Лекции по "Предпринимательское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 11:03, курс лекций

Описание работы

2.Предпринимательское (хозяйственное) право как отрасль права и учебная дисциплина
Хозяйственное право как учебная дисциплина - это совокупность знаний и навыков правового регулирования хозяйственной деятельности и использования соответствующих правовых норм в практике хозяйствования при осуществлении профессиональной юридической деятельности

Файлы: 1 файл

ответы предприн. право..docx

— 525.15 Кб (Скачать файл)

     В  соответствии с Федеральным Зом "О несостоятельности (банкротстве)" сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее 50 % общей суммы выручки (ст.139).

Суть первого специального правила, регулирующего банкротство сельскохозяйственной организации, заключается в том, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся организации преимущественным правом их приобретения наделяются иные сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства. Отчуждение земельных участков может осуществляться в той мере, в какой их участие в обороте допускается земельным Зодательством.

Второе специальное правило состоит в увеличении срока внешнего управления сельскохозяйственной организацией с учетом сезонного характера ее работы и необходимости дождаться окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ. Принимая во внимание также возможные сроки реализации выращенной (произведенной) продукции, Зодатель счет возможным увеличить срок внешнего управления до 1 года и 9 месяцев. Кроме того, если в период внешнего управления имели место стихийные бедствия, эпизоотии и т.п., срок внешнего управления сельскохозяйственной организацией - должником может быть увеличен арбитражным судом еще на один год. Таким образом, максимальный срок внешнего управления может достигать 2 лет и 9 месяцев (общий максимальный срок - 1,5 года).

 В остальном  процедуры несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций  должны осуществляться по общим  правилам.

 Банкротство  банков и иных кредитных организаций  будет осуществляться в соответствии  со специальным Федеральным Зом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", проект которого в настоящее время принят в третьем чтении. Нормы Федерального За "О несостоятельности (банкротстве)" будут применяться субсидиарно при отсутствии специальных правил.

 Когда процедуры  банкротства банков и иных  кредитных организаций подчинялись  общему Зу Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", практически не учитывались имеющиеся особенности создания и деятельности кредитных организаций.

 Все специальные  правила в отношении банков  и иных кредитных организаций, содержащиеся в данном Зе, сводятся к положению о том, что коммерческий банк и иное кредитное учреждение (в качестве должника), их кредиторы, а также прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) банка или иного кредитного учреждения только после отзыва его лицензии на совершение банковских операций Центральным Банком Российской Федерации (ст.11).

 Отсутствие  специальной регламентации процедур  несостоятельности (банкротства) банков  и иных кредитных организаций  представляется одним из самых  серьезных пробелов Зодательства в сфере имущественного оборота. Применение же к данным правоотношениям практически в полном объеме норм За Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" порождало массу трудноразрешимых проблем в практике арбитражных судов.

 Прежде всего  хотелось бы отметить весьма  слабую защищенность прав и  Зных интересов граждан, имеющих вклады в коммерческих банках, которые при наличии признаков неплатежеспособности банков, что выражается в неисполнении поручений вкладчиков о выдаче средств со вкладов, а также иных банковских операций, могут рассчитывать на компенсацию (хотя бы частичную) своих потерь, только инициируя процедуры банкротства соответствующих банков. При этом вкладчики или их представители действуют в качестве обычных кредиторов, по заявлению которых может быть возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) коммерческого банка-должника.

 Как правило, граждане-вкладчики первоначально  обращаются в суды общей юрисдикции, добиваются получения там соответствующих  решений и исполнительных листов  и в связи с невозможностью  их исполнения с помощью судебных  исполнителей (полной или частичной) обращаются в арбитражный суд  с заявлением о возбуждении  дела о банкротстве соответствующего  банка. Далее удовлетворение вкладчиков  нередко строилось по двум  взаимоисключающим схемам: во-первых, по Зу "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"; во-вторых, через судебных исполнителей во исполнение решений судов общей юрисдикции. И если в первом случае в основном обеспечивается справедливое распределение денежных средств между вкладчиками (кредиторами первой очереди) пропорционально их требованиям, то во втором расчеты с гражданами нередко производятся произвольно в зависимости от случайных факторов.

 Альтернативой  такому порядку удовлетворения  требований граждан вкладчиков  обанкротившихся банков являются  широко применяемые во всех  странах страхование вкладов  граждан, в том числе и обязательное, или их гарантирование со стороны  фондов, специально создаваемых  за счет взносов банков и  кредитных организаций. И в том, и в другом случае при наличии  признаков неплатежеспособности  банка, при невыдаче средств по  счету по требованию вкладчика  в определенный срок либо при  наступлении иных обстоятельств, рассматриваемых в качестве страхового  случая или момента вступления  в силу соответствующего гарантийного  обязательства, граждане получают  компенсацию в размере вклада  или солидной его части от  соответствующих страховых фондов  либо организаций по гарантированию  вкладов, которые, выплачивая суммы  гражданам, аккумулируют их требования  к банку, а затем в случае  банкротства банка выступают  в качестве единого кредитора  по всем банковским вкладам. Таким  образом исключается банкротство  банка по заявлениям вкладчиков, которые полностью защищены от  дополнительных материальных и  моральных издержек.   

 В июне 1996 г. Государственной Думой Федерального  Собрания Российской Федерации  принят в первом чтении проект  Федерального За "О гарантировании вкладов граждан в банках", предусматривающий создание Федеральной резервной корпорации гарантирования вкладов в банках в форме специализированной некоммерческой организации. Согласно указанному Зопроекту гарантирование возврата вкладов граждан в банках будет осуществляться за счет резерва корпорации, формируемого из обязательных взносов, уплачиваемых банками, имеющими лицензию Центрального Банка Российской Федерации на привлечение денежных средств граждан во вклады. Корпорация будет гарантировать каждому вкладчику банка, состоящему на учете в корпорации - выплату возмещения (80 - 100% от размера вклада) в случае отзыва у банка лицензии на привлечение денежных средств граждан во вклады или лицензии на осуществление банковских операций, а также при признании этого банка несостоятельным (банкротом). Имеется в виду, что после выплаты указанного возмещения права требования к банку, принадлежащие соответствующему вкладчику, переходят к Федеральной резервной корпорации.

К сожалению, в декабре 1996 г. Государственная Дума на своем пленарном заседании сняла указанный Зопроект с рассмотрения до согласования позиций различных парламентских фракций и Правительства Российской Федерации, а в проекте Федерального За "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" говорится уже не о гарантировании, а об обязательном страховании вкладов граждан. При этих условиях перспективы принятия соответствующего За в обозримом будущем представляются довольно неопределенными. А до этого момента граждане-вкладчики сохранят право на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве кредитной организации.

 Нельзя не  заметить разницы в последствиях  возбуждения арбитражным судом  дела о банкротстве обычного  должника и банка. Определение  арбитражного суда о принятии  к производству заявления о  банкротстве банка нередко служит  детонатором панических настроений  среди кредиторов, провоцирующих  их на возврат денежных средств, находящихся на счетах и во  вкладах в указанном банке. Теряя  денежные средства клиентов, банк  вместе с ними теряет и свою  платежеспособность

 В то же  время ранее действовавшее Зодательство не содержало никаких норм, ограничивающих круг кредиторов, способных инициировать судебное дело о банкротстве банков либо затруднить предъявление таких требований по сравнению с заявлением о банкротстве обычных должников.

     Как  отмечалось, один из способов  решения этой проблемы - исключение  из числа кредиторов, предъявляющих  заявления о банкротстве банков, граждан-вкладчиков путем гарантирования (либо обязательного страхования) банковских вкладов.     Другой  путь, намеченный в проекте Федерального  За "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", - введение специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде. В настоящее время до предъявления заявления о банкротстве должника в арбитражный суд от кредиторов (в том числе и от кредиторов банков) требуется лишь направление должнику извещения с уведомлением о вручении.

     Между  тем речь идет о том, чтобы  допустить возбуждение дела о  несостоятельности (банкротстве) банка  в арбитражном суде лишь после  соблюдения кредитором обязательной  детально регламентированной процедуры  рассмотрения Центральным Банком  заявления кредитора об отзыве  лицензии соответствующего коммерческого  банка. Таким образом, финансовое  состояние банка-должника будет  определяться Центральным Банком  с учетом всего комплекса показателей, характеризующих его платежеспособность.

     При  отсутствии признаков несостоятельности  Центральный банк откажет в  отзыве лицензии, тем самым исключается  возможность возбуждения дела  о банкротстве, а кредитор будет  вынужден ограничиться рядовым  иском, вытекающим из гражданско-правового  обязательства. При наличии таких  признаков Центральному Банку  предоставится возможность принять  меры к оздоровлению неплатежеспособного  банка посредством введения временной  администрации либо предложить  его учредителям (участникам) реорганизовать  этот банк путем его присоединения  к другому банку, устойчивому  и стабильному в имущественном  обороте. И только отсутствие  таких возможностей должно влечь  возбуждение арбитражным судом  дела о банкротстве неплатежеспособного  банка.

     Названные  вопросы решены в проекте Федерального  За "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" с учетом всех особенностей, присущих этой категории должников.

 

40.Неправомерные  действия в процессе банкротства  и ответственность за их совершение

Неправомерными считаются умышленные, некомпетентные или небрежные действия должника, собственника организации-должника, кредиторов или иных лиц, осуществляемые с целью нанесения ущерба должнику или кредиторам. Прежде всего к неправомерным относятся действия, подпадающие под понятия преднамеренного или фиктивного банкротства. Под фиктивным банкротством понимается обращение должника в арбитражный суд при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Если действия должника квалифицируются как фиктивное банкротство, он должен возместить кредиторам ущерб, причиненный подачей заявления. Под преднамеренным З понимает банкротство должника по вине его учредителей (участников) или иных лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия, в том числе банкротство по вине руководителя должника. Последствием преднамеренного банкротства может быть возложение на указанных лиц в случае недостаточности имущества должника субсидиарной ответственности по его обязательствам.

Среди других действий, относящихся к категории неправомерных, можно назвать сокрытие части имущества должника или его обязательств; сокрытие, уничтожение, фальсификация любого учетного документа, связанного с осуществлением хозяйственной деятельности должника, невнесение необходимых записей в бухгалтерские документы; сокрытие сведений или непредставление конкурсному управляющему должником своего имущества.

Лида, совершившие неправомерные действия, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с Зодательством РФ. Так, статьей 9 За о банкротстве предусмотрена ответственность руководителя должника за неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд. Согласно ст. 184 этого же За в случаях нарушения требований добровольного объявления о банкротстве, сокрытия должником имущества, неЗной передачи им своего имущества третьим лицам собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника несут перед кредиторами ответственность в размере неудовлетворенных требований кредиторов. Указанные требования кредиторов могут быть предъявлены в течение десяти лет с момента ликвидации должника.

Как предписывает норма п. 1 ст. 195 Уголовного кодекса РФ, уголовно наказуемыми признаются действия руководителя должника или индивидуального предпринимателя по сокрытию имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, его размере или местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства. Пунктом 2 ст. 195 УК РФ установлена уголовная ответственность тех же лиц, знающих о неплатежеспособности, за неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов заведомо в ущерб другим кредиторам, если эти действия причинили крупный ущерб.

Уголовный З предусматривает наказание и за фиктивное и преднамеренное банкротство. В соответствии со ст. 197 УК РФ фиктивным банкротством признается заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если эти деяния причинили крупный ущерб. Под преднамеренным банкротством в качестве состава преступления понимается умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившие крупный ущерб либо иные тяжкие последствия (ст. 196 УК РФ).

Информация о работе Лекции по "Предпринимательское право"