Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Малый бизнес 3.docx

— 59.26 Кб (Скачать файл)

 

13. Проблема развития малого  предпринимательства в России

 Понятие малого предпринимательства,  краткая экономическая характеристика  малого бизнеса. Особенности и  место малого предпринимательства  в экономике. Эволюция и классификация  проблем, возможные пути решения.  Перспективы развития малого  бизнеса в России.

 

14. Развитие малого и  среднего бизнеса: мировой опыт  и проблемы Казахстана

 Методологические основы  формирования и развития предпринимательства.  Оценка современного состояния  малого и среднего бизнеса  в Республике Казахстан. Государственная  и финансово-кредитная инфраструктура  поддержки предпринимательства,  перспективы развития.

 

15. Малый бизнес

 Малый бизнес в национальной  экономике. Международная организация  экономического сотрудничества  развития (ОЭСР). Экономическое содержание  понятия "малый бизнес". Этапы,  проблемы и перспективы развития  малого бизнеса. Субъекты малого  предпринимательства.

 

16. Развитие и государственная  поддержка малого предпринимательства  в условиях нестабильности

 Роль и значение  малого бизнеса для развития  экономики. Состояние, развитие  малого предпринимательства в  Республике Беларусь на примере  Брестской области. Меры государственной  поддержки малого предпринимательства  в период макроэкономической  нестабильности.

 

17. Малый бизнес в России

 Роль малого бизнеса  в экономике. Этапы развития  малого предпринимательства в  России. Правовые основы деятельности  малых предприятий. Фонды поддержки  малого предпринимательства и  система его налогообложения.  Проблемы становления малого  бизнеса в России.

 

 

18. Малый бизнес, его место  и роль в рыночной экономике.  Развитие малого бизнеса в  России и на Дальнем Востоке

 Понятие малого бизнеса  и его сущность. Государственная  регистрация предприятия. Ликвидация  и реорганизация предприятия.  Хозяйственная и иная деятельность  предприятия. Проблемы и перспективы  развития малого бизнеса. Роль  малого бизнеса в экономике.

 

19. Основные проблемы развития  малого предпринимательства в  РФ

 Сущность малого предпринимательства,  его понятие и отличительные  черты. Статистика средней численности  рабочих на предприятии. Место  и роль малого предпринимательства  в экономике государства. Направления  и инфраструктура поддержки малого  бизнеса в России.

 

20. Развитие малого бизнеса  в современной России

 Роль малого бизнеса  в экономике. Функционирование  предприятий малого бизнеса за  рубежом. Становление и тенденции  развития малого предпринимательства  в России, воздействие экономического  кризиса на его состояние. Малый  бизнес в Оренбургской области.

 

 

2. Отсутствие заемного  капитала. Вновь созданные небольшие  предприятия часто испытывают  трудности, связанные с получением  кредитов, и в странах с развитой  рыночной экономикой. Как правило,  они мало что могут предложить  в качестве залога обеспечения  кредита. Кроме того небольшие  кредиты менее рентабельны, поскольку  их обработка обычно требует  ничуть не меньших затрат, чем  больших кредитов. Такое типичное  для малых предприятий ущемление  их интересов в нашей республике  дополнительно усугубляется тем,  что крупные предприятия получают  льготные кредиты и субсидии  от государства.

 

Если в Беларуси невозможны специальные бюджетные кредиты  для оказания помощи в создании малых  предприятий, то необходимо отменить льготные кредиты и субсидии крупным предприятиям. Кроме того, следует сдвинуть с  мертвой точки решение проблемы приватизации земли, чтобы можно  было использовать недвижимость для  залогового обеспечения кредитов.

 

3. Недостаточность собственного  капитала. Серьезной проблемой для  малых предприятий в Беларуси  является отсутствие собственного  капитала. Однако, не известно, в какой мере малые предприятия могут использовать собственный капитал. Поэтому важно изучить вопрос о том, в каких сферах экономики и регионах существуют представители малого бизнеса, которые заинтересованы в оказании им целевой поддержки, при каких обстоятельствах они готовы инвестировать свои средства.

 

4. Налоговое давление. Фактор  налогового давления относится  частично к проблеме «недостаточность  собственного капитала», частично  к проблеме «правовая незащищенность».  Налоговая нагрузка на предприятиях  в Беларуси в целом очень  высока. При этом система налогообложения  претерпевает значительные ежегодные  изменения, за которыми очень  сложно уследить, что позволяет  контролирующим органам при проверках  взимать в доход государства  штрафы, многократно превышающие  суммы самих платежей.

 

5. Правовая незащищенность. Важнейшей проблемой развития  малого бизнеса является отсутствие  правовых гарантий, которые вытекают  из возможности отстоять свои  права через суд. Сегодня же  для большинства малых предприятий  хозяйственные суды в силу  высоких пошлин просто недоступны. Для малого предприятия очень  важны отношения с местными  органами власти, например, для получения  лицензий, производственных площадей  или для того, чтобы не оказаться  под чрезмерным давлением местных  налогов и сборов. В то же  время, согласно проведенным исследованиям,  отношение местных властей к  малым предприятиям очень разное: от открытой враждебности до  конструктивной поддержки.

 

6. Нехватка помещений и  производственных площадей. Именно  при решении этих проблем малые  предприятия Беларуси находятся  в особенно невыгодном положении,  затрудняющем развитие. Арендные  договоры с более крупными  предприятиями, учреждениями и  даже ведомствами в большинстве  случаев нестабильны. Редко бывает  ясно, будут ли арендованные помещения  через несколько месяцев все  еще находиться в распоряжении  арендатора, и сохранится ли та  же арендная плата. Следствие  этого - правовая неопределенность  малых предприятий и снижение  их готовности к инвестициям.

 

7. Недостаток предпринимательских  инноваций. Среди мелких предпринимателей  в Беларуси высок удельный  вес бывших руководящих работников  государственных предприятий. Многие  малые предприятия фактически  существуют уже несколько лет,  даже если некоторым из них  приходилось неоднократно менять  свою правовую форму или с  целью экономии на налогах  создаваться заново. Следовательно,  они имели возможность накопить  предпринимательский опыт. Правда, предпринимателям иногда не достает некоторых специальных знаний, например, по стандартизации или по патентному законодательству. Поскольку в прошлом предприниматели накапливали свой опыт преимущественно в замкнутых производственных «нишах», у них часто недостаточно и просто умения разрабатывать на базе новых идей конкретные проекты и воплощать их в жизнь. Ощущается дефицит знаний в области дизайна новых товаров и поиска партнеров, особенно среди научных и конструкторских разработчиков новой продукции.

 

8. Нехватка специалистов. Сами руководители-предприниматели  в большинстве своем с высшим  образованием, как правило, техническим  или экономическим. Однако среди  наемных работников наблюдается  довольно большая текучесть кадров: они часто не решаются полностью  отказаться от своих старых  рабочих мест на крупных предприятиях  хотя бы из-за того, чтобы не  потерять предоставляемые там  права на социальные услуги. Нередко  они работают на малых предприятиях  лишь на временной основе. Кроме  того, предпринимателю рискованно  нанимать «чужих». Поэтому многие  работают с членами своих семей,  друзей или бывшими коллегами  по работе. Такая «кадровая политика»  препятствует росту малых предприятий. 

 

9. Создание негативного  имиджа предпринимателей. Негативное  отношение к предпринимательству  является одной из основных  проблем, препятствующих развитию  малого предпринимательства в  белорусской экономике. Неблагоприятный  для развития «климат» заставляет  большую часть бизнесменов переводить  свое дело за границу, многие  из них уже имеют паспорта  других стран, где основали  свои фирмы, многие не переехали  туда на жительство, но работают  там. По несколько сотен белорусских  предпринимателей сейчас работают  в Чехии и Литве, тысячи - в  Польше и на Украине, десятки  тысяч в России. Из республики  идет интенсивная утечка предпринимательских  умов - золотого интеллектуального  фонда белорусского бизнеса. 

 

Важно отметить, что не все  трудности имеют место в каждом конкретном случае. Проблемы малого бизнеса  в разных городах и регионах различны. Поэтому предпочтителен региональный подход к оказанию поддержки малым  предприятиям.

 

 Кроме методов прямой  поддержки развития сектора малого  бизнеса, необходимо стабилизировать  макроэкономическую ситуацию, создавая  рыночные институты, внося коррективы  в законодательство и налоговую  политику в области предпринимательства  и, что наиболее важно, воздействуя  на отношение к предпринимательству  со стороны общества в целом.  Ведь пока в Беларуси не  изменится подход к развитию  малого предпринимательства, никакие  программы поддержки малого бизнеса  не будут эффективны.

 

Таким образом, подводя итог вопросу, необходимо констатировать, что  на фоне роста объемных показателей развития белорусской экономики достижения малого бизнеса выглядят скромно.

 

 Глава 3. Основные факторы  и пути повышения экономической

 

эффективности функционирования малого бизнеса в Республике

 

Беларусь

 

Решающую роль в становлении  малого бизнеса в республике играют как внешние, так и внутренние факторы и условия, а именно:

 

высокий уровень экономической  интеграции с зарубежными странами;

 

привлечение иностранных  кредитов, займов;

 

прямые иностранные инвестиции;

 

степень развития рыночных отношений, состояние инфраструктуры, уровень  использования созданного производственно-экономического потенциала, трудовые и природные  ресурсы.

 

Осуществить резкую переориентацию импорта и экспорта в ближайшее  время невозможно. Для приобретения сырья и материалов на новых рынках необходима валюта, которой сейчас недостаточно. Поэтому республика должна сохранять рынки сбыта своей  продукции в странах СНГ и  особенно в России. В будущем в  связи с производимой структурной  перестройкой экономики будут созданы  объективные предпосылки для  постепенной интеграции со странами Центральной и Западной Европы. Пока этой цели препятствуют внешнеполитические отношения.

 

Большое значение для расширения экспортного потенциала, модернизации производства при создании малых  форм бизнеса имеет привлечение  иностранных кредитов, займов, в  первую очередь на валютно-окупаемой  основе, а также прямых иностранных  инвестиций. Республика Беларусь оказалась  в таком положении, когда она  не может серьезно повлиять на экономическую  ситуацию, не привлекая нетрадиционные источники финансирования. Сотрудничество республики с международными фондами  поддержки предпринимательства, Международным  валютным фондом, Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным  банком и его филиалом - Международной  финансовой корпорацией, Международным  агентством по гарантиям и инвестициям  создает возможность для получения  кредитов на особо льготных условиях для реализации социально-экономических  программ.

 

Однако, несмотря на большое  значение взаимосвязей республики со странами ближнего и дальнего зарубежья, решающую роль в развитии малого бизнеса  будут играть внутренние факторы  и условия. Важнейший из них - степень  развитости рыночных отношений - пока еще находится в начальной  стадии формирования. В какой-то мере это объясняется непродолжительностью времени, прошедшего от начала осуществления  реформ, но главное - в естественном сопротивлении реформам со стороны  консервативных сил, в отсутствие соответствующей  рынку инфраструктуры, несовершенство хозяйственного права и механизма  реабилитации его норм. Далеко не полностью  пока используется развитый производственно-экономический  потенциал республики.

 

Основными путями ускорения  развития малого бизнеса и повышения  его эффективности являются:

 

установление стабильного  режима для иностранных инвестиций в части налогов, валютного и  внешнеторгового регулирования, обеспечение  условий для приватизации с участием иностранного капитала, создание системы  информации об инвестиционных проектах;

 

в сфере финансово-кредитного обращения - расширение возможности  получения кредитов для малого бизнеса  путем создания условий для организации  новых кредитных учреждений (например, кредитно-сберегательных), оптимизация  нормативов обязательной продажи валютной выручки для предпринимателей, занимающихся экспортом продукции глубокой переработки, развития системы межбанковских  расчетов;

 

ускоренная амортизация  основных фондов для малых предприятий;

 

обеспечение доступа к  централизованным ресурсам, информационным базам данных;

 

обеспечение социальных гарантий защиты предпринимателей и потребителей;

 

активизация поддержки со стороны органов местного самоуправления, включая разработку системы налоговых  льгот на местном уровне;

 

создание республиканской  информационной системы для изучения конъюнктуры рынка на продукцию  малых предприятий, в том числе  и на мировом рынке;

 

государственное страхование  частных инвесторов, вкладывающих средства в малые венчурные предприятия;

 

развитие лизинговых услуг.

 

Причиной почти 60% всех банкротств малых предприятий на начальном  этапе развития, по оценкам западных специалистов, являются неумелое управление предприятий и неэффективное  планирование предпринимательской  деятельности. Поэтому большое значение имеет проведение мероприятий по более рациональному разделению управленческого труда и повышению  эффективности руководства.

 

Государственная политика в  этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных  условий устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования  форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизацию  производственной, инновационной и  инвестиционной деятельности данной категории  субъектов хозяйствования и, как  следствие, рост эффективности национальной экономики. Важным является также вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и  создание новых рабочих мест, в  том числе для незащищенных категорий, увеличение доходов людей, а значит, обеспечение социальной стабильности.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь