Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция
Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.
Этап выведения товара на рынок начинается с момента поступления его в продажу. Он требует приложения усилий и часто ведет к временным потерям за счет первоначально не восполняемых затрат.
Этап роста наступает после полного освоения производства нового изделия поставщиком и потребителем. В этот период спрос и объем производства увеличиваются, снижается себестоимость продукции. Возрастает прибыль.
Этап зрелости отражает насыщение рынка товарами данного ассортимента. Предложение соответствует спросу и даже превышает его.
Этап упадка характеризуется снижением спроса. Потребители отдают предпочтение другим новым видам продукции. Предприятия, не успевшие перестроить производство, несут убытки.
Прогнозирование - одно из условий снижения рисков предприятия.
Рис.4 Соотношение доходов и расходов от продаж
Производственная мощность предприятия – характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено в единицу времени при полном использовании основных средств производства в оптимальных условиях их эксплуатации.
Производственная мощность предприятия определяется по всей номенклатуре выпускаемой им продукции. Устанавливается в тех же единицах измерения, в каких планируется производство продукции. Планирование производства продукции (услуг) производится исходя из ожидаемого спроса имеющихся и потенциальных потребностей продукции и ресурсных возможностей предприятия (производственных мощностей, обеспечения сырьем и материалами, квалифицированными кадрами, финансами и др.). При этом, если спрос превышает ресурсные возможности предприятия, то производственный план устанавливается в соответствии с этими возможностями. Если спрос ниже ресурсных возможностей предприятия, то планирование производства в соответствии со спросом.
Предполагаемый спрос можно определить, зная емкость рынка и предполагаемую долю рынка, которую предприятие может завоевать благодаря решениям по позиционированию товара на рынке, т. е. обеспечению ему конкурентоспособности.
Планирование производства продукции осуществляется в стратегическом и тактическом аспектах, т.е. по годам на весь расчетный период инвестиционного проекта, и по месяцам (или другим периодам) с учетом сезонности, выпуска запасных частей и гарантийных обязательств предприятия.
Частью имущества организации являются оборотные средства – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Непрерывность процесса производства предопределяет непрерывность движения оборотных средств в виде их кругооборота по схеме:
Д – СП – П - Т – Д*,
где Д – денежные средства, авансируемые хозяйственным субъектом;
СП – средства производства;
П – производство;
Т – готовая продукция (товар);
Д* - денежные средства по продукции, включая прибыль.
Под составом оборотных средств понимают совокупность элементов, образующих оборотные средств, которые классифицируют по следующим признакам:
- по экономическому содержанию – оборотные производственные фонды, фонды обращения;
- по особенностям контроля, планирования и управления – нормированные и ненормированные;
- по источникам формирования
– собственные, заемные,
- по степени риска – оборотные средства с минимальным риском вложений, с малым риском вложений, со средним риском и с высоким риском вложений.
Оборотные фонды – обязательный элемент процесса производства, основная часть себестоимости продукции. Чем меньше расход сырья, материалов, топлива и энергии на единицу продукции, тем меньше себестоимость продукции. Наличие у организации достаточных оборотных средств является необходимой предпосылкой для ее нормального функционирования в условиях рыночной экономики.
К оборотным производственным фондам (ОПФ) промышленных предприятий и организаций относится часть средств производства, вещественные элементы которых в процессе труда расходуются в каждом производственном цикле, и их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу. Вещественные элементы оборотных фондов в процессе труда претерпевают изменения своей натуральной формы и физико-химических свойств.
ОПФ состоят из: производственных запасов; незавершенного производства и полуфабрикатов; собственного изготовления; расходов будущих периодов.
Рис. 5. Состав и структура оборотных средств
Соотношение между отдельными элементами оборотных средств, выраженное в процентах, называется структурой оборотных средств.
Эффективная работа организации – это достижение максимальных результатов при минимальных затратах. Минимизация затрат достигается в первую очередь оптимизацией структуры источников формирования оборотных средств, т.е. разумным сочетанием собственных, кредитных и заемных ресурсов.
Исследование рынка сырья и материалов – один из элементов планирования материально-технического обеспечения предприятия. Определение потребности в материальных ресурсах – центральное звено в планировании материально-технического снабжения предприятия. Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, потребность на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.
Под логистикой понимается интегрированное управление материальными потоками, основанное на синхронизации и гармонизации внутрифирменных и коммерческих процессов и нацеленное на оптимизацию товародвижения, запасов и издержек, обеспечение высокого качества обслуживания.
Материальный поток – это движение продуктов труда на всех стадиях формирования товара: сырье – полуфабрикаты – готовая продукция – вторичные ресурсы.
Материальный запас –
Производственные запасы предназначены для производственного потребления и должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса. К ним относятся предметы труда, поступившие к потребителю, но еще не использованные и не подвергнутые переработке. К ним относятся предметы труда, поступившие к потребителю, но еще не использованные и не подвергнутые переработке. Учитываются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях.
Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей материальными ресурсами. К ним относятся запасы готовой продукции, а также запасы в каналах распределения.
Текущие запасы обеспечивают непрерывность производственного и торгового процесса между двумя поставками. Подготовительные запасы (буферные) выделяются из производственных запасов при необходимости дополнительной их подготовки перед использованием в производстве (напр. сушка леса).
Гарантийные запасы (страховые) предназначены для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и в величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов – величина постоянная.
Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства продуктов, их потребления или транспортировки и должны обеспечивать нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке продукции. Переходящие запасы – это остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Предназначаются для обеспечения непрерывности производства в отчетном и следующем за отчетным периоде до очередной поставки.
Цепь поставок – система хозяйственных связей предприятий поставщиков и субпоставщиков, потребителей и организаций, обслуживающих товародвижение в процессе материально-технического снабжения или сбыта продукции.
Цель управления запасами – обеспечить максимально «тонкий», но непрерывный поток материальных ресурсов. В сфере закупок и снабжения производственные материальные запасы подразделяются на текущие, страховые и подготовительные.
Управление производственными запасами на предприятии связано с объективными трудностями:
- необходимо планировать запасы
тысяч наименований
- фактические условия поставки материалов нередко отличаются от планируемых, что требует оперативного регулирования уровня запасов;
- формирование портфеля заказов
на готовую продукцию (услуги)
организации осуществляется в
течение всего текущего
Наименование метода |
Краткое описание, сфера применения |
Метод фиксированного размера заказа |
Размер партии заказа рассчитывается по формуле Вилсона. Заказ делается при израсходовании половины текущего запаса. Используется для материалов группы А. |
Метод фиксированного интервала между заказами |
Запасы классифицируются по методу АВС. Определяются максимальный запас и периодичность контроля за фактическим уровнем запаса по каждой группе. На дату проверки делается заказ в объеме его пополнения до максимального. Используется для групп А и В |
Метод «двух ящиков» |
Текущий запас размещается в одном месте склада, страховой (50% текущего) в другом. Текущий запас рассчитан исходя из времени исполнения заказа. Применяется при поставке материала со склада оптовой организации для продукции группы «С» |
Метод «минимакс – Сс» |
Комбинирование методов фиксированных размера заказа и интервала заказов. Используется в виду его комплексности в основном для самых важных ресурсов, например группы А |
Метод СRР (программа постоянного пополнения запасов) |
Поставщик без заказов регулирует поставки исходя из оперативных данных о запасах у потребителя. Метод применим при наличии электронной связи между контрагентами, кодификации товаров, возможности быстрой их доставки |
Метод «нулевого запаса» |
Работа без запасов на основе суточных графиков завоза. Применяется в логистических системах типа «канбан», «точно в срок» |
Рис.6. Методы управления производственными запасами
Метод фиксированного размера заказа основан на формуле Вилсона:
ОРЗ = 2АП
З
Где: ОРЗ – оптимальный размер заказа, шт;
А – затраты на поставку единицы заказываемой продукции (стоимость транспортировки и оформления заказа), руб.;
П – потребность в заказываемой продукции, в шт.;
З – затраты на хранение
единицы заказываемой
Метод фиксированного интервала: И = Д : _ П__ ,
Где: И – интервал времени между заказами, дн.;
Д – число рабочих дней в году, дн.;
П –
потребность в заказываемой
ОРЗ – оптимальны размер заказа, шт.
Метод «двух ящиков» предельно прост, но весьма эффективен и подходит для малого бизнеса.
Методы СRР и «нулевого запаса» требуют создания на предприятиях – поставщиках и потребителях сопряженных логистических систем, довольно дорогих и сложных в эксплуатации. Вместе с тем отдельные элементы этих методов, например согласованные оперативно-календарные графики, успешно применяются в российском домостроении при поставке растворов, бетона, панелей на строительные площадки, минуя склады комплектующих организаций.
На основе рассмотренных методов в организации определяются нормы производственных запасов, которые используются как при управлении поставками, так и при расчете нормативов оборотных средств.
Анализ маржи покрытия.
Маржа покрытия – разность между выручкой от реализации продукции В и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию Зпер.
МП = В – Зпер,
Чем больше ее величина, тем больше
вероятность покрытия постоянных затрат
и получения прибыли от производственной
деятельности. Служит основой для
определения безубыточного
Сравнение маржинальной прибыли с суммой постоянных расходов Зпост организации отражает финансовый результат от операционной деятельности:
П = МП – Зпост
Если МП < Зпост – предприятие терпит убытки.