Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Малый бизнес 3.docx

— 59.26 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, в 2010-2011 гг. отмечается тенденция роста удельного веса субъектов малого предпринимательства, занимающихся материальным производством.

 

В январе-сентябре 2011 года число  зарегистрированных индивидуальных предпринимателей увеличилось на 9% по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года и составило 32 тыс. 628 ИП. Об этом сообщили БЕЛТА в Министерстве юстиции. Всего  за 9 месяцев 2011г. в республике зарегистрировано 43 тыс. 491 субъект хозяйствования, из них 10 тыс. 863 юридических лица и 32 тыс. 628 индивидуальных предпринимателей. В  министерстве отметили, что наибольшее количество субъектов хозяйствования зарегистрировано в Минске (11 тыс. 954) и Минской области (6 тыс. 524). Кроме  того, за январь-сентябрь 2011 года было оформлено 408 организаций с иностранными инвестициями. По состоянию на 10 октября 2011г. в базе ЕГР содержится информация о 274 тыс. 799 юридических лицах, из них 167 тыс. 378 действующих, и 753 тыс. 189 ИП, из них 247 тыс. 623 действующих.

 

В 2010 году удельный вес малого предпринимательства в ВВП составил 20 процент. Основным показателем, характеризующим  эффективность работы малых предприятий, является уровень рентабельности. В 2010 году по микроорганизациям рентабельность составила 12,9%, по малым организациям - 13,8. При этом по другим субъектам хозяйствования (без учета микро- и малых организаций) уровень рентабельности меньше - 10,3% (в 2008 году - 14,2%).

 

Тем не менее, малый бизнес не стал альтернативным сектором экономики, способным должным образом решать задачи экономического роста государства, повышения уровня занятости и  благосостояния населения. На одну тысячу жителей Белоруссии приходятся примерно 6,1 организации, имеющие статус субъекта малого предпринимательства, в то время  как в странах Евросоюза средний  уровень - 39,1 в США - 74.

 

Учитывая, что количество хозяйственно самостоятельных ИП ниже общего числа ИП, состоящих на учете  в налоговых органах, реальная плотность  субъектов малого бизнеса в Беларуси может оказаться заметно ниже аналогичных показателей в Румынии  или Литве (аутсайдерах среди  стран ЕС по данному показателю). (см. приложения к курсовой)

 

Об относительно слабом развитии малого и среднего бизнеса свидетельствуют  и другие данные. Так, удельный вес  малых предприятий, имеющих более 10 сотрудников 7, в ВВП и общей  занятости в Беларуси почти в  два раза ниже, чем в среднем  по ЕС. Приведенное выше сравнение  показывает, что в Беларуси потенциал  для роста малого и среднего бизнеса  остается значительным. Важным обстоятельством  также считается то, что такой  рост, по всей видимости, является обязательным условием для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности целого ряда отраслей.

 

Тенденции последних лет  были обнадеживающими. Динамика важнейших  показателей деятельности малых  предприятий с 2000-го по 2008 год однозначно свидетельствует о возрастании  их роли в экономике. Так, удельный вес  малых предприятий в ВВП вырос  за этот период на 2,6 п.п. - с 6,7% до 9,3%, в  списочной численности работников в среднем за год и инвестициях  в основной капитал - на 5,5 и 6,6 п.п. соответственно. Однако этот рост не всегда был равномерным. Например, ВВП, приходящийся на малые  предприятия, рос опережающими темпами  по сравнению со средним уровнем  по экономике в 2006-м и 2008 году, и  с отставанием в 2007-м.

 

Результаты работы предпринимательского сектора оказались в полтора  раза лучше, чем в государственном  секторе. Среди факторов, удерживающих предпринимателей от желания заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение - отсутствие стартового капитала. Это вполне объяснимо, так как  доходы всех социально-профессиональных групп, работающих на государственных  предприятиях и учреждениях довольно низкие.

 

По данным Министерства налогов  и сборов, за 2006г. численность ИП, состоящих на учете налогоплательщиков, возросла почти на 10 тыс. человек  и составила на начало т.г. около 190 тыс. Возросло количество физических лиц, привлекаемых индивидуальными  предпринимателями к осуществлению  деятельности. Если в 2005г. были заключены договоры с 77,3 тыс. человек, то в 2006г. с 93,6 тыс. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг ИП составила в минувшем году 2376 млрд. руб. В ее общем объеме по народному хозяйству доля субъектов малого предпринимательства (юридических лиц и ИП) равна 21,8%. Увеличилась сумма налоговых поступлений от «индивидуалов» как в целом по республике (с 97 млрд. руб. в 2006г. до 181,5 млрд. в 2005г.), так и в расчете на одного ИП (с 538 до 958 тыс. руб.). Удельный вес налоговых поступлений от предприятий негосударственного сектора в общей сумме налоговых поступлений в 2006г. составил 17,2% (учет отдельно по малым предприятиям в МНС не ведется).

 

По состоянию на 1 августа 2007 года в Республике Беларусь в  секторе малого предпринимательства  занято около 548 тыс. человек. По итогам 1 полугодия 2007 года в республике функционирует 34,4 тыс. малых предприятий, в том  числе 32,7 тыс. негосударственной формы  собственности.

 

Несмотря на определенные финансовые успехи, малое предпринимательство  в Беларуси не оказывает существенного  влияния на развитие экономики страны. Удельный вес поступлений в бюджет от этого сектора экономики составляет около 20%, что существенно ниже уровня развитых стран.

 

Мировой финансово-экономический  кризис больно ударил по субъектам  малого и среднего бизнеса. Согласно полученным данным, на момент проведения исследования (июль 2009 года) всех субъектов  малого и среднего предпринимательства  успели почувствовать «существенное  влияние мирового финансово-экономического кризиса». Кризис затронул все рассматриваемые отрасли, в большей степени строительство и транспорт, в меньшей - торговлю и общественное питание, промышленность (хотя различия и невелики); а также все области и г. Минск. В Минске, а также в Могилевской и Гомельской областях доля затронутых кризисом субъектов малого предпринимательства была наибольшая. У 81% МСП (малые и средние предприятия (юридические лица) сокращение физического объема текущих продаж сопровождалось сокращением будущих заказов; у 70% МСП падение физического объема продаж осложнялось задержками по оплате уже поставленных товаров; в половине всех случаев снижение объема теперешних или будущих заказов совпадало с ухудшением доступа к внешнему финансированию. У 65% МСП наблюдалось одновременное снижение физического объема продаж, уменьшение количества будущих заказов и возрастание числа задержек по оплате поставленных товаров. Похожая ситуация складывалась и у ИП, с тем отличием, что задержки по оплате поставленных товаров/оказанных услуг наблюдались реже.

 

Учитывая всю остроту  проблемы, неудивительно, что затронутые кризисом предприятия и ИП вынуждены  были в массовом порядке заняться сокращением издержек. К таким  мерам прибегли 80% малых, 85% средних  предприятий и 72% ИП. При этом в  большом количестве случаев между  выбираемой предприятием стратегией сокращения издержек и характером проблем, с  которым оно столкнулось, наблюдалась  определенная связь. Так, у МСП сокращение будущих заказов с большой  вероятностью вело к заморозке новых  проектов по расширению бизнеса (в 75% случаев); уменьшение текущих продаж - к увольнениям, сокращению рабочей недели; ухудшение  доступа к внешнему финансированию - к сокращению заработной платы, длительности рабочей недели. У ИП к заморозке  проектов по расширению бизнеса в  первую очередь приводило падение  объема продаж, а к отказу от аренды части помещений - ухудшение условий  кредитования со стороны поставщиков  и падение цен на продукцию (услуги).

 

В 2010 году в Беларуси был  принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на развитие и поддержку  предпринимательства. Указом Президента Республики Беларусь от 09.03.2010 г. № 143 «Об  отдельных вопросах налогообложения» были установлены ставки единого  налога для индивидуальных предпринимателей в рублях вместо евро. Особую роль в  развитие малого и среднего предпринимательства  занимает одобренный Советом Республики Закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 01.07.2010 г. № 148-З. В данном документе предусмотрено  участие субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг). Согласно закону, для  субъектов малого и среднего предпринимательства  могут предусматриваться резервирование не менее 10% от общего объема государственных  закупок товаров (работ, услуг) и  проведение среди таких субъектов  отдельных конкурсов по этой части  государственных закупок товаров (работ, услуг).

 

Важным нормативным актом, направленным на дальнейшее улучшение  условий осуществления предпринимательской  деятельности, также стала Директива  Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

 

В соответствии с ее положениями  предусматриваются:

 

- для плательщиков налогов,  получивших убытки, - возможность  минимизировать эти убытки за  счет будущей прибыли; меры  по совершенствованию упрощенной  системы налогообложения. В частности,  в 2011 г. ее применение субъектами  при размере валовой выручки  не более 12 млрд. руб. нарастающим  итогом в течение календарного  года; сокращение перечня обязательных  для применения первичных учетных  документов, отмена требования об  обязательной сдаче наличной  выручки в банк и согласование  лимитов остатка в кассе;

 

- сохранение государственного  регулирования цен только в  отношении продукции организаций-монополистов  и социально значимых товаров,  работ и услуг, определяющих  жизненный уровень населения;

 

- отмена ограничений при  установлении надбавок в оптовой  и розничной торговле, а также  обязательного составления экономического  обоснования уровня применяемых  цен и тарифов на товары, работы  и услуги.

 

Государственная программа  поддержки малого и среднего предпринимательства  в Республике Беларусь на 2010 - 2012 годы была утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721 (далее - Программа). Данная Программа разработана в  соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 ”О некоторых  мерах государственной поддержки  малого предпринимательства“. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2011 г. № 290 в Программу  внесены изменения и дополнения. В настоящее время Программа  состоит из 7 разделов, в которые  включены 47 мероприятий.

 

В 2010 году на финансирование мероприятий Программы направлено 24866,8 млн. рублей (средства республиканского бюджета - 492,7 млн. рублей, местных бюджетов - 22317,0 млн. рублей, средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей - 2057,1 млн. рублей).

 

В целях совершенствования  законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства  подготовлен и принят ряд нормативных  правовых актов, направленных на упрощение  административных процедур, совершаемых  в отношении юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей, лицензирование деятельности субъектов  хозяйствования, расширение прав субъектов малого предпринимательства в установлении свободных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), совершенствование процедуры ликвидации субъектов предпринимательства

 

(Закон Республики Беларусь  от 1 июля 2010 г. № 148-З ”О поддержке  малого и среднего предпринимательства“, Указ Президента Республики Беларусь  от 1 сентября 2010 г. № 450 ”О лицензировании  отдельных видов деятельности“  и др.).

 

Оказание государственной  финансовой поддержки субъектам  малого предпринимательства осуществлялось в 2010 году облисполкомами и Белорусским  фондом финансовой поддержки предпринимателей посредством предоставления субъектам  малого предпринимательства финансовых средств на возвратной возмездной или  безвозмездной основе, имущества  на условиях финансовой аренды (лизинга), субсидий для возмещения части процентов  за пользование банковскими кредитами, расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), части расходов по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Всего из указанных источников оказана поддержка 96 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 3603,4 млн. рублей под создание 423 рабочих мест.

 

Кроме этого, в 2010 году в целях  предоставления субъектам малого предпринимательства  льготных кредитов облисполкомами (Минским  горисполкомом) размещены во вклад (депозит) 7 банков (ОАО “Белгазпромбанк”, ОАО “Белинвестбанк”, ОАО “Приорбанк”, ОАО “АСБ ”Беларусбанк”, ЗАО ”Банк ВТБ (Беларусь)“, ЗАО ”АКБ ”Белросбанк“, ОАО ”БПС-банк“) средства местных бюджетов в размере 19881,2 млн. рублей. В течение 2010 года за счет размещенных средств вышеуказанными банками предоставлены льготные кредиты 188 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 22203,4 млн. рублей для обновления материально-технической базы, приобретения оборудования, специальных устройств и приспособлений в целях создания (дальнейшего развития) производства товаров и оказания широкого спектра услуг.

 

В 2010 году центрами поддержки  предпринимательства (всего по состоянию  на 1 января 2011 г. - 53 центра) оказаны  услуги по вопросам предпринимательской  деятельности 68608 человекам, по актуальным вопросам организации и осуществления  предпринимательской деятельности проведено 1523 курса и семинара, в  которых приняли участие 34269 человек.

 

На площадях инкубаторов  малого предпринимательства (14,5 тыс. кв.м.) (всего по состоянию на 1 января 2011 г. - 10 инкубаторов) в истекшем году размещено 306 арендаторов - субъектов малого предпринимательства  с общей численностью персонала 2876 человек, которым оказывалась  помощь в решении проблемных вопросов, возникающих в ходе осуществления  хозяйственной деятельности (информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, разработке бизнес-планов и др.).

 

В целях дальнейшего развития системы информационного обеспечения  малого предпринимательства обеспечено функционирование веб-сайтов специализированной информационной системы инфраструктуры поддержки предпринимательства ”Свое дело“ (www.svoedelo.by) и центра производственной кооперации (субконтрактации) (www.subcontract.by). Проведены 10-я республиканская выставка-ярмарка ”Малый бизнес в фестивальном Витебске“, выставка-ярмарка народных ремесел и промыслов в дер.Комарово Мядельского района Минской области, республиканский конкурс ”Лепшы прадпрымальнік“, республиканский конкурс ”Лучшее освещение и пропаганда в средствах массовой информации предпринимательской деятельности“. Проводилась также работа по освещению в средствах массовой информации вопросов государственной политики в сфере предпринимательства, разъяснялись и комментировались нормы принятых нормативных правовых актов по вопросам предпринимательства.

 

В целях диверсификации экспорта белорусских предприятий в 2010 году БелТПП впервые организованы бизнес-контакты с Индонезией, Оманом, Саудовской Аравией, Малайзией, Монголией и др. В течение 2010 года белорусские субъекты хозяйствования приняли участие в более чем 160 выставках и ярмарках за рубежом.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь