Лекции по "Предпринимательское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 11:03, курс лекций

Описание работы

2.Предпринимательское (хозяйственное) право как отрасль права и учебная дисциплина
Хозяйственное право как учебная дисциплина - это совокупность знаний и навыков правового регулирования хозяйственной деятельности и использования соответствующих правовых норм в практике хозяйствования при осуществлении профессиональной юридической деятельности

Файлы: 1 файл

ответы предприн. право..docx

— 525.15 Кб (Скачать файл)

В реестре государственного имущества Орловской области существует раздел «Казна Орловской области», в котором ведется учет данного имущества.

Учет осуществляется посредством занесения соответствующих сведений в специальный раздел Единого реестра областного имущества Орловской области, содержащий сведения о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях и сроке постановки на учет имущества, составляющего казну Орловской области (и при необходимости — другие сведения).

Включение в специальный раздел реестра и исключение из него имущества казны Орловской области осуществляется на основании решений (приказов) органа исполнительной государственной власти по управлению имуществом Орловской области.

Основные учетные данные о составе казны Орловской области содержат описание объектов имущества казны, их количества и стоимости. Так, в группу «имущество казны» выделены автодороги, газопроводы, прочее имущество (здания, объекты незавершенного строительства и т. д.).

 

28.Муниципальные  образования как субъект хозяйственного  права

Среди субъектов гражданского права ГК РФ (ст. 124) участниками отношений, регулируемых гражданским Зодательством, называет: Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации, муниципальные образования. Общим для них является то, что они сочетают частноправовые и публично-правовые элементы.

Государство является специфическим субъектом гражданского права. Его особое положение обусловлено наличием двух моментов: равные начала участия в гражданских правоотношениях наряду с иными субъектами - гражданами и юридическими лицами и использование властных полномочий для организации гражданского оборота. Поэтому ряд гражданских правоотношений с участием государства возникает на основе административных актов, что несвойственно для граждан и юридических лиц.

Будучи одним из субъектов гражданских правоотношений государство обладает право- и дееспособностью. В отношении правоспособности государства высказаны различные мнения^ Однако, учитывая сложившуюся практику использования терминологии, с целью определения отличительных особенностей, правоспособность государства можно именовать универсальной, в отличие от общей правоспособности граждан и специальной (по общему правилу) юридических лиц.

Россия, являясь федеративным государством, включает в себя субъекты, обладающие признаками государственных образований. Это республики в составе РФ, национально-территориальные образования (автономные округа и автономная область) и административно-территориальные образования (края, области).

Особенность муниципальных образований, в отличие от государственных, состоит в том, что их властные полномочия не носят государственно-правового характера, они призваны обеспечивать местное самоуправление.

Принципиально важным является правило, установленное в п. 2 ст. 124 ГК РФ, согласно которому к субъектам, указанным в п. 1 ст. 124 ГК РФ, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в регулируемых гражданским Зодательством отношениях, если иное не вытекает из За или особенностей данного субъекта. Именно этот прием Зодательной техники позволяет не упоминать субъектов, указанных в п. 1 ст. 124 ГК, в качестве участников сделок (ст. 153 ГК РФ).

Вовне от имени Российской Федерации и ее субъектов выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Это означает, что от имени РФ и ее субъектов может выступать ряд органов государственной власти: Федеральное собрание, Президент, Правительство, федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации.

Участие муниципальных образований в гражданском обороте опосредуется органами местного самоуправления.

Даже граждане и юридические лица могут в случаях, предусмотренных федеральными Зами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению выступать от имени названных субъектов.

Правоспособность РФ, государственных и муниципальных образований, названная универсальной, позволяет отграничивать ее от правоспособности граждан и юридических лиц. Следует иметь в виду, что некоторые элементы правоспособности последних в принципе не могут составлять содержания правоспособности РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Например, право быть наследодателем, право наименования юридического лица.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются юридическими лицами, - косвенно указывает абз. 3 п. 4 ст. 66 ГК РФ. Это влечет необходимость разграничения полномочий органов Государственной власти и органов местного самоуправления как органов соответствующих образований, с одной стороны, и как организационно-правовой формы некоммерческой организации в виде учреждения - с другой. Поскольку в данном случае Зодатель как бы "им-планировал" в государственное или муниципальное образование по существу иной субъект - юридическое лицо.

Наиболее важная сфера участия РФ, ее субъектов и муниципальных образований в гражданском обороте - правоотношения собственности (а также иные вещные права). Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования участвуют и в ряде относительных правоотношений, например, наследственных, обязательственных. В этом плане следует упомянуть правила ст. 1069 ГК РФ, устанавливающие ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Если гражданину или юридическому лицу в результате неЗных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего Зу или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления причинен вред, то он подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта или казны муниципального образования; за счет этих средств происходит и возмещение вреда, причиненного неЗными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК РФ).

Среди обязательственных прав РФ, ее субъектов и муниципальных образований необходимо отметить и права в отношении акционерных обществ, собственниками акций которых они являются.

Если во внутреннем обороте властные полномочия РФ, ее субъектов, муниципальных образований сопряжены одновременно и с равными началами участия в гражданских правоотношениях, то во внешнем суверенитет сопряжен с иммунитетом (за исключением муниципальных образований).

Суверенитет как верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере всегда влечет и признание за государством, участвующим во внешнеторговом обороте, иммунитета. Он определяет и невозможность распространения государственного суверенитета на иностранное государство, которое действует за пределами своих границ, без его согласия.

Различают судебный иммунитет и иммунитет собственности государства. Ст. 127 ГК РФ содержит правило, согласно соторому особенности ответственности РФ , ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским Зодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются даконом об иммунитете  государства и его собственности.

Судебный иммунитет может быть определен как неподсудность одного государства судам другого при отсутствии его согласия. Иммунитет собственности государства означает неприкосновенность объектов собственности одного государства в случае, если они находятся на территории другого.

 

29.Совместная  предпринимательская деятельность  и ее юридические формы

Совместные предприятия (СП) - это хозяйственно самостоятельные организации, предпринимательская деятельность которых осуществляется на базе общей собственности партнеров из разных стран.

Государства участников СП не отвечают по их обязательствам, а СП не отвечают по обязательствам государства. В финансовой и организационной структуре СП и СО нет принципиальных различий.

СП могут создавать филиалы на правах дочерних компаний, которые являются хозяйственно независимыми юридическими лицами и не несут ответственности по обязательствам в отношении третьих лиц.

При создании СП российские и иностранные участники делают вклады в общий уставный фонд, размеры которого определяются исходя из необходимости финансирования материально-технической базы СП и образования оборотных средств. Соотношение долей участников в уставном фонде СП определяется по договоренности.

Высший орган управления СП - правление (совет), состоящее из лиц, назначаемых участниками, численностью от 3 до 7 человек. Число рядовых членов с каждой стороны пропорционально ее доле в уставном фонде. Во главе правления стоит председатель.

Правление полномочно решать все вопросы, связанные с деятельность, включая изменение устава, утверждение балансов, получение долгосрочных кредитов, отчисления в резервные фонды. Принципиальные вопросы деятельности СП решаются на заседаниях правления на основе единогласия всех его членов.

Для руководства оперативной деятельностью СП правление назначает дирекцию в составе генерального директора и его заместителей. Председателем правления или генеральным директором может быть иностранный гражданин. Для проверки правильности хозяйственной деятельности СП Правление назначает ревизионную комиссию.

В нашей стране первый опыт совместного предпринимательства с капстранами относится к 20-м годам; в основном этот вид предпринимательства выражался в виде концессий. По своим организационным формам были как чистые концессии, так и смешанные общества. Во втором случае концессия представляла собой акционерное общество, в котором иностранный партнер и советская организация совместно участвовали в руководстве и организации деятельности какого-либо предприятия или в разработке природных ресурсов. Концессии предоставлялись в целях развития производительных сил в различных областях народного хозяйства. Наибольший удельный вес приходился на добывающую промышленность (48,5%), деревообрабатывающую (20,2%), металлообрабатывающую (10,0%). Смешанные концессии управлялись на паритетных началах, при этом, однако, не менее 51% всех акций принадлежало советской стороне. Такие предприятия действовали по нашим Зам.

Концессии на территории СССР просуществовали несколько лет, а затем опыт их работы был забыт.

Основной смысл привлечения иностранного партнера к созданию СП может состоять в следующем:

1) получение передовой  технологии и оборудования;

2) получение средств  в свободно конвертируемой валюте (в счет вклада иностранного  партнера) для приобретения вышеупомянутых  технологий и оборудования;

3) получение гарантированного  источника комплектующих изделий  или отсутствующего в России  сырья;

4) если вы, создавая  СП, собираетесь осуществлять операции  на внешнем рынке, иностранный  партнер нужен для того, чтобы  вы могли использовать торговые  каналы и средства на этом  рынке, которыми он располагает.

Основными целями участия иностранного партнера в создании СП па территории России являются:

1) увеличение  производства товара с помощью  экспорта капитала и снижение  издержек производства за счет:

• освобождения своей продукции от пошлин;

• более низкой оплаты труда российских рабочих;

• приобретения сырья и энергоносителей на более благоприятных условиях;

• получения полуфабрикатов при незначительных транспортных расходах и беспошлинно;

• географической близости рынков сбыта;

• использования благоприятного уровня налогообложения прибыли,

2) утверждение  на внутреннем рынке России. При  решении вопроса о создании  СП в России иностранный партнер  учитывает целый ряд обстоятельств:

а) политическую обстановку в стране;

б) способность экономики смягчать кризисные явления;

в) уровень инфляции;

г) объем международной задолженности;

д) валютную политику России;

е) гарантии защиты иностранного капитала.

Интересы зарубежных партнеров в создании СП в своих странах с участием наших организаций заключаются в использовании наших богатых Курсов для повышения уровня прибыли, для сбыта своей продукции на наш емкий рынок. Поэтому оценка успеха работы СП на своем рынке производится нашими партнерами, главным образом, по величине получаемой прибыли.

После 1987 г. совместное предпринимательство набрало силу. Так, на территории России на 1 января 1992 г. действовало (а не просто зарегистрировано) 1200 СП (в 2 раза больше, чем в 1990 г.). Среди зарубежных партнеров основная доля в создании СП приходится на США (291 СП) и Германию (268 СП), далее идут Финляндия (151), Австрия (135), Италия (126), Великобритания (125), отстают Швейцария (95), Франция (64), Швеция (64), Япония (63). Что касается территориального размещения то на долю Москвы и Санкт-Петербурга их приходится более всего. Объем производства составил 18,4 млрд. руб. - в 2,7 раза больше в сопоставимых ценах, чем в 1990 г., в том числе промышленные СП - 13,4 млрд. руб., строительные - 0,3 млрд. руб., торговые - 0,4 млрд. руб. В области научно-исследовательских работ объем услуг составил 1 млрд. руб. СП были заняты производством станков, оборудования для изготовления швейных изделий, телефонной аппаратуры, вычислительной техники, обуви, рыбных продуктов. 70% СП относятся к производственным, в то время в 1990 г. 70% СП занимались торговлей. Работой в СП было занято 137 тыс. чел. Доля продукции СП в общем объеме экспорта составила ЕЦ. Экспорт возрос в 2,2 раза против 1990 г. Производительность труда на СП была в 2 раза выше, чем на российских государственных предприятиях. Вклад иностранных участников в СП составил 1,9 млрд. инвалютных рублей (по официальному курсу) и равен менее 40% в среднем в уставном капитале (приведены опубликованные данные о деятельности СП в России за 1991 г.).

Информация о работе Лекции по "Предпринимательское право"