Лекции по "Предпринимательское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 11:03, курс лекций

Описание работы

2.Предпринимательское (хозяйственное) право как отрасль права и учебная дисциплина
Хозяйственное право как учебная дисциплина - это совокупность знаний и навыков правового регулирования хозяйственной деятельности и использования соответствующих правовых норм в практике хозяйствования при осуществлении профессиональной юридической деятельности

Файлы: 1 файл

ответы предприн. право..docx

— 525.15 Кб (Скачать файл)

- общая компетентность  состоит в праве хозяйствующих  субъектов заниматься любой деятельностью, не запрещенной Зом;

- ограниченная компетентность  заключается в том, что предприниматель  вправе в той или иной мере  ограничить свою компетентность, но, затем, не вправе выйти за  пределы этого ограничения, так  как оно заложено в учредительных  документах;

- специальная компетентность  – объем правомочий, предоставленных  субъекту хозяйственного права  владельцем имущества на основе  За. Наделяются унитарные предприятия и некоммерческие организации;

- исключительная компетентность  означает отказ от осуществления  всех видов деятельности кроме  избранного (банковская, страховая  и другие виды деятельности).

Наличие обособленного имущества, то есть имущества, которым предприятие отвечает по своим обязательствам. Правовой формой обособления является право собственности, хозяйственное ведение, оперативное управление.

Самостоятельная имущественная ответственность субъекта означает, что он отвечает за свои действия принадлежащим ему обособленным имуществом, при этом учредители ответственность по обязательствам субъекта не несут, кроме исключений, предусмотренных Зодательством (например, если установлено, что банкротство вызвано указаниями учредителей, на них может быть возложена субсидиарная ответственность).

Под созданием субъекта хозяйственного права понимают совершение юридически значимых действий, целью которых является получение правового статуса субъекта предпринимательской деятельности. Существуют следующие способы создания субъектов хозяйственного права:

1) Учредительный способ  – решение о создании субъекта  предпринимательской деятельности  принимает одно лицо - учредитель (индивидуальный частный предприниматель, юридическое лицо с одним участником).

2) Договорно-учредительный  – несколько учредителей определяют  объем правоспособности организации  и объем прав участников на  договорной основе.

3) Учредительно-распорядительный  – основанием для учреждения  является распоряжение государственного  или муниципального органа (унитарные  предприятия).

4) Дозволительно-учредительный  – для учреждения субъекта  требуется разрешение государственного  органа (создание союзов или ассоциаций  из отдельных коммерческих организаций  возможно только при согласии  антимонопольного органа).

Субъект хозяйственного права возникает с момента государственной регистрации. Если это не индивидуальный частный предприниматель, учредители должны определиться с организационно-правовой формой собственности и выработать учредительные документы. Одной из целей учредительных документов является предоставление контрагентами информации о коммерческой организации, объеме ее правоспособности, целях деятельности, порядке принятия решений, поэтому сведения, содержащиеся в учредительных документах не могут составлять коммерческую тайну. К учредительным документам относятся Учредительный договор и устав.

Учредительный договор – это документ, подписываемый всеми учредителями юридического лица, в котором они обязуются создать юридическое лицо, определяют объем его правоспособности, цели и направлений деятельности, условия передачи ему своего имущества и условия своего участия в деятельности создаваемого лица. Заключается в письменной форме правоспособными, а для физических лиц и дееспособными лицами на добровольной основе.

Устав – документ, который наряду с учредительным договором, определяет правовой статус организации. В уставе отражается организационно-правовая форма, размер уставного капитала, наименование и место нахождения организации, ответственность за нарушение обязанностей по оплате уставного капитала структура органов управления и их компетенция и другие сведения. Таким образом, учредительный договор определяет условия создания юридического лица, а устав – условия функционирования и управления. В зависимости от организационно-правовой формы собственности учредительные документы бывают разными, также как состав и количество учредителей.

Одним из признаков коммерческой организации является ее наименование, которое является средством индивидуализации юридического лица и должно содержать указание на ее организационно-правовую форму. Организация может выбрать для себя любое наименование, а чтобы избежать появление одинаковых наименований разработан порядок предварительной проверки наименований на повторяемость. Кроме того, существуют определенные ограничения – запрещено использовать в наименовании слова «биржа», если организация не соответствует Зу РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»; «Россия», «Российская Федерация», «Государство» - постановление Правительства РФ № 1463 от 07.12.96 г.

Важным вопросом, который должен быть решен до регистрации является место нахождения организации (юридический адрес), соответствующее адресу органа управления лица.

К моменту регистрации должно быть сформировано не менее 50% уставного капитала (для унитарного предприятия – 100%). Допускается оплата уставного капитала и денежными средствами и имуществом, свободным от прав третьих лиц, то есть не находящимся под арестом или в залоге.

Государственная регистрация – заключительный этап создания хозяйствующего субъекта, обретение им правоспособности. Кроме того, государственная регистрация определяет место субъекта на рынке и способствует проведению налогообложения и осуществлению контроля за определенными видами деятельности (лицензирование).

Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйственного права – правовые способы прекращения юридических лиц, при этом, при реорганизации происходит правопреемство, то есть переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к другим лицам, а при ликвидации правопреемства нет.

Реорганизация может осуществляться в виде слияния, присоединения разделения выделения и преобразования добровольно (на основании решения органов управления) и принудительно (по решению управомоченного государственного органа или по решению суда). Орган, принявший решение о реорганизации определяет порядок и сроки ее осуществления.

Слияние представляет объединение 2-х или нескольких юридических лиц в единую организацию, к которой переходит правопреемство, а все ранее действующие лица прекращают свое существование.

Присоединение означает, что прекращает свое существование присоединяемое лицо, а присоединившее лицо увеличивает свои активы за счет присоединенного имущества и становится правопреемником.

Разделение предполагает появление вместо одного субъекта, который прекращает свое существование, двух или нескольких, к которым переходит правопреемство на основе договора между вновь созданными лицами.

Выделение – единственный способ реорганизации при котором не прекращается ранее существовавший субъект. Образуется еще одно юридическое лицо, которому передается часть активов, а правопреемство решается соглашением сторон. Довольно часто используется недобросовестными предпринимателями как способ ухода от ответственности.

Преобразование– ранее существующее юридическое лицо прекращает свое существование, а вместо него возникает другое с иной организационно-правовой формой, к которому переходят права и обязанности. Реорганизация заканчивается государственной регистрацией вновь возникших юридических лиц и внесением их в Единый государственный реестр юридических лиц. На регистрацию в зависимости от способа реорганизации представляется передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование) или разделительный баланс (разделение, выделение). Важным фактором является обеспечение прав кредиторов, заключающееся в следующем:

- орган, принявший решение  о реорганизации, обязан письменно  уведомить об этом кредиторов;

- кредитор вправе потребовать  прекращения или досрочного исполнения  обязательств и возмещения убытков;

- если разделительный  баланс не дает возможности  определить правопреемника, вновь  созданные юридические лица несут  солидарную ответственность по  обязательствам реорганизованного  юридического лица перед кредиторами.

Ликвидация юридического лица ведет к его прекращению без правопреемства на основании решения:

- его учредителей;

- органа, уполномоченного  на то учредительными документами;

- суда в связи с признанием  недействительности регистрации  из-за отсутствия лицензии; деятельности  запрещенной Зом либо нарушающей З; в иных, установленных Зом случаях.

Лица, принявшие решение о ликвидации, обязаны:

- сообщить об этом органу, осуществляющему внесение в Единый  государственный реестр юридических  лиц сведения о том, что лицо  находится в стадии ликвидации;

- назначить ликвидационную  комиссию, к которой переходят  полномочия по управлению делами  юридического лица, установить порядок  и сроки ликвидации.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица; принимает меры по выявлению и уведомлению кредиторов; составляет промежуточный ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями юридического лица, и по истечении срока, отведенного для предъявления требований кредиторов (не менее 2-х месяцев), приступает к их удовлетворению в следующей очередности:

- требования граждан за  причинение вреда жизни, здоровью;

- выплата выходных пособий, оплате труда лицам, работающим  по трудовому договору, по авторским  договорам;

- удовлетворение требований  кредиторов по обязательства, обеспеченным  залогом имущества;

- задолженности по платежам  в бюджет, внебюджетные фонды;

- расчеты с другими  кредиторами в календарной последовательности (в порядке поступления требования).

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей. Требования, не удовлетворенные из-за недостатка имущества юридического лица, считаются погашенными. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, по которому остаток имущества передается его учредителям. Ликвидация юридического лица считается завершенной после соответствующей записи в Едином государственном реестре юридических лиц.

Частным случаем ликвидации может быть несостоятельность (банкротство). Установлена процедура признания несостоятельности: арбитражный суд (по заявлению должника, прокурора или кредитора) рассматривает дело и в соответствии с Зом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» принимает меры:

- внешнее управление –  назначение арбитражного управляющего, который должен осуществить экономические  или организационные действия  для восстановления платежеспособности  должника;

- санация (оздоровление) –  как правило, при внешнем управлении  собственник, кредиторы и другие  лица оказывают финансовую помощь  должнику для восстановления  платежеспособности (не более 18 месяцев);

- конкурсный процесс –  удовлетворение требований кредиторов, как было рассмотрено выше  с внесением в Единый реестр  юридических лиц сведений о  ликвидации.

Классификация субъектов хозяйственного права может производиться по разным критериям (признакам):

- по форме собственности (государственные, муниципальные, частные);

- по цели деятельности (коммерческие, не коммерческие);

- по правовому статусу (юридические лица и индивидуальные  частные предприятия);

- по организационно-правовой  форме предпринимательской деятельности.

Под организационно-правовой формой понимают совокупность имущественных и организационных признаков; способов формирования имущественной базы; особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников; их ответственность друг перед другом и перед кредиторами. Зодательство предусматривает следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечисленные коммерческие организации являются юридическими лицами.

Предпринимательская деятельность не всегда осуществляется юридическими лицами. Она возможна и в виде индивидуальной предпринимательской деятельности граждан.

Право заниматься предпринимательской или любой иной, не запрещенной Зом деятельностью, является следствием правоспособности граждан, то есть способности иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Однако, для реализации этого права, гражданин должен обладать дееспособностью, то есть способностью своими действиями приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности. То есть заниматься предпринимательской деятельностью могут только дееспособные граждане. Для ограничения злоупотреблений указом Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 04.04.92 г. № 361 и Зом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 г. должностным лицам органов государственной власти и государственного управления, а также другим служащим государственного аппарата запрещается заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия, занимать должности в органах управления хозяйствующих субъектов. Индивидуальная предпринимательская деятельность ведется гражданином от своего имени на свой риск и ответственность он несет всем принадлежащим ему имуществом. Начинается индивидуальная предпринимательская деятельность с момента регистрации гражданина в этом качестве для чего необходимо предоставить в регистрирующий орган заявление, документ об уплате регистрационного сбора и получить, при необходимости, лицензию. В течение 10 дней после государственной регистрации необходимо стать на учет в налоговом органе по месту жительства, в территориальных органах Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования РФ.

Информация о работе Лекции по "Предпринимательское право"