Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Малый бизнес 3.docx

— 59.26 Кб (Скачать файл)

 

В учреждениях образования  за 2010 год прошли обучение и переподготовку по специальностям, необходимым для  осуществления предпринимательской  деятельности, 1581 человек, из них 489 руководителей  и 1092 специалистов малого и среднего предпринимательства.

 

В результате реализации мероприятий  Программы, а также иных мер, направленных на совершенствование условий предпринимательской  деятельности, количество субъектов  малого предпринимательства - юридических  лиц, зарегистрированных в налоговых  органах Республики Беларусь, на 1 января 2011 г. составило 86 194 предприятий, что  на 9,6 процентов больше, чем в 2009 году. Количество индивидуальных предпринимателей составило 231 834 единиц и увеличилось  по сравнению с аналогичным периодом 2009 года более чем на 5,6 процента.

 

Удельный вес поступлений  платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 2010 год составил 21 % (2009 год - 18%), в том числе от юридических  лиц - 18,4 % (2009 год - 15,6%), от индивидуальных предпринимателей - 2,6 % (2009 год - 2,4%).

 

Тем не менее, финансовый кризис 2011г. усугубил ситуацию не только для  мелкого бизнеса, но и для экономики  страны в целом.

 

Из-за нехватки валюты частично или полностью была парализована работа импортёров. Отсутствие единых курсов иностранных валют вынуждало  предприятия сферы торговли формировать  цену товаров с учётом рисков девальвации  и дальнейшего ухудшения финансовой ситуации. Просроченная дебиторская задолженность предприятий за первые месяцы 2011 года увеличилась более чем на 20 % до 8,9 трлн. рублей ($1,78 млрд.)

 

В начале ноября 2011 года Министерством  экономики и другими участниками  правительства был разработан ряд  предложений по изменению курса  социально-экономического развития на 2012 год. Были озвучены следующие предложения:

 

- выход на положительное  сальдо внешней торговли;

 

- сокращение эмиссионного  кредитования экономики, сокращение  финансирования госпрограмм (ориентировочно  в три раза) и проведение жёсткой  налоговой и кредитно-денежной  политики;

 

- активизация привлечения  иностранных инвестиций (план -- $4 миллиарда);

 

- приватизация малоэффективных  предприятий;

 

- отказ от регулирования  курса белорусского рубля за  исключением резких скачков;

 

- рост золотовалютных  резервов на $5 миллиардов, то есть  вдвое;

 

- отказ от приоритета  роста ВВП перед остальными  макроэкономическими показателями;

 

- удерживание инфляции  на уровне 19 %

 

В январе 2012 года индекс бизнес-климата, рассчитываемый Национальным банком Беларуси по опросам предприятий страны составил минус 3,6%. Отрицательным он остается уже четвертый месяц подряд, и, судя по индексу, экономический кризис в Беларуси еще далек от завершения. Вниз индекс потянули, в частности, снижение спроса на продукцию предприятий и рост ожиданий снижения спроса. Но особую тревогу вызывает продолжающееся снижение физического объема заказов, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Они остаются в отрицательной области уже несколько месяцев, хотя ситуация постепенно улучшается.

 

В целом состояние спроса и объемов заказов в экономике  Беларуси, судя по результатам мониторинга, далеко от благополучного, что находится  в противоречии с данными о  росте ВВП в январе 2012 года на 3,6% (в сопоставимых ценах) по сравнению  с январем 2011 года.

 

Данное противоречие объясняется  просто: рост ВВП в значительной степени был обеспечен всего  двумя предприятиями страны - нефтеперерабатывающими заводами. Объемы нефтепереработки в  Беларуси в январе 2012 года выросли  на 73,2% (в сопоставимых ценах) по сравнению  с январем 2011 года и достигли Br12,8 трлн. Это примерно четвертая часть  от всего объема производства промышленности в стране. То есть, нефтепереработка перекрыла потери в других отраслях.

 

Поэтому данные мониторинга, осуществленного Нацбанком, дают более точную картину состояния белорусской экономики, чем это кажется по суммарным данным статистики.

 

Уровень развития малого предпринимательства  в регионах во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение  со стороны местных властей.

 

Слабо развит этот сектор экономики  в малых городах и сельской местности, хотя именно для этих населенных пунктов в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга и т.п. Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование предпринимательства:

 

преимущественная ориентация предпринимательских структур на деятельность в сфере торговли и общественного  питания - примерно 50% от общего количества предприятий;

 

недолговечность большинства  предпринимательских структур, обусловленная  нестабильностью общей экономической  ситуации, отсутствием стимулов к  долгосрочным инвестициям;

 

вытеснение большинства  негосударственных предприятий  на периферию научно-технического прогресса, их неспособность переломить негативные последствия за счёт прорыва на экспортные рынки;

 

«размывание» специфики  функций поддержки малых предприятий, их «растворение» в общем процессе удовлетворения предпринимательских  нужд, что, в частности, резко повышает требования к размеру государственных  затрат;

 

отсутствие оперативного контроля показателей деятельности субъектов малого предпринимательства.

 

2.2 Проблемы и перспективы  развития малого предпринимательства  в

 

Республике Беларусь

 

Малые предприятия могут  внести значительный вклад в решение  проблем экономического роста и  занятости. В условиях рыночной экономики  малые предприятия считаются  гибкими и эффективными с точки  зрения затрат, они быстро приспосабливаются  к пожеланиям клиентов, причем не только в сферах, близких к потребителям, таких как розничная торговля или определенные виды услуг. Кроме  того, малые предприятия формируют  ядро среднего класса, стабилизирующего политическую обстановку в обществе.

 

В 2005-2007 годах было проведено  исследование, которое проанализировало барьеры на пути становления и  развития малого бизнеса с целью  определения потребностей в поддержке  малых предприятий в различных  секторах и на различных стадиях  их развития. В Беларуси были опрошены владельцы/менеджеры 168 малых предприятий  производственного сектора, строительства  и сферы услуг.

 

Чтобы определить причины, влияющие на способность фирм к выживанию  и развитию, менеджеры должны были выделить основные сдерживающие факторы. Самой острой проблемой в различные  периоды деятельности малых предприятий  является ограниченность финансовых ресурсов. Это и общая нехватка средств  на начальном этапе становления  фирмы, и недостаток текущих активов, который может усилиться отсроченными платежами, неплатежеспособностью  клиентов, тяжелым налоговым бременем и ограниченным доступом к внешним  источникам финансирования по приемлемым процентным ставкам. Финансовые проблемы могут влиять на различные аспекты  развития фирмы: доступ к необходимым  производственным площадям, возможность  выпускать новые продукты и подбирать  персонал соответствующей квалификации.

 

В основе мероприятий по оказанию содействия малым предприятиям в  странах с развитой и продвинутой  переходной экономикой чаще всего лежит  принцип «создания равных возможностей». Следовательно, ключевой вопрос можно  сформулировать так: в чем заключается  ущемление интересов малых предприятий  по сравнению с более крупными предприятиями в Беларуси и как  это можно устранить?

 

К препятствиям на пути развития малых предприятий, а значит и  малого бизнеса, относятся:

 

  1. Трудности с поставщиками и покупателями. Для  малых предприятий, прежде всего  в производственной сфере, трудно найти  надежных поставщиков комплектующих  изделий нужного качества и в  достаточном количестве. Кроме того, малым предприятиям, в отличие  от более крупных, реже предоставляется кредит поставщика. При продаже своей продукции вновь созданным малым предприятиям особенно сложно оценить платежеспособность своих партнеров и их желание платить. К тому же для малых предприятий Беларуси часто недостижимы два важных покупателя и поставщика: заграница и белорусские государственные организации, которые традиционно сотрудничают преимущественно с государственными или бывшими госпредприятиями, не всегда обращая внимание на обязывающие решения вышестоящих властей.

 

Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

 

Характеристика малого бизнеса. Виды, субъекты и формы предпринимательства, факторы его развития и эффективность  функционирования. Проблемы и перспективы  развития малого предпринимательства  в Республике Беларусь, повышение  эффективности его развития.

 

 

Используйте данную ссылку, чтобы на вашей странице в социальной сети сообщить о найденной полезной информации или поделиться с посетителями вашего сайта (блога). Или кликните по кнопке

Поделиться…

 

Рубрика: Экономика и экономическая  теория

Вид: курсовая работа

Язык: русский

Дата добавления: 20.05.2012

Размер файла: 2,4 M Полная информация о работе

Скачать работу можно здесь

 

 

 

 

 

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте  форму, расположенную ниже.

Название работы:

E-mail (не обязательно):

 

Ваше имя или ник:

Файл:

 

 

 

Cтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны

 

 

Подобные документы

 

 

1. Малый бизнес и его  роль в рыночной экономике.  Проблемы развития малого бизнеса  в Республике Беларусь

 Виды, субъекты, факторы  и мотивы развития предпринимательства  в малом бизнесе, его значение  в рыночной экономике. Анализ  структуры и специфики функционирования  малого бизнеса в Беларуси. Проблемы, перспективы и пути повышения  эффективности его развития.

курсовая работа [203,9 K], добавлен 28.07.2010

 

2. Развитие малого предпринимательства  в республике Беларусь

 Необходимые условия  для развития малого предпринимательства.  Документация и регистрация предприятия.  Законодательные основы развития  малого бизнеса в республике  Беларусь. Дополнительные источники  финансирования хозяйственной деятельности  предприятий.

реферат [30,8 K], добавлен 27.11.2010

 

3. Возможности совместного  и малого бизнеса

 Роль малого и совместного  бизнеса в рыночной экономике.  Экономическая природа предпринимательства.  Состояние развития и проблемы  малого и совместного бизнеса  в Республике Беларусь. Нормативно-правовая  база, регулирующая малый и совместный  бизнес.

курсовая работа [933,6 K], добавлен 24.10.2011

 

4. Малый бизнес: зарубежный  опыт и проблемы развития в  экономике Республики Беларусь

 Малый бизнес и его  роль в рыночной экономике.  Социально-экономическая роль малого  бизнеса. Становление малого бизнеса  и проблемы его развития в  Республике Беларусь. Зарубежный  опыт поддержки малого бизнеса.  Условия активизации малого бизнеса  в РБ.

курсовая работа [690,3 K], добавлен 21.12.2010

 

5. Поддержка малого и  среднего бизнеса в Республике  Казахстан

 Сущность, факторы развития, функции и субъекты предпринимательства  и бизнеса. Роль малого и  среднего бизнеса в развитии  национальной экономики на примере  зарубежных стран. Тенденции и  проблемы становления и развития  предпринимательства в Казахстане.

курсовая работа [248,6 K], добавлен 27.10.2010

 

6. Проблемы развития малого  бизнеса в Севастополе

 Сущность и роль  малого бизнеса в условия перехода  к рыночным отношениям, поддержка  малого бизнеса со стороны  государства. Виды финансово-кредитной  поддержки малого предпринимательства.  Проблемы и перспективы развития  малого бизнеса на современном  этапе.

реферат [34,3 K], добавлен 19.02.2010

 

7. Состояние малого бизнеса  в Беларуси и зарубежных странах

 Понятие малого бизнеса  и его роль в экономике. Особенности  налогообложения малого предпринимательства  в Беларуси. Перспективы развития  малого бизнеса и его экономическая  эффективность на современном  этапе. Государственная поддержка  предпринимательства.

курсовая работа [45,6 K], добавлен 15.02.2010

 

8. Развитие малого предпринимательства  в Карагандинской области

 Сущность, функции, субъекты  предпринимательства и бизнеса.  Значение государственной поддержки  предприятий малого бизнеса в  условиях рыночной экономики.  Анализ современного состояния,  проблемы и перспективы развития  малого бизнеса в Карагандинской  области.

курсовая работа [358,4 K], добавлен 27.10.2010

 

9. Малый бизнес в рыночной  экономике, его роль и перспективы

 Малый бизнес в рыночной  экономике. Сущность, понятие, функции  малого бизнеса в экономике  государства. Роль и перспективы  развития малого бизнеса в  экономике. Исследование развития  и оптимизации малого предпринимательства  в России в условиях кризиса.

курсовая работа [278,3 K], добавлен 24.01.2010

 

10. Проблема развития малого  бизнеса в России и мировой  экономике

 Понятие, функции, критерии  малого бизнеса, его социальная  значимость и роль в экономике.  Этапы развития и становления  малого бизнеса в РФ и за  рубежом. Основные тенденции,  проблемы и перспективы развития  малого предпринимательства в  современной России.

курсовая работа [37,2 K], добавлен 25.11.2010

 

11. Современное состояние  малого бизнеса в России

 Преимущества и недостатки  малого бизнеса. Роль малого  бизнеса в экономике России. Условия  и факторы развития малого  бизнеса в России. Государственная  политика в области малого  предпринимательства. Анализ развития  малого предпринимательства в  г. Иркутске.

курсовая работа [132,9 K], добавлен 04.06.2012

 

12. Государственная поддержка  малого бизнеса

 Понятие и сущность  малого бизнеса, его роль и  проблемы развития в современной  экономике. Меры государственной  поддержки малого предпринимательства  в России и в зарубежных  странах. Изучение опыта развития  малого предпринимательства в  Ярославской области.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь