Лекции по "Предпринимательское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 11:03, курс лекций

Описание работы

2.Предпринимательское (хозяйственное) право как отрасль права и учебная дисциплина
Хозяйственное право как учебная дисциплина - это совокупность знаний и навыков правового регулирования хозяйственной деятельности и использования соответствующих правовых норм в практике хозяйствования при осуществлении профессиональной юридической деятельности

Файлы: 1 файл

ответы предприн. право..docx

— 525.15 Кб (Скачать файл)

В связи с этим Россия избрала второй путь осуществления национализации, предусматривающий принятие отдельных Зов о национализации конкретных объектов частной собственности. Доказательством этого стало принятие знаменитого Олимпийского За [9]. В целях организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развития города Сочи как горноклиматического курорта согласно ст. 15 данного За допускается резервирование, а также изъятие земель и расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов. Из анализа данной статьи четко усматриваются нарушения или ущемления прав и интересов собственников изымаемого имущества.

По мнению Н. Макарчук, единственным Зом, допускающим возможность национализации, является Федеральный З от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации". В соответствии со ст. 13 указанного За, государство в целях обеспечения своих интересов в области развития авиации вправе на основании федерального За национализировать имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц. Что касается национализации иных объектов частной собственности, то, учитывая отсутствие единого федерального За о национализации, она невозможна [3. С. 25].

Полагаем, что для России приемлем первый путь, предусматривающий наличие рамочного За о национализации и на его основе уже издание актов исполнительных органов государственной власти о национализации конкретных объектов частной собственности, которые будут учитывать их специфику. Одновременно должны вноситься изменения и дополнения в расходную часть бюджета - источника выплаты компенсации собственнику национализируемого имущества [3. С. 20]. Рамочный З должен определять случаи и порядок национализации, характер возмещения. Во исполнение данного За Правительство РФ принимает постановление о национализации конкретных объектов права частной собственности. Подобной позиции придерживается и М.В. Щербина, указывая на необходимость принятия федерального За о национализации, регулирующего вопросы национализации предприятий, иных имущественных комплексов и прав участия в делах и капиталах организаций, и только при наличии подобного федерального За могут быть приняты специальные Зы о национализации отдельных предприятий и имущественных комплексов [4. С. 6].

Национализация возможна только при условии ее Зности, т.е. соответствия конкретной норме действующего в момент акта национализации За. Акт национализации, не соответствующий Зу, является не чем иным, как актом насилия, произвола и причинения ущерба неЗными действиями должностных лиц органов государственной власти, и может быть оспорен в судебном порядке [3. С. 21].

Целями национализации являются публичные интересы, удовлетворение которых невозможно иначе как путем национализации, их перечень должен быть четко определен в Зе. Однозначно могут возникать ситуации, при которых удовлетворение публичных интересов возможно без изъятия имущества у собственника. Подобного рода ситуации предусмотрены Федеральным Зом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные Зодательные акты Российской Федерации". Так, п. 15 ст. 14 данного За предусматривает право лиц, являющихся собственниками земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов федерального значения, осуществлять строительство соответствующих олимпийских объектов при условии заключения с Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта соглашения об организации строительства олимпийских объектов федерального значения.

Юридическим результатом национализации является возникновение права собственности у государства. Национализация традиционно относится к числу основных способов приобретения права государственной собственности на имущество [3. С. 23]. Вместе с тем, по мнению некоторых авторов (А.А. Рубанов), возможность прекращения права собственности на основании За противоречит ч. 3 ст. 35 Конституции РФ. Кроме того, "За, прекращающего право собственности" существовать не может [3. С. 23]. Действительно, пишет Н. Макарчук, З не может по определению касаться конкретного лица, в то время как нормы о прекращении права собственности неопределенного круга лиц не конституционны. Но в ст. 235 ГК РФ речь идет не о Зе, прекращающем право собственности в субъективном смысле, а о Зе, изымающем из правоспособности частных лиц правомочие иметь в собственности определенное имущество [3. С. 24]. Право государственной собственности на национализируемое имущество должно возникать только после предоставления бывшему собственнику возмещения в полном объеме, а именно с момента государственной регистрации прав на национализированное имущество, основанием которой является полное удовлетворение бывшего собственника в компенсации за изъятое имущество в порядке национализации.

Национализация должна сопровождаться решением вопроса о предварительной и равноценной компенсации бывшим собственникам.

Предварительная и равноценная компенсация является необходимым условием национализации, нарушение которого влечет неЗность изъятия имущества в порядке национализации. В ч. 3 ст. 35 Конституции РФ устанавливается незыблемое правило о предварительности и равноценности возмещения при принудительном отчуждении имущества к государственных нужд. Указанное правило определяется применительно для национализации в п. 2 ст. 235 ГК РФ, согласно которой национализация производится с обязательным возмещением стоимости этого имущества и других убытков, связанных с этим изъятием. Полагаем, что при национализации в некоторых случаях нельзя исключать возможность права выбора вариантов возмещения лицом, имущество которого подлежит национализации. Несомненно, что при национализации, например, предприятия или иного производственного комплекса невозможно предоставить взамен аналогичное имущество в силу его сложного состава. Однако в случае изъятия земельного участка или иного недвижимого имущества мы считаем целесообразным предоставить право собственнику самому решать вопрос о характере возмещения (в натуральной или денежной форме). В любом случае необходимо провести оценку национализируемого имущества с целью определения равноценности возмещения. Размер возмещения собственнику национализируемого имущества определяется по рыночной стоимости имущества, а также убытков, возникших в связи с изъятием имущества.

Оценка национализируемого имущества осуществляется в соответствии с Федеральным Зом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которому проведение оценки при национализации является обязательным [10]. Оценка производится по рыночной стоимости, т.е. по наиболее вероятной цене, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства [11]. Дополнительной гарантией прав и Зных интересов собственника национализируемого имущества должно быть право обжаловать акт органа исполнительной власти о национализации, а также размер и характер возмещения.

Объектом национализации является имущество, способное удовлетворить государственные нужды. Объектом национализации, как правило, является недвижимое имущество, поскольку представляет особую материальную ценность, экономическую значимость и является незаменимым по своему местонахождению, а также составу (например, предприятие в смысле ст. 132 ГК РФ), тогда как движимые вещи почти всегда взаимозаменяемы.

Таким образом, национализацию можно определить как установленную Зом процедуру обращения имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц, в собственность государства на основании акта уполномоченного исполнительного органа государственной власти, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и Зных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства с одновременным решением вопроса о предварительной и равноценной компенсации бывшим собственникам.

 

44.Понятие  предпринимательской (хозяйственной) сделки

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделки – это всегда активные волевые действия, направленные на достижение определённого правового результата. Сделками признаются только Зные действия, иначе они будут признаны недействительними.

Виды сделок.

А) односторонняя. Для их совершения достаточно воли одного субъекта (завещание, доверенность),

Б) многосторонняя (договоры). Любой договор – это сделка, но не каждая сделка – договор.

Формы сделок.

1)  Устная:

А) совершаются сделки между гражданами на сумму не свыше 10 МРОТ;

Б) сделки за наличный расчёт на любую сумму, совершаемые в момент их исполнения (розничная купля-продажа);

2)  Простая письменная  форма:

А) сделки между гражданами на сумму более 10 МРОТ;

Б) сделки между гражданами и юридическими лицами;

В) сделки между юридическими лицами;

3)  Нотариальная форма  – обязательна в случае, прямо  установленном в Зе, либо по соглашению сторон, даже если З этого не требует (доверенность, брачный договор, завещание и др.);

4)  Сделки, требующие государственной  регистрации: государственная регистрация  не является формой сделки, а  является подтверждением факта  её совершения. Такая регистрация  чаще всего предусматривается  для сделок с недвижимостью.

Понятие и роль договора.

Хозяйственное право использует термин «договор» в трёх значениях:

1)  Это сделка;

2)  Это обязательство (права  и обязанности сторон);

3)  Это документ.

Функции договора:

1)  Форма установления  хозяйственных связей между участниками  экономического оборота;

2)  Согласовывает взаимные  права и обязанности сторон;

3)  Является правовым  гарантом исполнения обязанностей  сторон.

Виды договоров.

1)  Традиционные договоры  гражданского права:

1.1.  Договоры о передаче  имущества в собственность (купля-продажа  и её виды);

1.2.  О временном пользовании  имущества (аренда);

1.3.  Договоры о выполнении  работ и оказании услуг (подряд, страхование, перевозка);

2)  По возмездности:

2.1. возмездные,

2.2. безвозмездные;

3)  Публичный договор (обязательный) – это договор, который коммерческая  организация обязана заключить  с каждым, кто к ней обратился (розничная купля-продажа, транспорт  и т. д.);

4)  Договор присоединения  – это договор, условия которого  определяются одной стороной, а  вторая присоединяется к нему  в целом (кредит и т. д.);

5)  Предварительный договор  – это договор, по которому  стороны обязуются в будущем  заключить основной договор на  условиях предварительного;

6)  Договор в пользу  третьего лица – это договор, из которого права и обязанности  вытекают для лица, не участвующего  в его заключении.

Заключение договора.

Кроме мелких бытовых сделок, процесс заключения договора делится на несколько стадий:

1)  Преддоговорные контакты  сторон с целью выяснения будущих  условий договора (запросы, информация  о чём-либо, проекты договорных  условий, письма, которые не имеют  правовых последствий). На данной  стадии могут быть составлены  документы о намерениях, которые  могут быть парафированы, то есть  подписаны лицами, участвующими  в подготовке этих документов;

2)  Подписание сторонами  договорного текста. Оно делится:

А) одна сторона посылает другой оферту, то есть предложение о чём-либо. Публичная оферта – это опубликованное в СМИ приглашение на распродажу с указанием их наименования и цен;

Б) вторая сторона акцептирует оферту. Акцепт может быть в следующих формах: безоговорочный письменный ответ, который выражает согласие, и конклюдные действия.

Молчание акцептом не признаётся. Акцепт с согласием заключить договор на новых условиях считается новой офертой.

Договор считается заключённым в момент получения лицом, направившим оферту, её акцепта или в момент подписания единого согласованного документа.

Заключение договора на торгах.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Если в конкурсе или аукционе участвует один участник, то они признаются несостоявшимися.

Торги могут быть открытыми и закрытыми. В открытых торгах могут участвовать любые лица, в закрытых – только заранее приглашённые.

По общему правилу, извещение о торгах должно быть сделано не менее чем за 30 дней. Участники вносят задаток, который возвращается в случае отмены торгов, а также лицам, их не выигравшим.

Лицо, выигравшее торги, и их организатор подписывают в день проведения торгов протокол о результатах, который имеет силу договора.

Основания изменения или прекращения действия договора.

Изменение договора – это пересмотр ряда его условий при сохранении самого договора в силе.

Расторжение договора – это прекращение всего договора.

Изменение и расторжение договора возможны (статьи 450, 451 ГК):

1)  по соглашению сторон, если иное не предусмотрено  ГК, другими Зами или договором;

2)  односторонний отказ, если он предусмотрен Зом или самим договором;

3)  по требованию одной  из сторон договор может быть  изменен или расторгнут по  решению суда только при существенном  нарушении договора другой стороной;

4)  существенное изменение  обстоятельств (форс-мажор), из которых  исходили стороны при заключении  договора.

Особенности предпринимательских договоров:

1)  цель заключения договора  – получение прибыли;

2)  определённый состав  сторон (хотя бы одна из сторон  является субъектом предпринимательства);

Информация о работе Лекции по "Предпринимательское право"