Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Малый бизнес 3.docx

— 59.26 Кб (Скачать файл)

 

 Суть государственной  (правительственной) поддержки сводится  чаще всего к выработке конкретных  мер по трем направлениям:

 

консультационное сопровождение  процесса создания и функционирования новых предпринимательских организаций  на начальном этапе (1-3 года с момента  образования организации);

 

оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой  структуре или предоставление такой  структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);

 

оказание технической, научно-технической  или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским  структурам.

 

Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские  структуры до момента их перехода из малых в категорию крупных  предпринимательских организаций.

 

Для белорусской экономики, идущей трудным путем реформирования, задача развития и поддержки предпринимательства  государством, прежде всего малых  его форм в производственной сфере, одна из главных. Формы поддержки  различны:

 

а) создание системы информационного  обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфраструктуры и т.п.;

 

б) налоговые льготы и послабления;

 

в) целевые фонды, финансирование из государственного и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в Беларуси.

 

В современной учебной  и научной литературе проблема предпринимательства  чаще рассматривается в узких  рамках. Учебные пособия, как правило, посвящены деятельности индивидуальных предпринимателей и предпринимателей, действующих в частном секторе. Однако принципы предпринимательства  могут и должны использоваться и  в государственном (общественном) секторе  экономики.

 

Не вдаваясь в подробности, можно говорить о двух формах предпринимательства: частной и государственной.

 

Государственное предпринимательство  есть форма осуществления экономической  активности от имени предприятия, учрежденного:

 

 а) государственными  органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим  законодательством) управлять государственным  имуществом (государственное предприятие) 

 

 б) органами местного  самоуправления (муниципальное предприятие).

 

Частное предпринимательство  есть форма осуществления экономической  активности от имени организации (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме  индивидуальной трудовой деятельности).

 

Конечно, каждый из этих видов - государственное и частное предпринимательство - имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления  во многом совпадают. И в том и  в другом случае занятие такой  деятельностью предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

 

Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит  в том, что его деятельность не направлена исключительно на получение  прибыли. Государство ставит перед  своими организациями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели.

 

У государственного предпринимательства  существуют свои специфические потенциальные  источники сверхприбыли, обусловленные  относительно крупными размерами госпредприятий, авторитетом и экономической  мощью государства. В этой связи  на первый план выходят не столько  рисковые моменты (в максимальной мере представленные в малом предпринимательстве), сколько такие факторы, как:

 

1) значительные и стабильные  объемы закупок сырья, материалов, комплектующих и т.п., предполагающие  льготные параметры оплаты и  скидки;

 

2) доступность кредитов  на особо выгодных условиях;

 

3) экономия на масштабах  производства;

 

4) широкие возможности  получения нового оборудования, включая лизинговые;

 

5) устойчивая сеть деловых  связей, доступ к источникам исчерпывающей  информации о потенциальных рынках  сбыта, партнерах, в том числе  зарубежных.

 

Эти преимущества государственных  коммерческих предприятий как субъектов  рыночных отношений могут являться основой для снижения их индивидуальных затрат по сравнению с общественными  и тем самым - для извлечения сверхприбыли.

 

1.3 Виды, субъекты и формы  предпринимательства в малом  бизнесе

 

В малом бизнесе различают  следующие виды предпринимательства:

 

По направленности деятельности: производственный, коммерческий, финансовый, инновационный.

 

По содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность.

 

По числу видов деятельность: однопрофильная и многопрофильная.

 

По сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях.

 

По отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства.

 

Малые предприятия как  субъекты малого предпринимательства  не являются особой организационно-правовой формой, так как ведущим критерием  отнесения предприятий к субъектам  малого предпринимательства является средняя численность работников за отчетный период.

 

Субъектами предпринимательства  могут быть как физические, так  и юридические лица.

 

Физические лица (граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством) могут  быть участниками малого предпринимательства  как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных  обществ, как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных  товариществ и обществ.

 

Согласно статье 24 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическими лицами признаются организации, которые  обладают обособленным имуществом, могут  от своего имени приобретать имущественные  и личные неимущественные права  и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или третейском суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое подтверждается наличием устава и государственной регистрации юридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обуславливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде.

 

Из статьи 1 Закона о предпринимательстве  следует, что предпринимательская  деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий. Различают следующие  формы предпринимательской деятельности:

 

частную, осуществляемую физическим или юридическим лицом (предприятием) на основе собственного имущества и  различных форм привлечения собственности  других физических и юридических  лиц;

 

коллективную, осуществляемую на основе собственности группы граждан  и различных форм привлечения  имущества других физических и юридических  лиц;

 

контрактную, осуществляемую руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником  имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями  и несет ответственность, установленную  для предпринимателя.

 

В соответствии с формами  собственности в малом бизнесе  могут действовать следующие  предприятия: государственные, муниципальные, коллективные, частные, совместные, смешанные, иностранные.

 

Таким образом, подведем итог, предпринимательство - это особая форма  экономической активности, основанная на инновационном самостоятельном  подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю  доход и осознание своей значимости как личности. В основе эффекта  предпринимательства лежит новаторская, инициативная деятельность человека, мобилизующего все свои силы, целеустремленно  использующего все возможности  для достижения поставленной цели и  несущего полную ответственность за свои действия. Цель предпринимательства  сводится к извлечению дохода через  производство и поставку на рынок товаров, работ или услуг, а также к общественному признанию, осознанию своей значимости как личности. Предпринимательская деятельность начинается на уровне мышления - от зарождения предпринимательской идеи до принятия решения. Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий с другими участниками этого процесса - потребителями, государством, партнерами, наемными работниками. Объектами предпринимательской деятельности являются товар, работа или услуга.

 

Различают две основные формы  предпринимательства - частное и  государственное, которые базируются на многих общих принципах.

 

 Глава 2. Анализ структуры  и специфики функционирования  малого 

 

бизнеса в Республике Беларусь

 

2.1 Анализ функционирования  и развития малого предпринимательства 

 

в Республике Беларусь

 

Субъектами предпринимательства  в РБ могут быть как физические, так и юридические лица.

 

Физические лица (граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством) могут  быть участниками малого предпринимательства  как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных  обществ, как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных  товариществ и обществ.

 

Согласно статье 24 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическими лицами признаются организации, которые  обладают обособленным имуществом, могут  от своего имени приобретать имущественные  и личные неимущественные права  и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или третейском суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое подтверждается наличием устава и государственной регистрации юридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обуславливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде.

 

Из статьи 1 Закона о предпринимательстве  следует, что предпринимательская  деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий. Различают следующие  формы предпринимательской деятельности:

 

частную, осуществляемую физическим или юридическим лицом (предприятием) на основе собственного имущества и  различных форм привлечения собственности  других физических и юридических  лиц;

 

коллективную, осуществляемую на основе собственности группы граждан  и различных форм привлечения  имущества других физических и юридических  лиц;

 

контрактную, осуществляемую руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником  имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями  и несет ответственность, установленную  для предпринимателя.

 

Малое предпринимательство  в Республике Беларусь в соответствии с действующим законодательством  существует в двух формах: юридические  лица (малые предприятия) и индивидуальные предприниматели. К малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной  численностью работников:

 

- в промышленности и  на транспорте - до 100 человек;

 

- в сельском хозяйстве  и научно-производственной сфере  - до 60 человек;

 

- в строительстве и  оптовой торговле - до 50 человек;

 

- в других отраслях  производственной сферы, общественном  питании, бытовом обслуживании  населения и розничной торговле - до 30 человек;

 

- в других отраслях  непроизводственной сферы - до 25 человек.

 

В Беларуси на 2006г. было зарегистрировано 78 тыс. юридических лиц негосударственной  собственности (в том числе около 23 тыс. малых предприятий) и более 126 тыс. предпринимателей без образования  юридического лица.

 

По данным на 01.01.2011г. в  республике работало 84164 субъектов  малого предпринимательства, что в  три раза больше, по сравнению с 2001г.;

 

Из них 74246 организаций  осуществляли деятельность в 2010 году (или 88,2% от общего числа организаций  малого бизнеса республики). Микроорганизации составляли 86,1 % от общего количества организаций малого бизнеса. На долю малых организаций приходилось 13,9 %.

 

В Республике Беларусь предприятия  частной формы собственности  в общем количестве субъектов  малого предпринимательства составляют 95,5%.

 

За последние годы в  республике наблюдается положительная  динамика количественного роста  субъектов малого предпринимательства. По сравнению с 2009 годом количество организаций малого бизнеса увеличилось  на 8,7%.

 

Доля малого бизнеса в  объеме выручки от реализации продукции  по народному хозяйству составила  в 2010 году 28,2% (в 2001 году - 8,6). Инвестиции в основной капитал субъектами малого предпринимательства в 2000 году составили  только 6,5 %, а в 2010-м -- 26,9 %. Показатель экспорта несколько отличается от приведенных  цифр, но динамика тоже очень хорошая: в 2003 году -- 15,5 %, а в 2010 году -- 38,9 %.

 

Преимущественная ориентация предпринимательских структур сформировалась в сфере торговли и общественного  питания в 2010 г. - 40,9% (2001г. - 42,8 %) к общему количеству предприятий. Промышленность занимает второе место - 19,9% (2001г.- 21,1%) к  итогу, строительство третье - 10,7% (2001г. - 11,7%), на транспорте работает 8,1% малых  предприятий (2001г. - 5,5%). Все остальные  отрасли имеют достаточно невысокий  процент в общем объеме малого предпринимательства, так, сельское хозяйство  всего 3,2%, ЖКХ - 0.4%.

 

За 2010 год субъектами малого предпринимательства произведено  промышленной продукции на сумму 11646 млрд.рублей или 9,1% от общего объема по республике.

 

Треть объема промышленной продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства занимают продукция машиностроения и металлообработка (34,3%), 16,9% - химической и нефтехимической промышленности, 11,4% - лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, 11,4% - пищевой промышленности.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь