Лекции по "Предпринимательское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 11:03, курс лекций

Описание работы

2.Предпринимательское (хозяйственное) право как отрасль права и учебная дисциплина
Хозяйственное право как учебная дисциплина - это совокупность знаний и навыков правового регулирования хозяйственной деятельности и использования соответствующих правовых норм в практике хозяйствования при осуществлении профессиональной юридической деятельности

Файлы: 1 файл

ответы предприн. право..docx

— 525.15 Кб (Скачать файл)

3)  возмездный характер.

Предпринимательский договор – это заключаемый на возмездной основе договор в целях совершения предпринимательской деятельности.

Виды предпринимательских договоров.

1)  Договоры по продаже (реализации товаров):

1.1. Договор купли-продажи  – одна сторона (продавец) обязуется  передать в собственность другой  стороне (покупателю) товар, а покупатель  обязуется оплатить определённую  цену;

1.2. Договор поставки –  поставщик (продавец) обязуется передать  производимые или закупаемые  им товары покупателю, для использования  им в предпринимательской деятельности;

1.3. Договор контрактации  – производитель сельскохозяйственной  продукции обязуется передать  её заготовителю для переработки  или продажи;

1.4. Договор продажи предприятия  – и продавец, и покупатель  являются предпринимателями. По  договору передаётся всё, кроме  лицензий;

1.5. Договор поставки товаров  для государственных нужд –  это договор, обеспечивающий потребности  государства;

1.6. Договор энергоснабжения  – по данному договору энергоснабжающая  организация обязуется подавать  абоненту (потребителю) энергию. Абонент  обязуется оплачивать эту энергию, а также предусмотреть оговорённый  режим потребления и обеспечивать  безопасность эксплуатации присоединённой  сети;

2)  Договоры по передаче  имущества в пользование (аренда):

2.1. договор аренды предприятия;

2.2. договор аренды недвижимости;

3)  Договоры по выполнению  работ (подряд) – их суть состоит  в том, что подрядчик обязуется  по заданию заказчика выполнить  определённую работу и сдать  её результат заказчику, а последний  обязуется принять её и оплатить;

4)  Договоры по оказанию  услуг – их суть состоит  в том, что исполнитель вправе  осуществлять предпринимательскую  деятельность по оказанию аудиторских, медицинских, ветеринарных, консультационных, информационных, юридических, образовательных, туристических услуг.

Услуга – это деятельность, полезный эффект которой даже если и имеет материальную форму, то от самих действий отделён быть не может. Результат оказания услуги является неотделимым от неё.

К услугам также относятся:

1.  Договор коммерческого  представительства – его суть  состоит в том, что лицо (коммерческий  предприниматель) самостоятельно представляет  интересы предпринимателей при  заключении ими договоров (посреднические  договоры);

2.  Договор доверительного  управления имуществом – это  соглашение сторон, по которому  одна сторона (учредитель управления) передаёт другой стороне (доверительный  управляющий) на определённый срок  имущество в доверительное управление;

3.  Договор перевозки  грузов – это соглашение, по  которому перевозчик обязуется  доставить вверенный ему отправителем  груз в пункт назначения и  выдать его получателю;

4.  Договор транспортной  экспедиции – экспедитор обязуется  за вознаграждение выполнить  ряд услуг, связанных с перевозкой  груза;

5.  Договор страхования;

6.  Договор складского  хранения;

7.  Кредитный договор;

8.  Договор коммерческой  концессии (франчайзинг) – это договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой  стороне (пользователю) за вознаграждение  на срок или без указания  срока право использовать в  предпринимательской деятельности  пользователя комплекс исключительных  прав, принадлежащих правообладателю, в том числе и право на  фирменное наименование, на коммерческую  информацию, товарный знак и т. д.

 

45.Соотношение  государственно-правового договора  и предпринимательского договора

Договор Государственно-правовой

- внутригосударственный  договор. В особенности характерен  для федеративного государства. Это - договоры: 1) между федерацией  в целом и ее субъектами, а  также государственными органами  обоих уровней; 2) между субъектами  федерации, а также их государственными  органами. Д. г.-п. первой группы посвящены  уточнению предметов ведения  и полномочий сторон, если это  не сделано федеральной конституцией  и федеральными Зами. Такого рода договоры предусмотрены, например, ст. 11 Конституции РФ: разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Кроме того, это могут быть Д. г.-п. о сотрудничестве сторон в решении проблем, имеющих важное значение для какого-то региона и требующих объединения усилий и помощи федерального центра. Д. г.-п. второй группы, как показывает практика РФ, - чаще всего договоры о сотрудничестве субъектов РФ. Ряд ученых относит к Д. г.-п. договоры государств, решивших объединиться в новое федеративное (союзное) государство (например, Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., в который вошли на положении союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская федерация). Решение о создании СССР было принято Съездами Советов - высшими органами государственной власти этих государств. И указанный договор был не документом, подписанным полномочными делегациями четырех государств, а документом, принятым 1-м Съездом Советов СССР, т. е. высшим органом нового государства. Если же договор о создании федеративного союза подписывается полномочными делегациями государств, входящих в это новое государство, такой договор будет иметь черты и государственно-правового, и международно-правового договора. (С. А.)

Понятие государственных контрактов их особенности

Гражданским кодексом урегулированы только две основных разновидности государственных (муниципальных контрактов). § 4 главы 30 ГК РФ[1] регулирует особенности государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, § 5 главы 37 ГК определяет особенности государственных (муниципальных) контрактов на выполнение подрядных работ. Поскольку в ст. 783 ГК РФ закреплено, что к правовому регулированию возмездного оказания услуг применимы нормы о подряде, если это не противоречит Ст.м 779 - 782 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг, то в настоящем параграфе необходимо определить понятие указанных видов государственных (муниципальных) контрактов.

Поставка для государственных нужд - относительно новый институт российского гражданского Зодательства. В самом начале данной группы норм необходимо сразу же определить сферу их реализации и структуру правоотношений, возникающих в связи с поставкой для государственных нужд. Как это следует из текста ст. 525 ГК, в пределах гражданско-правового регулирования находятся отношения между сторонами по двум договорам - государственному контракту и договору поставки, правовая природа и порядок заключения которых существенно отличаются друг от друга. Вне сферы гражданско-правового регулирования остаются проблемы формирования и реализации программ по удовлетворению государственных нужд, финансирования этой деятельности, установления особенностей отдельных видов поставок и пр., равно как и признание той или иной экономической потребности государственной. Следовательно, указанные договоры как бы завершают всю деятельность по правовому регулированию удовлетворения общезначимых экономических потребностей[2].

Поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в целях: а) создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации; б) поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации; в) обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации; г) реализации федеральных целевых программ.

Потребности субъектов РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ (поставки продукции для региональных нужд), определяются органами государственной власти субъектов РФ. Поставки продукции для региональных нужд обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, привлекаемых ими для этих целей.

Необходимость специального регулирования подряда для государственных нужд вызвана особенностями отношений, возникающих при реализации государственных интересов в условиях рыночной экономики. В отношении подряда для государственных нужд устанавливается специальный правовой режим, характеризующийся рядом особенностей, к которым прежде всего относится следующее:

- во-первых, объектом правоотношений  являются не любые подрядные  отношения, а лишь отношения, связанные  со строительными, проектными и  изыскательскими работами, направленными  на удовлетворение государственных  потребностей и финансирующиеся  за счет государственных средств, что означает специальное предметное  действие рассматриваемых в § 5 главы 37 ГК норм:

- во-вторых, рассматривая  действие указанных норм по  кругу лиц, можно говорить о  специальном субъекте правоотношений - государственном заказчике;

- в-третьих, в целях компенсации  подрядчику ограничения принципа  свободы договора устанавливаются  специальные льготы и гарантии  для подрядчиков;

- в-четвертых, размещение  заказов на выполнение подрядных  работ для государственных нужд  производится, как правило, путем  проведения конкурсов.

Договорные отношения по удовлетворению государственных (муниципальных) нужд осуществляются на основе государственного контракта, под которым понимается договор, заключенный между государственным заказчиком и победителем конкурса и предусматривающий обязательства сторон и их ответственность за выполнение государственного заказа. Под государственным заказом понимается задание государственного заказчика на поставку товара, выполнение подрядчиком строительных работ либо проектных и изыскательских работ, оказание услуг[3].

Отношения, складывающиеся в сфере удовлетворения государственных нужд, являются сложными по своей правовой природе. Поэтому при их регулировании возникает проблема согласования норм разных отраслей права и внутриотраслевого согласования. Ст. 525 ГК в этом аспекте устанавливает доминирование норм ГК над иными правовыми актами. К рассматриваемым правоотношениям могут применяться нормы других актов только в том случае, когда эти отношения не урегулированы нормами ГК. Существует довольно много Зов и подЗных актов, предметом которых является обеспечение государственных нужд.

Государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд является разновидностью договора поставки и в этом смысле может быть охарактеризован как возмездный, консенсуальный и взаимный договор. Но этот договор обладает существенными особенностями, позволяющими выделить его из общей массы договоров поставки.

Первой особенностью государственных контрактов является специальный субъектный состав. Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд Правительство РФ утверждает государственных заказчиков. Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение. Заказы на выполнение федеральных целевых программ, закупку и поставку продукции для обеспечения федеральных государственных нужд размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях (поставщиках) посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов. Государственные заказчики могут на договорной основе передавать соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям выполнение части своих функций на условиях, предусматриваемых Правительством РФ при утверждении государственных заказчиков. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за реализацию федеральных целевых программ и обеспечение федеральных государственных нужд. Правительство РФ предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета[4].

Партнером государственного заказчика является поставщик. Для участия в процедуре по размещению заказов на закупки продукции для государственных нужд юридические лица и индивидуальные предприниматели должны удовлетворять квалификационным требованиям.

Продукция (работы, услуги), поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этим контрактом. К обязательным относятся требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции. Поставляемая по государственным контрактам продукция, подлежащая в соответствии с Зами РФ обязательной сертификации, должна иметь сертификат и знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на то органом.

Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта. Государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. По решению Правительства РФ государственный заказчик может вносить необходимые изменения в государственный контракт или прекращать действие государственного контракта при условии возмещения им убытков поставщикам в соответствии с действующим Зодательством[5].

Информация о работе Лекции по "Предпринимательское право"