Разработка бизнес-плана организации работы пекарни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 05:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка внутрифирменного бизнес – плана.
ООО «Каравай» предлагает проект организации мини-пекарни по выпуску батона «Пикантный», отличающийся своими превосходными вкусовыми свойствами и лучшим соотношением качества и цены.

Содержание работы

Введение
3
1 Теоретические основы бизнес-планирования
5
1.1 Сущность бизнес-планирования
5
1.2 Система внутрифирменного планирования
7
1.3 Этапы и методы процесса бизнес-планирования
11
2 Разработка бизнес-плана организации мини-пекарни
14
2.1 Описание отрасли и предприятия ООО «Каравай»
14
2.2 Описание продукции
15
2.3 Маркетинговый план
17
2.4 Производственный план
23
2.5 Финансовый план
33
Заключение
43
Библиографический список

Файлы: 1 файл

бизнес план.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

 

         Качество хлеба характеризуется следующими свойствами: вкусовые качества, срок хранения хлеба, в течении которого хлеб не теряет своих качеств, энергетическая ценность, полезность (содержание полезных витаминов, минералов). Показатели качества хлебобулочных изделий, продаваемых в г. Райчихинске представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Показатели качества хлебобулочных изделий

Хлебобулочные изделия

Вкусовые качества в баллах (1-5)

Срок хранения, дней

Энергетическая ценность хлеба на 100 гр., ккал

Полезность (витамины)*   на 100 гр, мг

«Столичный»

4

1-2

170

0.96

«Дарницкий»

3

2

160

0.85

«Формовой»

3

1-2

240

1.74

«Подовый»

4

2

255

2.01

Французский»

5

2-3

265

2.17

«Крестьянский»

5

3

278

2.14

«Пикантный»

5

3

285

2.21

 

              Как видно из таблицы, батон Пикантный имеет прекрасные вкусовые качества (оценка производилась жителями центра города, которые знакомы с этим батоном). Батон «Пикантный» имеет большой срок хранения, который обеспечивают ему специальные добавки, входящие в состав батона. В этом виде хлебобулочного изделия же и содержится больше витаминов. Кроме того, батон отличается более высокой калорийностью. Этот факт может отпугнуть людей, имеющие проблемы с излишним весом, но вот остальным людям, по-настоящему ценящих вкусный хлеб, батон «Пикантный» придется  по вкусу.

    Конечно же, те или иные сорта хлеба имеют свои достоинства и недостатки (например, ржаной хлеб содержит больше полезных для организма минералов и имеет невысокую цену, пшеничный же богат белками и имеет более лучшие вкусовые качества), но все же батон «Пикантный» имеет ряд преимуществ, с которыми жители окраин города смогут ознакомиться в ближайшем будущем.         

            2.3 Маркетинговый план

              Оценим рынок хлеба в г. Райчихинске (речь пойдет только о хлебе, не включая  другие изделия из теста и кондитерские продукты). По статистическим данным в г. Райчихинске на конец 2004 года проживало 18,4 тысячи человек. Суточное потребление хлеба составляло около 7728 килограмм.  Потребление на душу, таким образом, составляло 420 грамм  в сутки. Потребление хлеба не имеет выраженного сезонного характера и одинаково в течение всего года.

      На рынке города Райчихинска действуют три фирмы по производству и реализации хлеба и хлебобулочных изделий: частное предприятие Светлов; частное предприятие «Пекарь» и  ООО «Каравай». В  таблице 4 приведены объемы продаж и доля рынка каждой фирмы.

Сравнивая эти предприятия с точки зрения конкурентных преимуществ, было выявлено следующее. Помимо производства хлеба и хлебобулочных изделий ЧП Светлов занимается изготовлением пельменей, производство которых составляет около 50% всего объема производимой продукции. Кроме того, ЧП Светлов выпускает хлеб других сортов, так, например, «Пикантный» по результатам опроса потребителей занял одно из первых мест. «Каравай», в этой связи, обладая производственными мощностями, превышающими конкурентов, мог бы освоить производство нового сорта хлеба.

ЧП «Пекарь», помимо производства хлеба оказывает услуги населению по производству тортов на заказ. Данная фирма существует уже два года, первоначально она занималась непосредственно выпуском хлеба и хлебобулочных изделий, оказание услуг по производству тортов занимало незначительную часть, но впоследствии, с  ростом популярности данной продукции ЧП «Пекарь», производство тортов стало занимать значительную часть деятельности фирмы.

ООО «Каравай» помимо производства хлеба и хлебобулочных изделий занимается оказанием транспортных и ремонтно-бытовых услуг. Данный вид деятельности занимает небольшую долю, но тем не менее приносит прибыль. Среди населения наибольшим спросом эта услуга пользуется в зимне-весенний период времени, когда идет заготовка и вывоз дров для частного сектора, а также, когда идет подготовка частных земельных участков к посадке овощей. Услуги по ремонту оборудования заключаются в предоставлении места и необходимого оснащения для ремонта грузовых автомобилей.

Сравнение ассортимента трех вышеназванных фирм показало значительное преимущество ООО «Каравай», хотя некоторые недостатки все-таки присутствуют. Так, например, отмеченный потребителями хлеб «Пикантный» не присутствует в производстве. Средний уровень цен на сравниваемых предприятиях сравнительно одинаковый, поэтому конкуренции в этой области между предприятиями нет.

В целом положение изучаемого предприятия на рынке г.Райчихинска можно оценить как стабильное.                                                                                                     

С целью изучения рыночной позиции «Каравай» было проведено маркетинговое исследование потребителей методом анкетирования.

Целью данного исследования можно сформировать следующим образом: изучить отношение потребителей к хлебу и хлебобулочным изделиям; определить потребительских предпочтений, особенностей и факторов мотивации в зависимости от демографических характеристик, социального положения, доходов и так далее.

Основным методом проведения исследования был выбран анкетный опрос. Доля отказов от участия в опросе равна нулю. Метод проведения опроса простая бесповторная квотная выборка. В ходе проведенного исследования было опрошено 120 респондентов.

Среди 120 опрошенных доля мужчин составила 16,7 % (20 человек), а женщин 83,3 % (100 человек). Преобладание женщин обусловлено их большим удельным весом среди покупателей хлеб и хлебобулочные изделия: прежде всего за счет таких групп как, студенты, служащие и другие.

Среди опрошенных было 78 бездетных (65 %), 15 имели одного ребенка (12,5 %), 29 двоих детей (16,7 %), 7 опрошенных – трех и более детей (5,8 %).               Основная часть опрошенных составляет средняя возрастная группа (20 – 35 лет) – служащие и домохозяйки, безработные (43,3 %). Их характеризует средний доход в 1000 – 1500 рублей на одного члена семьи.

Среди опрошенных в младшей возрастной группе (до 20 лет) - студенты (23,3 %). Средний доход в данной возрастной группе 500 – 1000 рублей. Среди опрошенных в возрастной группе (36 – 50 лет) – служащие, домохозяйки, рабочие, руководители (16,7 %). Средний доход в данной возрастной группе свыше 1500 рублей.

В старшей возрастной группе (старше 50 лет) преобладают пенсионеры, служащие, руководители. Средний доход в старшей возрастной группе составляет 1000 – 1500 рублей. Что касается дохода, то средний доход в выборке составил 1000 – 1500 рублей – 45,7 %. К группе с самым низкими доходами преобладают студенты, пенсионеры – 36,2 %. В группе с самыми высокими доходами преобладают руководители, служащие – 18,1 %.

В исследовании были охвачены представители семи основных социальных групп города Райчихинска. В выборке представлены такие социальные группы как: студенты (20,3 %), пенсионеры (6 %), служащие (52,7 %), безработные (1 %), рабочие (2,3 %), домохозяйки (7,5 %), руководители(10,2 %).              Покупательская активность (частота совершения покупок) респондентов достаточна, высока во всех возрастных группах. 69,4 % опрошенных отметили, что покупают хлеб и хлебобулочные изделия по мере необходимости, среди этих опрошенных в основном студенты, безработные, домохозяйки. 14,5 % опрошенных покупают хлеб и хлебобулочные изделия раз в день среди этих опрошенных руководители, пенсионеры. 3,2 % опрошенных покупают хлеб и хлебобулочные изделия раз в два дня среди этих опрошенных служащие, домохозяйки. И, 12,9 % опрошенных покупают хлеб и хлебобулочные изделия раз в три дня.

Активность покупателей, имеет тенденцию, расти с возрастом, несколько снижаясь в старшей возрастной группе.

Размер доходов респондентов не оказывает  существенного влияния на регулярность покупок. Это объясняется тем, что данный товар обладает неэластичным спросом. С ростом душевого дохода (среднемесячного дохода на одного члена семьи) некоторые опрошенные приобретают ни одну вид хлеба, а несколько. При ответе на вопрос  на, что вы в первую очередь обращаете внимание при покупке хлеба и хлебобулочных изделий (ответы представлены начиная с наиболее значимых) - вкусовые качества, свежесть, мягкость, вес буханки, наличие поджаренной корочки, калорийность, цена.

Предпочтение того или иного вида хлеба и хлебобулочных изделий, зависит от размера доходов и возраста респондентов. С ростом дохода, предпочтения у респондентов меняются относительно хлеба и хлебобулочных изделий. В анкете был предложен также вопрос, о предпочитаемом месте покупки хлеба и хлебобулочных изделий. В результате чего выяснено, что 70,2 % потребителей предпочитают покупать в определенных местах, 29,8 % все равно, где покупать. На вопрос, продукцию каких фирм предпочитают покупать – 23,6 % ЧП Светлов, 18,8% фирма «Пекарь», 51,4 %  ООО «Каравай», 6,2% затрудняются ответить. На вопрос, чем определяется выбор места покупки хлеба и хлебобулочных изделий, 25,3 % ответили – широта предлагаемого ассортимента товаров, 15,6 % цены ниже, чем в других торговых точках, 34,7 % качество, 24,4 % близость расположения торговой точки с домом или она расположена на пути с работы, учебы. С целью расширения ассортимента был задан вопрос о наиболее предпочитаемых сортах хлеба и хлебобулочных изделий. В результате наиболее популярными сортами хлеба оказались «Столичный», «Высшего сорта», «Пикантный» и «С отрубями», а наиболее популярные хлебобулочные изделия – батон молочный, булки с повидлом, батон и сайка с маком.

Опрос также показал, что потребители хотели бы видеть на прилавках в магазинах полуфабрикаты: 43,8 % тесто дрожжевое пирожковое, 29,4 % заготовки для пиццы, 26,8 % тесто дрожжевое сдобное.

В результате исследования можно сделать следующий вывод: ООО «Каравай» необходимо ориентироваться на потребителей среднего возраста, которые при выборе хлеба ориентируются, прежде всего на вкусовые качества и свежесть продукции. В связи с этим, предприятию рекомендуется оптимизировать процесс поставки готовой продукции в торговые точки, чтобы товар всегда оставался в виде наиболее привлекательном для покупателя. Большинство опрошенных покупателей предпочитают приобретать хлеб в определенных местах, поэтому, желательно наличие фирменных торговых точек. Выбранные потребителями наиболее предпочтительные сорта хлеба и хлебобулочных изделий рекомендуется, ориентируясь на расчеты, производить больше, а также рассмотреть вопрос о вводе в производство «Пикантного» сорта хлеба. К тому же, большинство потребителей хотели бы видеть полуфабрикаты на прилавках магазинов таких как дрожжевое тесто.

 

Таблица 3 – Объемы продаж хлеба и доля фирмы на рынке

Фирма

Объем продаж в сутки, т

Доля рынка , %

ООО «Каравай»

2,650

34,28

ЧП Светлов

2,480

32,1

Пекарь

2,598

33,62

Всего

7,728

100

Информация о работе Разработка бизнес-плана организации работы пекарни