Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция

Описание работы

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.

Файлы: 1 файл

Экономика на малых предпр..doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Этап выведения товара на рынок начинается с момента поступления его в продажу. Он требует приложения усилий и часто ведет к временным потерям за счет первоначально не восполняемых затрат.

Этап роста наступает после полного освоения производства нового изделия поставщиком и потребителем. В этот период спрос и объем производства увеличиваются, снижается себестоимость продукции. Возрастает прибыль.

Этап зрелости отражает насыщение рынка товарами данного ассортимента. Предложение соответствует спросу и даже превышает его.

Этап упадка характеризуется снижением спроса. Потребители отдают предпочтение другим новым видам продукции. Предприятия, не успевшие перестроить производство, несут убытки.

Прогнозирование - одно из условий снижения рисков предприятия.


 

Рис.4 Соотношение доходов и расходов от продаж

Производственная мощность предприятия – характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может быть произведено в единицу времени при полном использовании основных средств производства в оптимальных условиях их эксплуатации.

Производственная мощность предприятия  определяется по всей номенклатуре выпускаемой  им продукции. Устанавливается в  тех же единицах измерения, в каких  планируется производство продукции. Планирование производства продукции (услуг) производится исходя из ожидаемого спроса имеющихся и потенциальных потребностей продукции и ресурсных возможностей предприятия (производственных мощностей, обеспечения сырьем и материалами, квалифицированными кадрами, финансами и др.). При этом, если спрос превышает ресурсные возможности предприятия, то производственный план устанавливается в соответствии с этими возможностями. Если спрос ниже ресурсных возможностей предприятия, то планирование производства в соответствии со спросом.

Предполагаемый спрос можно  определить, зная емкость рынка и  предполагаемую долю рынка, которую  предприятие может завоевать  благодаря решениям по позиционированию товара на рынке, т. е. обеспечению ему  конкурентоспособности.

Планирование производства продукции  осуществляется в стратегическом и  тактическом аспектах, т.е. по годам  на весь расчетный период инвестиционного  проекта, и по месяцам (или другим периодам) с учетом сезонности, выпуска  запасных частей и гарантийных обязательств предприятия.

Частью имущества организации  являются оборотные средства – это  денежные средства, авансированные в  оборотные производственные фонды  и фонды обращения. Непрерывность  процесса производства предопределяет непрерывность движения оборотных средств в виде их кругооборота по схеме:

Д – СП – П  - Т – Д*,

где Д – денежные средства, авансируемые хозяйственным субъектом;

СП – средства производства;

П – производство;

Т – готовая продукция (товар);

Д* - денежные средства по продукции, включая прибыль.

Под составом оборотных средств понимают совокупность элементов, образующих оборотные средств, которые классифицируют по следующим признакам:

- по экономическому содержанию  – оборотные производственные  фонды, фонды обращения;

- по особенностям контроля, планирования и управления – нормированные и ненормированные;

- по источникам формирования  – собственные, заемные, привлеченные;

- по степени риска – оборотные  средства с минимальным риском  вложений, с малым риском вложений, со средним риском и с высоким риском вложений.

 Оборотные фонды – обязательный элемент процесса производства, основная часть себестоимости продукции. Чем меньше расход сырья, материалов, топлива и энергии на единицу продукции, тем меньше себестоимость продукции. Наличие у организации достаточных оборотных средств является необходимой предпосылкой для ее нормального функционирования в условиях рыночной экономики.

К оборотным производственным фондам (ОПФ) промышленных предприятий и организаций относится часть средств производства, вещественные элементы которых в процессе труда расходуются в каждом производственном цикле, и их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу. Вещественные элементы оборотных фондов в процессе труда претерпевают изменения своей натуральной формы и физико-химических свойств.

ОПФ состоят из: производственных запасов; незавершенного производства и полуфабрикатов; собственного изготовления; расходов будущих периодов.

 


 







 






 

 

Рис. 5. Состав и структура оборотных средств


Соотношение между отдельными элементами оборотных средств, выраженное в процентах, называется структурой оборотных средств.

Эффективная работа организации –  это достижение максимальных результатов  при минимальных затратах. Минимизация  затрат достигается в первую очередь оптимизацией структуры источников формирования оборотных средств, т.е. разумным сочетанием собственных, кредитных и заемных ресурсов.

Исследование рынка сырья и материалов – один из элементов планирования материально-технического обеспечения предприятия. Определение потребности в материальных ресурсах – центральное звено в планировании материально-технического снабжения предприятия. Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, потребность на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.

 

Под логистикой понимается интегрированное управление материальными потоками, основанное на синхронизации и гармонизации внутрифирменных и коммерческих процессов и нацеленное на оптимизацию товародвижения, запасов и издержек, обеспечение высокого качества обслуживания.

Материальный поток – это  движение продуктов труда на всех стадиях формирования товара: сырье – полуфабрикаты – готовая продукция – вторичные ресурсы.

Материальный запас – статистическая совокупность товарно-материальных ценностей. Несмотря на значительные суммы, расходуемые  на поддержание запасов, ни одно предприятие не может обойтись без них. Это связано с возможными потерями: от недозагрузки или простоев производственных мощностей; возможных потерь потенциальных потребителей из-за отсутствия в достаточном количестве готовой продукции.

Производственные запасы предназначены для производственного потребления и должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса. К ним относятся предметы труда, поступившие к потребителю, но еще не использованные и не подвергнутые переработке. К ним относятся предметы труда, поступившие к потребителю, но еще не использованные и не подвергнутые переработке. Учитываются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях.

Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей материальными ресурсами. К ним относятся запасы готовой продукции, а также запасы в каналах распределения.

Текущие запасы обеспечивают непрерывность производственного и торгового процесса между двумя поставками. Подготовительные запасы (буферные) выделяются из производственных запасов при необходимости дополнительной их подготовки перед использованием в производстве (напр. сушка леса).

Гарантийные запасы (страховые) предназначены для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и в величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов – величина постоянная.

Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства продуктов, их потребления или транспортировки и должны обеспечивать нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке продукции. Переходящие запасы – это остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Предназначаются для обеспечения непрерывности производства в отчетном и следующем за отчетным периоде до очередной поставки.

Цепь поставок – система хозяйственных связей предприятий поставщиков и субпоставщиков, потребителей и организаций, обслуживающих товародвижение в процессе материально-технического снабжения или сбыта продукции.

Цель управления запасами – обеспечить максимально «тонкий», но непрерывный поток материальных ресурсов. В сфере закупок и снабжения производственные материальные запасы подразделяются на текущие, страховые и подготовительные.

Управление производственными запасами на предприятии связано с объективными трудностями:

- необходимо планировать запасы  тысяч наименований потребляемых  ресурсов;

- фактические условия поставки  материалов нередко отличаются  от планируемых, что требует  оперативного регулирования уровня запасов;

- формирование портфеля заказов  на готовую продукцию (услуги) организации осуществляется в  течение всего текущего периода,  т.е. неограниченно периодом договорной  кампании предпланового года. Постоянный  приток маркетинговых заказов  требует оперативных закупок материалов на рынке, уже обремененном ранее заключенными сырьевыми контрактами, что затрудняет эффективное управление процессом формирования производственных запасов.

 

Наименование метода

Краткое описание, сфера применения

Метод фиксированного размера заказа

Размер партии заказа рассчитывается по формуле Вилсона. Заказ делается при израсходовании половины текущего запаса. Используется для материалов группы А.

Метод фиксированного интервала  между заказами

Запасы классифицируются по методу АВС. Определяются максимальный запас и периодичность контроля за фактическим уровнем запаса по каждой группе. На дату проверки делается заказ в объеме его пополнения до максимального. Используется для групп А и В

Метод «двух ящиков»

Текущий запас размещается в одном месте склада, страховой (50% текущего) в другом. Текущий запас рассчитан исходя из времени исполнения заказа. Применяется при поставке материала со склада оптовой организации для продукции группы «С»

Метод «минимакс –  Сс»

Комбинирование методов фиксированных размера заказа и интервала заказов. Используется в виду его комплексности в основном для самых важных ресурсов, например группы А

Метод СRР (программа постоянного пополнения запасов)

Поставщик без заказов  регулирует поставки исходя из оперативных данных о запасах у потребителя. Метод применим при наличии электронной связи между контрагентами, кодификации товаров, возможности быстрой их доставки

Метод «нулевого запаса»

Работа без запасов  на основе суточных графиков завоза. Применяется в логистических системах типа «канбан», «точно в срок»


 

Рис.6. Методы управления производственными  запасами

 

Метод фиксированного размера заказа основан на формуле Вилсона:


ОРЗ =          2АП


                        З

Где: ОРЗ – оптимальный размер заказа, шт;

А – затраты на поставку единицы  заказываемой продукции (стоимость транспортировки и оформления заказа), руб.;

П – потребность в заказываемой продукции, в шт.;

 З – затраты на хранение  единицы заказываемой продукции,  руб./шт.

 

Метод фиксированного интервала: И = Д :  _ П__ ,

                                                                            ОРЗ

Где: И – интервал времени между  заказами, дн.;

         Д –  число рабочих дней в году, дн.;

         П –  потребность в заказываемой продукции,  дн.;

         ОРЗ –  оптимальны размер заказа, шт.

Метод «двух ящиков» предельно  прост, но весьма эффективен и подходит для малого бизнеса.

Методы СRР и «нулевого запаса» требуют создания на предприятиях – поставщиках и потребителях сопряженных логистических систем, довольно дорогих и сложных в эксплуатации. Вместе с тем отдельные элементы этих методов, например согласованные оперативно-календарные графики, успешно применяются в российском домостроении при поставке растворов, бетона, панелей на строительные площадки, минуя склады комплектующих организаций.

На основе рассмотренных методов  в организации определяются нормы производственных запасов, которые используются как при управлении поставками, так и при расчете нормативов оборотных средств.

 

Анализ маржи покрытия.

Маржа покрытия – разность между выручкой от реализации продукции В и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию Зпер.

МП = В – Зпер,

Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности. Служит основой для  определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию. А также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческих решений.

Сравнение маржинальной прибыли с  суммой постоянных расходов Зпост организации отражает финансовый результат от операционной деятельности:

П = МП – Зпост

Если МП < Зпост – предприятие терпит убытки.

Информация о работе Управление предприятием