Лекции по "Предпринимательское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 11:03, курс лекций

Описание работы

2.Предпринимательское (хозяйственное) право как отрасль права и учебная дисциплина
Хозяйственное право как учебная дисциплина - это совокупность знаний и навыков правового регулирования хозяйственной деятельности и использования соответствующих правовых норм в практике хозяйствования при осуществлении профессиональной юридической деятельности

Файлы: 1 файл

ответы предприн. право..docx

— 525.15 Кб (Скачать файл)

 Во-первых, часть  из этих финансов подлежит  перераспределению в централизованные  фонды государства. Фактически полученная  прибыль является тем денежным  ресурсом, откуда государство стабильно  получает необходимые денежные  средства. Поэтому финансы предприятий (организаций) всех форм собственности  составляют фундамент финансовой  системы государства.

 Во-вторых, финансы  предприятия образуются для выполнения  собственных производственных и  социальных задач. При этом особенностью  финансов предприятия является  их сложный распределительный  характер, ибо большая часть правоотношений  возникает при распределении  трех составляющих (элементов) финансового  результата: выручки от реализации, валового дохода (прибыли) и чистой  прибыли.

 В связи  с этим государство воздействует  на финансовые отношения хозяйствующих  субъектов, определяя единый порядок  формирования ресурсов предприятия  и организацию его фондов. Осуществляется  такое воздействие посредством  нормативного регулирования бухгалтерского  и налогового учета.

 

37.Понятие  и правовое регулирование несостоятельности (банкротства)

В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативные правовые акты:

1.  ГК РФ;

2.  Арбитражный процессуальный  кодекс РФ от 14 июня 2002 г. (в ред. от 27.07.2010 г.) (далее - АПК РФ);

3.  Федеральный З от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. 19.07.2010 г.);

4.  Федеральный З от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 28.12.2010 г.);

5.  Постановление Пленума  ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О  некоторых вопросах практики  применения Федерального За «О несостоятельности (банкротстве)» и т.д.

 

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального За «О несостоятельности (банкротстве)»).

При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо - если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст. 3 Федерального За «О несостоятельности (банкротстве)»).

Признаки несостоятельности (банкротства):

-  наличие денежного  обязательства должника долгового  характера;

-  неспособность гражданина  или юридического лица удовлетворить  требования кредиторов по денежным  обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных  платежей в течение трех месяцев  с момента наступления даты  их исполнения;

-  наличие задолженности  в отношении гражданина на  сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического  лица - не менее 100 тыс. руб.;

-  официальное признание  несостоятельности арбитражным  судом.

Для граждан Зодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) - превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

 

38.Компетенция  федерального управления по делам  о несостоятельности (банкротстве)

Для усиления роли государства в регулировании процессом банкротства создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом (далее Федеральное управление). Основной задачей Федерального управления является принятие мер по предотвращению банкротства государственных предприятий. Его роль заключается в соблюдении интересов государственной власти, которые часто вступают в противоречие с интересами частных кредиторов.

  Практически  каждое государственное или муниципальное  предприятие отягощено долгами. Оно имеет задолженности по  заработной плате, долги по выплатам  своим работникам, поставщикам и  кредиторам. Чаще всего это просроченные  задолженности без перспективы  погашения. В этом случае Зодательством предусмотрена возможность кредиторов подавать в суд на взыскание задолженности с имущества государственных хозяйствующих субъектов.

  Однако необходимо  отметить, что правопреемственность  нового собственника (право передачи  имущества другому собственнику) не уменьшает долгов предприятия.

   Не менее  важный вопрос — это отношение  государства-собственника к государственным  образованиям при их неплатежеспособности. Основная задача государства  как собственника сводится к  естественному стремлению не  допустить банкротства предприятий.

   Государство  в случае банкротства все-таки  устанавливает для хозяйствующих  субъектов цивилизованный способ  взаимоотношений с кредиторами (процедуры  банкротства), всячески стимулируя  кредиторов вернуть свои долги  подачей исков в арбитражный  суд, независимо от того, в чьей  собственности находятся предприятия-должники.

  Арбитражный  суд в свою очередь обязан  отстаивать интересы государства (и в роли кредитора, и в роли  должника) и интересы других кредиторов  одновременно. Возникает вопрос: стоит  ли в каждом случае реорганизации  или ликвидации государственных  образований в связи с их  несостоятельностью привлекать  к работе арбитражный суд?

  В рамках  действующего российского Зодательства вопросы ликвидации государственных хозяйствующих субъектов будут все-таки решаться с помощью судов, а вопросы реорганизации субъектов в связи с их неплатежеспособностью могут решаться и без судебных инстанций.

  В рамках  реорганизационных процедур государством-собственником  в первую очередь должны решаться  вопросы, касающиеся прежде всего  поиска более эффективного собственника, способного вложить в предприятие  необходимые инвестиции и наладить  рентабельное производство. Эта  важнейшая функция вменена Федеральному  управлению.

  Оно же  осуществляет контроль за целевым  расходованием средств, выделяемых  в форме государственной финансовой  поддержки, в том числе за возвратностью  средств, предоставленных на контрактной  основе.

  Отправным  моментом в осуществлении полномочий  Федерального управления является  принятие решений:

  4) о признании  структуры баланса предприятий  неудовлетворительной, а предприятия  неплатежеспособным;

  5) о наличии  реальной возможности у предприятия-должника  восстановить свою платежеспособность;

  6) о наличии  реальной возможности утраты  платежеспособности предприятия, когда  оно в ближайшее время не  сможет выполнить свои обязательства  перед кредиторами.

  Установлено, что анализ баланса предприятия  производится на основании:

  1) баланса  за последний отчетный период, а также баланса на первое  число текущего месяца (если дата  составления этого баланса не  совпадает с датой окончания  последнего отчетного периода), представляемых  руководством предприятия и заверенных  в установленном порядке;

  2) баланса  предприятия за последний отчетный  период, представляемого налоговыми  органами в случае его непредставления  в установленные сроки руководством  предприятия.

  Информация, содержащаяся в полученных в  указанном порядке документах, вполне  достаточна для принятия решения  по определению неудовлетворительной  структуры баланса предприятия.

  Важнейшим  элементом формирующейся системы  государственного регулирования  отношений несостоятельности является  оказание государственной финансовой  поддержки предприятиям по восстановлению  их платежеспособности.

  До последнего  времени в этой области сложилась  своеобразная ситуация. Как известно, в определенных случаях правительство  оказывает финансовую поддержку  как на безвозвратной основе, так и с предоставлением льготных  кредитов.

  Средства, выделяемые  на поддержку, должны поступать  на предприятия через уполномоченные  правительством банки. А поскольку  Центральный банк России имеет  ограниченное во времени право  безакцептного снятия со счета  уполномоченного банка тех кредитов, которые он выделил по поручению  правительства, то эти деньги  фактически перестают быть государственными.

 

39.Особенности  банкротства отдельных видов  субъектов

Новый З, в отличие от ранее действовавшего За, учитывает специфику отдельных категорий должников и предусматривает связанные с этим особенности применения к ним процедур банкротства. Речь идет о таких категориях должников как должники-юридические лица: градообразующие, сельскохозяйственные, страховые организации, банки и иные кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также должники-граждане, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства. Рассмотрим особенности банкротства некоторых категорий должников.

     Под  градообразующими организациями  в Зе понимаются такие юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта (ст.132).

     Определяя  особенности банкротства градообразующих  организаций, З учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

     По  ходатайству названных органов  арбитражный суд сможет ввести  внешнее управление в отношении  должника градообразующей организации  даже в том случае, когда собрание  кредиторов проголосует за признание  должника банкротом и открытие  конкурсного производства. Однако  в этом случае, представляя ходатайство, соответствующие органы должны  будут дать поручительство по  обязательствам должника и тем  самым взять на себя обязанность  нести субсидиарную ответственность  перед его кредиторами.

     Кроме  того, по ходатайству названных  органов внешнее управление может  быть продлено арбитражным судом  на срок не более года. Таким  образом, общая продолжительность  внешнего управления, а стало  быть и срок действия моратория  на удовлетворение требований кредиторов, может составить 2,5 года. В этот период соответствующими органами может быть осуществлено финансовое оздоровление градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест. В исключительных случаях срок внешнего управления может быть продлен на срок до 10 лет при условии, что должник и его поручитель приступят к расчетам с кредиторами не позже, чем через 2,5 года после введения внешнего управления (ст.135).

     Российская  Федерация, субъект Российской Федерации  либо муниципальное образование  в лице их уполномоченных органов  могут в любое время до окончания  внешнего управления рассчитаться  со всеми кредиторами либо  погасить иным способом требования  кредиторов по денежным обязательствам  или обязательным платежам.     В процессе внешнего управления  должником - градообразующей организацией  может быть осуществлена продажа  предприятия как единого имущественного  комплекса, что позволит получить  средства, необходимые для расчетов  с кредиторами, не прибегая к  ликвидации должника, а также  сохранить рабочие места. Причем  при наличии ходатайства государственного  органа либо органа местного  самоуправления продажа предприятия  будет производиться по конкурсу, обязательными условиями которого  являются сохранение рабочих  мест для не менее чем 70% работников  предприятия, а также обязанность  покупателя в случае изменения  профиля деятельности предприятия  произвести переобучение или  трудоустройство работников. Да  и в случае признания градообразующей  организации банкротом конкурсный  управляющий для первых торгов  должен будет предложить к  продаже предприятие как единый  имущественный комплекс. И только  в том случае, если на таких  торгах не найдется покупатель, конкурсный управляющий получит  возможность продавать отдельные  активы предприятия.

     Положения  о банкротстве градообразующей  организации будут применяться  также и к иным организациям, численность работников которых  превышает пять тысяч человек.

     Банкротство  сельскохозяйственных организаций  имеет отличительные особенности, продиктованные, во-первых, особым характером  их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земельных  участков (преимущественно сельскохозяйственного  назначения) и, во-вторых, сезонным характером  их работы.

Информация о работе Лекции по "Предпринимательское право"