации  бизнеса, способного выстоять  в дан-

ных условиях  и затем адаптироваться в цивилизованном рынке. Следует от-

метить, что  за последние два года происходят положительные сдвиги как на

уровне страны, так и в  сфере  предпринимательства  -  правительственная

программа 1996/97 годов. Характерной ее особенностью является ориентация

на  сферу  производства,  что выражается в изменении налоговой системы в

пользу производства и предоставлении государственных  льгот  предпринима-

телям, занимающимся  процессом  производства. Новый этап развития рынка,

который начнется с конца 1997/98 годов, потребует, прежде всего, профес-

сионализма.

 

ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

                       Лекция N 2 Мухаровского Н.В.

 

 

                 Предпринимательские идеи и их  реализация

 

    Каждый  предприниматель должен  обладать  определенными  предпринима-

тельскими идеями. Предпринимательские идеи - отражение в сознании предп-

ринимателя  существующих  у  потребителя  потребностей или предугадывание

таких потребностей в будущем, а также представление  о том, каким образом

эти потребности  можно удовлетворить. В практическом аспекте предпринима-

тельские  идеи имеют две особенности:

    1. Без наличия конкретной идеи  невозможна  предпринимательская   дея-

       тельность.

    2. Ни один предприниматель не  может обойти процесс накопления, отбо-

       ра и анализа предпринимательских идей.

Информация о работе Лекции по основам предпринимательства