Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:05, лекция
Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной де-
ятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был
Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он пер-
вый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения ры-
ночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекуля-
тивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их
хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.
В
каждом случае процесс
особенности. Однако, существуют и общие принципы и закономерности, кото-
рые представлены ниже.
1. Предпринимательские идеи накапливаются в определенном аспекте,
направлении,
связанном с
екта. Процесс накопления идей осуществляется за счет следующих источни-
ков:
1) Товарный рынок. Из товарного рынка, от торговых агентов поступает
информация о дефиците продукции, новых технологиях, которые могут
стать источником
2)
Анализ структурного или
твенного производства. Анализ структурного разрыва показывает,
какие виды продукции производятся, какие не производятся, или же
в технологической цепочке производства данного продукта могут
иметь место разрывы. Что
же касается географических
это дает возможность выявить, что производится в данном регионе,
стране, за рубежом.
3) Достижения науки и техники. Каждый предприниматель должен следить
за всеми инновациями и
общими тенденциями научно-
прогресса, в том числе и не связанными с его непосредственной де-
ятельностью.
4)
Рождение предпринимательской
димого продукта. Это либо модификации продукта, либо перенос его
из одной сферы в другую.
5)
Предугадывание на основе знани
вения в будущем той или иной потребности.
6) Посещение презентаций, встреч, симпозиумов и т.п.
2.
Предприниматель из
перспективных и отвечающих его конкретным условиям производства. Крите-
риями отбора являются следующие:
а) эффективность идеи;
б) перспектива завоевания рынка;
в)
длительность рабочего периода,
реализации идеи;
г) размер капитала, необходимого для реализации идеи;
д) доступность и цена ресурсов;
е) наличие необходимой рабочей силы.
В целом, отбор идей осуществляется в определенном порядке (хотя
нельзя сказать, что именно данный порядок отбора является наиболее точ-
ным и решающим):
1) Потребность в первоначальном капитале.
2) Норма прибыли.
3) Срок окупаемости.
4) Объем производства.
5) Стратегическая цель.
Коэффициент нормы прибыли рассчитывается по следующей формуле:
Цена продукта - Издержки производства
Кпр = ------------------------------
Первоначальный Капитал
3. После отбора необходимой идеи осуществляется ее конкретный анализ
на основе конкретных экономических показателей. Эта идея подвергается
предпринимательской экспертизе, осуществляемой или экспертной службой
фирмы, или же специально приглашаемыми независимыми экспертами. Обычно
экспертиза состоит из следующих этапов:
1) Выявление
коньюктуры рынка.
2) Выясняется, на что можно рассчитывать при реализации данного то-
вара,
работ или услуг. Верная
выбор
методов управления риском.
предприниматели исходят не из средних цен, сложившихся на рынке,
а
из предельно низких, то есть,
считается, что такую цену
риниматель получит обязательно.
3) Выяснение расходов по производству и сбыту товара (прежде всего,
подсчитываются издержки производства).
Издержки = Амортизация + Сырье + Рабочая сила + Накладные расходы
Амортизация рассчитывается с учетом нескольких факторов: полной
стоимости основных производственных фондов, полного нормативного
срока износа основных фондов, объема производства продукции. Расче-
ты осуществляются по каждому техническому средству, то есть, по
каждой
единице основных
суммируется и делится на количество продукции. При продаже избытки
- эквивалент амортизации - зачисляются в фонд амортизации, который
используется для капитального ремонта, модернизации и реновации
фондов.
В условиях современного
развитых странах, как правило, фирмы, боясь физического и, в осо-
бенности,
морального старения
амортизацию. Ускоренная амортизация позволяет увеличить финансовые
активы фирмы и фонд
старения. В этой связи определяется коэффициент перекрытия как со-
отношение между различными
стоимости сырья за основу расчета берется стоимость того его коли-
чества, которое расходуется
на производство единицы
результат умножается на
количество произведенной
втором методе подсчета
изводства сырья делится на количество продукции. Стоимость рабочей
силы - для ее определения берут
суммарный фонд заработной
ботников, включающий заработную
плату основного и
персонала, и делят его на количество производимой продукции. Нак-
ладные расходы также
мость электроэнергии, транспортные расходы, маркировка, упаковка,
канцелярские и
во произведенной продукции.
4)
Выявляется эффект от
дисконтирования, суть
имеющихся средств
симости от уровня ставки процента, прогнозируемая по годам при-
быль умножается на коэффициент дисконтирования. Из полученной
суммы выделяется разность.
5) Создается экспертное заключение, на основе которого принимается
решение о реализации
заключения такова:
I.
Определяется конкретная
ей. Технология представляет собой набор методов, приемов и техни-
ческих средств производства по обработке, изменению и преобразо-
ванию сырья и материалов
в процессе производства
этом необходимо учитывать как общие закономерности научно-техни-
ческого прогресса, так и
специфику технологии по
именно данного товара.
II. Определяется объем, структура средств производства, материалы,
необходимые для данной
а) машины, станки, оборудование;
б) энергия, транспорт,
в) здания, сооружения, склады, помещения, etc.
III. Определяется необходимый объем исходного капитала. Согласно
принятой трактовке, это:
а) все технические средства производства;
б) материализованный основной капитал;
в) денежные средства, необходимые для начальной деятельности;
г) интеллектуальная
Прежде всего, первоначальный капитал - это та сумма средств, которая
затрачивается
с начала предпринимательской
основного капитала (здания, оборудование производственных участков, обо-
рудование офиса, станки, приборы, инструменты, автотранспорт) и оборот-
ного капитала (сырье, товары на складе, задолженность по кредитам, кас-
совый остаток, текущий счет).
В условиях России, при дорогостоящих кредитах и неготовности госу-
дарства оказывать помощь начинающим предпринимателям, источником перво-
начального накопления капитала может служить так называемый метод скры-
тых партнерских связей:
1. Разрабатывается проект.
2.
Проект разбивается на
3.
Эти части распределяются
4. Партнеры поставляют готовые узлы и детали.
5. Автор проекта осуществляет сборку, компоновку изделия.
6. Готовые изделия поставляются торговым агентам за деньги.
7.
Осуществляются расчеты с
8.
Начинается новый цикл
Такой
вариант первоначального
партнеры не требуют предоплаты. Если же условием является предоплата, то
можно взять аванс у торговых агентов под поставки продукции. Ну, а если
и торговые агенты не согласны давать аванс, следует обратиться в банк,
причем также можно исходить из нулевого размера первоначального капита-
ла. В случае, если банку представлен надежный проект, он дает письменное
обещание рассчитаться по определенным платежам. Это согласие называется
аваль; при этом на обратной стороне векселей, выдаваемых банком, ставит-
ся подпись банка - аллонж.
4. Следующее условие реализации идеи - определение необходимого объ-
ема сырья и материалов.
5. Выясняется, какие работники необходимы для организации дела.
6.
Определяется, кто конкретно будет
возглавлять дело и нести
ственность.
7. Разрабатывается организационная структура управления фирмы.
8.
Разрабатывается система
маться сбытом, потребитель, способ продажи, коммуникации).
9.
После анализа
ее реализации заключительным этапом является составление бизнес-плана.
Бизнес-план представляет собой описание того дела, которым думает зани-
маться предприниматель. Здесь дается перечень основных проблем и опреде-
ляются пути их решения. В промышленно развитых странах без бизнес-плана
не начинается ни одного предпринимательского дела; без такого документа
нельзя установить отношения с кредиторами и поставщиками. Назначение
бизнес-плана - не только описать свое дело, но убедить партнеров по биз-
несу в реальности и прибыльности дела. Бизнес-план имеет следующую
структуру:
1. Небольшое резюме - около полутора страниц. Следует иметь в виду,
что это наиболее важная часть бизнес-плана, составляемая после анализа
всех его разделов. Адресность резюме, его назначение в том, чтобы убе-
дить кредиторов и партнеров по бизнесу в выгодности предстоящего дела,
заинтриговать потенциального инвестора самой идеей, заставить его прочи-
тать весь бизнес-план до конца, а не отложить его в сторону.
2. Основная часть. Начинается с первого раздела, где дается описание
товара или услуги, которым собирается заниматься предприниматель. Под-
робно описываются его (товара) характеристики, делается особый акцент на
основании выбора именно этого товара. Следует подчеркнуть конкурентоспо-
собность товара; очень подробно этот вопрос рассмотрен в работах Майкла
Портера, который
выделил два подхода к
1)
Преимущества первого порядка
- более низкие издержки
2) Преимущества высшего порядка - преимущества, связанные с произ-
водством товара на основе новой технологии производства или же в
высшей степени
летворяет потребности потребит
Портер особое внимание уделил так называемым товарам-новинкам, имею-
щих очень высокое качество, но идущих по пробной (как правило, занижен-
ной) цене - подобную стратегию применяют, к примеру, японские фирмы при
внедрении нового товара на рынок.
ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Лекция N 3 Мухаровского Н.В.
Бизнес-план; базовые и организационно-
формы предпринимательства
Во втором разделе бизнес-плана необходимо оценить рынок сбыта това-
ра; емкость второго раздела составляет 5-6 страниц текста. Раздел содер-
жит два основных момента: оценку потенциальной возможности роста рынка и
оценку возможностей объема продаж.
В третьем разделе бизнес-плана содержится информация о конкурентах.