Лекции по "Предпринимательское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 11:03, курс лекций

Описание работы

2.Предпринимательское (хозяйственное) право как отрасль права и учебная дисциплина
Хозяйственное право как учебная дисциплина - это совокупность знаний и навыков правового регулирования хозяйственной деятельности и использования соответствующих правовых норм в практике хозяйствования при осуществлении профессиональной юридической деятельности

Файлы: 1 файл

ответы предприн. право..docx

— 525.15 Кб (Скачать файл)

регистрируется центральная компания ФПГ в реестре юридических лиц;

регистрируется сама группа в реестре финансово-промышленных групп, который ведет Минэкономразвития России.

После регистрации ФПГ центральная компания вносит в свое фирменное наименование слова "центральная компания финансово-промышленной группы", о чем направляет уведомление в регистрирующий орган (Федеральную налоговую службу России).

В России многие центральные компании являются банками или кредитными организациями. Создание центральных компаний в форме таких организаций действительно эффективно, т.к. помимо финансирования деятельности финансово-промышленной группы банк может выступать промежуточным заемщиком, привлекая инвестиции. Зачастую центральные компании - банки претендуют на право управления финансами всех участников ФПГ. В этом случае реализуется принцип самоинвестирования в рамках ФПГ, чего нельзя сделать, если центральная компания создана в форме ассоциации (союза). Согласно ст. 121 ГК РФ ассоциация (союз) юридических лиц является единственной формой некоммерческой организации, которая ни при каких условиях не вправе проводить самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Центральная компания ФПГ:

выступает от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью группы;

ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс группы. Постановлением Правительства от 9 января 1997 г. N 24 установлен Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ. Помимо этого центральная компания предоставляет отчетность отдельно по своей деятельности. ФПГ может быть также признана консолидированной группой налогоплательщиков;

готовит ежегодный отчет о деятельности группы. Этот отчет рассылается всем участникам группы, уполномоченному государственному органу (Минэкономразвития) и публикуется в срок не позднее 90 дней после окончания финансового года. Отчет составляется после проверки деятельности ФПГ независимым аудитором. Аудиторскую проверку оплачивает центральная компания ФПГ;

выполняет в интересах участников отдельные банковские операции в соответствии с Зодательством о банках и банковской деятельности.

ФПГ не пользуется правами юридического лица, поэтому в правоотношениях она выступает через свою центральную компанию. Участники ФПГ несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате деятельности центральной компании.

Специальные нормы о правовом статусе центральной компании не соответствуют Зодательству о хозяйственных обществах и ассоциациях юридических лиц (см. табл. 4).

Центральная компания -       
хозяйственное общество      

Центральная компания -        
ассоциация (союз) юридических лиц

Коммерческая организация,     
основной целью деятельности     
которой является извлечение     
прибыли                

Некоммерческая организация, которой  
вопреки общим правилам ст. 50 ГК РФ 
запрещено самостоятельно заниматься 
предпринимательской деятельности    
(ст. 121 ГК РФ)         

Участники     
хозяйственного  
общества не несут 
ответственности  
по его обязатель- 
ствам и рискуют   
только потерей   
оплаченных ими   
вкладов в     
уставный капитал

Участники    
центральной   
компании несут  
солидарную    
ответственность 
по ее обязатель- 
ствам     

Члены ассоциации  
(союза) несут    
по ее (его)    
обязательствам   
субсидиарную    
ответственность

Участники     
центральной    
компании несут   
солидарную     
ответственность  
по ее обязатель-  
ствам      


ФПГ оказывается государственная поддержка, например, предоставляются следующие льготы:

зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями торгов инвестиций для покупателя - центральной компании той же ФПГ;

предоставление участникам группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность группы;

передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой группы;

предоставление государственных гарантий для привлечения инвестиций;

Центральный банк РФ может снижать нормы обязательного резервирования для повышения инвестиционной активности ФПГ.

 

32.Производственно-хозяйственные  комплексы и объединения юридических  лиц

Правовая организация производственных комплексов

Крупные производственно-хозяйственные комплексы широко создавались в условиях плановой экономики. В тот период они действовали главным образом в качестве хозяйственных объединений. Всесоюзные и республиканские промышленные объединения представляли собой группы предприятий во главе с органом управления. Орган управления выступал в правовых отношениях в интересах объединения.

Подобный производственно-хозяйственный комплекс конструировался как хозяйственная система, включавшая в себя предприятия, организации и центр системы. Последний признавался субъектом права и имел права юридического лица, а система в целом обладала лишь некоторыми элементами хозяйственной правосубъектности. В условиях плановой экономики хозяйственные системы часто носили монополистический характер и сочетали административные и экономические методы управления.

 При переходе  к рыночной экономике правовая  организация производственно-хозяйственных  комплексов существенно изменилась. Важное значение для развития  таких комплексов имело издание  Указа Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации  промышленной политики при приватизации  государственных предприятий». В  нем предусматривалось, что в  целях упорядочения структурной  перестройки в промышленности, обеспечения  защиты национальных интересов  в период широкомасштабной приватизации  должно проводиться создание  интегрированных производственно-технологических  комплексов при приватизации  крупных государственных предприятий  и объединений, составляющих основу  промышленного потенциала страны. Было установлено, что такие комплексы  должны создаваться в отраслях  связи, электроэнергетики, производства  нефти, газа, радиоэлектроники, вооружений, боеприпасов и в некоторых  других отраслях.

В современных условиях производственно-хозяйственные комплексы в нашей стране создаются в форме холдингов и финансово-промышленных групп. Они действуют в качестве хозяйственных систем, которые не пользуются правами юридического лица, но в некоторых отношениях обладают хозяйственной правосубъектностью.

 В качестве  субъектов права подобные комплексы  выступают, например, в отношениях, регулируемых антимонопольным Зодательством, где они признаются группами лиц (см. § 4 гл. 5 учебника). В отношении финансово-промышленных групп в Зодательстве предусматривается возможность признания их консолидированными субъектами налоговых отношений. Возможность признания производственно-хозяйственных комплексов субъектами налоговых отношений вытекает из ст. 20 НК РФ, согласно которой налогоплательщиками являются взаимосвязанные лица.

 Производственно-хозяйственные  комплексы могут также выступать  субъектами инвестиционной деятельности. В инвестиционном Зодательстве говорится о том, что инвесторами могут выступать группы лиц (объединения), не имеющие прав юридического лица. Такие положения предусматриваются в Зодательстве как о внутренних, так и об иностранных инвестициях1.

 Системный  подход к правовой организации  крупных производственно-хозяйственных  комплексов характерен для современного  Зодательства нашей страны. В п. «и» ст. 7i Конституции РФ говорится о федеральных энергетических системах.

 Одной из  таких систем является система  газоснабжения, правовое положение  которой определяется Федеральным  Зом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Согласно ст. 5 этого За федеральная система газоснабжения — это совокупность действующих на территории страны систем газоснабжения: единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Таким образом, в федеральную систему входят региональные системы в качестве подсистем и в конечном счете — все газоснабжающие и газораспределительные организации. При этом в Зе подчеркивается, что в систему входят все подобные организации независимо от формы собственности и от организационно-правовой формы. Хотя в других частях этого За содержатся некоторые неточные формулировки1, системный подход позволяет обеспечить единое правовое регулирование и управление системой газоснабжения в стране.

 В рамках  производственно-хозяйственного комплекса (хозяйственной системы) возникают  сложные и многообразные отношения  между его звеньями, а также  между ними и центром системы. В процессе осуществления отношений  между центром системы (комплекса) и ее звеньями осуществляется  внутрисистемное регулирование (организация) хозяйственной деятельности.

 Существуют  особенности в правовом регулировании  внутрисистемных отношений в  холдингах, финансово-промышленных  группах и в других производственно-хозяйственных  комплексах. Рассмотрим теперь конкретно  правовое положение холдингов  и финансово-промышленных групп.

Понятие объединения юридических лиц

Самостоятельным видом некоммерческой организации является объединение юридических лиц. Создание таких объединений в форме ассоциаций или союзов предусмотрено нормами ст. 121 Гражданского кодекса, ст. 11 За о некоммерческих организациях и рядом иных федеральных Зов.

 Ассоциацией (союзом) признается основанное на  началах членства объединение  юридических лиц, созданное ими  с целью координации деятельности, а также представления и защиты  их интересов (п. п. 1 и 2 ст. 121 ГК; п. п. 1 и 2 ст. 11 За о некоммерческих организациях).

 Следует отметить, что нормами п. 2 ст. 11 Федерального  За от 27 октября 1995 г. "О финансово-промышленных группах" <1> допускается функционирование объединения юридических лиц (ассоциации или союза) в качестве центральной компании ФПГ, что противоречит его статусу как некоммерческой организации.

В отличие от неправосубъектных объединений холдингового типа, включающих материнские и дочерние компании, объединения различных юридических лиц, основанные на корпоративных (членских) началах, во-первых, являются самостоятельными юридическими лицами, а во-вторых, преследуют некоммерческие цели, создаваясь обычно для координации деятельности участников, представления и защиты их общих, в том числе имущественных, интересов. Они возникают исключительно на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении своих участников, которые полностью сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц (п. 3 ст. 121 ГК; п. 3 ст. 11 За о некоммерческих организациях).

 Ассоциации  и союзы не вправе самостоятельно  осуществлять предпринимательскую  деятельность, но могут создавать  для этой цели хозяйственные  общества или участвовать в  них.

 Учредителями  объединения юридических лиц  вправе быть коммерческие и  некоммерческие организации, причем  как порознь, так и совместно (п. 4 ст. 50 ГК), хотя практическая необходимость  в координации своих действий  или совместной защите общих  интересов обычно возникает у  юридических лиц, занимающихся сходной  деятельностью. З не предусматривает минимально необходимого числа участников таких организаций, оставляя решение этого вопроса на усмотрение учредителей. Полностью сохраняя свою самостоятельность, юридическое лицо может одновременно являться членом нескольких объединений, даже однородных по характеру деятельности.

 Учредительными  документами объединения юридических  лиц служат учредительный договор  и устав (п. 1 ст. 122 ГК; п. 1 ст. 14 За о некоммерческих организациях). В договоре определяются цели создания объединения и условия членства в нем, в уставе - статус самого объединения. Поэтому при расхождении правил, содержащихся в этих документах, предпочтение должно быть отдано уставу как документу, непосредственно определяющему правовое положение объединения в отношениях с третьими лицами.

 Помимо общих  сведений, обязательных для включения  в устав любого юридического  лица, учредительные документы объединения  должны содержать условия о  целях и задачах его деятельности, в том числе определяющие характер  и объем его специальной правоспособности  и основной предмет деятельности, который должен быть указан  в его наименовании, о составе  и компетенции органов управления  и порядке принятия ими решений, а также о порядке распределения  имущества, остающегося после ликвидации  ассоциации (союза).

Информация о работе Лекции по "Предпринимательское право"