– заключением отдельного соглашения
о передаче спора на разрешение
третейского суда. Подведомственный
арбитражному суду экономический
спор, вытекающий из административных
или иных правоотношений (не гражданских),
на рассмотрение третейского суда передан
быть не может.
Стороны могут заключить соглашение
о передаче спора на рассмотрение
третейского суда на любой
стадии процесса в арбитражном
суде, пока не принято решение по
делу. Порядок передачи подведомственных
арбитражному суду споров на рассмотрение
третейского суда установлен федеральным
законом.
Решение третейского суда исполняется
добровольно. Если решение третейского
суда добровольно не исполняется,
взыскатель обращается в соответствующий
арбитражный суд по месту третейского
разбирательства с заявлением о выдаче
исполнительных документов.
ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ
СПОРОВ
До недавнего времени необходимым
условием реализации права предпринимателя
на обращение с иском в арбитражный суд
являлось соблюдение претензионного порядка
урегулирования споров.
Спор мог быть передан на
рассмотрение арбитражного суда
лишь после принятия сторонами
мер по непосредственному урегулированию
спора в установленном порядке (за исключением
требований организаций и граждан-предпринимателей
о признании недействительными актов
государственных и иных органов, об обжаловании
отказа в государственной регистрации
организации и т. д.).
В настоящее время Положение о претензионном
порядке урегулирования споров, утвержденное
постановлением Верховного Совета рФ
от 24 июня 1992 г., признано утратившим силу,
а претензионный порядок урегулирования
споров предусмотрен лишь для отдельных
категорий споров.
Если федеральным законом или
договором для определенной категории
споров установлен претензионный
порядок их урегулирования, спор
может быть передан на рассмотрение
арбитражного суда лишь после
соблюдения такого порядка.
ГК РФ содержит положение, согласно
которому требование изменить или расторгнуть
договор может быть заявлено в суд только
после отказа другой стороны на подобное
предложение либо неполучения ответа
в установленный срок.
Обязательный претензионный порядок
урегулирования споров предусмотрен,
к примеру, федеральными законами «О связи»,
«О железнодорожном транспорте в Российской
Федерации», «О почтовой связи» и др.
Необходимо иметь в виду, что
претензионный порядок урегулирования
споров является обязательным
для истца только в случаях, предусмотренных
федеральным законом или договором. Если
же он предусмотрен положениями, правилами
и другими подзаконными актами, то его
соблюдение не является обязательным
для сторон. Кроме того, если претензионный
порядок предусмотрен договором, последний
должен содержать четкую запись об установлении
такого порядка.
Законодатель делает исключение
из общего правила о применении
претензионного порядка урегулирования
споров: на третьих лиц, заявляющих
самостоятельные требования относительно
предмета спора, не распространяется обязанность
соблюдения такого порядка даже тогда,
когда это предусмотрено федеральным
законом или договором.
В случае несоблюдения претензионного
порядка урегулирования спора
с ответчиком, определенного законом
или договором, иск оставляется без рассмотрения.
Доказательством соблюдения истцом
досудебного порядка служат копия
претензии и документ, подтверждающий
ее направление ответчику.
Необходимо обратить внимание
также на новый подход законодателя
к вопросу о претензионном порядке урегулирования
спора, который не зависит от того, утрачена
возможность его соблюдения или нет. Независимо
от этого несоблюдение претензионного
порядка урегулирования спора с ответчиком
является основанием для оставления иска
без рассмотрения.
Законодательством кредитору не
предоставлено право списывать
в бесспорном порядке признанную
должником по претензии сумму.
В случае, когда условие о бесспорном
списании признанной суммы отсутствует
в договоре и в ответе на претензию,
а должник признанную сумму не перечислил,
кредитор вправе обратиться в арбитражный
суд.