Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция
Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.
Эффективная конкуренция — это соперничество субъектов бизнеса в условиях активного включения органов государственной власти и управления в экономике в качестве экономического центра, обеспечивающего каждому из субъектов бизнеса возможности полноценного развития, а также гарантии постоянного воспроизведения деловых отношений на всех уровнях организации экономической среды бизнеса.
Эффективная конкуренция начала формироваться
во второй половине XX в., в настоящее
время она повсеместно
Переход от несовершенной конкуренции к эффективной, начавшийся в середине XX в., был обусловлен сформировавшейся к этому времени у субъектов бизнеса устойчивой потребностью в совместном противостоянии тенденциям монополизации рынков со стороны отдельных, наиболее удачливых компаний, либо приобретения последними доминирующего положения на тех или иных рынках.
Чтобы развивать бизнес, нужно многое. В частности, умение считать деньги, товары, ресурсы, услуги. В современном бизнесе порой срок, отпущенный на принятие решений, измеряется часами. Для принятия правильных решений необходима оперативная и достоверная информация. Зная реальную ситуацию на своем предприятии, можно решать проблему контроля его ресурсов, решать задачи оптимизации его деятельности и планирования дальнейшего развития. Малые предприятия могут быть созданы в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации. В этих случаях та организация (предприятие), из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем.
Одним из методов создания собственного дела является приобретение действующего предприятия (бизнеса), а затем государственная регистрация этой предпринимательской сделки. Собственник продаваемого предприятия по договору продажи предприятия в соответствии с ГК РФ должен передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс. Состав и стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре продажи предприятия на основе полной инвентаризации предприятия, проводимой в соответствии с установленными правилами. Договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Предприятие считается переданным покупателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами. С этого момента на покупателя переходит риск случайной гибели ли случайного повреждения имущества, переданного в составе предприятия. Право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации.
Чтобы малые предприятия вносили реальный вклад в экономику, они должны органически взаимодействовать с крупным бизнесом, вписаться в передовые технологии, инновационную деятельность. Все эти возможности дает система франчайзинга..
Франчайзинг – способ взаимодействия малого и крупного бизнеса, при котором крупное предприятие (франчайзер) на основании договора предоставляет право мелкому предприятию (франчайзи) использовать его товарный знак, фирменные технологии и отработанную систему ведения бизнеса за установленное вознаграждение.
Наибольшее распространение – ресторанный бизнес, розничная торговля, автосервис, туристический бизнес.
Франчайзинг, являясь самостоятельной формой договорных отношений, объединяет в себе элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства. В России франчайзинг определяется как договор коммерческой концессии. Регулируется ГК РФ и Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992г. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и/или коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие, предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т.д.
Правообладатель по договору коммерческой концессии обязан:
- передать пользователю
- выдать предусмотренные
- обеспечить регистрацию
- оказывать постоянное
- контролировать качество
Пользователь обязан:
- использовать при
- соблюдать инструкции и
- оказывать покупателю все
- не разглашать секреты
- предоставить оговоренное
- информировать покупателя о том, что фирменное наименование (товарный знак) используется им на основании договора коммерческой концессии.
Вступая в данную систему взаимоотношений. Обе стороны получают выгоды. Франчайзи, сохраняя независимость, получает возможность использовать торговую марку, завоевавшую хорошую репутацию у потребителей. Также он пользуется консультационной помощью, использует проверенные технологии, помощь в подборе помещения, может получать сырье, материалы, а также брать оборудование в лизинг у франчайзера.
Франчайзер без дополнительных инвестиций расширяет рынок сбыта своей продукции и получает дополнительный доход.
При товарном франчайзинге франчайзи осуществляет продажу товаров, производимых франчайзером под его товарным знакоми является составным элементом контролируемой франчйзером системы сбыта. При производственном – франчайзи производит производит продукцию под торговой маркой франчайзера, используя для этого запатентованную им для этого технологию и поставляемые франчайзером сырье и материалы.
Франшиза – право на франчайзинг, т.е. на создание коммерческого предприятия, торгующего продукцией своего старшего партнера.
Классификация франшизы в зависимости от размера первоначальных инвестиций:
- франшиза-рабочее место –
- франшиза-предприятие –
- инвестиционная ф-за – в качестве основной цели предусматривает возврат первоначальных инвестиций.
- розничная франшиза - контракт между организациями оптовой торговли и розничными торговыми точками.
наиболее известные зарубежные компании «Кока-Кола», «ПепсиКо», российские – «Русское бистро» , «1С».
ТЕМА 8. Стадии развития малого предприятия.
Начинающая фирма, уцелевшая, стабильная, расширяющаяся: основные характеристики, особенности управления и планирования бюджета.
Решающий этап создания собственного дела – это обоснование предпринимательской идеи, поскольку именно на этом этапе выявляется экономический интерес (мотивы) предпринимателей в осуществлении конкретных видов деятельности (товаров, работ, услуг, информации, технологий и т.д.). Идея должна быть реализована в те результаты, которые будут признаны рынком. Совместно с партнерами принимается решение о выборе организационно-правовой форме предприятия исходя из предполагаемых целей, финансово-экономических возможностей, опыта знаний и других факторов. Определив область своей деятельности, предприниматель может установить специализацию будущего предприятия. Для этого потребуется оценить возможности будущих потребителей, узнать все возможные сведения о конкурентах, решить, с помощью какой техники и технологии будет производиться продукция.
На выбор организационно правовой формы МП влияют внешние факторы: политическая стабильность (долгосрочность проекта), макроэкономические процессы и структурная перестройка экономики, экономические кризисы и инфляция, государственная поддержка и регулирование предпринимательской деятельности, состояние рынка и другие факторы, которые необходимо учитывать при создании собственного дела и выборе предмета деятельности. Важное значение для успеха деятельности имеют: месторасположение, наличие инфраструктуры деятельности фирмы, благоприятное отношение к предпринимателям местных органов самоуправления.
Важный этап – решение вопроса о финансах, необходимых для формирования уставного (складочного) капитала. Где взять денежные средства, необходимые для создания собственного предприятия (регистрации, приобретение сырья, материалов, энергии, топлива, найма рабочей силы и др).
Источниками средств могут быть собственные накопления, средства взятые в долг у родственников, знакомых, в банке; средства будущих потребителей; средства, полученные от выпуска и реализации ценных бумаг, а также помощь государственных органов, занимающихся поддержкой малого предпринимательства.
На этом этапе:
- определяются возможности
- выбираются конкретные цели
по созданию всех необходимых
условий для функционирования
предприятия и получения
Этот этап реализуется посредством разработки проектов отдельных разделов бизнес-плана, который получает окончательное формирование (и экспертную оценку) при завершении создания собственного МП.
Очень часто желание начать новый бизнес, или развивать уже действующий, возможно только воспользовавшись кредитными продуктами банка. Ведь для того чтобы расширить производство или запустить новые продукты необходимо вливание дополнительных денежных средств. Где же может взять деньги предприниматель кроме, как в банке. Основными условиями, по которым банки готовы предоставить кредит предприятию – это сроки существования предприятия. В большинстве случаев эти сроки должны быть не меньше шести месяцев после регистрации предприятия, но некоторые банки несколько расширяют эти сроки до трех лет с момента регистрации предприятия. Это необходимо для того, чтобы банк мог увидеть, насколько стабильно развивается и работает предприятие, какими средствами может быть произведен в дальнейшем расчет заемщика с банком и достаточны ли эти средства. В настоящее время банкам удобнее и безопаснее предоставлять кредит предприятиям, которые могут предоставить залоговое обеспечение, что в некоторой степени снижает риск не возврата заемных средств, потому что залоговое обеспечение должно обладать стоимостью суммы кредита. Вместо залога может быть использовано также поручительство других владельцев бизнеса. Форма кредитования малого бизнеса начального этапа называется стартап. Если воспользоваться этой формой кредитования, тогда необходимо подготовить такой бизнес план, который в полной мере раскроет все финансовые возможности, которые он предоставляет при реализации, также нужно подумать о возможности предоставления залогового обеспечения в виде какого либо имущества, находящегося в собственности у заемщика. Тогда уже можно будет осуществить попытку обращения в банк для подачи заявки на предоставление кредита.
Решающее значение играет скорость оборота при создании собственного дела средств. Наибольшая скорость оборота денежных средств наблюдается в торгово-посредническом предпринимательстве, наименьшая в производственном (50% МП – торговля и сфера обслуживания).
Важное место в процессе создания собственного МП играет разработка учредительных документов МП (в зависимости от организационно-правовой формы и числа учредителей), устанавливающих фактически весь механизм функционирования предприятия. Разработка устава и учредительного договора производится согласно положениям ГК РФ, федеральных законов и др. нормативными актами.
Некоторые начинающие предприниматели, желая открыть свой бизнес, сталкиваются с проблемой - как создать прибыльный бизнес? Ясно, что, имея небольшие финансовые средства или не имея их совсем, идеально подойдет малый бизнес. В отличие от среднего или крупного бизнеса он не требует значительных финансовых вложений, персонала, заниматься им можно и в одиночку. Следует учитывать еще тот факт, что малый бизнес имеет сравнительно небольшой период становления и развития. Но вот где найти идеи для малого бизнеса, как выбрать из них наиболее подходящую идею бизнеса и как ее осуществить - сложные вопросы для многих.