Лекции по основам предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:05, лекция

Описание работы

Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной де-
ятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был
Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он пер-
вый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения ры-
ночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекуля-
тивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их
хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.

Файлы: 1 файл

osnpredosnpredosnpred.doc

— 464.50 Кб (Скачать файл)

    В  каждом случае процесс накопления, отбора и анализа идей имеет  свои

особенности. Однако, существуют и общие принципы и закономерности, кото-

рые представлены ниже.

    1. Предпринимательские  идеи  накапливаются   в определенном аспекте,

направлении, связанном с предпринимательской  деятельностью данного субъ-

екта. Процесс  накопления идей осуществляется за счет следующих  источни-

ков:

    1) Товарный рынок. Из товарного  рынка, от торговых агентов  поступает

       информация о дефиците продукции, новых технологиях, которые могут

       стать источником предпринимательской  деятельности.

    2) Анализ структурного или географического  разрыва в процессе общес-

       твенного производства. Анализ  структурного  разрыва  показывает,

       какие виды  продукции производятся, какие не производятся, или же

       в технологической цепочке   производства  данного  продукта  могут

       иметь место  разрывы. Что  же касается географических разрывов, то

       это дает возможность выявить,  что производится в данном  регионе,

       стране, за рубежом.

    3) Достижения науки и техники.  Каждый предприниматель должен  следить

       за всеми  инновациями  и   общими  тенденциями научно-технического

       прогресса, в том числе и  не связанными с его непосредственной де-

       ятельностью.

    4) Рождение предпринимательской идеи  на основе анализа уже  произво-

       димого продукта.  Это либо  модификации продукта, либо перенос  его

       из одной сферы в другую.

    5) Предугадывание на основе знания закономерностей спроса  возникно-

       вения в будущем той или  иной потребности.

    6) Посещение презентаций, встреч, симпозиумов  и т.п.

    2. Предприниматель из накопленных  идей осуществляет  отбор  наиболее

перспективных и  отвечающих его конкретным условиям производства. Крите-

риями отбора являются следующие:

    а)  эффективность идеи;

    б)  перспектива завоевания рынка;

    в)  длительность рабочего периода,  то есть,  время,  необходимое   для

       реализации идеи;

    г)  размер капитала, необходимого для реализации идеи;

    д)  доступность и цена ресурсов;

    е)  наличие необходимой рабочей  силы.

    В  целом,  отбор  идей  осуществляется  в  определенном порядке (хотя

нельзя сказать, что именно данный порядок отбора является наиболее  точ-

ным и решающим):

    1) Потребность в первоначальном  капитале.

    2) Норма прибыли.

    3) Срок окупаемости.

    4) Объем производства.

    5) Стратегическая цель.

    Коэффициент  нормы прибыли рассчитывается  по следующей формуле:

                   Цена продукта - Издержки производства

            Кпр =  ------------------------------------- * 100%

                          Первоначальный Капитал

    3. После отбора необходимой идеи  осуществляется ее конкретный  анализ

на основе  конкретных  экономических  показателей. Эта идея подвергается

предпринимательской экспертизе, осуществляемой  или  экспертной  службой

фирмы, или  же  специально приглашаемыми независимыми экспертами. Обычно

экспертиза состоит  из следующих этапов:

    1) Выявление  коньюктуры рынка. Сопоставляется спрос и предложение.

    2) Выясняется, на что можно рассчитывать  при реализации данного  то-

       вара, работ или услуг. Верная оценка  предпринимательского риска и

       выбор   методов управления риском.Именно  в этой связи новые фирмы,

       предприниматели исходят не из средних цен, сложившихся на  рынке,

       а   из предельно низких, то есть, считается, что такую цену предп-

       риниматель  получит обязательно.

    3) Выяснение   расходов  по  производству и  сбыту товара (прежде всего,

       подсчитываются  издержки производства).

       Издержки  =  Амортизация  + Сырье + Рабочая  сила + Накладные расходы

       Амортизация  рассчитывается с  учетом  нескольких  факторов:  полной

       стоимости   основных  производственных фондов,  полного нормативного

       срока  износа основных фондов, объема  производства продукции. Расче-

       ты  осуществляются  по каждому техническому  средству,  то есть,  по

       каждой  единице основных производственных  фондов.  Затем величина их

       суммируется и делится на количество продукции.  При продаже избытки

       - эквивалент  амортизации - зачисляются в фонд  амортизации,  который

       используется  для  капитального  ремонта,  модернизации  и реновации

       фондов.  В условиях современного предпринимательства в  промышленно

       развитых  странах,  как правило,  фирмы,  боясь физического и, в осо-

       бенности,  морального старения оборудования,  используют ускоренную

       амортизацию.  Ускоренная амортизация  позволяет увеличить финансовые

       активы фирмы и фонд накопления  и перекрыть без особого убытка  фазу

       старения.  В этой связи определяется  коэффициент перекрытия как со-

       отношение между различными точками  на кривой старения. При расчетах

       стоимости  сырья за основу расчета берется стоимость того его коли-

       чества,  которое расходуется  на производство единицы товара.  Затем

       результат  умножается  на  количество произведенной продукции.  При

       втором методе подсчета количество  израсходованного в процессе  про-

       изводства сырья делится на  количество продукции.  Стоимость  рабочей

       силы - для ее определения берут  суммарный фонд заработной платы  ра-

       ботников,  включающий заработную  плату основного и вспомогательного

       персонала,  и делят его на количество производимой продукции.  Нак-

       ладные  расходы  также  рассчитываются  на единицу продукции - стои-

       мость электроэнергии,  транспортные  расходы,  маркировка, упаковка,

       канцелярские и административные  расходы, etc - делятся на количест-

       во произведенной продукции.

    4) Выявляется эффект от реализации  идеи.  Здесь  используется  метод

       дисконтирования, суть которого  заключается в следующем: на  основе

       имеющихся средств  прогнозируется  возможный доход. Затем, в зави-

       симости от  уровня  ставки  процента, прогнозируемая по годам  при-

       быль умножается на  коэффициент   дисконтирования.  Из  полученной

       суммы выделяется разность.

   5) Создается экспертное  заключение, на основе которого принимается

       решение о реализации предпринимательской  идеи. Схема  экспертного

       заключения такова:

    I. Определяется конкретная технология  с соответствующей документаци-

       ей. Технология представляет собой набор методов, приемов и техни-

       ческих средств производства  по обработке, изменению и   преобразо-

       ванию сырья  и  материалов  в  процессе производства товаров.  При

       этом необходимо учитывать как  общие закономерности  научно-техни-

       ческого прогресса,  так  и   специфику  технологии по производству

       именно данного товара.

    II. Определяется объем, структура  средств  производства,  материалы,

       необходимые для  данной технологии, а именно:

       а) машины, станки, оборудование;

       б) энергия, транспорт, сырьевые  ресурсы;

       в) здания, сооружения, склады, помещения, etc.

    III. Определяется  необходимый  объем   исходного  капитала. Согласно

       принятой трактовке, это:

       а) все технические средства производства;

       б) материализованный основной  капитал;

       в) денежные средства, необходимые  для начальной деятельности;

       г) интеллектуальная собственность.

    Прежде  всего, первоначальный капитал  - это та сумма средств, которая

затрачивается с начала предпринимательской деятельности. Он  состоит  из

основного капитала (здания, оборудование производственных участков, обо-

рудование  офиса, станки, приборы, инструменты, автотранспорт) и оборот-

ного капитала (сырье, товары на складе, задолженность по кредитам,  кас-

совый остаток, текущий счет).

    В  условиях  России,  при дорогостоящих  кредитах и неготовности госу-

дарства оказывать  помощь начинающим предпринимателям, источником  перво-

начального  накопления капитала может служить так называемый метод скры-

тых партнерских  связей:

    1. Разрабатывается проект.

    2. Проект разбивается на составные  части.

    3. Эти части распределяются между  партнерами по бизнесу.

    4. Партнеры поставляют готовые  узлы и детали.

    5. Автор проекта осуществляет сборку, компоновку изделия.

    6. Готовые изделия поставляются  торговым агентам за деньги.

    7. Осуществляются расчеты с партнерами.

    8. Начинается новый цикл производства.

    Такой  вариант первоначального  накопления  капитала  возможен,  если

партнеры  не требуют предоплаты. Если же условием является предоплата, то

можно взять  аванс у торговых агентов под  поставки продукции. Ну, а если

и торговые агенты не согласны давать аванс, следует обратиться  в  банк,

причем также  можно исходить из нулевого размера первоначального капита-

ла. В случае, если банку  представлен надежный проект, он дает письменное

обещание рассчитаться по определенным платежам. Это согласие  называется

аваль; при этом на обратной стороне векселей, выдаваемых банком, ставит-

ся подпись  банка - аллонж.

    4. Следующее условие реализации  идеи - определение необходимого  объ-

ема сырья  и материалов.

    5. Выясняется, какие работники необходимы  для организации дела.

    6. Определяется, кто конкретно будет  возглавлять дело и нести ответ-

ственность.

    7. Разрабатывается организационная структура управления фирмы.

    8. Разрабатывается  система сбыта  готовой продукции (кто будет  зани-

маться сбытом, потребитель, способ продажи, коммуникации).

    9. После анализа предпринимательской  идеи и определения  направления

ее реализации  заключительным  этапом является составление  бизнес-плана.

Бизнес-план представляет собой описание того дела, которым думает  зани-

маться предприниматель. Здесь дается перечень основных проблем  и опреде-

ляются пути  их решения. В промышленно развитых странах без бизнес-плана

не начинается ни одного предпринимательского дела; без такого  документа

нельзя установить  отношения  с  кредиторами  и  поставщиками. Назначение

бизнес-плана - не только описать свое дело, но убедить  партнеров по биз-

несу в  реальности  и  прибыльности  дела.  Бизнес-план  имеет  следующую

структуру:

    1. Небольшое  резюме - около полутора  страниц. Следует иметь в виду,

что это наиболее важная часть бизнес-плана, составляемая  после  анализа

всех его  разделов.  Адресность резюме, его назначение в том, чтобы убе-

дить кредиторов  и  партнеров по бизнесу в выгодности предстоящего дела,

заинтриговать потенциального инвестора самой  идеей, заставить его прочи-

тать весь бизнес-план до конца, а не отложить его в сторону.

    2. Основная часть. Начинается с  первого раздела, где дается  описание

товара или  услуги,  которым собирается заниматься предприниматель. Под-

робно описываются  его (товара) характеристики, делается особый акцент на

основании выбора именно этого товара. Следует подчеркнуть конкурентоспо-

собность  товара; очень подробно этот вопрос рассмотрен в работах  Майкла

Портера, который  выделил два подхода к конкурентоспособности  товара:

    1) Преимущества первого порядка  - более низкие издержки производства.

    2) Преимущества  высшего  порядка  - преимущества, связанные с произ-

       водством товара на основе  новой технологии производства  или же  в

       высшей степени  модифицированный  товар, который комплексно удов-

       летворяет потребности потребителя.

    Портер  особое внимание уделил так  называемым товарам-новинкам, имею-

щих очень  высокое качество, но идущих по пробной (как правило,  занижен-

ной) цене  - подобную стратегию применяют, к  примеру, японские фирмы при

внедрении нового товара на рынок.

ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

                       Лекция N 3 Мухаровского Н.В.

 

              Бизнес-план; базовые и организационно-правовые

                         формы предпринимательства

 

    Во  втором  разделе бизнес-плана  необходимо оценить рынок сбыта това-

ра; емкость  второго раздела составляет 5-6 страниц  текста. Раздел содер-

жит два основных момента: оценку потенциальной возможности  роста рынка и

оценку возможностей объема продаж.

    В  третьем разделе бизнес-плана  содержится информация о  конкурентах.

Информация о работе Лекции по основам предпринимательства