Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция

Описание работы

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.

Файлы: 1 файл

Экономика на малых предпр..doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Более половины (55,4 %) респондентов сообщили, что рынок недвижимости в регионе имеется, но цены очень высоки и для малого бизнеса недоступны. Весьма значима (15,6 %) и доля тех, кто утверждал, что рынка деловой недвижимости как такового нет и площади можно приобрести только через чиновников.

О тяжести арендного бремени  красноречиво свидетельствуют следующие  цифры: у 54,4 % респондентов на арендные платежи уходит 30 % всех расходов предприятия  и более, а у 18 % - 50 % и более. Какое  уж тут развитие.

Однако весьма любопытно, что, отвечая  на вопрос "Что для вас предпочтительнее: снижение размеров платежей или их фиксация на длительный срок (как минимум три года)?", 43,3 % опрошенных предпочли фиксацию платежей. Этот результат вполне может быть использован региональными властями - в случае их доброй воли - в корректировке своей политики по сдаче в аренду помещений малым фирмам.

Царство "конвертиков"

Взаимодействие предпринимателя  с местными властями и проверяющими инстанциями влечет за собой немалые  временные и финансовые, в том  числе коррупционные, затраты. Наибольшие проблемы создают проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями или с прямым вымогательством, В среднем по России каждое малое предприятие проверяли пять раз. Но есть и явные лидеры, к которым проверяющие наведывались более десяти раз в год, то есть фактически каждый месяц, - это Тамбовская и Ростовская области, Мордовия, Московская область. Наиболее часто, по данным опроса, сталкиваются с нарушениями при проверках бизнесмены Кабардино-Балкарской республики (56 %), Карачаево-Черкесии (66 %), Северной Осетии (64 %) и Московской области (76 %).

Исследование подтвердило расхожее мнение, что решение проблем с  чиновниками с помощью взяток практикуется довольно часто: свыше 40 % респондентов ответили "широко распространена". Среднестатистическое малое предприятие тратит на взятки чиновникам и проверяющим 8,5 % выручки.

Процедуры регистрации бизнеса  две трети опрошенных в целом  по Российской Федерации оценивают  как нормальные. Таким образом, учитывая, что затрудняющихся ответить всего 8 %, позиция выражена достаточно четко.

Закон — тайга

Опрошенные предприниматели выразили вопиющее недовольство качеством их правовой защиты. Во всех до единого  российских регионах число недовольных  судебной практикой малых предпринимателей существенно преобладает над оптимистами. В случаях, когда законные интересы представителей малого бизнеса кем-либо ущемлены, сами предприниматели отнюдь не всегда заинтересованы в обращении именно в суд (60,7 % всей выборки) и часто предпочитают иные способы защиты интересов. Первый и главный из этих способов - обращение к посредникам из властных структур. Об этом заявили 52 % опрошенных. Таким образом, альтернативой суду является, если называть вещи своими именами, коррумпированный государственный аппарат. Слабая, коррумпированная судебная система наносит ущерб обществу по меньшей мере дважды: сначала она выталкивает граждан и бизнес из правового поля, а затем способствует тому, что сотрудники органов государственной власти начинают использовать служебное положение не по прямому назначению.

Есть и другие способы решения  проблем бизнеса помимо обращения  к чиновникам. В частности, 14 % респондентов заявляют, что бизнес обращается к  посредникам из криминальных структур, 16 % - к вышестоящим должностным  лицам. Всего 11 % уповают на помощь предпринимательских объединений.

Бизнес "для своих"

Ситуация с конкуренцией в основном неблагополучна. Половина респондентов заявила о существовании в  регионе отраслей экономики, доступ в которые искусственно затруднен. С учетом ошибки выборки примерно в одинаковой степени мешают доступу на отдельные рынки администрация региона (20,1 %), крупные компании-монополисты (24,1 %), администрация города или населенного пункта (20,2 %). Интересно, что криминальные группировки в этом списке на последнем месте (5 %), а правоохранительные органы оказались строкой выше, получив 9 % голосов. Таким образом, главная помеха честной конкуренции и доступу на рынки - региональные и муниципальные власти.

По мнению 65 % респондентов, представители  администраций используют свое служебное положение для поддержки отдельных фирм "часто" или "иногда". Самой проблемной отраслью с точки зрения вмешательства региональных администраций является строительство и монтажные работы: 43,4 % представителей этой отрасли заявили о том, что региональные власти, имея на данном рынке собственные коммерческие интересы, так или иначе препятствуют работе независимых компаний.

"Расчистка" региональных  рынков от коммерческой активности  чиновников является важной задачей,  решение которой не только даст импульс развитию предпринимательства, но и повысит эффективность госаппарата. В связи с этим следует обратить внимание на повышение роли антимонопольных органов.

Лидеры и аутсайдеры

По результатам опроса каждому  региону был присвоен интегральный индекс условий малого предпринимательства. Сначала вычислялись индивидуальные индексы по каждой переменной, отражающей тот или иной аспект качества предпринимательской среды (он равен разнице положительных и отрицательных оценок плюс 100; соответственно индекс выше 100 означает, что ситуация, по оценке респондентов, скорее благополучна, ниже 100 - скорее неблагополучна). Затем для каждого региона рассчитывался интегральный индекс как средняя арифметическая индивидуальных индексов.

Картина вышла весьма интересная. Если лидерство богатых регионов - Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Омской области, Ставропольского края - было предсказуемым, то высокие показатели Башкирии, Республики Марий Эл и особенно Усть-Ордынского Бурятского автономного округа приятно удивили. Не порадовали очень низкие показатели интегральных оценок малого предпринимательства в Татарстане, Красноярском крае и особенно в Москве. Столица вообще умудрилась оказаться в общем рейтинговом списке на третьем месте с конца. И это, естественно, требует особых пояснений.

Авторы исследования склонны объяснять  этот феномен прежде всего субъективными  особенностями восприятия условий  бизнеса предпринимателями в  богатых и бедных регионах. Гипотеза состоит в том, что чем выше уровень социально-экономического развития региона, чем выше доля малого бизнеса в структуре валового регионального продукта, тем сложнее малым предпринимателям добиться успешного входа на рынок и дальнейшего развития бизнеса, тем критичнее субъективные оценки среды обитания. В этом смысле низкая интегральная оценка предпринимателями условий в Москве вполне объяснима. Московский рынок настолько развит, что взаимодействие факторов и комплексность причин появления проблем не позволяют малым игрокам использовать стратегии поведения, которые на периферии, вероятно, привели бы к успеху. Условия входа на московский рынок столь жестки, а поддержание конкурентоспособности столь затратно, что начинающие или профессионально слабые предприниматели оценивают условия пессимистично.

Конкурентоспособность малого предпринимательства

В конкурентных экономических условиях предпринимательская среда самостоятельно ищет потребителей товаров и услуг, чтобы обеспечить основные цели своей  деятельности: получение максимально  высокой прибыли, увеличение объема продаж и увеличение сектора на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к более эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

Явление конкуренции составляет одну из основных тенденций развития рыночной среды.

Конкуренция - это соперничество, борьба между отдельными хозяйствующими субъектами рынка или группами предпринимателей за наиболее выгодные и прибыльные сферы приложения капиталов и источников различных видов ресурсов, а также реализации и покупки товаров.

В рамках позитивной концепции бизнеса  конкуренцию обычно определяют абстрактно, как некое абсолютно положительное  явление, развитие которого осуществляется автоматически, а ее последствия всегда благоприятны. Напротив, в рамках критической концепции бизнеса о конкуренции упоминают лишь как об анархическом механизме функционирования и развития экономики, применение которого обусловливает непримиримые противоречия в обществе, социальное неравенство, эксплуатацию чужого труда и повсеместно агрессивные настроения в отношениях между предпринимателями.

История человеческого общества, в  особенности экономическая, — это  и история конкурентной борьбы, история  изменения ее форм, методов, стратегий в соответствии с меняющимися условиями в развитии общества.

Свободная (совершенная) конкуренция возникла при зарождении рыночной экономики, когда излишки натуральных хозяйств предъявлялись на рынок в небольшом количестве многими продавцами и им противостояли многие покупатели. Конкуренция называлась свободной потому, что, с одной стороны, осуществлялась юридически свободными субъектами бизнеса, а с другой — велась при фактическом отсутствии каких-либо правил, общественных и административных регуляторов конкурентного поведения.

В условиях свободной конкуренции субъекты бизнеса многочисленны, независимы, и каждый из них имеет на рынке незначительную долю. Все они обладают неограниченной свободой входа на рынок и выхода с него. Ни один субъект бизнеса не занимает доминирующего положения, не является монополистом и вынужден продавать (покупать) продукцию по сложившейся на рынке и не зависящей от него цене.

Наиболее характерное для совершенной  конкуренции состояние рынка  — полиполия, диаметрально противоположная монополии: в условиях полиполии ни один из субъектов бизнеса не имеет возможности навязывать свои интересы другим.

Когда на конкретном рынке (нефтепродуктов, цветных металлов, банковских услуг  и т.д.) присутствует большое число  покупателей и продавцов, ни один покупатель не может создать спрос, а продавец — предложение такого количества продукта, которого было бы достаточно для заметного влияния на его цену. Наличие большого количества покупателей и продавцов делают невозможным навязывание субъектами бизнеса своих экономических и финансовых интересов друг другу. Покупатель может купить, а продавец продать свои товары (услуги) только при взаимной договоренности.

Но если единичный производитель  продукции или их небольшая группа способны как-то регулировать и ограничивать общий объем предложения товара, то цена может быть повышена к выгоде продавца. При появлении на рынке предпринимательских фирм, пытающихся монополизировать его, происходит навязывание цен и условий сделок этой монополией другим субъектам бизнеса, возникает устойчивое стремление к экономической власти. Именно с этого исторически начался подрыв совершенной конкуренции как массового явления в форме движения от полиполии к монополии.

Несовершенная конкуренция — это соперничество субъектов бизнеса в условиях успешной реализации отдельными конкурентами стратегий монополизации, раздела ими рынков и возникновения олигополии. Она возникла в первой половине XX в. как антипод совершенной конкуренции.

Этот тип конкуренции характерен для такой организации рыночных отношений, при котором реально могут быть образованы:

• монополия - наличие на рынке единственного поставщика (продавца) одноименных товаров и услуг (в истории экономики еще ни разу не было случаев ни монополии, ни полиполии в чистом виде);

• дуополия — наличие на рынке всего лишь двух поставщиков (продавцов) одноименных товаров и услуг, делящих данный рынок на две части;

• олигополия — наличие на рынке ограниченного числа поставщиков (продавцов) товаров и услуг, наиболее удачливых субъектов бизнеса в своем виде предпринимательской деятельности.

И совершенная и несовершенная  конкуренция встречаются и сегодня. Элементы совершенной конкуренции  могут возникнуть в развитии новых  отраслей экономики, где в течение  определенного времени могут отсутствовать рыночные регламентации поведения субъектов бизнеса. Именно так, к примеру, произошло в период становления Интернет-коммерции, которая в силу специфики предметной области действий субъектов бизнеса оказалась практически в полном объеме явлением мегауровня экономики. Отсутствие каких-либо четких международных правил, относящихся к Интернет-коммерции, сохраняется и в настоящее время.

Несовершенную конкуренцию можно  обнаружить в таком специфическом  явлении, как естественные монополии. В некоторых странах под естественными монополиями понимают гигантские производственные предприятия, связанные, как правило, с оказанием транспортных услуг и услуг связи разнообразным субъектам бизнеса (электроэнергетика, трубопроводы, железные дороги) и обычно базирующиеся на государственной собственности.

Кроме естественных монополий выделяют также искусственные, локальные  и временные монополии. Искусственные монополии — это такие предпринимательские фирмы, которые наделяются государством особыми полномочиями, эксклюзивными правами по выполнению определенного вида деятельности, причем другие компании, функционирующие в этой же сфере деятельности, оказываются в подчиненном или зависимом положении по отношению к искусственному монополисту.

Разновидностью искусственной монополии является государственная монополия. Она создается, как правило, в целях обеспечения решающего влияния государства на развитие той или иной области предпринимательской деятельности (например, государственная монополия на производство и сбыт вооружений, государственная монополия внешней торговли).

Под локальной монополией понимается такое состояние экономической среды бизнеса на мезоуровне, когда какая-либо одна предпринимательская фирма получает доминирующее положение исключительно на местном рынке.

Временная монополия - это состояние экономической среды бизнеса, обусловленное действием временных факторов, как правило, имеющих форс-мажорный характер.

Информация о работе Управление предприятием