Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Малый бизнес 3.docx

— 59.26 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

«Белорусский государственный  экономический университет»

 

«Высшая школа управления и бизнеса»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: «Малый бизнес и  его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь»

 

Минск 2012г.

 

 Введение

 

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической  деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать, развиваться.

 

Развитие частного бизнеса, как правило, связывают с образованием и деятельностью малых и средних  предприятий. Однако стабильность и  высокая продуктивность функционирования экономической системы развитых капиталистических стран в значительной степени определяются оптимальным  сочетанием в ней малого, среднего и крупного бизнеса.

 

С момента возникновения  в нашей республике предпринимательского сектора экономики прошло уже  более пятнадцати лет. На начальном  этапе его развития государство  придерживалось принципа невмешательства. Считалось, что рынок - это саморегулирующаяся система. Это было ошибочное мнение. Изначально надо было предвидеть, что  уже с первых шагов перед предпринимательством возникнет целый ряд проблем  и трудностей. С целью их преодоления, создания климата наибольшего благоприятствования  малому бизнесу, а также для стимулирования развития наиболее важных отраслей экономики была создана государственная структура - Министерство предпринимательства и институтов.

 

В целом, несмотря на трудности, наше государство находит возможности  для поддержки и защиты производителей, создает правовые и экономические  условия для их деятельности. Благодаря  этому растет число предприятий  негосударственной формы собственности, расширяется сфера оказания платных  услуг населению.

 

Значение предпринимательства  в рыночной экономике, очень велико. Без предпринимательства рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться  не в состоянии. Становление и  развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной  экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта; во всех развитых странах  на долю предпринимательства приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность предпринимательства.

 

Сложившаяся экономическая  обстановка подрывает стимулы к  предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. В сегодняшней экономической  ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная  поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических  реформ, могут привести к развитию предпринимательства, что и приведет к развитию рыночной экономики в  целом.

 

Объектом исследования является Республика Беларусь.

 

Предметом исследования малое  предпринимательство.

 

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе  малого предпринимательства в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.

 

 Глава 1. Теоретические  основы организации и функционирования 

 

малого бизнеса в рыночной экономике страны

 

1.1 Характеристика малого  бизнеса

 

Первые признаки предпринимателя  были сформулированы еще А. Смитом в XVIII веке. Таковым тогда рассматривался индивид, организующий собственное  дело, доходность которого зависела и  получала реализацию по мере формирования соответствующей экономической  среды, дающей определенную степень  свободы и права: по выбору вида хозяйственной  деятельности, приобретению и использованию  ресурсов, распоряжению готовым продуктом, полученной прибылью и т.п. С течением времени такого рода деятельность видоизменялась, требовала научного объяснения возникающих  форм и субъектов сферы предпринимательства. Из-за разнообразия целей и приоритетов  экономических школ и течений  определение различных понятий, границ чаще носит условно принятый характер.

 

Обобщающей позицией теоретических  представлений можно выделить то, что предпринимательство возникает  при наличии двух взаимосвязанных  обстоятельств: экономической свободы  и частной инициативы в сочетании  с умением организовать процесс  хозяйственной деятельности. Главным  требованием здесь выдвигается  свобода человека, исключающая его  подчинение воле других людей и сочетающаяся с законами общества, а также автономия  принятия управленческих решений с  целью оптимизации и повышения  результативности работы.

 

В системе рыночных отношений  малый бизнес выступает как форма  предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как  размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. К малому бизнесу  относят фирмы, которые имеют  независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере  деятельности. Большинство зарубежных исследователей к малым причисляют фирмы, в которых занято не более 500 человек и объем продаж не превышает 20 млн. долларов.

 

Несмотря на свое определение  «малый бизнес», этот вид производственной и коммерческой деятельности играет очень важную роль в экономике  любой развитой страны. Он обладает следующими преимуществами:

 

Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, менее затратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.

 

Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.

 

При небольшой численности  работников легче выявляются способности  каждого из них.

 

Взаимозаменяемость, перемена характера труда, также как и  быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых  предприятиях проходят без больших  осложнений.

 

Поэтому в странах с  рыночной экономикой малый бизнес постоянно  укрепляет и расширяет свои позиции. Реализовать потенциал малого бизнеса  возможно только в случае создания естественной для предпринимательства  рыночной инфраструктуры (экономической, юридической, финансово-кредитной, страховой, производственно-технологической, информационной). Решение этой задачи зависит от проводимой государственной экономической  политики, степени ее протекционизма по отношению к малому бизнесу. Проблема развития малых форм предпринимательства  на определенных этапах кроется в  большей степени в сфере политики, чем экономики.

 

Проведение анализа и  теоретического обоснования ряда положений, дающих научное представление о  современных тенденциях в развитии малого бизнеса, выявление их особенностей или идентификации в различных  экономических системах позволит не только перевести предпринимательское  движение в Беларуси из стихийного в цивилизованное русло, но и научно аргументировать степень перспективности  малых экономических форм в наших  условиях, обосновать, в каких сферах и отраслях народного хозяйства  их развитие наиболее целесообразно.

 

Предпринимательство можно  определять с различных позиций, таких как:

 

деятельность, направленную на максимизацию прибыли;

 

инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке  товаров и услуг, направленную на получение прибыли;

 

прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;

 

процесс организационной  новации в целях извлечения прибыли;

 

действия, направленные на возрастание  капитала, развитие производства и  присвоение прибыли;

 

специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений  в существующих формах жизни предприятий  и общества, постоянная реализация этих изменений.

 

Большинство практиков и  исследователей делают акцент на получение  прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство  имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность  воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением  постоянно меняющихся, постоянно  возрастающих потребностей индивидуума  или социальной группы, общества в  целом.

 

В этой связи предпринимательство  более правильно определять как  процесс непрерывного поиска изменений  в потребностях, спросе конечного  потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем  организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных  на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.

 

В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря  высокому уровню организации предпринимательства  и может принести максимальную прибыль.

 

1.2 Факторы и мотивы  развития предпринимательства в  малом бизнесе

 

В мелком производстве, скорее всего, главенствовать должен частный  бизнес. Однако открыть собственное  дело и превратить его в процветающее не так-то просто. И, тем не менее, только за последние годы в мире возникли миллионы новых предприятий. Они создаются в любых условиях, несмотря на экономические спады, инфляцию, высокую плату за кредит, отсутствие необходимой инфраструктуры, неопределенность будущего и высокую степень риска. Открытию любой новой компании предшествует решение человека изменить свой образ жизни и стать предпринимателем. Каждое такое решение принимается исходя из конкретной ситуации. Основными факторами, обуславливающими развитие предпринимательства, являются следующие:

 

переход отраслей народного  хозяйства к рыночным отношениям и создание потребительского рынка. Это расширяет круг интересов  и запросов, порождает потребность  не только в товарах и услугах  массового спроса, но и индивидуального  характера, более качественно и  оперативно удовлетворять которые  могут мелкие предприятия;

 

наличие правовых гарантий предпринимателя, гарантий со стороны государственных  структур в отношении собственности  предпринимателей, их прав и защиты экономических интересов;

 

поддержка предпринимательства  со стороны государства путем  соответствующей налоговой финансово-кредитной  и амортизационной политики;

 

разгосударствление и  приватизация государственных и  муниципальных предприятий и  создание малых фирм;

 

неизбежность банкротства  низкорентабельных убыточных предприятий, создание на их основе частных малых предприятий;

 

устойчивое социально-политическое положение государства способствует привлечению иностранного капитала;

 

благожелательное отношение  со стороны общества;

 

правильный выбор организационно-правовых форм предпринимательства;

 

ускоренное развитие рыночной инфраструктуры (различные инновационные  центры, банки, биржи, страховые компании, рекламные агентства и т.д.)

 

Среди других мотивов предпринимательской  деятельности можно отметить: возможность  самовыражения личности, включения  в хозяйственный процесс финансовых средств населения, дополнительных трудовых и других ресурсов; желание  граждан законным путем повышать свои доходы; возможность заниматься активным, приносящим дополнительный доход видом деятельности.

 

Предпринимательская среда - общественная экономическая ситуация, включающая степень экономической  свободы, наличие (или возможность  появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических  связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых  ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся (в течение  определенного периода) самостоятельных (независимых) организаций.

 

Эффективность функционирования и развития предпринимательства  в значительной степени обусловлена  внешней средой

 

государственной политикой  в данной области;

 

деятельностью местной (региональной) законодательной и исполнительной власти;

 

внешними условиями конкретных регионов. Необходимо определенное благоприятное  состояние внешней среды, которое  достигается за счет соответствующих  регулирующих воздействий, вырабатываемых субъектами управления.

 

Для развития предпринимательства  необходим переход к более  тонкому и эффективному регулированию  данного процесса, адекватному сложившимся  условиям. При этом необходим учет конкретных особенностей и возможностей, приоритетности целей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных  социально-демографических групп  населения.

 

Рисунок - Предпринимательская  среда как система отношений 

 

 Предпринимательство  как особая форма экономической  активности, конкретная форма обеспечения  самозанятости части населения и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в странах, где отсутствует поддержка предпринимательства со стороны государства, большое распространение получает так называемое уличное предпринимательство).

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь